Коррекционная работа с детьми, имеющимиФФНР.
статья

Пограничная Екатерина Геннадьевна

Этапы работы при ФФНР по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_rabota_s_detmi_imeyushchimi_ffnr.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ФФНР.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов  восприятия звуков речи.

Правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками ( дети с нарушениями письма и чтения).

Коррекция ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ при ФФНР включает в себя следующие этапы:

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

На этом этапе работа направлена на выработку чётких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке звуков, а так же на развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи( «снежинки», вата, трубочки и т.д.)

  1. ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И  НАВЫКОВ.

Здесь начинается работа по вызыванию ( постановке) нарушенных звуков, используя различные способы: подражательный, механический или смешанный. И автоматизация поставленных звуков ( изолированно, в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, в предложениях, в связной речи).

  1. ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Этот этап подразумевает автоматизацию звуков в спонтанной речи.

Одним из важных направлений коррекционной работы является РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Коррекционная работа включает в себя также три этапа:

  1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ. Проводятся упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по высоте, длительности, тональности. Воспроизведение ритмического рисунка на слух (начинаем работать с неречевыми звуками, потом с гласными, и только потом уже с согласными).
  2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА включает в себя упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях (начало, середина, конец), а так же упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляторным и акустическим свойствам.
  3. ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКО - БУКВЕННОГО АНЛИЗА И СИНТЕЗА слов предполагает:

- Последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.

- Последовательное вычленение и сочетание слогов.

- Обозначение гласных и согласных ( твёрдых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.

- Составление условно-графических схем.

Конечно, ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы принадлежат логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:

. диагностическая;

. профилактическая;

. коррекционно-педагогическая;

. организационно- методическая;

. контрольно-оценочная.

Однако, не следует забывать и о достаточно сильном потенциале других участниках коррекционного процесса - педагогическом коллективе, родителях и, наконец, самого ребёнка, которые существенным образом могут влиять на сроки и результаты логопедической работы, а в конечном итоге определяют эффективность обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»

С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и  модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях

Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий...

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

Применение нейрогимнастики в коррекционной работе с детьми с ЗПР для повышения эффективности коррекционного процесса

Дети, имеющие речевые и психические нарушения, быстро утомляются, имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его - эти характеристики являются приз...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...