Урок по речевой практике "Весна идёт!"
план-конспект урока

Кравчук Александра Александровна
Урок по речевой практике "Весна идёт!" Цель: обобщение знаний детей о весенних изменениях в природе; Задачи: • обучение детей согласованным речевым высказываниям, умению рассуждать; • знакомство учащихся с устным народным творчеством и традиции через доступные формы; • воспитание любви к природе и родному краю; • развитие мышления, внимания, переключаемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rechevoy_praktiki_-_vesna_idyot.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1. Урок по речевой практике "Весна идёт!"

Цель: обобщение знаний детей о весенних изменениях в природе;

Задачи:

  • обучение детей согласованным речевым высказываниям, умению рассуждать;
  • знакомство учащихся с устным народным творчеством и традиции через доступные формы;
  • воспитание любви к природе и родному краю;
  • развитие мышления, внимания, переключаемости.

Ход урока.

СЛАЙД 2. Педагог: Добрый день скажу я вам, добрый день скажу  гостям. Поздоровайтесь и вы!

Деятельность детей.

Педагог: Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящён удивительному времени года. А какому, узнаете отгадав загадку:

Светает рано по утрам.

Весь снег растаял тут и там,

Ручей шумит как водопад.

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает?

Ответы детей.

СЛАЙД 3. Педагог: Начинаем урок речевой практики, который пройдёт в виде устного журнала "Весна идёт!". Прочитаем вместе.

Хоровое чтение. Весна идёт!

Педагог: Люди всегда любили весну и ждали её прихода.

СЛАЙД 4. Мелодия - автоматически. Выходите ко мне. Встаём так, чтоб всем хватило места. Я читаю стихотворение и выполняю движения, а вы - вместе со мной.

На фоне аудиозаписи "Вот и весна!" (01:17 (в исполнении CJ AKO)) проводится логоритмическая игра "Весна пришла".

Весна пришла

Солнце стало пригревать,  - Руки вверх, покрутить кистями.
Зима стала горевать.  -
Ладошки к щекам, наклоны головой в стороны.
Снег сошел, везде вода, -
Стряхнуть кистями рук.
К нам опять пришла весна. -
Развести руки в стороны.

Черный грач весну встречает  - Руки за спиной. 
По проталинам шагает,  -
Ходьба на месте с подниманием колен.
Червячка увидел он,  -
Наклониться. 
Раз – наклон и два – наклон.  -
Дотянуться руками до пола.

И ребята весне рады,  - Хлопки руками.
Нету большей им отрады,  -
Хлопки руками.
Как по лужицам скакать, -
Поскоки на месте.
Да кораблики пускать. -
Волнообразные движения руками перед собой.

Педагог: Молодцы! Кто запомнил, что произошло в стихотворении, когда пришла весна?

Ответы детей.

Педагог: Об этих и других изменениях мы поговорим с вами на страницах нашего устного журнала.

Весна — одно из четырёх времён года, после зимы и до лета. Ребята, а назовите мне месяцы весны. Их три.

Ответы детей.

Педагог: Весна включает в себя три месяца: март, апрель, май.

СЛАЙД 5. Итак, листаем журнал! Страничка весеннего журнала "Март" (ученик читает).

Педагог: Ребята, каким месяцем весны по счёту стоит март? А какая это весна?

Ответы детей.

Педагог: 1-я страница весны март. В марте ещё лежит много снега.

 СЛАЙД 6. Но на солнце верхняя часть снега покрывается коркой и всё больше образуются проталины. Поэтому март называют Протальник. Давайте вместе прочитаем.

Хоровое чтение. Март - Протальник.

Педагог: Сейчас вы внимательно посмотрите фильм о марте. Будьте готовы отвечать на вопросы!

Видео - по щелчку. Просмотр видео фрагмента о марте (01:15). После нажать перелистывание страницы кнопкой "вправо" - уход видео.

Педагог: Итак, что происходит в природе в марте?

Ответы детей.

СЛАЙД 7. Педагог: Правильно, ребята! Весна прислала нам мартовское задание. (Открыть письмо. В нём карточки со словами). Вы читаете слово и, поднимая руку, называете это слово, добавляя ещё одно слово "весенний", изменяя его по смыслу. Например, солнце весеннЕЕ, вода весенЯЯ, парк весеннИЙ. Играем?

Слова: погода, ручей, ветер, настроение, лес, облако, проталина, речка, день.

Выполняется грамматическая игра с согласованием слов.

СЛАЙД 8. Педагог: Какие вы молодцы! 2-я страничка весеннего журнала "Апрель" (ученик читает).

Педагог: Ребята, каким месяцем весны по счёту стоит апрель?

Ответы детей.

СЛАЙД 9. Педагог: Верно! Апрель сменяет март. Что изменяется в природе?

Ответы детей.

Педагог: В апреле день быстро растёт, а солнце еще сильней пригревает, снег стремительно тает и всюду журчат ручьи. Вот и месяцу дали название Снегогон. Давайте вместе прочитаем.

Хоровое чтение. Апрель - Снегогон.

СЛАЙД 10. Педагог: Вот что об этом говорит народная мудрость. Прочитай...: "Апрельские ручьи землю будят". Как вы понимаете эту пословицу.

Ответы детей.

Педагог: В апреле быстро тает снег и на полях и на крышах домов. Как мы называем капли с крыши?

Ответы детей. Капель.

СЛАЙД 11. Педагог: Да, прочитай...! Хорошо.

Щелчок по динамику. И сейчас мы с вами сделаем весеннюю гимнастику для пальцев. Мы будем изображать капель. Далее показывая: Пальцы сгибаются и стучат по ладошке в медленном темпе по очереди – сначала ладошки касается указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик и всё повторяется снова. После  этого гимнастика повторяется с другой ладошкой.

Капель.

С крыши капает капель:

Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)

Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)

СЛАЙД 12. Педагог: Солнышко пригрело, растаяли снега. И всё вокруг ожило, зазеленело, расцвело. В старину считали Весну  живой, как мы с вами. Как думаете, почему?

Ответы детей.

Педагог: Сколько вы перечислили! У весны очень много серьёзных дел. И вы сейчас станете её помощниками. Вам предстоит посчитать дела Весны в стихотворении, которое расскажет нам...

СЛАЙД 13. Сколько дел у весны

Ф. Галос

Сколько дел у весны?

1. Разморозить землю нужно,

Чтоб могла взойти трава.

2. Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

3. Точно к сроку, но не наспех,

Выбрать музыку для птиц,

4. И поднять лентяев на смех

Нахватавших единиц.

5. На зелёной ножке тонкой

Укрепить бутон цветка,

6. Обойти луга с гребёнкой.

7. Птиц вернуть издалека.

8. Берега, поля, пригорки

Окропить росой с утра,

9. И тепло в лесные норки

Принести давно пора.

Педагог: Кто был внимательным, запомнил и посчитал дела Весны?

Ответы детей.  Определение и подсчёт дел Весны вместе с педагогом.

СЛАЙД 14. Педагог: Перелистываем 3-ю страницу устного журнала "Май". (ученик читает).

Педагог: Как мы можем назвать весну в мае? Как вы думаете почему?

Ответы детей. Поздняя весна. 

СЛАЙД 15. Педагог: Май - самый цветущий, самый яркий и нарядный месяц весны. Как вы думаете, почему так говорят о мае?

Ответы детей.

Педагог: В мае природа пробуждается, цветут деревья, распускаются цветы и растут травы. От того и месяц прозвали Травень. Давайте прочитаем вместе.

Хоровое чтение. Май - травень.

Педагог: Ребята, а что ещё происходит с природой в мае?

Ответы детей.

Педагог: Солнышко греет, земля благоухает, зацвели сады и не смолкают птичьи голоса. Давайте дружно позовём птиц весенней закличкой, встаньте.

Солнышко, ядрышко, - кликающие движения вправо-влево.
Высвети, выгляни!  -
зовущие движения вправо-влево.
Воробьи чирикают, -
движения кистями рук, с имитацией раскрывания птичьих клювов.
Весну - красну кликают.-
посмотреть наверх, потянуться, раскинув руки в стороны.

Повторить два раза. После первого раза прикрепить на доску изображение солнечного диска. После второго появляется наглядность с птицами.

СЛАЙД 16. Педагог: Посмотрите, кто это к нам прилетел (показать на наглядность с изображением синицы и дятла)?

Ответы детей. Синица. Дятел.

Щелчок по динамику возле изображения синицы. Включается звук голоса синицы.

Педагог: Синицей (показать) этих птичек так назвали за их песенку: «Сии – сии».
Синицы за весну два раза высиживают птенцов по 10-12 яиц. Слышите её голосок?

На фоне аудиозаписи с голосом синицы (03:47) проводится логопедическая гимнастика.

Педагог: Давайте сейчас разомнём наше горлышко и голосок и поговорим как синички.

Сначала звуком "с". Прерывисто:

  • С-с-с-с-с.

Педагог: - Добавляем после звука "с" звук "и".

  • Си-си, си-си.

Педагог: - Добавляем звук "ц" в конце.

  • Сиц-сиц, сиц-сиц.

Педагог: - Теперь только звук "ц". Прерывисто:

  • Ц-ц-ц-ц-ц.

СЛАЙД 17. Звук - автоматически. Включается звук голоса дятла.

Педагог: Дятел (показать) к нам тоже прилетел неспроста.

На фоне аудиозаписи со звуком дятла "за работой" (02:08) проводится логопедическая гимнастика.

Педагог: Дятел – санитар леса. Он долбит кору и стволы деревьев, вытаскивая насекомых-вредителей длинным липким языком.

Слышите стук дятла, похожий на треск? Давайте вместе скажем этот звук, начиная со звука "т". Прерывисто. Стукаем языком о верхние зубы.

  • Т-т-т-т-т.

Педагог: Добавляем звук "р".

  • Т-р, тр, тррр, тррррр, тррррр.

Педагог: Молодцы, ребята! Пение птиц так бодрит и радует!

СЛАЙД 18. Педагог: Сейчас вы внимательно прослушаете стихотворение, которое подготовил нам Кирилл.

Весенние воды

Ф.И. Тютчев

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Педагог: О чём говорится в стихотворении?

Ответы детей.

Педагог: Как вы думаете, почему именно это стихотворение захотелось рассказать Кириллу для нас?

Ответы детей.

СЛАЙД 19. Педагог: Весна – удивительно время года. Она бывает разная! Но мы хотим чтоб она была больше тёплой, правда?

Ответы детей.

Педагог: Вот солнышко (показать). Но оно совсем не яркое и не греет. Давайте поможем Весне и солнышку засиять по весеннему тёплыми лучами!

Вам надо назвать приметы весны в природе, которые вы сами заметили, прочитали в книгах или узнали сегодня на уроке, например: подтаявший снег (прикрепить к солнечному диску луч).

Деятельность педагога и детей.

СЛАЙД 20. Педагог: Весной и день прибавился, и время несется быстро. А после прилёта грачей, весна изо дня в день набирает силу. Красоту этого времени года воспевают в своих произведениях художники (показать), поэты и музыканты. И мы с вами сейчас исполним песню, которая так и называется "Весенняя полечка" (музыка и слова Л. Олифировой).

СЛАЙД 21. Исполнение песни "Весенняя полечка" (01:05).

Солнышко смеется,
1 куплет. А сосульки плачут.
Солнечные зайчики
По дорожке скачут.
Солнечные зайчики
По дорожкам скачут.
Припев. Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!

2 куплет. Отворим окошко,
Подождем немножко. 
Прилетайте к нам, скворцы,
Вот пшено и крошки.
Прилетайте к нам, скворцы,
Вот пшено и крошки.
Припев. Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик! Летите!

СЛАЙД 22. Педагог: Какая замечательная жизнерадостная песня! Ребята, а что вам больше всего понравилось или запомнилось на сегодняшнем уроке речевой практики?

Ответы детей.

Щелчок по динамику.  Педагог: Весна, Волшебница, дарит улыбку и тепло. А наш урок подошёл к концу. Я очень рада, что вы сегодня такие активные. Мне очень понравилось, как работали... Они получат...

Хорошо работали... Они получат...

Наш устный журнал закрывается. Давайте вместе хором провозгласим девиз весны: "Весна идёт! Весне - дорогу!"

Хоровое чтение. Деятельность педагога и детей

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..."  Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009...

урок развития речевого этикета "Учимся благодарить"

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`  конспект, урока "Учимся благодарить". Материал в качестве классного часа победитель Муниципального, призер зонального конкурса `Самый классный кла...

Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс

          Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...

Урок английского языка в 10 классе по УМК New Millennium “School of my Dream” (урок развития речевых умений)

Данный урок является обобщающим по циклу тем "Школьные проблемы", "Школа моей мечты". Тип урока - урок дискуссия с ролевой игрой....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р

Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка. Урок совершенствования речевых навыков.

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка предназначены для учителей иностранного языка, работающих в средних и старших классах общеобразовательных организаций. Данные рекомендаци...