Методы коррекции эмоциональных нарушений у детей.
статья по психологии
Описаны все методы коррекции эмоциональных нарушений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание методов коррекции эмоциональных нарушений у детей. | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании.
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по теме:
«Организация деятельности педагогов-психологов образовательных организаций в условиях реализации ФГОС»
Тема: «Методы коррекции эмоциональных нарушений у детей».
Выполнила:
Шерстнёва Светлана Алексеевна
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 8 Петровского района
Руководитель:
Боброва Ирина Анатольевна,
зав.кафедрой ППТ и МО, к.п.н
г. Ставрополь, 2018 г.
Содержание
1. Введение. 3
2. Методы коррекции эмоциональных нарушений у детей. 3-10
3.Заключение 11
4.Литература 12
- Введение.
Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии. Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть расстройства настроения, расстройства поведения, нарушения психомоторики. В настоящее время увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому эта проблема на сегодняшний день является весьма актуальной.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей - это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап работы с этими детьми - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В мировой психологии существует два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. Главная задача коррекции в рамках психодинамического подхода - это создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта.
Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения.
3
- Методы коррекции эмоциональных нарушений у детей.
Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные.
К основным методам психологической коррекции эмоциональных нарушений относятся методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. Сюда входят игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг.
Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны.
При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка. При внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, способствующую оптимизации межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребенка.
В отечественной психологии разработаны и описаны методы групповой психокоррекции преневротических нарушений у детей. Рассматривая психокоррекционный процесс как систему, автор выделяет в ней основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный.
Диагностигеский блок отвечает за изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию.
Перед началом психокоррекционной работы психологу необходимо выяснить влияние этих факторов на формирование у ребенка невротического конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое, в свою очередь, обостряет противоречия, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, негативно отражается на умственной работоспособности ребенка, дезорганизует его поведение.
Содержательный анализ конфликтов наиболее полно раскрывается в процессе игровой и продуктивной (рисование) деятельности.
Установочный блок включает в себя главную цель - формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятия. Основными задачами этого психокоррекционного блока являются:
- снижение эмоционального напряжения у ребенка;
- активизация родителей на самостоятельную психологическую
- работу с ребенком;
- повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции;
- формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками психокоррекции
Для реализации этих задач используются разнообразные психотехнические приемы: организация встреч родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими, проведение веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции, с привлечением родителей.
Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.
Конкретные задачи:
- преодоление внутрисемейного кризиса;
- изменение родительских установок и позиций;
- снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка;
- расширение сферы социального взаимодействия ребенка;
- формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим.
Внутри этого блока выделяются два основных этапа. Первый этап - ориентировочный, где ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. На данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы. Психотехнические приемы здесь состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр. Второй этап - реконструктивный, когда проводится коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний.
При оценке эффективности психологической коррекции (оценочный блок) просматриваются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Разбираются поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа результатов деятельности ребенка до занятий и после. Оценивая эмоциональное состояние ребенка до и после занятий, целесообразно использовать цветовой тест Люшера, рисуночные тесты, а для оценки значимых межличностных отношений лучше обратиться к цветовому тесту отношений (ЦТО), адаптированному Эдкиным.
Кроме групповых психокоррекционных занятий для детей с эмоциональными нарушениями используется психорегулирующая тренировка. Основной целью этих занятий является:
- смягчение эмоционального дискомфорта;
- формирование приемов релаксации;
- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.
Психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях психорегулирующей тренировки у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Целесообразно использовать психорегулирующую тренировку с детьми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.
Кроме психорегулирующей тренировки, на коррекцию эмоционального напряжения хорошо влияют психомышечные тренировки.
Данный метод включает в себя четыре основные задачи.
1. Научить ребенка расслаблять мышцы тела и лица методом прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону.
2. Научить с предельной силой воображения, но без напряжения представлять содержание формы самовнушения.
3. Научить удерживать внимание на мысленных объектах.
4. Научить воздействовать на себя необходимыми словесными формулами.
Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми от 10 лет и старше.
В подростковой клинике широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз.
Первая фаза - снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (кого выбрать в напарники и т. д.).
Вторая фаза - пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и др.).
Третья фаза - заключительная, идет закрепление чувства принадлежности к группе (используются различные коллективные игры и танцы).
Кроме перечисленных выше методов особо важное значение имеют игровые методы коррекции. Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности сложившейся ситуации. В условных обстоятельствах, созданных по определенным правилам, игра дает человеку возможность переживать удачи, успех, познать свои физические и психические силы. Эти свойства игры как деятельности раскрывают ее богатый психокоррекционный потенциал. Одним из родоначальников игровых методов в лечении больных являлся Морено, который разработал методику психодрамы, способствующую коррекции взаимоотношений больных. Основа лечебного эффекта психодрамы Морено - катарсис, душевное очищение и облегчение.
Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. В процессе игры психолог фиксирует эмоциональные проявления ребенка. В ходе игры дети поочередно меняются ролями. Способность ребенка входить в роль, уподобление разыгрываемому образу - это важное условие для коррекции эмоционального дискомфорта ребенка и его внутриличностных конфликтов.
В процессе коррекции детям предлагается не только игровое воспроизведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование нового опыта в возможных стрессовых условиях. Эффективность проведения сюжетно-ролевых игр в значительной степени зависит от социального опыта ребенка, от особенностей его представлений о людях, их чувствах, взаимоотношениях.
Особое значение в коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка имеют подвижные игры. Эти игры обеспечивают эмоциональную разрядку, снимают торможение, связанное со страхом.
Игры направленные на развитие произвольности – умение управлятьсобой. Дети знакомятся с понятием «Сила», «Воля», хозяин своих чувств. Самоконтроль – догонялки, соревнования – эстафета.
Игры на развитие коммуникативных навыков. Они обучают умению сотрудничать, развивают вербальные и невербальные средства общения и т.д.
Игры на развитие воображения и творческого мышления.
Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности
Современному ребёнку мало просто прочитать сказку, поговорить о её сюжете, о героях. Сказку необходимо осмыслить, вместе с детьми искать и находить скрытый смысл – уроки. Сказкатерапия – суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании и при необходимости применяет в жизни.
В процессе сказкотерапии можно использовать разные жанры: притчи, былины, мифы, анекдоты и др.
Музыкотерапия. Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В мозгу образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. Низкие звуки – стабилизируют психику. Высокие звуки – дестабилизируют психику. Сейчас активно начинают применять колоколотерапию. Сегодня разработаны целые пакеты программ, в которых подобраны определённые музыкальные произведения для лечения болезней. «Музыка гармонии» Гайден – хорошее чувства и др.
Возможности музыкотерапии:
а) Активизировать ребёнка, поднять настроение.
б) Улучшения эмоционального настроения.
в) Мышечная релаксация.
г) Успокоение.
д) Обогащение эмоционального мира.
Формы использования музыкотерапии:
а) На занятии в качестве фона.
б) При засыпании.
в) Для выплеска энергии.
Телесно-ориентированная терапия
Это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства болезней и расстройств большую роль играет ненормально повышенное эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения гармонии между человеком и окружающим миром. Когда баланс нарушен, организм начинает искать выходы из трудной ситуации путём напряжения. Если стресс затягивается, напряжённость нарастает – возникает болезнь.
Цели этой терапии:
Снятие психологического напряжения.
Снятие заторможенности, скованности.
Осознание своего тела, его возможности. Принять его, научиться им управлять.
Форма – релаксация приводит к снятию усталости, напряжения.
Форма работы с детьми:
1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
2. Мышечная релаксация по представлению. Дети принимают позу покоя, включается приятная музыка, воспитатель задаёт какую то картинку.
3. Саморегуляция – научить ребёнка помогать самому себе, познакомить с методами саморегуляции.
4. Дыхательные упражнения. Задачи таких упражнений: успокаивает нервную систему, гасит эмоции, избавляет от тревожных мыслей, учит ощущать и контролировать свои мысли
5. Йоговские техники.
