Сенсорная комната - как коррекционно-развивающее пространство в работе учителя-дефектолога
статья

Сенсорная комната  - как коррекционно-развивающее пространство в работе учителя-дефектолога

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sk.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная комната  - как коррекционно-развивающее пространство в работе учителя-дефектолога

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Основное условие включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство – это создание адаптивной образовательной среды.

Что необходимо включать для организации данной среды? Это:

  • организация пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
  • организация временного режима обучения;
  • организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
  • технические средства обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • методический и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям детей, в соответствии с ФГОС;
  • специальное коррекционно-развивающее оборудование.

Образовательное развивающее пространство должно обеспечивать целенаправленную, систематическую деятельность педагогов, направленную на всестороннее развитие обучающегося.

Одним из важных условий организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является оснащение его специальным оборудованием:

  • для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимо подбирать специальные кресла с подлокотниками, многофункциональные подъемные устройства, специальные столы, корректоры осанки и др.;
  • для детей, имеющих нарушения зрения: специальные оптические средства (очки, лупы); тактильные панели; специальное дидактическое оснащение учебная литература (шрифт Брайля, тактильные пособия);  
  • для детей, имеющих нарушения слуха: слуховые аппараты, электроакустическое оборудование индивидуального пользования.

Использование специального оборудования в коррекционно-развивающей работы позволяет повысить эффективность воздействия за счет включения дополнительных возможностей.

В настоящее время приоритетным направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выступает создание условий для полноценного развития детей, и именно, сенсорная комната выступает неотъемлемой частью при работе с данной категорией детей.

В работе учителя-дефектолога,  как один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей являются занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для расслабления, развития и обучения ребёнка с ограниченными особенностями здоровья.

Преимущества сенсорной комнаты для ребенка с ОВЗ заключается в изолированности, необычности обстановки, в естественном настрое релаксации, ухода от стрессовых стимулов внешнего мира.

Вся сенсорная комната делится на три блока:

1 среда тёмной сенсорной комнаты

2 среда светлой сенсорной комнаты

3 среда для сенсомоторного развития

Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.

Основной принцип построения занятий – это комплексный подход, позволяющий решать коррекционные, развивающие и воспитательные задачи.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

  • развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);
  • коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции).

Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая

из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы

зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Это комната –

«сказка», где всё журчит, звучит, переливается, манит, где ребенок чувствует

себя комфортно и готов познавать окружающий мир. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, многофункционально, воздействует на все органы чувств человека.

В зависимости от направленности воздействия на центральную нервную систему все оборудование подразделяется на два функциональных блока:

  1. релаксационный блок включает набор кресел-кубов, мягкие напольные покрытия, фоно-теку релаксационной музыки; активизирующий блок охватывает все оборудование со светооптическими эффектами, развивающие игры, тренажеры, сенсорную тропу для ног, массажные мячи и валики, водные настольные фонтаны и т. п.;
  2. коррекционно-развивающий блок представлен диагностическим инструментарием; методической литературой и пособиями, настенными модулями для упражнения в развитии запястья – движение по прорези, настенным модулем с объемными телами и зеркалами, настенным модулем «Сравнение цветов», большими и малыми мячами, а также различными игрушками и дидактическими материалами.

Для проведения коррекционно-педагогической работы по стимулированию психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья можно использовать оборудование темной сенсорной комнаты, включающее: тактильно – световую пузырьковую трубу, световой мерцающий ковер «Млечный путь», сухой бассейн, тактильная дорожка, тактильные панели, музыкальные панели, фиброоптический душ, мягкие модули, пуфы; световой стол для песочной терапии и др.

Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка и отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены.

Таким образом, сенсорная комната – как коррекционно-развивающее пространство  создаёт все необходимые условия и среду для успешного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья:

  • релаксация и снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности обучающегося;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • фиксирование и управление вниманием ребенка, поддержание у него интереса и познавательной активности;
  • тонизирование психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
  • общая коррекция психоэмоционального состояния ребенка;
  • расширение кругозора ребенка, пространственных представлений, восприятия разнообразных свойств предметов;
  • активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  • создание чувства безопасности, защищенности;
  • развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

В заключение, сенсорная комната  в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья  - это самое уникальное решение сложных проблем в коррекционной работе,  и выступает как незаменимый помощник всем педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

В данной презентации изложены основные направления  и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...

Презентация "Занятия по психомоторной коррекции в системе комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога"

Презентация направлений работы учителя-дефектолога по психомоторной коррекции учащихся...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп

презентация Семинара для логопедов и воспитателей ДОУ "Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп "...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...

«Сенсорное развитие, как одно из направлений коррекционной работы учителя- дефектолога»

Цель коррекционной работы учителя-дефектолога по развитию сенсорной сферы обучающихся – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Учитель-дефект...