СИПР на обучающегося с ОВЗ
методическая разработка
Специальная индивидуальная программа развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr_shataylova_v.docx | 94.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)
УТВЕРЖДЕНА Приказом № __ от «___»____201_ г. |
СПЕЦАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО НА ДОМУ
Шатайловой Варвары
1 класс (дополнительный)
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Класс: 1
Объём: 429 часов
Учитель: Попова Л.Н.
г. Нефтеюганск-2019
Оглавление
1 | Индивидуальные сведения о ребенке | |
2 | Психолого – педагогическая характеристика | |
3 | Индивидуальный учебный план | |
4 | Содержание образования | |
4.1 | Базовые учебные действия | |
4.2 | Содержание учебных предметов и коррекционных курсов | |
4.3 | Нравственное воспитание | |
4.4 | Формирование экологической культуры, здорового образа жизни | |
4.5 | Внеурочная деятельность | |
5 | Программа сотрудничества с семьей | |
6 | Специалисты, участвующие в реализации СИПР | |
7 | Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов | |
8 | Средства мониторинга и оценки динамики обучения | |
9 | Календарно – тематическое планирование | |
10 | Приложение |
- Индивидуальные сведения о ребенке
ФИО ребёнка: Шатайлова Варвара Евгеньевна
Дата рождения: 08.12. 2011г.
Адрес проживания: г.Нефтеюганск, 11Б микрорайон, ул. Мартовская дом 2, квартира 12
ФИО родителей, место работы:
- Мать: Шатайлова Анастасия Ивановна, образование – высшее, домохозяйка.
- Отец: Шатайлов Евгений Михайлович, образование – высшее, мастер ГРП (РН- ГРП)
- Психолого – педагогическая характеристика
Общие сведения. Шатайлова Варвара Евгеньевна, 08.12.2011 года рождения, проживает по адресу: г. Нефтеюганск, 11Б микрорайон, ул. Мартовская дом 2, квартира 12. Обучается в КОУ «Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 02.09.2019 г. (протокол ПМПК обследования от 31.10.2018г. № 32).
Сведения о семье. Ребенок воспитывается в полной семье, состоящей из трех человек. Мама ответственно относится к обучению и воспитанию ребенка, выполняет рекомендации педагогов. Ребёнок обеспечен всем необходимым для обучения и жизнедеятельности.
Общая осведомлённость и социально бытовая ориентировка: Обращенную речь не понимает, не всегда реагирует на свое имя. Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире. Принимает тактильный контакт со стороны окружающих. Навыки самообслуживания и личной гигиены не сформированы: при мытье рук нуждается в помощи взрослого, при посещении столовой пищу самостоятельно не принимает. Правила личной гигиены соблюдает только под контролем взрослого.
Посещаемость. Пропуски уроков без уважительной причины отсутствуют.
Характер учебной деятельности. Учебная мотивация не сформирована. В учебной деятельности не мотивирован: учебные задачи не принимает, не проявляет поисковой активности. Во время урока преобладает манипулятивная деятельность. Обучаемость крайне низкая, проявляет частые реакции протеста и стойкое нарушение дисциплинарных норм, нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания. Наблюдается несформированность коммуникативного поведения.
Развитие речи и альтернативной коммуникации. Самостоятельная речевая деятельность не развита.
Владение письменной речью. Захват ручки, карандаша не сформирован. Задания графического содержания выполняет только с направляющей помощью педагога – «рука в руке», не понимая учебной задачи (время работы не более двух минут). Затем начинает кричать, разжимает пальцы, стучит по столу.
Сформированность учебных навыков по математике. Не группирует предметы по цвету, форме и величине. В рабочей тетради, на альбомном листе не ориентируется.
Сформированность школьно - значимых умений. Отсутствует целенаправленность и контроль своего поведения. Не знает своё рабочее место-парту, готовить рабочее место ни самостоятельно, ни по индивидуальной инструкции не может. На занятии за партой сидит не продолжительное время. Редко смотрит на говорящего с ним взрослого, действия по подражанию не выполняет. Отсутствует реакция готовности к совместной деятельности. Во время урока встает, хаотично передвигается по классу, кричит. Помощь учителя не принимает.
