Специальная индивидуальная программа развития по учебному предмету «Математические представления»
рабочая программа (10 класс)
У обучающихся с умеренной умственной отсталостью необходимо пробудить интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem.predstavl.10_kl.docx | 65.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная индивидуальная
программа развития
по учебному предмету «Математические представления»
(из образовательной области «Математика»)
Козлячкова Данилы, обучающегося на дому
10 класса ОГКОУШ №23 г.Ульяновска
на 2017-2018 уч.г.
Рассмотрено и одобрено на заседании Педагогического совета от «_____»________ 2017г протокол №______ | Ответственный за реализацию программы: Абулева Н.И., учитель ВК |
СОГЛАСОВАНО:
Родитель /законный представитель/:
/Козлячкова Е.В./
Ульяновск, 2017 г.
Содержание образования специальной индивидуальной программы развития обучающегося 10 класса по учебному предмету «Математические представления»
Содержание программы по учебному предмету «Математические представления» для обучения детей с умеренной умственной отсталостью сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно–ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи.
Цель обучения: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Задачи изучения:
- развитие познавательной деятельности, личностных качеств обучающегося, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, любознательности;
- формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных, пространственных, временных представлениях;
- формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
- овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
1. Общая характеристика учебного предмета.
Процесс обучения по учебному предмету «Математические представления» неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение по учебному предмету «Математические представления» носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить учащихся к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом.
У обучающихся с умеренной умственной отсталостью необходимо пробудит интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Используются методы: беседа, экскурсии, демонстрация, наблюдение, самостоятельные работы.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающегося. Поэтому на уроках математики обучающиеся с умеренной умственной отсталостью повторяют собственную речь, которая является образцом для обучающегося.
При подаче материала обучающимся применяется чаще всего используемая в практике обучения математике типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
Содержание обучения по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (F71) базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.
С позиции принципа доступности рассматривается предъявляемый учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.
Привлечение жизненного опыта, организация возможно большего количества практической деятельности в процессе обучения математике, является важнейшим фактором в организации обучения детей с умеренной умственной отсталостью.
Процесс обучения организуется на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы в первую очередь должны использоваться натуральные объекты и предметы в натуральную величину. Виды работ расположены в степени доступности («от простого - к сложному»).
При составлении программы использованы учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
2. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом математика в классе для детей с умеренной умственной отсталостью изучается:
Количество часов Класс | В неделю | В год |
10 | 1 час | 35 часов |
3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Математические представления»
Познавательные ценности:
- научится использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- овладеет основами, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые начальные вычислительные навыки;
- научится применять математические знания и представления для решения учебных задач в пределах программы, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
- получит представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно действия сложения и вычитания с числами в пределах программы; накопят некоторый опыт решения простых текстовых задач;
- познакомится с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры.
Ценность добра: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Коммуникативные ценности: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Ценность человечества: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
4. Планируемые результаты освоения учебной программы
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков, которые могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
В основе содержания обучения математике лежит овладение обучающимися следующими видами ключевых компетенций:
- Учебно-познавательная. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Социальная. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.). Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
- Коммуникативная. Включают знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; формирование уважительного отношения к окружающим.
- Ценностно-смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Личностного самоопределения. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
При изучении предмета математики у обучающегося должны быть сформированы следующие учебные действия и ключевые компетенции:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции).
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (информационно-коммуникативные компетенции).
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с учителем (информационно-коммуникативные компетенции).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, плоские геометрические фигуры (учебно-познавательные компетенции).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков) (учебно-познавательные компетенции).
В сфере познавательных учебных действий должны быть cформированы:
1) Элементарные математические представления о форме, величине; пространственные, временные представления.
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
- Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 17 (20-ти)
- Умение обозначать арифметические действия знаками.
- Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
- Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.
