Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка. Урок совершенствования речевых навыков.
методическая разработка
Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка предназначены для учителей иностранного языка, работающих в средних и старших классах общеобразовательных организаций. Данные рекомендации обеспечивают теоретическую и практическую основы урока совершенствования речевых навыков и могут оказать методическую помощь учителям при планировании уроков иностранного языка. Наряду с представленными методически правильными приемами работы, предлагаю также обратить внимание учителей на малоэффективные формы работы с текстом, которые, к сожалению, учителя иногда используют на своих уроках, и показываю практические примеры уроков , поясняя , почему эти формы не рекомендуется использовать на таких видах уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sovershenstvovaniya_navykov.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ИМЕНИ И.И.ТАРАСЕНКО СТАНИЦЫ ВЫСЕЛКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Методические рекомендации проведения уроков
иностранного языка.
Урок совершенствования речевых навыков.
Выполнила
учитель английского языка
Вершалович Ольга Михайловна
2019 год
Урок совершенствования речевых навыков.
Теоретическая часть.
Цель обучения иностранному языку в школе- формирование умения у обучающихся общаться на изучаемом языке, которое основано ,в свою очередь, на речевых умениях говорить, аудировать, читать и писать. А умение основано ,прежде всего, на речевых навыках. Это- навыки лексические -способность использовать и понимать лексические единицы, навыки грамматические- способность оформлять свое высказывание или воспринимать чужое согласно нормам изучаемого языка и навыки произносительные – способность произносить речевые единицы правильно орфоэпически и интонационно. Для чтения- владения его техникой. Разумеется, в процессе речевой деятельности все три вида навыков слиты воедино, то есть лексическая, грамматическая, произносительная стороны речевой деятельности неразрывны. Но такая неразрывность возникает не сразу. Чтобы ее добиться, необходимо какую-то из сторон попеременно выдвигать на первый план и овладевать ее.
Таким образом, владение каким –либо речевым материалом на уровне умения достигается только после формирования и накопления соответствующих навыков. Следовательно, сначала должен быть предусмотрен этап работы, на котором формируются указанные виды навыков, а затем –этап , на котором развивается речевое умение, то есть умение говорить.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РЕЧЕВЫМ МАТЕРИАЛОМ
- Этап формирования навыков.
- Этап совершенствования навыков.
- Этап развития собственно говорить.
Каждый этап имеет конкретную цель ,которая должна решаться с помощью соответствующих средств обучения- упражнений. На основе данный этапов выделяются следующие типы уроков
Первый тип – урок формирования речевых навыков,
Второй тип- урок совершенствования речевых навыков,
Третий тип- уроки развития речевого умения.
Я хочу остановиться на втором типе уроков и дать рекомендации планирования уроков совершенствования речевых навыков .
После того ,как у обучающихся сформированы лексические и грамматические навыки по теме, наступает этап совершенствования речевых навыков, который осуществляется, как правило, при работе над особым образом составленным текстом. Текст, который используется при обучении говорению на данном этапе, условно можно назвать «разговорным», поскольку он по своему характеру должен отличаться от текстов, предназначенных для обучению чтению. Если текст для чтения – это воплощение «письменной» речи со всеми ее особенностями, то разговорный текст – это то же устное высказывание, зафиксированное в письменном виде. Разговорному тексту присуще все характеристики устного высказывания, конечно, кроме интонации.
В разговорном тексте, как правило, не должно быть нового лексического материала, который не был бы усвоен на первом этапе. Это обязательное условие реализации основной задачи данного этапа, заключающегося в совершенствовании навыков.
Прежде всего следует заметить, что текст- не самоцель, работа на данном этапе ведется не для того, чтобы запомнить его содержание. Очень часто вся работ над текстом у учителя заключается в чтении текста, ответах на вопросы и пересказе. Но даже если ученик заучит текст и потом воспроизведет его, то это не приведет к совершенствованию навыков , тем более к развитию умения говорить .Вот почему разговорный текст должен выступать как содержательная база для высказывания обучающихся. Мысли, содержащиеся в тексте, должны служить поводом к высказыванию.
Конечно, выражая свое отношение к прочитанному, ученик может использовать материал разговорного текста. Но он не должен пересказывать текст. Выражая свое отношение к содержанию текста, ученик решает каждый раз новую речевую задачу, а следовательно, ему требуются разные речевые единицы- и те которые он содержатся в тексте, и те, которые он усвоил раньше. Именно благодаря комбинированию и происходит совершенствование навыков владения речевым материалом.
Нужно заметить, что комбинирование здесь целенаправленно и в значительно мере ограничено в отличие от следующего, третьего этапа. Ограничения эти накладываются необходимостью совершенствовать владение определенным , конкретным речевым материалом. Поэтому, планируя работу с текстом, следует предусмотреть целенаправленное «сталкивание» навыков, усвоенных на первом этапе, с ранее усвоенными. Так, если в данной теме на первом этапе усвоено, например, прошедшее время глагола, то в упражнениях второго этапа следует включить такие задания, которые бы побуждали обучающихся в своих высказываниях противопоставлять это время другой форме прошедшего времени или настоящему или будущему. В данном случае совершенствование навыков владения временными формами будут идти по пути их дифференциации, укрепления такого важного качества навыка, как устойчивость.
Что касается совершенствования лексических навыков, то очень важно включать в упражнения второго этапа те слова из запаса обучающихся, которые могут образовывать новые сочетания со словами, усвоенными на первом этапе. Такой подход обеспечивает планомерное повторение лексики.
Совершенствование речевых навыков на втором этапе осуществляется благодаря зрительному подкреплению. Обучающийся, читая текст, затем выполняя различные задания, вынужден неоднократно просматривать его, что способствует усвоению материала и в плане чтения .
Таким образом, суть второго этапа – этапа совершенствования навыков, заключается в следующем- трансформация материала разговорного текста и его комбинирование с усвоенным ранее с целью выражения своего отношения к содержанию прочитанного или прослушанного, а также совершенствование рецептивных навыков.
Практическая часть
Итак, как я уже говорила ранее, урок совершенствования речевых навыков проходит на основе текста.
Предлагаю один из примеров работы над текстом в обобщенном виде.
Упражнение 1.
Учитель или диктор в записи читает текст, обучающиеся следят по книге. Цель- показать образцовое чтение текста. Но образец слишком велик, чтобы обучающиеся могли удержать его в памяти. У обучающихся может остаться лишь впечатление от хорошего чтения учителя, но не звуковой образ каждой фразы. Но впечатления от прослушанного для имитации недостаточно. Значит, такое упражнение малоэффективно для реализации поставленных задач на данном этапе работы.
Упражнение 2 .
Обучающиеся читают текст вслух. А необходимо ли это. Зачем обучать выразительному чтению вслух на средней или старшей ступенях обучения на уроке совершенствования речевых навыков. Обучающимся на данных ступенях обучения необходимо быстро читать про себя. Этот навык необходим для работы на уроках такого типа.
Упражнение3.
Обучающиеся отыскивают в тексте предложения в Past Simple и зачитывают их вслух. Усвоению данной формы такая работа мало способствует. Такое упражнение может только научить обучающихся лишь узнавать эту форму.
Упражнение 4.
Ученики задают вопросы к тексту. Почти все вопросы они будут задавать на уровне значений, а не смысла. Это значит, что все ответы содержатся в тексте а готовом виде и отвечать на них ученики могут без размышлений.
Например,
Как зовут мальчика – Игорь
Он ходит в школу охотно- нет или да.
Что говорят коллеги его отца- у тебя хороший сын.
Но ведь в жизни мы задаем вопросы , когда хотим узнать что неизвестно, в таком упражнении – просто потому, что надо задать вопрос. Они формальны.
Упражнение 5.
Перескажите текст. Ученики часто мучительно начинают вспоминать , что они запомнили, и ,часто с помощью учителя воспроизводят текст, который уже всем известен.
Можно ли после выполнения такого вида упражнений хорошо пересказать текст. Есть два выхода. Первый- рассказать своими словами. Но очень многим ученикам это сделать довольно трудно. Другой выход- выучить текст наизусть. Но разве текст-самоцель ? Ведь к овладению говорением в новых ситуациях общения заучивание не приводит. Надо развивать способность к говорению, создавать для этого базу.
Вывод- упражнения такого вида малоэффективны при работе над совершенствованием навыков говорения.
Итак, совершенствование речевых навыков осуществляется на базе разговорного текста и достигается оно за счет трансформации и комбинирования материала такого текста.
Предлагаю схему такого урока.
- Тема урока (определена учителем).
- Цель урока- направлена на совершенствование либо навыков устной речи на основе разговорного текста, либо лексических навыков говорения, либо грамматических навыков говорения, либо тех и других вместе.
Речевой материал – весь материал , усвоенный на первом этапе и представленный в виде разговорного текста.
- Ход урока.
- Речевая подготовка – активизация материала предыдущих уроков, необходимая, для лучшего восприятия разговорного текста.
- Чтение разговорного текста с определенной речевой задачей.
Основная часть урока.
- Упражнения с материалом разговорного текста – комбинирование, перефразирование, трансформация.
Разговорный текст – это не просто материал для дальнейшей активизации. Он выполняет три функции 1. Является стимулом для общения.2. Является основой для создания ситуаций.3. Служит речевым образцом, равняясь на который, обучающийся будет высказываться сам.
Виды упражнений.
- Найти в тексте фразы, раскрывающие содержание картинок.
- Выбрать фразы, содержащие характеристику лица, места действия и т.д.
- Сократить текст или абзац, передать мысль короче.
- Расширить абзац за счет изученного ранее.
- Составить план текста и высказать основные мысли по плану.
- Инсценировать часть текста.
-Определить соответствие сказанному тому, что написано в тексте и т.д.
Часть таких упражнений выполняется при открытых книгах с опорой на текст. Все упражнения с разговорным текстом в целом предусматривают интерпретацию его содержания и транспортировку на личность обучающегося. Учитывая уровень подготовленности высказывания и степень самостоятельности говорящего, можно выделить три типа упражнений, которые предполагают разные уровни интерпритации разговорного текста.
Упражнения первого типа учат выделять основную мысль текста, а также его смысловые связи, логику построения текста и подводят обучающихся к осознанию текста как образца высказывания.
Упражнения второго типа стимулируют учащихся выражать отношения к тексту и отраженной в нем проблеме, давать характеристику героям текста, выражать оценку их поступков и мыслей. Здесь начинается «отрыв» учащихся от текста.
Задачей упражнений третьего типа является использование обучающимися материала текста применительно к себе и своим близким. Здесь закладывается основа самостоятельного составления собственного высказывания. Текст служит только стимулом и речевым образцом.
Предлагаю один из приемов работы над разговорным текстом .
Текст ( предлагается на изучаемом иностранном языке) .
Игорь действительно несчастлив.
- Я хочу рассказать о себе. Я-плохой ученик. Но не по всем предметам у меня плохие оценки. По русскому языку и литературе я получаю хорошие оценки. Сидеть в библиотеке и читать -0вот мое хобби.
Но в школу я хожу неохотно, потому что мне трудно дается математика. Я долго сижу над задачами, но все напрасно. А мои друзья высмеивают меня за это. Я сижу один за последней партой. Даже моя мама считает, что я неспособный. Но вот отец понимает меня. Иногда я прихожу к нему на работу и помогаю ему. Его коллеги часто говорят ему : «У тебя хороши сын». И отец гордится мной. Поэтому я хочу скорее закончить школу и пойти работать , как отец. Ведь в школе я чувствую себя несчастным.
Перед чтением текста дается задание. Прочтите мнение Игоря о самом себе и скажите, действительно ли он несчастлив.
Упражнения первого типа.
- Докажите свое мнение . Выберите подходящие для вас тезисы.
Игорь счастлив.
- У него есть родители.
- Родители его любят.
-Отец им гордится.
- У Игоря есть хобби.
-Он много читает.
-Его хвалят коллеги отца.
Игорь несчастлив.
- Мать говорит, что он неспособный.
У него много плохих оценок.
- Ему трудно дается математика.
- Друзья высмеивают его.
-Он плохо ученик.
2. Скажите.
- Почему Игорь плохо ученик?
- Он прилежный или ленивый?
-В классе хороший коллектив. Докажите.
- Игорь хороший сын. Почему?
Упражнения второго типа.
- Вдумайтесь внимательно в слова Игоря и скажите, хороший он ученик или нет.
Для ответа предлагаются опоры:
Я думаю…
Во-первых,…
Например,…
Он также…
Правда…
Но он…
Даже…
Поэтому…
Последовательность начала фраз обучающийся может менять в зависимости от потребностей высказывания.
2.А теперь скажите, действительно ли несчастлив Игорь.
Для ответа предлагаются опоры
Я думаю…
Ведь…
Например,…
Но…
Даже…
Только…
Поэтому…
Но я считаю…
Упражнения третьего типа выполняются без опор:
- А как у вас обстоят дела
– в школе,
- дома,
- с друзьями?
2. Докажите, что вы- счастливый человек.
В завершении такой работы обучающиеся получают домашнее задание- Обоснуйте любой из двух тезисов- Я хочу иметь такого друга , как Игорь.
И - Я не хочу иметь такого друга , как Игорь.
Заключение.
Считаю, что предлагаемая типология уроков удобна для учителя при планировании урока. При условии использования определенных дополнительных материалов учитель сможет распределить материал учебника соответственно типам уроков. Это позволит осуществлять необходимую стратегию планирования, которая состоит в том, чтобы:
1. Правильно распределять время урока на те, или иные виды речевой деятельности в цикле уроков.
2. Правильно распределять время на предъявление определенного материала.
3. Планомерно включать в учебный процесс ранее изученный материал для повторения.
4. Интенсифицировать усвоение материала за счет логики самого урока и последовательности этапов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор методических рекомендаций по обучению иностранному языку
Предлагаемые вниманию коллег рекомендации освещают некоторые теоретические аспекты, знание которых необходимо при обучении иностранному языку в условиях современной школы....
Методические рекомендации "ФГОСЫ и иностранный язык"
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Приорите...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...
Методические рекомендации для учителей иностранных языков по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме
Методичекие рекомендации...
Методические рекомендации для учителей иностранных языков по подготовке к аттестации по иностранному языку
Методические рекомендации...
Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Развитие способностей обучающихся к научному творчеству в рамках урока иностранного языка и неаудиторной деятельности школьников»
Методические рекомендации будут интересны учителям иностранных языков, которые стремятся заинтересовать своих учеников исследовательской деятельностью. В методической разработке содержатся приемы рабо...
Методическая разработка "Песня на иностранном языке как способ развития навыков аудирования."
Методическая разработка "Песня на иностранном языке как способ развития навыков аудирования."...