Сенсорная комната - как коррекционно-развивающее пространство в работе учителя-дефектолога
статья
Сенсорная комната - как коррекционно-развивающее пространство в работе учителя-дефектолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sk.docx | 39.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная комната - как коррекционно-развивающее пространство в работе учителя-дефектолога
Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Основное условие включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство – это создание адаптивной образовательной среды.
Что необходимо включать для организации данной среды? Это:
- организация пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
- организация временного режима обучения;
- организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
- технические средства обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья;
- методический и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям детей, в соответствии с ФГОС;
- специальное коррекционно-развивающее оборудование.
Образовательное развивающее пространство должно обеспечивать целенаправленную, систематическую деятельность педагогов, направленную на всестороннее развитие обучающегося.
Одним из важных условий организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является оснащение его специальным оборудованием:
- для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимо подбирать специальные кресла с подлокотниками, многофункциональные подъемные устройства, специальные столы, корректоры осанки и др.;
- для детей, имеющих нарушения зрения: специальные оптические средства (очки, лупы); тактильные панели; специальное дидактическое оснащение учебная литература (шрифт Брайля, тактильные пособия);
- для детей, имеющих нарушения слуха: слуховые аппараты, электроакустическое оборудование индивидуального пользования.
Использование специального оборудования в коррекционно-развивающей работы позволяет повысить эффективность воздействия за счет включения дополнительных возможностей.
В настоящее время приоритетным направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выступает создание условий для полноценного развития детей, и именно, сенсорная комната выступает неотъемлемой частью при работе с данной категорией детей.
В работе учителя-дефектолога, как один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей являются занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для расслабления, развития и обучения ребёнка с ограниченными особенностями здоровья.
Преимущества сенсорной комнаты для ребенка с ОВЗ заключается в изолированности, необычности обстановки, в естественном настрое релаксации, ухода от стрессовых стимулов внешнего мира.
Вся сенсорная комната делится на три блока:
1 среда тёмной сенсорной комнаты
2 среда светлой сенсорной комнаты
3 среда для сенсомоторного развития
Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.
Основной принцип построения занятий – это комплексный подход, позволяющий решать коррекционные, развивающие и воспитательные задачи.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
- развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);
- коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции).
Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая
из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы
зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Это комната –
«сказка», где всё журчит, звучит, переливается, манит, где ребенок чувствует
себя комфортно и готов познавать окружающий мир. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, многофункционально, воздействует на все органы чувств человека.
В зависимости от направленности воздействия на центральную нервную систему все оборудование подразделяется на два функциональных блока:
- релаксационный блок включает набор кресел-кубов, мягкие напольные покрытия, фоно-теку релаксационной музыки; активизирующий блок охватывает все оборудование со светооптическими эффектами, развивающие игры, тренажеры, сенсорную тропу для ног, массажные мячи и валики, водные настольные фонтаны и т. п.;
- коррекционно-развивающий блок представлен диагностическим инструментарием; методической литературой и пособиями, настенными модулями для упражнения в развитии запястья – движение по прорези, настенным модулем с объемными телами и зеркалами, настенным модулем «Сравнение цветов», большими и малыми мячами, а также различными игрушками и дидактическими материалами.
Для проведения коррекционно-педагогической работы по стимулированию психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья можно использовать оборудование темной сенсорной комнаты, включающее: тактильно – световую пузырьковую трубу, световой мерцающий ковер «Млечный путь», сухой бассейн, тактильная дорожка, тактильные панели, музыкальные панели, фиброоптический душ, мягкие модули, пуфы; световой стол для песочной терапии и др.
Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка и отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены.
Таким образом, сенсорная комната – как коррекционно-развивающее пространство создаёт все необходимые условия и среду для успешного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья:
- релаксация и снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности обучающегося;
- развитие зрительно-моторной координации;
- фиксирование и управление вниманием ребенка, поддержание у него интереса и познавательной активности;
- тонизирование психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
- общая коррекция психоэмоционального состояния ребенка;
- расширение кругозора ребенка, пространственных представлений, восприятия разнообразных свойств предметов;
- активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
- создание чувства безопасности, защищенности;
- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
В заключение, сенсорная комната в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья - это самое уникальное решение сложных проблем в коррекционной работе, и выступает как незаменимый помощник всем педагогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга
В данной презентации изложены основные направления и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...
Презентация "Занятия по психомоторной коррекции в системе комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога"
Презентация направлений работы учителя-дефектолога по психомоторной коррекции учащихся...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....
Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп
презентация Семинара для логопедов и воспитателей ДОУ "Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп "...
«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Успешное преодоление слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...
«Сенсорное развитие, как одно из направлений коррекционной работы учителя- дефектолога»
Цель коррекционной работы учителя-дефектолога по развитию сенсорной сферы обучающихся – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Учитель-дефект...