- Умение определять длину, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
В сфере личностных учебных действий должны быть сформированы:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);
- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения (учебно-познавательные компетенции);
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
- ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
- понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение (социальные компетенции);
В сфере регулятивных учебных действий должны быть сформированы:
- умение выполнять инструкции учителя (учебно-познавательные компетенции);
- умение принимать и сохранять направленность взгляд на говорящего взрослого, на задание (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);
- умение использовать по назначению учебные материалы (учебно-познавательные и информационные компетенции);
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию (учебно-познавательные и социальные компетенции);
- умение выполнять задание от начала до конца (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);
- умение умения выполнять задание в течение определенного периода времени (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);
- умение выполнять задание с заданными качественными параметрами (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);
- умение выполнять учебные действия в материализованной(коммуникативные компетенции);
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
- умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности и т.д.
В сфере коммуникативных учебных действий должны быть сформированы:
- умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);
- умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции);
- умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (социальные и коммуникативные компетенции);
- умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию (социальные и коммуникативные компетенции);
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (социальные и коммуникативные компетенции);
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (социальные и коммуникативные компетенции);
- умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (социальные и коммуникативные компетенции).
5. Содержание учебного предмета «Математические представления»
Числа от 1 до 15 (повторение)
Название, обозначение. Числа однозначные двузначные.
Присчитывание и отсчитывание по единице (прямой и обратный счёт).
Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт. Счёт по 2, по 5.
Количественные, порядковые числительные.
Соотношение количества, числа и цифры.
Сравнение чисел по величине. Установление отношения больше, меньше, равно. Вычисление
лишних (недостающих) единиц в большем (меньшем) числе.
Сравнение чисел по их месту в числовом ряду.
Десятичный состав чисел от 11 до 15.
Приёмы сложения и вычитания в пределах 15. Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение и составление задач на нахождение суммы и остатка.
Геометрический материал
Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.
Построение отрезка такой же длины.
Величины, единицы измерения
Единицы (меры) времени месяц, год. Обозначение: 1 мес., 1 год. Порядок месяцев. Календарь. Соотношения: 1 год = 12 мес.
Числа от 1 до 16
Число 16. Числа однозначные, двузначные.
Письмо числа 16.
Присчитывание и отсчитывание по единице (прямой и обратный счёт).
Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт.
Количественные, порядковые числительные.
Соотношение количества, числа и цифры.
Сравнение чисел по величине. Установление отношения больше, меньше, равно. Вычисление
лишних (недостающих) единиц в большем (меньшем) числе.
Сравнение чисел по их месту в числовом ряду.
Десятичный состав числа 16.
Приёмы сложения и вычитания в пределах 16. Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение и составление задач на нахождение суммы и остатка.
Числа от 1 до 17
Число 17. Числа однозначные, двузначные.
Письмо числа 17.
Присчитывание и отсчитывание по единице (прямой и обратный счёт).
Присчитывание и отсчитывание двойками.
Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт.
Количественные, порядковые числительные.
Соотношение количества, числа и цифры.
Сравнение чисел по величине. Установление отношения больше, меньше, равно. Вычисление
лишних (недостающих) единиц в большем (меньшем) числе.
Сравнение чисел по их месту в числовом ряду.
Десятичный состав числа 17.
Приёмы сложения и вычитания в пределах 17. Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение и составление задач на нахождение суммы и остатка.
Требования к уровню подготовки выпускника 10 класса.
Планируемые результаты освоения (знания и умения):
- умение различать окружность и круг; чертить окружности разных радиусов; вычерчивать отрезки;
- умение пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями для установления порядка месяцев в году;
- знание количественных, порядковых числительных в пределах 17;
- знание десятичного состава чисел 16.17;
- умение читать, записывать, откладывать на счётах числа в пределах 17.
- умение сравнивать числа в пределах 17;
- умение присчитывать по 1,2,3,5 в пределах 17;
- умение выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 17;
- умение решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков;
- умение кратко записывать содержание задачи.
