Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Тема : «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Добрый день! Меня зовут Чистоедова Татьяна Ивановна, я работаю учителем – логопедом в д/с № 61. Большинство детей, с которыми мне приходится заниматься, имеют нарушение, недоразвитие фонематического слуха. Напомню, что фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. У детей дошкольного возраста формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
На своих логопедических занятиях для формирования фонематического слуха я использую разнообразные приёмы и задания.
На первых этапах использую неречевые звуки в таких упражнениях: «Угадай, что звучит?», «Найди пару», «Угадай, чей голос». Затем задания усложняются, переходим к узнаванию звуков. Очень нравится детям упражнение «Поймай звук», когда я прошу ребёнка хлопнуть в ладоши (поймать звук), если он услышит заданный ему звук. С каждым разом задания усложняются. Хочу представить вашему вниманию одно из пособий, которое я использую в своей работе по формированию фонематического слуха. Пособие называется «Давай дружить», вот оно перед вами. На подставочках размещены шесть весёлых Капитошек. У каждого из них есть кармашек для картинки. Ребёнок должен подружить (соединить ручки) тех Капитошек, в карманах которых будут картинки с похожими названиями.
Сначала показываю и называю картинки парами. Картинки подобраны таким образом, что их названия отличаются только одним звуком.
Например: Рак – мак
Колено – полено
Майка – гайка
Ребёнок внимательно смотрит на картинки и проговаривает каждое слово. Затем я раскладываю картинки в кармашки Капитошкам в произвольном порядке и прошу ребёнка подружить тех Капитошек, в кармашках которых находятся картинки схожие по звучанию. Если ребёнок не справляется с заданием или допускает ошибки, я помогаю и исправляю их по ходу работы. В заключении прошу ребёнка назвать слова парами и объяснить, какими звуками они отличаются.
Например: Рак – мак [ р ], [ м ]
Колено – полено [ к ], [ п ]
Майка – гайка [ м ], [ г ].
Постепенно можно усложнять задания. Предложить детям рассмотреть и назвать картинки не попарно а в разброс.
Например: Рак, майка, полено, мак, гайка, колено.
Дальше порядок работы остаётся прежним. Или можно предложить детям три картинки, названия которых произносятся похоже.
Например: Моток – каток – венок
Лимон – вагон – батон и т.д.
А теперь я предлагаю вам вместе со мной выполнить похожее задание.
Работа с залом ( приглашаются желающие)
В заключении хочу отметить, что детям данное пособие очень нравится. Они с удовольствием выполняют задания, стараются не допускать ошибок. В такой игровой форме навыки по формированию фонематического слуха приобретаются легче и усваиваются надолго.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...
Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
семенар-практикум для педагогов по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста"
В данной консультации, даны игры для развития чувства ритма у детей....
Автоматизация звука [Ш], развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Автоматизация звука [Ш], развитие фонематического слуха....
Рекомендации: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие фонематического слуха». Это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих...
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Консультация, направленная на развитие у ребенка фонематического слуха...