Усвоение учебной программы. Адаптированную образовательную программу усваивает на уровне индивидуальных возможностей.
Поведение и общение в учебной ситуации. Общепринятые правила поведения и общения не понимает. Во взаимоотношениях с взрослыми субординацию не соблюдает, не проявляет интереса к совместной деятельности со сверстниками. От коллективной игры отказывается, предпочитая хождения по классу. Неадекватные реакции - оживление и крик, стереотипные движения.
Эмоциональное состояние в учебной ситуации. Эмоциональное поведение неадекватное.
Развитие волевых качеств. Не сформировано.
Общие впечатления о ребёнке. Обучающаяся нуждается в объеме учебной нагрузки с учетом индивидуальных образовательных потребностей, индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении.
Заключение ПМПК: рекомендуется обучение по образовательной программе по учебному плану образовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью.(вариант2) Форма обучения – индивидуальная (обучения на дому). По результатам психолого-педагогической диагностики (сентябрь 2019 г) были поставлены задачи индивидуального образовательного маршрута на 2019-2020 учебный год:
Учебно - коррекционная задача: Обеспечение достижения обучающимся минимума содержания учебной программы (исходя из психофизических возможностей обучающегося)
Коррекционно - воспитательная задача: Формировать умение устанавливать с учителем зрительный контакт, принимать простейшую инструкцию педагога и выполнять её.
Коррекционно - развивающая: Развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия
3. Индивидуальный учебный план
Класс | Учебные предметы | Число учебных занятий в неделю | Контрольные работы | Практические (лабораторные). творческие работы |
1 | «Речь и альтернативная коммуникация» | 2 |
| 2 |
«Математические представления» | 2 |
| 2 | |
«Окружающий природный мир» | 1 | 2 | ||
«Человек» | 2 | 2 | ||
«Окружающий социальный мир» | 1 | 2 | ||
«Изобразительная деятельность» | 3 | 2 | ||
«Коррекционно-развивающие занятия» | 2 |
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы-интерната содержание программы представлено образовательными областями и учебными дисциплинами:
№ п/п | Предметные области | Учебные дисциплины |
1 | «Речь и речевая практика» | «Речь и альтернативная коммуникация» |
2 | Математика | «Математические представления» |
3 | Естествознание | «Окружающий природный мир» |
4 | Естествознание | «Человек» |
5 | Обществоведение | «Окружающий социальный мир» |
6 | Искусство | «Изобразительная деятельность» |
7 | Коррекционно-развивающая область | «Коррекционно-развивающие занятия» |
Объём учебных предметов
По базисному учебному плану для изучения предметов отводится часов в год.
№ | Кол-во часов Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
«Речь и альтернативная коммуникация» | 18 | 14 | 18 | 16 | 66 | |
«Математические представле-ния» | 18 | 14 | 18 | 16 | 66 | |
«Окружающий природный мир» | 9 | 7 | 9 | 8 | 33 | |
«Человек» | 18 | 14 | 18 | 16 | 66 | |
«Окружающий социальный мир» | 9 | 7 | 9 | 8 | 33 | |
«Изобразительная деятельность» | 27 | 21 | 27 | 24 | 99 | |
Коррекционно – развивающие занятия | 18 | 14 | 18 | 16 | 66 | |
Итого: | 117 | 91 | 117 | 104 | 429 |
4. Содержание образования
4.1.Базовые учебные действия
Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- использование ритуалов школьного поведения (поднимать руку, не перебивать говорящих);
- умение выполнять инструкцию педагога: « Возьми», « Приготовь», « Покажи», « Открой тетрадь, учебник по закладке»;
- умение организовывать рабочее место;
- использование по назначению учебных материалов;
- выполнение действия по подражанию, по образцу, по инструкции.
- Формирование умения выполнять задания:
- выполнение задания от начала до конца;
- выполнять с заданными качественными параметрами.