6. Тематическое планирование по учебному предмету «Математические представления»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Академический компонент | Базовые учебные действия. Планируемые результаты | |||
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | |||||
1 четверть | ||||||||
I. | Счет в пределах 20. Повторение Число 15. Десятичный состав числа 15. Письмо числа 15. | 1 | Формирование умения читать, записывать, откладывать на счётах числа в пределах 15.Уметь различать однозначные и двузначные числа. Знать десятичный состав числа 5 | Формирование внутренней позиции учащегося на понимание необходимости учения. | Формирование вводимых понятий, установление связи между вновь вводимыми и ранее изученными понятиями. | Формирование умения задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование умения выполнять инструкции учителя. | |
1. | ||||||||
2. | Присчитывание и отсчитывание по единице, двойке в пределах 15. | 1 | Формирование умения присчитывать по 1, 2. | Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Развитие зрительного внимания. Приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях. | Формирование умения задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование умения использовать по назначению учебные материалы. | |
3. | Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт в пределах 15. | 0,5 | Формирование знания порядкового счета в пределах 15, умения пересчитывать предметы в пределах 15. | Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Активизировать процессы припоминания. формирование у них умений обобщать причины однородных явлений | Формирование умения задавать вопросы необходимые для сотрудничества с партнёром. | Формирование умения выполнять действия по образцу. | |
4. | Количественные, порядковые числительные в пределах 15. | 0,5 | Формирование знания количественных, порядковых числительных в пределах 15. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Формирование умения использовать начальные математические знания для оценки количественных отношений. | Формирование умения строить высказывания, необходимые для сотрудничества с партнёром. | Формирование умения выполнять действия по подражанию | |
5. | Соотношение количества, числа и цифры в пределах 15. | 0,5 | Формирование умения соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. | Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной. | Формирование умения добывать новые знания, использовать начальные математические знания для описания окружающих процессов. | Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Формирование умения выполнять задание от начала до конца. | |
6. | Сравнение чисел по величине, по их месту в числовом ряду в пределах 15. | 0,5 | Формирование умения сравнивать числа по величине, по их месту в числовом в пределах 15. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика». | Формирование основ математической речи. Приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях. | Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Формирование умения выполнять задание с заданными качественными параметрами. | |
7. | Приёмы сложения и вычитания в пределах 15. | 0,5 | Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 15 с помощью предметов приёмом пересчитывания или присчитывания. | Адекватное понимание причин успешности / неуспешности учебной деятельности. | Развитие наглядно-действенного внимания и восприятия. | Формирование умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия. | Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя. | |
8. | Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 15. Измерение времени по часам с точностью до 1ч. | 0.5 | Формирование умения решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков. Формирование умения определять время по часам с точностью до 1 часа. | Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование умения находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. | Формирование умения строить сообщение в устной форме. | Формирование умения выполнять учебные действия в громкоречевой форме. | |
II. | Контрольная работа №1 (входная). «Решение примеров и задач в пределах 15». Анализ контрольной работы №1. Контрольная работа №2. «Решение примеров и задач в пределах 15». Анализ контрольной работы №2. | 1 1 1 1 | Формирование умения применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы. Умение работать над ошибками. | Формирование умения ориентироваться на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей. | Формирование умения находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. Формирование умений находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. | Формирование умения адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии алгоритму деятельности. | |
2 четверть | ||||||||
I. | Счет в пределах 20. Число 16. Десятичный состав числа 16. Письмо числа 16 | 1 | Формирование умения читать, записывать, откладывать на счётах числа в пределах 16, различать однозначные и двузначные числа. Формирование знания десятичного состава числа 16. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Формирование вводимых понятий, установление связи между вновь вводимыми и ранее изученными понятиями. | Формирование умения задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование умения выполнять инструкции учителя. | |
1. | ||||||||
2. | Присчитывание и отсчитывание по единице в пределах 16. | 1 | Формирование умения присчитывать по 1. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика». | Развитие зрительного внимания. Приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях. | Формирование умения задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование умения использовать по назначению учебные материалы | |
3. | Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт в пределах 16. | 0,5 | Формирование знания порядкового счета в пределах 16. умения пересчитывать предметы в пределах 16. | Формирование умения понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. | Активизировать процессы припоминания. формирование у них умений обобщать причины однородных явлений | Формирование умения задавать вопросы необходимые для сотрудничества с партнёром. | Формирование умения выполнять действия по образцу. | |
