Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.
статья (11 класс) на тему
В данной статье дается обзор используемых практикующими психологами методов и теоретических подходов в психологической коррекции депрессии у подростков и предлагается опыт использования данного метода в колледже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_depressiya.docx | 42.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и новых технологий «Царицыно»
« Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.»
Педагог-психолог: Руденко С.Н.
Не вдаваясь в клинические синдромы и дифференциальные признаки депрессии, (это не является компетенцией педагога-психолога) , начнем с того, что каждый человек когда-либо ощущал угнетенное настроение, безразличие к жизни, отчаянье. Теоретические подходы к такому многоплановому явлению, как депрессия, очень различны. Так, существует рассмотрение депрессии у подростка, как утраты смысла жизни, связанной с неумением регулировать значимость перспективных жизненных планов со значимостью текущих событий и установления некоего баланса. Т.е. в данном случае необходима со стороны психолога работа по целевой регуляции : формирование жизненной перспективы . Но при этом не упускается и вторая стратегия поведения , ориентированная на умение получать удовольствие от настоящего. Иногда мы живем в «зале ожидания», ориентируясь на будущее счастье. И если это счастье не наступает, то разочарование от жизни нам обеспечено. И вместе с этим разочарованием мы испытываем все эмоциональные компоненты депрессивного спектра . И вот тогда умение жить «здесь и сейчас» приходится восстанавливать целенаправленно. Следовательно, владение обеими стратегиями поведения – и на будущее, и на настоящее- является условием полноценной и радостной жизни. И этот постулат как нельзя больше всего подходит к подростковому возрасту. Психологу необходимо знать уровень самооценки подростка и уровень его притязаний, и чем больше разрыв между этими показателями, тем больше вероятность невротизации и тем больше риск дезадаптации. То есть, стратегия психологической коррекции в данном случае очевидна.
На 1-м этапе интервенции, как правило, используется метод беседы.
Общеизвестные этапы беседы:
- Установление эмоционального контакта, сопереживающее партнерство.
- Установление последовательности событий, приведших к кризисной ситуации, при этом снимается ощущение безысходности такими приемами, как : «преодоление восприятия кризисной ситуации как исключительной», «поддержка успехами» и др.
- Подключаемся и вместе преодолеваем кризисную ситуацию с помощью следующих приемов: планирование жизни,т.е. побуждаем к словесному оформлению планов, поступков ; держим паузу и целенаправленно молчим, чтобы дать возможность подростку проявить инициативу.
- Окончательное формирование плана деятельности, активная поддержка с помощью таких приемов, как: «логическая аргументация, «рациональное внушение уверенности», тренинг проблемно-разрешающего поведения с активной стратегией решения проблем, коррекция пассивной стратегии избегания, замена и анализ позиции «значимых других»», мотивация на достижение успеха.
В качестве психокоррекции депрессивного состояния также успешно используются следующие стратегии. Стратегия выхода из депрессии в соответствии с погружением в нее по Горину.
Стратегия входа в депрессию(визуальная, кинестетическая) определяет стратегию выхода из нее.
Н.Япко использует терапию на бессознательном уровне (прерывание механизмов, поддерживающих депрессию, что позволяет сделать доступными скрытые ресурсы, сформулировать цели и позитивное будущее.)
Эффективно используется рациональная психотерапия - логическая аргументация , внушение уверенности в себе.
Теоретической основой в терапии депрессивного состояния является также изучение иерархии потребностей, так как общеизвестно, что их фрустрация потенцирует развитие кризиса личности.
1.физиололические потребности (85%)
2. потребность в безопасности и защите (70%0
3. потребность в принадлежности и любви (50%) . Маслоу выделяет два вида любви : Б-бытийная - любить человека таким , какой он есть и Д-дефицитарная -эгоистический тип, стремится получать больше любви, чем давать.
Известно, что удовлетворение в принадлежности и любви формирует достоинство, в то время, как фрустрация этой потребности формирует враждебность , страх отвержения и душевную пустоту.
- потребность в самоуважении (ощущение компетентности, уверенности, достижений, независимости, свободы) 40%
- потребность в уважении другими(престиж, репутация, признание, статус, оценка, принятие)
- потребность в самоактуализации ( 10% ). Именно на этом уровне люди отличаются друг от друга. Реализация этого потенциала рождает творческих, духовно богатых личностей. Фрустрация этой потребности влечет за собой экзистенциальный вакуум и потерю смысла жизни.