- Формировать умение самостоятельно переходить от одного задания ( операции,действия) к
другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Коррекция поведенческих проблем
Проблемы поведения | Функция поведения. Способы и методы коррекции |
Коррекция неадекватного крика, плача | Избегание неприятного (внутренний дискомфорт). Переключение ребенка на интересную для него деятельность. |
Коррекция эмоционально-аффективных стерео-типий | Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды крика, которые вызывают аффект у самого ребенка, заменяют прослушиванием музыки |
Коррекция сенсорно-двигательных стерео-типий (отталкивает стол, сползает со стула) | Аутостимуляция. Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (сортировка предметов, нанизывание крупных бусин на шнурок с наконечником, собирание пазлов) |
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
4.3. Нравственное воспитание
- Доброжелательно относиться к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);
- Умение выражать свои желания, делая выбор;
- Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге;
- Бережно относиться к школьным принадлежностям;
- Умение называть столицу, государство, свой город;
- Способность распознавать флаг и гимн государства, правильно воспринимать.
4.4 Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
- Способность объяснить, что значит быть больным и здоровым
- Умение понять состояние своего здоровья и сказать об этом
- Усвоение жизненно необходимых компонентов распорядка дня (сон, приём пищи, гигиенические процедуры, прогулка)
- Принятие и использование правил безопасное поведение в окружающей среде.(правила правильного приёма пищи; правила поведения в самолёте, машине;правила поведения при встрече с животными и насекомыми.)
- Способность бережно относиться к природе и побуждать к этому других. ( не мусорить, не ломать ветки деревьев ит.п.)
4.5 Внеурочная деятельность
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний» | Присутствие на торжественной линейке. |
«День матери» | Присутствие на мероприятии, посвящённом «Дню матери» |
«Осень, осень к нам пришла» | Изготовление поделки из природного материала. |
«День здоровья» | Принять участие в школьных спортивных соревнованиях |
«Декада инвалидов» | Подготовка к мероприятию: мастер-класс по изобразительной деятельности. Участие в мастер-классе по изобразительной деятельности |
«Новый год» | Подготовка к мероприятию: изготовление ёлочных украшений, новогодних открыток.Участие в новогоднем празднике. |
«23 февраля» | сделать поздравительную открытку |
8 Марта международный женский день | сделать подарочную поздравительную открытку. |
Весна пришла | Нарисовать или раскрасить рисунок на тему « Подарки весны ». |
День Победы | Изготовить поздравительную открытку. |
Игры | Игры с мячом, куклами, кубиками, настольные дидактические игры «Лото», «Домино». Сюжетно ролевые игры: «Врач», «Продавец», «Парикмахер» и др. (по желанию обучающейся) |
Торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года | Участие в торжественной линейке, посвящённой окончанию учебного года. |
5. Программа сотрудничества с семьей.
Задачи | Мероприятия |
Повышение осведом-ленности родителей об особенностях развития и специфических образова-тельных потребностях ре-бенка |
специалистами (раз в три месяца и по запросу родителей)
|
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, соблюдение единст-ва требований, предъяв-ляемых обучающейся учителем и родителями. |
ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы. |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения |
|
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях |
реализации внеурочных мероприятий:
|
- Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Сведения об авторе:
ФИО: Попова Лидия Николаевна
Образование: Высшее
Стаж работы: 14 лет
Специалисты: Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог
- Перечень необходимых технических, дидактических средств, учебно-методической литературы
- Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки
разной величины с крышками и т. д.
- Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи»,
«Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы»,
«Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
- Пиктограммы;
- Логические блоки Дьенеша, набор предметов для группировки по цвету, форме и
величиине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
- Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки,
стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши , ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для работы красками клеем, пластилином
- Гимнастические мячи большого и малого размера,гимнастическая палка, флажки.
- Компьютер, презентации, видеозаписи и др.
Учебно-методическое обеспечение
« Речь и альтернативная коммуникация»
1. А.К.Аксёнова, С.В. Комарова «Букварь» 1 класс в двух частях: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А.К. Аксёнова - Москва «Просвещение» 2017, I-112 c II -109 c
2. С.В. Комарова «Речевая практика» 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /С.В.Комарова_-Москва, «Просвещение» 2018- 79с.
« Математические представления»
3. Алышева Т.В. «Математика» 1 класс в двух частях: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т. В. Алышева - Москва, «Просвещение» 2017, I-127 c II -127 c
« Окружающий природный мир» « Человек»
4. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Мир природы и человека» 1 класс в двух частях:. учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Н. Б Матвеева - Москва, «Просвещение» 2017 , I-71 c II -79 c
«Изобразительная деятельность»
5. М.Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ М. Ю. Рау – Москва,«Просвещение» 2014 -110 с.
Базовая. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой . Москва: «Просвещение» 2010
Печатные пособия
Наборы картинной азбуки;
Наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой урока.
Учебно-практическое оборудование
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (для фронтальной и индивидуальной работы, образцы начертания рукописных букв);
Опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы;
Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
Наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам.
Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).
Интернет ресурсы:http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,
http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/ - шаблон для презентации
8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать,
действие не выполняет).
1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.
2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).
5 – выполняет действие самостоятельно.
• «узнает объект»,
• «не всегда узнает объект»,
• «не узнает объект».
Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | - |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | дд |
- с частичной помощью взрослого | д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | ди |
- по подражанию или по образцу | до |
- самостоятельно с ошибками | сш |
- самостоятельно | с |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельное использование | + |
9.Календарно – тематическое планирование
10. Приложение
Календарный график реализации программы
Четверть | Сроки | Количество | Подпись проверяю-щего | ||||
Учеб. недель | Учеб. дней | Запланированных часов по предметам | Фактич провед часов | ||||
Предметы | Часы | ||||||
I четвер ть | 02.09.19г. по 01.11.19г. Каникулы: 02.11.19г. по 10.11.19г | 9 | 45 | Речь и альтернативная коммуникация | 18 | ||
Математические представления | 18 | ||||||
Окружающий природный мир | 9 | ||||||
Человек | 18 | ||||||
Окружающий социальный мир | 9 | ||||||
Изобразительная деятельность | 27 | ||||||
« Коррекционно-развивающие занятия» | 18 | ||||||
II четвер ть | 12.11.18г. по 28.12.18г. Каникулы: 29.12.18г. по 08.01.19г | 7 | 35 | Речь и альтернативная коммуникация | 14 | ||
Математические представления | 14 | ||||||
Окружающий природный мир | 7 | ||||||
Человек | 14 | ||||||
Окружающий социальный мир | 7 | ||||||
Изобразительная деятельность | 21 | ||||||
« Коррекционно-развивающие занятия» | 14 | ||||||
III четвер ть | 09.01.19 . по 21.03.18 Каникулы: 23.03.19 по31.03.19 | 9 | 45 | Речь и альтернативная коммуникация | 18 | ||
Математические представления | 18 | ||||||
Окружающий природный мир | 9 | ||||||
Человек | 18 | ||||||
Окружающий социальный мир | 9 | ||||||
Изобразительная деятельность | 27 | ||||||
« Коррекционно-развивающие занятия» | 18 | ||||||
IV четвер ть | 01.04.19. по 28.05.19 Каникулы 29.05.19. по 31.08.19 | 8 | 40 | Речь и альтернативная коммуникация | 16 | ||
Математические представления | 16 | ||||||
Окружающий природный мир | 8 | ||||||
Человек | 16 | ||||||
Окружающий социальный мир | 8 | ||||||
Изобразительная деятельность | 24 | ||||||
« Коррекционно-развивающие занятия» | 16 | ||||||
ИТОГО: | 34 | 170 | 429 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...
Технология разработки СИПР для обучающихся с ТМНР в условиях обучения на дому
Обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), получае...
«Составление СИПР для обучающихся на дому и детей-инвалидов. Практическая работа с аудиторией»
Целью СИПР является, обретение обучающимися жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его вклю...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» в рамках реализации СИПР для обучающегося 5 класса
Программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости на 2020-2021 учеб...
Применение современного оборудования и материалов на занятиях по сенсорному развитию в рамках СИПР с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью, 2024г.
Опыт представлен на школьном, региональном уровнях в 2023 и в 2024 г.Применение современного оборудования и материалов на занятиях по сенсорному развитию в рамках СИПР с обучающимися с интеллектуальны...
СИПР для обучающегося с УО(ИН) (вариант 2) 2022-2023 уч.год
Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с УО (ИН) (вариант 2) Обучение на дому....
СИПР для обучающейся 2 класса
Специальная индивидуальная программа для обучающегосяс с интеллектуальными нарушениями...