4. | Количественные, порядковые числительные в пределах 16. | 0,5 | Формирование знания количественных, порядковых числительных в пределах 16. | Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Формирование умения использовать начальные математические знания для оценки количественных отношений. | Формирование умения строить высказывания, необходимые для сотрудничества с партнёром. | Формирование умения выполнять действия по подражанию | |
5. | Соотношение количества, числа и цифры в пределах 16. | 0,5 | Формирование умения соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. | Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование умения добывать новые знания, использовать начальные математические знания для описания окружающих процессов. | Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Формирование умения выполнять задание от начала до конца. | |
6. | Сравнение чисел по величине по их месту в числовом ряду в пределах 16. | 0,5 | Формирование умения сравнивать числа по величине, по их месту в числовом ряду в пределах 16. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Формирование основ математической речи. Приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях. | Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Формирование умения выполнять задание с заданными качественными параметрами. | |
7. | Приёмы сложения в пределах 16. | 0,5 | Формирование умения выполнять сложение чисел в пределах 16 с помощью предметов приёмом пересчитывания или присчитывания. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика». | Развитие наглядно-действенного внимания и восприятия. | Формирование умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия. | Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя. | |
8. | Приёмы вычитания в пределах 16 | 0,5 | Формирование умения выполнять вычитание чисел в пределах 16 с помощью предметов приёмом пересчитывания или отсчитывания. | Формирование ориентации на понимание и принятие предложений и оценки учителя. | Формирование умения использовать начальные математические знания для оценки количественных отношений. | Формирование умения слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. | Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии алгоритму деятельности. | |
9. | Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 16. | 0,5 | Формирование умения решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков. | Формирование адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности. | Формирование умения находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. | Формирование умения строить сообщение в устной форме. | Формирование умения выполнять учебные действия в громкоречевой форме. | |
II. | Измерение времени по часам. Половина часа. | 0,5 | Формирование умения определять время по часам с точностью до 1 часа, до половины часа. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика». | Приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях. | Формирование умения договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. | Формирование умения выполнять учебные действия в умственной форме. | |
III. | Контрольная работа №3. «Сложение и вычитание чисел в пределах 16». Анализ контрольной работы №5. | 1 1 | Формирование умения применять полученные знания при выполнении контрольной работы. Умение работать над ошибками. | Формирование ориентации на понимание и принятие предложений и оценки одноклассников. | Формирование умения находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. | Формирование умения адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии алгоритму деятельности. | |
3 четверть | ||||||||
I. | Счет в пределах 20. Число 17. Десятичный состав числа 17. Письмо числа 17. | 1 | Формирование умения читать, записывать, откладывать на счётах числа в пределах 17.Уметь различать однозначные и двузначные числа. Знать десятичный состав числа 17. | Формирование внутренней позиции учащегося на понимание необходимости учения. | Формирование вводимых понятий, установление связи между вновь вводимыми и ранее изученными понятиями. | Формирование умения задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование умения выполнять инструкции учителя. | |
1. | ||||||||
2. | Присчитывание и отсчитывание по единице, двойке в пределах 17 | 1 | Формирование умения присчитывать по 1, 2. | Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях. | Формирование умения задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование умения использовать по назначению учебные материалы. | |
3. | Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт в пределах 17 | 0,5 | Формирование знания порядкового счета в пределах 17, умения пересчитывать предметы в пределах 17. | Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Активизировать процессы припоминания. формирование у них умений обобщать причины однородных явлений | Формирование умения задавать вопросы необходимые для сотрудничества с партнёром. | Формирование умения выполнять действия по образцу. | |
4. | Количественные, порядковые числительные в пределах 17 | 0,5 | Формирование знания количественных, порядковых числительных в пределах 17. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Формирование умения использовать начальные математические знания для оценки количественных отношений. | Формирование умения строить высказывания, необходимые для сотрудничества с партнёром. | Формирование умения выполнять действия по подражанию | |
5. | Соотношение количества, числа и цифры в пределах 17. | 0,5 | Формирование умения соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. | Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной. | Формирование умения добывать новые знания, использовать начальные математические знания для описания окружающих процессов. | Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Формирование умения выполнять задание от начала до конца. | |