6. Танцевальная терапия. Средство самовыражения. В основе танцевальной терапии лежит убеждение в том, что наша манера двигаться отражает наши личностные особенности, т.е. существует прямая связь между состоянием нашей души, разумом и движениями. Основной акцент делается на спантанность, техника танцевальных движений не учитывается и не важна, главное здесь самовыражение. Приводит к свободе выразительности движений. Так же укрепляет силы как на психическом, так и на физическом уровне. Даёт заряд бодрости и энергии.
Библиотерапия: Она включает в себя сочинения литературных произведений и чтение.
Изобразительное творчество является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков.
Еще в 1930-х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии.
Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
Р. Альшулер и Э. Крамер выделяют четыре типа изображений, показывающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности ребенка. Это бесформенные и хаотичные каракули, конвенциальные стереотипы - схемы, пиктограммы и собственно художественные произведения. Каракули, например, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества.
Существуют определённые формы работы:
Спонтанное рисование. Выдаются бумага и средства рисования. Специального задания не даётся. Можно включить спокойную музыку. Глаза слегка прикрыты и рука сама водит по бумаги так, как ей хочется. Это учит вслушиваться в себя, выражать свои чувства, посмотреть на свой мир со стороны. Умение понимать мир другого через рисунки.
Ассоциативное рисование – это рисунки на тему: «Моя болезнь», «Мой дом» и т.д. Берутся темы из области чувств и взаимоотношений
Рисование чувства. Берётся секундомер или песочные часы, в течении минуты смотрим на цветок, а потом рисуем не цветок, а свои эмоции и ощущения, которые вы испытывали глядя на него.
Рисование пальцами рук и ног. Такое рисование даёт чувство наслаждения, понятия настроения, снятия скованности.
Рисование музыки.
Основные условия занятий по арт-терапии. Все занятия должны носить непринуждённый и спонтанный характер в отличие от организованной деятельности. Здесь не ставятся такие цели как например развитие художественного творчества и художественные таланты роли не играют. Акцент делается на самовыражении своих чувств на своё ощущение.
Музыкотерапия. Выделяется четыре основных направления психокоррекционных воздействий музыкотерапии:
1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
2. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
3. Развитие навыков межличностного общения.
4. Повышение эстетических потребностей.
В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают:
- катарсис - эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
- усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;
- повышение социальной активности.
- Заключение.
В литературе описано большое количество методик различного содержания и оформления, направленных на выявление тех или иных сторон эмоционального состояния.
Существуют различные методы коррекции эмоциональных нарушений - игротерапия, арт-терапия, психоанализ, поведенческий тренинг, тактические и технические приемы психокоррекции. Коррекция направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей.
4. Список литературы
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические методики, коррекционные упражнения.- Москва, Изд. «Ось-89»; 1999.- 224 с.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд – во «Совершенство», 1998. – 352 с..
3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - Москва, МГУ, 1976
4. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства.
Москва, 1966.
5. Детская практическая психология: Учебник/ Под. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург, Издательский дом «Питер», 2001
7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М. Изд. Центр «Академия» С 62.
8. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. - Мн. 1999
9. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций Ярославль, 1999.
10. Кочубей Б. И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. Москва, 1988
11. Краткий психологический словарь. Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.
12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, Академия развития, 1996
13. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Издательство Московского университета, 1990
14. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М.: Знание, 1978. – 127 с.
15. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт Петербург, Речь, 2001
16. Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. Психологические проблемы детей. – М.: Дрофа, 2002. – 416 с.
17. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов и вузов. Москва, ТЦ «Сфера», 2000
18. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура. Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2, с. 61-90
19. Чистякова М. И. Психогимнастика. Москва, Просвещение, 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказкотерапия в коррекционной школе как метод для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром».
Сказкотератия в коррекционной школе - это метод для развития творческих способностей детей, для знакомство их с окружающим миром....
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ посредством методов арт-терапии.
Данный материал предназначен для организации внеклассной работы воспитателя, В нем описываются основные техники рисования, что является частью методов арт-терапии, поясняется влияние данных метов на э...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.
В данной статье дается обзор используемых практикующими психологами методов и теоретических подходов в психологической коррекции депрессии у подростков и предлагается опыт использования данного метода...
Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Доклад на тему: Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи разработан для выступления на семинаре-практикуме...
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...
Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений.
В работу учителю....