Потребности никогда не бывают полностью удовлетворены. Сначала из всей иерархии потребностей человек удовлетворяет физиологические и только после реализуются все остальные. Реже всех реализуется потребность в самоактуализации , менее 1% населения реализует свой потенциал из-за негативного влияния потребности в безопасности (самоактуализация требует риска, а это угрожает психологической и \или физической безопасности) , а также преодоления предрассудков, социальных стандартов, преодоления так называемого «комплекса Ионы»- страха и сомнения в способности достичь самоактуализации. В то же время характеристики самоактуализирующихся людей таковы:
1.Эффективность восприятия реальности.
2.Принятие себя и других.
3. Непосредственность, простота, естественность.
4.Центрированность на проблеме.
5. Независимость-потребность в уединении.
6. Автономность- независимость от культуры и окружения.
7. Свежесть восприятия.
8. Вершинные или мистические переживания.
9.Общественный интерес.
10.Глубокие межличностные отношения.
11.Демократический характер.
12.Разграничение средства и целей
13. Философское чувство юмора.
14.Способность к творчеству.
15. Сопротивление окультуриванию.
Фрустрация подразумевает , что есть потребность и есть преграда для ее реализации. Фрустрация врожденных, базовых потребностей( безопасность, уважение, любовь) носит патологический характер и вызывает психические и поведенческие расстройства, в том числе и депрессивные. Фрустрация приобретенных потребностей не вызывает психических нарушений.
В качестве барьеров на пути реализации потребностей являются:
-физические (тюрьма и т.д.)
-биологические ( болезнь, стресс)
-психологические ( страх, интеллектуальная несостоятельность)
-социокультуральные ( правила, запреты)
В подростковом возрасте фрустрация потребностей также вызывает кризисное состояние. В колледже у подростков в кризисе (эмоциональное отвержение, унижение, буллинг ( 56%), неразделенная, несчастная любовь( 70%), смерть близкого человека( 20%), отмечается астения, постоянное чувство усталости или упадка жизненных сил, в мышлении- постоянное ощущение собственной никчемности или презрения к себе, уничижения. Чувство вины. Ослабление концентрации внимания, нерешительность. Время от времени могут возникать мысли о суициде как о выходе из кризисной ситуации, избавлении от душевных мучений, но без плана суицидальных действий. На данном этапе необходимо отслеживание : важно, если более месяца существуют эти симптомы.
Эти астенические симптомы могут выглядеть как адинамическая астения ( малоподвижность, монотонность, вялость, снижение интереса, однообразие поведения, равнодушие. Либо как астеническая раздражительность - эмоциональная слабость, соматовегетативные симптомы , знобливость, потливость, неустойчивость АД. Для выявления маскированных, слабовыраженных и малоструктурированных депрессивных состояний , и поэтому более полезный, чем клинические тесты, используется опросник депрессивных состояний (ОДС) , как скрининговая методика, созданная в НИИ им .Бехтерева. Достоверно диагностирует депрессию невротического уровня. Если Т-баллы выше 70 и есть корреляция с депрессивными проявлениями в методах наблюдения и беседы, то необходимо незамедлительно делегировать подростка в клинические условия.
В эмоциональном состоянии печали, грусти, отчаяния, усталости, безнадежности и т.д., не достигающем уровня невротизации и суицидальных мыслей, хорошо зарекомендовали себя методы изотерапии.
В чем мы видим их преимущества – в проективном характере выражения своих чувств во внешней форме, это помощь в стремлении понять свои внутренние переживния, это удовлетворение потребности в общении через творческую деятельность. Изотерапия имеет два существенных аспекта коррекционного воздействия- психосоматическое воздействие на функции организма, и психотерапевтическое, когда осуществляется коррекция отклонений в психоэмоцональном состоянии. Арттерапия имеет также воздействие на психовегетативные процессы, приобетаются новые средства эмоциональной экспрессии, облегчаются коммуникативные функции, активизируется творчество.
В студии колледжа создается благоприятная атмосфера уединенности, безопасности, с релаксирующим музыкальным сопровождением. В методическом оснащении есть набор пейзажей русских и зарубежных художников, наборы красок, гуаши, карандашей и т.д. Задача: нарисовать по образцу пейзаж, который Вам по душе. При этом задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Анализ рисунка делается подростком. На следующих сеансах по мере улучшения эмоционального состояния, предлагается нарисовать проективный рисунок с позитивной тематикой «Мой лучший день», «Кто я»,» Автопортрет»,» Мои желания »и т.д. Используется также групповая арттерапия –совместное рисование на листе ватмана того, что приходит в голову. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах рисунка спонтанно. Рисунок может преобразить депрессивные чувства –подавленность, страх и т.д. и помочь их выразить. При этом, выражая в социально приемлимой форме эти чувства, дети освобождаются от них до некоторой степени, а затем и могут описывать их словесно. Следующий вид групповой арт-терапии – это психодинимаческий подход ,когда вначале занятия группа голосованием решает, чья картина(ранее нарисованная) будет рисоваться вместе. Те проекции, которые близки к теме рисунка, называются «коллективным образом» и определяют ведущую тему занятия. Особенно тревожным подросткам это облегчает общение. Обсуждение отрицательных эмоций, вызываемых выбранной картиной, подталкивает к выяснению причин собственного плохого настроения. Рисуем то, что приходит в голову по данной тематике на общем листе ватмана. Инструкция: Как Вы думаете, о чем этот рисунок? Задача: все мысли и чувства , которые приходят Вам в голову, глядя на этот рисунок, нужно изобразить на общем листке ватмана .С точки зрения гештальт-терапии при этом задействуется функция постоянного осознания текущего момента. Можно дурачиться и привносить в рисунок все, что хочется, не сравнивая результаты своего рисунка. Психолог играет роль фасилитатора, побуждая к открытому выражению чувств.