6. | Сравнение чисел по величине, по их месту в числовом ряду в пределах 17 | 0,5 | Формирование умения сравнивать числа по величине, по их месту в числовом ряду в пределах 17. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика». | Формирование основ математической речи. Приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях. | Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Формирование умения выполнять задание с заданными качественными параметрами. | |
7. | Приёмы сложения в пределах 17. | 1 | Формирование умения выполнять сложение чисел в пределах 17 с помощью предметов приёмом пересчитывания или присчитывания. | Адекватное понимание причин успешности / неуспешности учебной деятельности. | Развитие наглядно-действенного внимания и восприятия. | Формирование умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия. | Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя. | |
8. | Приёмы вычитания в пределах 17. | 1 | Формирование умения выполнять вычитание чисел в пределах 17 с помощью предметов приёмом пересчитывания или отсчитывания. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика». | Формимрование умения использовать начальные математические знания для оценки количественных отношений. | Формирование умения слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. | Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии алгоритму деятельности. | |
9. | Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 17. | 1 | Формирование умения решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков. | Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование умения находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. | Формирование умения строить сообщение в устной форме. | Формирование умения выполнять учебные действия в громкоречевой форме. | |
II. | Единицы времени: месяц, год. Обозначение. Порядок месяцев. Календарь. | 1 | Формирование знаний порядка месяцев в году, умений соотносить 1 год – 12 месяцев. | Формирование ориентации на понимание и принятие предложений и оценки учителя | Приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях. | Формирование умения договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. | Формирование умения выполнять учебные действия в умственной форме. | |
III. | Контрольная работа №4. «Решение примеров и задач в пределах 14». Анализ контрольной работы №4. | 1 1 | Формирование умения применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы. Умение работать над ошибками. | Формирование умения ориентироваться на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей. | Формирование умения находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. | Формирование умения адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии алгоритму деятельности. | |
4 четверть | ||||||||
I. | Счет в пределах 20. Повторение. Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 17. | 1 | Формирование умения читать, записывать, откладывать на счётах числа в пределах 17, различать однозначные и двузначные числа. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Формирование вводимых понятий, установление связи между вновь вводимыми и ранее изученными понятиями. | Формирование умения задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование умения выполнять инструкции учителя. | |
1. | ||||||||
2. | Приёмы сложения и вычитания в пределах 17. | 1 | Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 17. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика». | Развитие наглядно-действенного внимания и восприятия. | Формирование умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия. | Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя. | |
3. | Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 17. | 1 | Формирование умения решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков. | Формирование адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности. | Формирование умения находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. | Формирование умения строить сообщение в устной форме. | Формирование умения выполнять учебные действия в громкоречевой форме. | |
II. | Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. | 1 | Формирование умения построения окружности с помощью циркуля. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика». | Приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях. | Формирование умения договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. | Формирование умения выполнять учебные действия в умственной форме. | |
III. | Контрольная работа №5. «Сложение и вычитание чисел в пределах 17. Анализ контрольной работы №5. | 1 1 | Формирование умения применять полученные знания при выполнении контрольной работы. Умение работать над ошибками. | Формирование ориентации на понимание и принятие предложений и оценки учителя | Формирование умения применять математические знания и представления для решения учебных задач. | Формирование умения адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | Формирование умения самосто-ятельно перехо-дить от одного за-дания к другому в соответствии ал-горитму деятельности. | |
IV. | Контрольная работа №6 (итоговая) «Решение примеров и задач в пределах 17». Анализ контрольной работы №6. | 1 1 | Формирование умения применять полученные знания при выполнении контрольной работы. Умение работать над ошибками. | Формирование ориентации на понимание и принятие предложений и оценки учителя | Формирование умения применять математические знания и представления для решения учебных задач. | Формирование умения адекватно реагировать на внешний контроль и оценку. | Формирование умения самосто-ятельно перехо-дить от одного задания к другому в соответствии алгоритму деятельности. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по учебному предмету «Математические представления».
На уроках применяются комплексно все методы обучения:
Практические: привлечение жизненного опыта, организация возможно большего количества практической деятельности.
Словесные: описание, рассказ, объяснение.
Наглядные: натуральные объекты и предметы в натуральную величину, различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий («Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
Работа с учебником.
Метод демонстрации.
