Коррекционная работа с детьми, имеющимиФФНР.
статья
Этапы работы при ФФНР по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_s_detmi_imeyushchimi_ffnr.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ФФНР.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками ( дети с нарушениями письма и чтения).
Коррекция ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ при ФФНР включает в себя следующие этапы:
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
На этом этапе работа направлена на выработку чётких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке звуков, а так же на развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи( «снежинки», вата, трубочки и т.д.)
- ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Здесь начинается работа по вызыванию ( постановке) нарушенных звуков, используя различные способы: подражательный, механический или смешанный. И автоматизация поставленных звуков ( изолированно, в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, в предложениях, в связной речи).
- ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Этот этап подразумевает автоматизацию звуков в спонтанной речи.
Одним из важных направлений коррекционной работы является РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Коррекционная работа включает в себя также три этапа:
- РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ. Проводятся упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по высоте, длительности, тональности. Воспроизведение ритмического рисунка на слух (начинаем работать с неречевыми звуками, потом с гласными, и только потом уже с согласными).
- РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА включает в себя упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях (начало, середина, конец), а так же упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляторным и акустическим свойствам.
- ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКО - БУКВЕННОГО АНЛИЗА И СИНТЕЗА слов предполагает:
- Последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.
- Последовательное вычленение и сочетание слогов.
- Обозначение гласных и согласных ( твёрдых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.
- Составление условно-графических схем.
Конечно, ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы принадлежат логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:
. диагностическая;
. профилактическая;
. коррекционно-педагогическая;
. организационно- методическая;
. контрольно-оценочная.
Однако, не следует забывать и о достаточно сильном потенциале других участниках коррекционного процесса - педагогическом коллективе, родителях и, наконец, самого ребёнка, которые существенным образом могут влиять на сроки и результаты логопедической работы, а в конечном итоге определяют эффективность обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"
В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...
Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»
С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...
Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях
Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий...
Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха в специальном (коррекционном учреждении)
программа индивидуальной работы, конспекты...
«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)
Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...
Применение нейрогимнастики в коррекционной работе с детьми с ЗПР для повышения эффективности коррекционного процесса
Дети, имеющие речевые и психические нарушения, быстро утомляются, имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его - эти характеристики являются приз...
Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках
ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...