Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ
статья на тему
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные средства обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_statya.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные средства обучения. Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни. Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Логично возникает вопрос о необходимости использования компьютера в работе учителя – дефектолога.
Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, мотивационной сферы.
Эти выводы подтверждают в свих исследованиях многие специалисты, среди них – С.Л. Новоселова, Л. А. Парамонова и др.
Использование ИКТ в ДОУ имеет ряд преимуществ:
доступ к разнообразным источникам информации - Интернет; возможность опосредованного консультирования и просвещения; точность и быстроту обработки диагностического материала; большой интерес детей к современным информационным технологиям; наличие компьютерных развивающих тренажеров; высокое качество и наглядность стимулирующего материала.
Направления коррекционной работы учителя – дефектолога с использованием ИКТ:
- Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
- Занятия по формированию математических представлений.
- Работа над развитием и коррекцией познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
- Формирование зрительно-пространственных отношений.
- Сенсорно- перцептивное развитие.
Мы постоянно пополняем медиатеку – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также нами созданных:
- текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);
- табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);
- графическая (графики обследования, диагностический материал);
- звуковая (мелодии без слов, песни, стихи, звуки и звукоподражания);
подобраны звуковые файлы по следующим темам:
- Звуки дома
- Звуки деятельности человека.
- Звуки, которые издают животные, птицы.
- Звуки, которые издают музыкальные инструменты.
- видеоинформация (фильмы и клипы);
- анимация; - картинки; - фотографии;
- слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);
Разработаны авторские презентации, дидактические игры по всем лексическим темам «Времена года», «Цветы», «Космос», «Птицы», «Животные» и др. По математике «Счет», «Количество», «Дни недели» и др. Презентации озвучены, включены клипы, сказки, стихи по теме.
В качестве цифрового образовательного ресурса, включая региональный компонент, нами создана подборка фотографий «Животные и природа Хакасии», «Мой Любимый Абакан», «Интересные места Хакасии».
Презентации используем, как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей детей.
На каждую тему созданы различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания(зашумленные изображения «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»); памяти( « Чего не стало?», «Что изменилось?»); наглядно – действенного и словесно – логического мышления (аналогии, исключения, сериации). Сюда же включаются упражнения на развитие слуховой памяти, конструктивного праксиса, графо - моторных навыков по изучаемой теме. С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны мультимедийные музыкальные физминутки и упражнения на профилактику нарушений зрения.
- Нами было апробированы компьютерные игры и программы: «Компьютер для малышей», «Подготовка к школе»,; «Планета чисел для малышей»; «Занимательная арифметика»; «Занимательная геометрия», «Учимся считать»; «Развиваем мышление»; «Времена года»; «Считаем с Хрюшей», «Уроки тетушки Совы», «Двенадцать месяцев», «Лесная школа» и другие.
Мы постоянно предлагаем родителям, воспитателям познакомиться с интересными сайтами, которые окажут помощь в воспитании и коррекции детей.
Практика показала, что при условии систематического использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения, значительно повышается эффективность коррекционно – развивающей работы.
По результатам мониторинга прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.
Таким образом, использование ИКТ в работе учителя – дефектолога, мы рассматриваем, как крайне необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам с ОВЗ, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации.
Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Использование информационно- коммуникационных технологий в деятельности учителя математики и информатики»
Опыт работы по теме: «Использование информационно- коммуникационных технологий в деятельности учителя математики и информатики» учителя информатики и математики МОУ лицея №6 г. Ессентуки Че...
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС.
В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному развитию школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога.
В последние годы отмечается увеличение количество детей с ОВЗ. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...
«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС»
Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда/ дефектолога
Выступление на РМО...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми ОВЗ
Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного ма...