К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках математики относятся – персональные компьютеры и мультимедиапроектор.
Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий я применяю следующие:
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений;
- тестирование на компьютере; компьютерные презентации;
- работа на интерактивной доске.
Учебно-методический комплекс.
Для реализации цели и задач обучения математике по данной программе используется УМК издательств:
1. Алышева, Т.В. Математика 1класс / Т.В. Алышева. - М.: Просвещение, 2011. – 128 с.
2. Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида подготовительный и 1-4 классы / под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2001. - 149 с.
3. Колесникова, Е.В. «Я считаю до десяти»: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет / Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
4. Колесникова, Е.В. «Я считаю до двадцати»: Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004
5. Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика в начальном образовании / В.А. Лапшин, В.А. Пузанов. – М.: Просвещение,1990. – 143 с.
6. Математика малышам (часть 1, 2): Серия «Рабочие тетради дошкольника» / - М.: ООО ВК «Дакота» Солнечные ступеньки, 2005 - 24 с.
7. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов. — 4-е изд., переработанное / — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.
8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
9. Строганова, Л.В Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками / Л.В Строганова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – 112 с.
10. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М. Н. Перова – М.: Просвещение, 1997 – 118 с.
11. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе / Перова. - М.: «Владос» 1999. – 404 с.
12. Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы / В.В.Эк – М.: Просвещение, 1990 – 178 с.
13. Эк, В.В. Дидактический материал по математике. 1, 2, 3 классы / В.В. Эк – М.: Просвещение, 1992 – 218 с.
Система оценки достижения обучающимися с умеренной умственной отсталостью планируемых предметных результатов освоения адаптированной образовательной программы по учебному предмету «Математические представления».
Содержание мониторинга достижений планируемых предметных результатов в образовательном процессе.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Математика» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Текущая аттестация обучающихся по учебному предмету «Математические представления» включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения адаптированной образовательной программы.
Годовая аттестация представляет собой оценку результатов освоения адаптированной образовательной программы, по итогам учебного года. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Результаты анализа представляются в таблице овладения обучающимися программой по учебному предмету.
По итогам освоения отраженных в адаптированной образовательной программе задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка.
При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных параметров, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывается степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в образовательной области будет создавать основу для корректировки адаптированной образовательной программы, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем условных единицах:
Система оценочных показателей предметных результатов:
№ | Степень самостоятельности обучающегося | Оценочные показатели (в баллах) |
Действие не выполняет | 0 баллов | |
Выполняет действие со значительной физической помощью | 1 балл | |
Выполняет действие с частичной физической помощью | 2 балла | |
Выполняет действие по образцу | 3 балла | |
Выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) | 4 балла | |
Выполняет действие самостоятельно | 5 баллов |
- Лист мониторинга по учебному предмету представлен в виде карты оценки предметных результатов Она заполняется учителем в начале учебного года, в середине и в конце, согласно школьному положению о системе мониторинга.
- Результаты оценки предметных результатов заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося.
- В соответствующие графы таблицы вносятся результаты (вписываются цифры от 0 до 5) оценки каждого параметра.
Карта оценки предметных результатов по учебному предмету «Математические представления»
ученика 10 б класса_____________________ за 2017-18 уч.год. Учитель_______________________ .
№ | Критерии | Параметры оценки | Индикаторы | Баллы | ||
Н.г | С.г | К.г | ||||
Пространственные представления | Элементарные математические пространственные представления. | Умение ориентироваться на пространстве листа. | ||||
Умение ориентироваться в схеме тела. | ||||||
Умение ориентироваться в пространстве. | ||||||
Умение ориентироваться на плоскости. | ||||||
Умение ориентироваться на пространстве классной доски. | ||||||
Количественные представления | Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. | Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. | ||||
Умение пересчитывать предметы. | ||||||
Умение представлять множество двумя другими множествам. | ||||||
Умение обозначать арифметические действия знаками. | ||||||
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. | ||||||
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества. | ||||||
Временные представления | Элементарные математические временные представления. | Умение определять время по часам. | ||||
Умение пользоваться календарями для установления порядка месяцев в году. | ||||||
Представления о форме | Элементарные математические представления о форме. | Умение различать окружность и круг. | ||||
Умение чертить окружности разных радиусов. | ||||||
Решение соответству-ющих возрасту житейских задач. | Математические знания при решении соответствующих возрасту житейских задач. | Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими. | ||||
Умение разумно пользоваться карманными деньгами. | ||||||
Итоговая оценка выявленных образовательных результатов обучения | ||||||
СИПР определяет три уровня овладения предметными результатами: низкий, минимальный и достаточный. «НИЗКИЙ» - способен выполнить действия от 1 до 34% (от максимального количества баллов). «МИНИМАЛЬНЫЙ» - способен выполнить действия от 35% до 65% (от максимального количества баллов). «ДОСТАТОЧНЫЙ» - способен выполнить действия свыше 65%(от максимального количества баллов). |
Оценка результатов обследования отражается в таблице достижений планируемых предметных результатов по учебному предмету «Математические представления».
Таблица достижений планируемых предметных результатов по учебному предмету «Математические представления». 10 б класс
№ | Результаты анализа освоения программы Ф.И. обучающегося | «НИЗКИЙ» - способен выполнить действия от 1 до 34% | «МИНИМАЛЬНЫЙ» - способен выполнить действия от 35% до 65% | «ДОСТАТОЧНЫЙ» - способен выполнить действия свыше 65%( | ||||||
Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | ||
СИПР определяет четыре уровня динамики продвижения овладения предметными результатами: низкий, минимальный и достаточный. «НЕТ» - нет фиксируемой динамики (0%);
«М» - минимальная динамика (до 25%);
«У» - удовлетворительная динамика (от 26 до 50%);
«З» - значительная динамика (свыше 50%).
Оценка результатов обследования отражается в таблице динамики овладения формируемыми знаниями и умениями (выявляются и фиксируются даже незначительные изменения в развитии каждого обучающегося).
Таблица оценки динамики овладения обучающимся формируемыми знаниями и умениями по учебному предмету «Математические представления» 10 б класса за 2017-18 уч.год. Учитель_______________________.
№ | Динамика продвижения Ф.И. обучающегося | «НЕТ» нет фиксируемой динамики (0%) | «М» минимальная динамика (до 25%) | «У» удовлетворительная динамика (от 26 до 50%) | «З» значительная динамика (свыше 50%) | ||||||||
Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | ||
Таблица сформированности базовых учебных действий по учебному предмету «Математические представления». 10 б класс
№ | Результаты анализа сформированности базовых учебных действий Ф.И. обучающегося | «НИЗКИЙ» - способен выполнить действия от 1 до 34% | «МИНИМАЛЬНЫЙ» - способен выполнить действия от 35% до 65% | «ДОСТАТОЧНЫЙ» - способен выполнить действия свыше 65%( | ||||||
Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | ||
1. |
Критерии и нормы оценки знаний обучающегося.
Оценивание устного ответа обучающегося.
В классах для обучающихся с умеренной умственной отсталостью отметки не выставляются. Учитель повышает роль положительной словесной оценки. Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в программу, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Формой выражения уровня выполнения отдельных заданий, так и работы ученика в течение всего урока является раздача символики в виде солнышка.
- Символика «Солнышко улыбается» раздается, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, допускает неточности, которые исправляет сам.
- Символика «Солнышко задумалось» раздается, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но допускает неточности и единичные ошибки, которые исправляет с частичной помощью учителя;
- Символика «Солнышко грустит» раздается, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, допускает ряд ошибок, при выполнении работ нуждается в помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Формой выражения уровня выполнения работы ученика является выставление символики в виде солнышка.
- Символика «Солнышко улыбается» выставляется, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, допускает неточности, которые исправляет сам.
- Символика «Солнышко задумалось» выставляется, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но допускает неточности и единичные ошибки, которые исправляет с частичной помощью учителя;
- Символика «Солнышко грустит» выставляется, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, допускает ряд ошибок, при выполнении работ нуждается в помощи учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития по учебному предмету «Адаптивная физкультура»
Содержание учебного предмета «Адаптивная физкультура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации ...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА
приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) редакция 2019 года...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО НА ДОМУ
СИПР обучающегося индивидуально на дому...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА...