Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
презентация к уроку

Чистоедова Татьяна Ивановна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klass.docx430.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Тема : «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

  Добрый день! Меня зовут Чистоедова Татьяна Ивановна, я работаю учителем – логопедом в д/с № 61. Большинство детей, с которыми мне приходится заниматься, имеют нарушение, недоразвитие фонематического слуха.  Напомню, что фонематический слух  - это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. У детей дошкольного возраста формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

  На своих логопедических занятиях для формирования фонематического слуха я использую разнообразные приёмы и задания.

  На первых этапах использую неречевые звуки в таких упражнениях: «Угадай, что звучит?», «Найди пару», «Угадай, чей голос». Затем задания усложняются, переходим к узнаванию звуков. Очень нравится детям упражнение «Поймай звук», когда я прошу ребёнка хлопнуть в ладоши (поймать звук), если он услышит заданный ему звук. С каждым разом задания усложняются. Хочу представить вашему вниманию одно из пособий, которое я использую в своей работе по формированию фонематического слуха. Пособие называется «Давай дружить», вот оно перед вами. На подставочках размещены шесть весёлых Капитошек. У каждого из них есть кармашек для картинки. Ребёнок должен подружить (соединить ручки) тех Капитошек, в карманах которых будут картинки с похожими названиями.

IMG_20171013_075935.jpgIMG_20171013_080119.jpgIMG_20171013_080158.jpgIMG_20171013_080233.jpg

                IMG_20171013_080305.jpgIMG_20171013_080337.jpgIMG_20171013_080419.jpg

  Сначала показываю и называю картинки парами. Картинки подобраны таким образом, что их названия отличаются только одним звуком.

   Например:    Рак – мак

                         Колено – полено

                         Майка – гайка

  Ребёнок внимательно смотрит на картинки и проговаривает каждое слово. Затем я раскладываю картинки  в кармашки Капитошкам в произвольном порядке и прошу ребёнка подружить тех Капитошек, в кармашках которых находятся картинки схожие по звучанию. Если ребёнок не справляется с заданием или допускает ошибки, я помогаю и исправляю их по ходу работы. В заключении прошу ребёнка назвать слова парами и объяснить, какими звуками они отличаются.

    Например:      Рак – мак                 [ р ], [ м ]

                            Колено – полено    [ к ], [ п ]

                            Майка – гайка        [ м ], [ г ].

   Постепенно можно усложнять задания. Предложить детям рассмотреть и назвать картинки не попарно а в разброс.

    Например:  Рак, майка, полено, мак, гайка, колено.

  Дальше порядок работы остаётся прежним. Или можно  предложить детям три картинки, названия которых произносятся  похоже.

Например:   Моток – каток – венок

                      Лимон – вагон – батон       и т.д.

  А теперь я предлагаю вам вместе со мной выполнить похожее задание.

  Работа с залом ( приглашаются желающие)

  В заключении хочу отметить, что детям данное пособие очень нравится. Они с удовольствием выполняют задания, стараются не допускать ошибок. В такой игровой форме навыки по формированию фонематического слуха приобретаются легче и усваиваются надолго.

   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...

Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

семенар-практикум для педагогов по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста"

В данной консультации, даны игры для развития чувства ритма у детей....

Автоматизация звука [Ш], развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Автоматизация звука [Ш], развитие фонематического слуха....

Рекомендации для родителей: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ   «Развитие фонематического слуха». Это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Консультация, направленная на развитие у ребенка фонематического слуха...