Приложение 1
Методика «Карта риска суицида»
;
Фактор риска | Не выявлен | Слабо выражен | Сильно выражен |
I. Биографические данные | |||
1. Ранее имела место попытка суицида | – 0,5 | +2 | +3 |
2. Суицидальные попытки у родственников | – 0,5 | +1 | +2 |
3. Развод или смерть одного из родителей | – 0,5 | +1 | +2 |
4. Недостаток тепла в семье | – 0,5 | +1 | +2 |
5. Полная или частичная безнадзорность | – 0,5 | +0,5 | +1 |
II. Актуальная конфликтная ситуация | |||
А — вид конфликта: | |||
1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем) | – 0,5 | +0,5 | +1 |
2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой | – 0,5 | +0,5 | +1 |
3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями | – 0,5 | +0,5 | +1 |
4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность | – 0,5 | +0,5 | +1 |
Б — поведение в конфликтной ситуации: | |||
5. Высказывания с угрозой суицида | – 0,5 | +2 | +3 |
В — характер конфликтной ситуации: | |||
6. Подобные конфликты имели место ранее | – 0,5 | +0,5 | +1 |
7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь) | — 0,5 | +0,5 | +1 |
8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий | – 0,5 | +0,5 | +1 |
Г — эмоциональная окраска конфликтной ситуации: | |||
9. Чувство обиды, жалости к себе | – 0,5 | +1 | +2 |
10. Чувство усталости, бессилия, апатия | – 0.5 | +1 | +2 |
11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности | – 0.5 | +0,5 | +2 |
III. Характеристика личности | |||
А — волевая сфера личности: | |||
1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений | – 1 | +0,5 | +1 |
2. Решительность | – 0,5 | +0,5 | +1 |
3. Настойчивость | – 0,5 | +0,5 | +1 |
4. Сильно выраженное желание достичь своей цели | – 1 | +0,5 | +1 |
Б — эмоциональная сфера личности: | |||
5. Болезненное самолюбие, ранимость | – 0,5 | +0,5 | +2 |
6. Доверчивость | – 0,5 | +0,5 | +1 |
7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься) | – 0,5 | +1 | +2 |
8. Эмоциональная неустойчивость | – 0,5 | +2 | +3 |
9. Импульсивность | – 0,5 | +0,5 | +2 |
10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах | – 0,5 | +0,5 | +2 |
11. Низкая способность к созданию защитных механизмов | – 0,5 | +0,5 | +1,5 |
12. Бескомпромиссность | – 0,5 | +0,5 | +1,5 |
Приложение 2
Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)
Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.
Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)
Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков (см. текст опросника в приложении 2).
Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:
менее 9 баллов — риск суицида незначителен;
9–15,5 баллов — риск суицида присутствует;
более 15,5 балла — риск суицида значителен.
Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.
3. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)
Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта (см. стимульный материал в приложении 3).
Интерпретация результатов
Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.
Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.
Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.
Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.
Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.
Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказкотерапия в коррекционной школе как метод для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром».
Сказкотератия в коррекционной школе - это метод для развития творческих способностей детей, для знакомство их с окружающим миром....
Психологическая коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ДЦП
В работе рассматривается понятие психологической коррекции, ее причины и направления работы. Особо уделяется место понятию конфликт и псих. тренировке. Работа включает текстовый материал и презе...
Освещение опыта работы профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у подростков из неблагополучных семей.
Гузачева Лариса Михайловна Педагог-психолог МБУСОССЗН Чернянского района « Социально--реабилитационный центр для несовершеннолетних».В 2013году окончила Воронежский эко...
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...
Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений.
В работу учителю....
Методы коррекции эмоциональных нарушений у детей.
Описаны все методы коррекции эмоциональных нарушений у детей....
Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР.
Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР....