Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений.
методическая разработка

Коновалова Наталья Викторовна

В работу учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_psihologicheskoy_korrektsii.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений:

игры-драматизации, упражнения на установление эмоционального контакта, мимические и пантомимические этюды, упражнения на снятие психомышечной усталости.

                                                Игры-драматизации.

Игры – драматизации

Игра «Репка».

(Театр би-ба-бо)

Задачи для педагога: Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности. Помочь детям изобразить своего героя.

Игровая задача для детей: Учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.

Атрибуты: Театр би-ба-бо (дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка) настольная ширма

Предварительная работа: Знакомство с содержанием русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций по данной сказке, разучивание слов героев сказки.

Игровые правила: Играет 8 детей. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев.

Игровые действия: Игра проходит на огороде. Дед посадил репку. Она выросла. Дед сам не может вытащить и позвал на помощь бабку, внучку, собачку Жучку, кошку Мурку и мышку. Все дружно вытащили и скушали репку.

Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя.


Игра «Теремок».

(Театр настольный)

Задачи для педагога: Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Игровая задача для детей: Учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.

Атрибуты: настольный театр (мышка,лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь) и два домика (маленький и большой).

Предварительная работа: Знакомство с содержанием русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций по данной сказке, разучивание слов героев сказки.

Игровые правила: Играет 6 детей и взрослый – ведущий. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев.

Игровые действия: Игра проходит в лесу. Стоит дом. Приходит в него мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, серый волк – зубами щелк. Приходит медведь – всех раздавишь, просится пожить с ними. Но мишка в дом не входит. Лезет на крышу и дом разваливается. Жильцы спасаются и решают новый дом строить – большой. Строят вместе медведем. Помещаются все и живут дружно.

Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя.

Игра «Колобок».

 (Театр на руке - пальчиковый) 

Задачи для педагога: Создать эмоционально – положительный климат в коллективе.

Игровая задача для детей: Развивать умение следить за своими действиями и действиями других детей.

Атрибуты: Связанные на пальчик герои сказки (заяц, волк, медведь, лиса, дед, бабушка, колобок) и декорации дома и леса.

Предварительная работа: Просмотр на видео сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.

Игровые правила: Играет 7 детей, ведущий взрослый. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев

Игровые действия: Игра начинается в доме. Бабушка испекла колобок. Он покатился в лес. Там встретил зайца, волка, медведя и от всех он укатился. Одна лиса его обманула и съела.

Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя

Игра «Курочка ряба»

 (Театр на руке - пальчиковый)

Задачи для педагога: Развивать наглядное мышление

Игровая задача для детей: Расширять словарный запас

Атрибуты: Сшитые на пальчик герои сказки (дед, баба, курочка ряба, 2 яйца - простое и золотое)

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по сказке, чтение русской народной сказки «Курочка ряба».

Игровые правила: Играют трое детей. Воспитатель помогает распределить роли.

Игровые действия: Игра проходит в доме у бабушки и дедушки. Снесла курочка яйцо простое. Мышка нечаянно разбила яйцо. Дед с бабой расстроились. Курочка снесла им яйцо золотое.

Результат: Инсценировка русской народной сказки «Курочка ряба»

Игра «Медвежонок и козлята»

Задачи развития речи и речевого общения.

1. Учить детей включаться в драматизацию, соотносить игровые действия и эмоциональные выразительные движения со словом.

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «э» изолированно и в звукосочетании. Материал.

Плюшевый медвежонок, игрушечные козлята, колокольчик.

Часть первая.

Игра драматизация.

В руках воспитателя плюшевый медвежонок. Голосом воспитателя он рычит («эээ»). Дети, включившиеся в игру, разбегаются по группе.

Воспитатель подзывает их к себе. Воспитатель. Вы испугались? Это медвежонок, который живет в лесу. (Передает медвежонка ребенку, тот сажает его на стул.) А мы будем изображать козлят. (Раздает детям игрушки.) Покажите, козлятки, свои рожки. Как козлятки кричат? («Мэ-ээ») Козлятки живут с мамой-козой. На шее у мамы-козы колокольчик. Когда мама звонит они к ней бегут.

Пошли козлятки с мамой-козой в лес. Разбрелись по полянке, щиплют травку, прыгают, догоняют друг друга, кричат. Вот и разбудили в берлоге медвежонка. Медвежонок рычит: «Э-ээ». Козлята кричат: «Мэ-ээ» и бросаются к маме. (Если ребенок, который исполняет роль медвежонка, молчит, воспитатель вступает за него в игру.)

Ушел медведь к себе в берлогу. Коза и козлята успокоились. И снова козлята принялись щипать травку, пить водичку, бодаться, скакать. Притомились. Легли отдыхать. Зазвенел колокольчик. Это мама-коза позвала их к себе. Прыгают козлята, скачут, кричат: «Мэ-ээ». Вот и разбудили медвежонка. Разозлился он. зарычал: «Э-ээ». Козлята в ответ от страха: «Мэ- ээ», бегут подальше от медвежонка.

Рассказ воспитателя разыгрывается детьми. По их желанию игра может повторяться.

Часть вторая, музыкальная игра «Медвежонок».

Из опыта работы Вальдорфских детских садов Дании.

По предложению воспитателя дети выбирают ведущего.

Ведущий, играя роль медвежонка, изображает его спящим в берлоге. Дети образуют круг и, взявшись за руки, начинают движение по кругу.

Воспитатель (поет).

Медвежонок, медвежонок

Спит в своей берлоге.

Хоть он не опасный,

Будьте осторожны.

Потому-то он теперь Не страшен никому.

При словах «потому-то» дети останавливаются и топают ногами. Задача «медведя» дотронуться до чьей-нибудь ноги. Осаленный становится «медвежонком», игра повторяется.

           Упражнения на установление эмоционального контакта

Занятие «УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА»

(социальный тренинг для младших школьников)

Предлагаемое занятие строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности ребенка во время адаптации в школе.

В этом возрасте начинается самопознание — открытие себя — одно из важнейших открытий на свете. А рядом с тобой — другой, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого.

Поначалу все игры предлагает и проводит взрослый. В последующем дети все чаще просят провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас.

Цель: сотрудничество детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.

Ход занятия:

Разминка

  1. «Хрустальный шар»

Из «волшебной» коробочки ведущий достает хрустальный шар, затем просит детей, передавая его по кругу, рассказать о том, как они себя чувствуют.

  1. «Барометр настроения»

Ведущий показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии.

Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение — ладони касаются другу друга, хорошее — руки разведены в стороны.

  1. «Ласковое имя»

Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

  1. «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»

Предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

Основная часть

  1. «Уходи!»

Ведущий предлагает «отыграть» свое плохое настроение.

Ведущий. Дети, покажите свое плохое настроение в игре «Уходи!». Для этого встречайтесь парами и, соединив ладошки и нахмурив брови, сердито скажите друг другу: «Уходи!» Затем идите к другому мальчику или девочке.

  1. «Тух-тиби-дух/»


Ведущий. Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения. Начинайте ходить по помещению, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного их детей и три раза сердито-сердито произнесите волшебное слово «тух-тиби-дух!».

Второй ребенок должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово. Но если он захочет, может ответить вам тем же: три раза сердито произнести: «Тух-тиби-дух!»

Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово.

  1. «Иди ко мне!»

Ведущий. А теперь ходите по комнате и время от времени, встречаясь с кем- нибудь, говорите: «Иди ко мне!» При этом вы можете улыбаться своему товарищу и звать его, показывая руками. Подойдя друг к другу обнимитесь и постойте так.

Заключение

  1. «Поддержка» («Волшебный круг»)

Ведущий. Дети, встаньте в круг. Это будет волшебный круг, потому что дети, которые стоят в кругу, будут делать все, для того чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные приключения. Кто из вас хотел бы первым встать в середине?

Сережа, становись в круг точно посередине, ноги ставь вместе, держись прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровень груди (показать). Когда Сережа будет падать в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в центр круга.

  1. «Доброе тепло»

Ведущий. Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он — следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами, смотрим, как группа дружно сработает.

                          Мимические  и пантомимические этюды

 «Съели кислый лимoн» (дети морщатся).

«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).

«Встретили знакoмую девочку» (улыбаются).

«Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).

«Обиделись» (опускают уголки губ).

«Умеем лукавить» (мoргают то правым глазом, то левым).

Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость.

Игровые упражнения по развитию пантомимики

Упражнение «Котенок веселый – грустный»

Педагог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, oпять веселых котят, когда им купили нoвую игрушку.

Упражнение «Пантомима пословицы»

Ребятам предлагают изобразить пантомимой пословицу:

  • «На чужой каравай рот не разевай»,
  • «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»,
  • «Дареному коню зубы не смотрят»,
  • «Добрoе слово и кошке приятно».

Мимический кубик; Зеркало

Ребенок с помoщью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани.

Какой овощ/фрукт едят дети?

Дети изображают мимикой эмоциональное состояние по заданию взрослого. Например: «Вы oткусили кислый лимон (сладкое яблоко)». Один ребенок показывает, а остальные угадывают. Например: «Вова ест яблоко, а какое?»

Кто это сказал?

По интонированной фразе дети нахoдят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.

Выбери ребенка

Взрослый читает стихотворения А. Барто «Зайка», «Бычок», «Мишка», «Лошадка» и задает детям вопросы. Они выбирают нужную картинку среди изображений веселого, грустного,испуганного, злого ребенка.

Кто из ребят бросил зайку?

Кто из ребят испугался за бычка?

Кто из ребят пожалел мишку?

Кто из ребят любит свoю лошадку?

Гномик

Дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состоянием.

Гнoмик гулял по лужайке и увидел зайчика.

–Какие длинные у тебя ушки! – воскликнул гномик.

Гномик вышел из домика и встретил мальчика.

– Здравствуй, мальчик! Какое чудесное сегодня утро!

– Вoт еще, буду я с каждым разговаривать, – буркнул мальчик и пошел дальше.

Сценка
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как ребенок нашел огромный гриб и удивился, или испугался в зоопарке льва, а мама его успокаивала.

Фoрмируя у детей длительный плавный oзвученный выдох, нужно начинать работу по развитию интонационной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказкотерапия в коррекционной школе как метод для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром».

Сказкотератия в коррекционной школе - это метод для развития творческих способностей детей, для знакомство их с окружающим миром....

Психологическая коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ДЦП

В работе рассматривается понятие  психологической коррекции, ее причины и направления работы. Особо уделяется место понятию конфликт и псих. тренировке. Работа включает текстовый материал и презе...

Программа психологической коррекции эмоционального состояния

Вашему вниманию предлагается программа психокоррекционных занятий с ребенком с умеренной депрессией и склонностью к суициду....

Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.

В данной статье дается обзор используемых практикующими психологами методов и теоретических подходов в психологической коррекции депрессии у подростков и предлагается опыт использования данного метода...

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»

В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...

Методы коррекции эмоциональных нарушений у детей.

Описаны все методы коррекции эмоциональных нарушений у детей....

Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР.

Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР....