урок развития речевого этикета "Учимся благодарить"
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме
Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета` конспект, урока "Учимся благодарить". Материал в качестве классного часа победитель Муниципального, призер зонального конкурса `Самый классный классный`
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_blagodarit1.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речевого этикета
" Учимся благодарить".
Цель:1) обеспечить усвоение учащимися речевых формул благодарности,
познакомить со структурой ситуации благодарности;
2) развить умение употреблять слова благодарности в речи;
3) воспитывать уважительное отношение к окружающим людям,
культуру поведения в целом.
Оборудование: 1) фрагмент « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;
2) компьютерные задачи по речевому этикету;
3) стихотворение М.Ю. Лермонтова « Благодарность»;
- Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте!
Я начинаю нашу встречу этим словом.
-Здравствуйте!
Пускай звучит оно для вас не новым,
Но вам его я повторяю снова:
« Здравствуйте!»-
Так друг другу желает быть здоровым.
(Повторение сведений, известных ребятам.)
Вступительное слово учителя.
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили оплошность. И во всех этих случаях нельзя обойтись без специальных слов, употребление которых обязательно для всех членов общества. Дело, конечно не в количестве сказанных слов, а в том, чтобы никогда не забывать о добром слове для другого, создавать, как теперь принято говорить, « душевный комфорт». Для этого необходимо обогащать свой словарный запас словами и фразами речевого этикета.
Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни, - вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Этому выводу можно придать вид формулы, как это делается в книгах по математике и физике:
Д х У+ЗПП= КП
Т. е. Доброжелательность, помноженная на Уважение, плюс Знание Правил Поведения составляют Культуру Поведения.
Ведь волшебные слова знают все. Когда они говорятся искренне, от всего сердца, тихим голосом и с добрыми намерениями – всегда происходит чудо. Помните, как поётся в известной песенке об улыбке: « От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснётся, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся». Нам ничего не стоит сказать эти слова доброжелательно, и они могут пустить ростки счастья. Если вы ежедневно сделаете счастливым хоть одного человека, в течение 40 лет будут счастливы 14 600 человек.
Послушайте, как красиво и точно в книге « Успех жизни» сравниваются волшебные слова с цветами: « …рассыпайте ваши цветы, где вы сейчас идёте: вам никогда уже не придётся идти той же дорогой, а если бы и пришлось, то эти цветы, цветущие сегодня, к тому времени уже завянут».
Работа микрогруппах.
- Вы, конечно, помните историю про девочку Женю, у которой был удивительный цветок. Его семь лепестков выполняли любое желание. Надо было лишь оторвать один из них и произнести:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по–моему вели…
- Наш цветик–семицветик не волшебный, но если вы правильно его заполните такими качествами характера, которые надо в себе воспитать, чтобы стать культурным человеком, он вам очень поможет.
(Каждая пара получает модель цветка, с заданной буквой в центре: Д, В,С,Т). Дети должны вписать слова, обозначающие качества на заданную букву .По окончании работы каждая группа знакомит со своим цветком).
1. Переход к теме урока.
Вы сказали соседу: «Доброе утро!», тем самым показали своё уважение к человеку. Вы произнесли: « Извините меня, пожалуйста!» – это значит, вы признали свою вину и просите извинить вас. « Благодарю вас!» - это значит, что вы заметили услугу (и это собеседнику тоже очень приятно) и готовы к ответному, доброму действию.
Если вдуматься в старое значение этикетных сочетаний, то становится ясным их глубоко доброжелательный смысл. – Здравствуйте « будьте здоровы. – Благодарю вас – « дарю благо, благополучие, успех». – Всего доброго – пожелание всего хорошего, как и в приветствиях – добрый день, доброе утро, добро пожаловать.
Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом нам напоминает поэтесса Веселовская:
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор.
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века « Спасибо» -
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива.
И из старинных русских пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Вот из такого старинного русского пожелания « спаси Бог» и родилось слово « спасибо» - одно из самых распространённых в русском языке этикетных слов.
-А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? (дети отвечают).
Конечно, в ситуации благодарности.
- Объявление темы и целей.
-Итак, это и есть тема нашего занятия. А чему бы вы хотели научиться?
а) Мы будем рассматривать ситуации благодарности, и учиться благодарить.
- А каково значение слова благодарность?
б)- Спасибо. А какое толкование даётся в словаре С.И.Ожегова.).
БЛАГОДАРНОСТЬ – чувство признательности
к кому–нибудь за оказанное добро,
внимание.
А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке. Назовите их.
Вы назвали несколько слов. Как вы считаете, много это или мало?
в) - Но, может быть, пополнят этот небольшой список ваши одноклассники, вернувшиеся из творческой командировки.
1 группа – исследовать употребление слов благодарности в общественном транспорте.
2 группа – понаблюдать, как используются слова благодарности в родной школе: столовая, буфет, библиотека.
3 группа – общение в магазине: как используются слова благодарности.
-Благодарю вас, ребята за предоставленный материал.
г) А вот исследователь русского речевого этикета Н. Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Некоторые из них я выписала. Послушайте– и постарайтесь запомнить.
- Смотрите, какое богатство, и им мы будем постепенно овладевать. Конечно же, за одно занятие нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь. Ведь можно знать десятки вежливых слов, а в жизни не применять их, т.е. быть невежливым человеком.
Я хочу обратить ваше внимание на слова таджикского поэта 10 века Фирдоуси:
« Великие достоинства и слава идут на убыль от дурного нрава»
- Как вы считаете, актуальны эти слова сегодня, спустя 10 веков. (Дети отвечают).
3. Знакомство со структурой ситуации благодарности.
- Скажите, ребята, за что мы можем благодарить человека? (Дети отвечают). Хорошо.
- Опустите руки, закройте глаза и представьте себе ситуацию, при которой вы кого-то благодарили или благодарили вас. И сделайте это обязательно с улыбкой.
- А теперь представьте любую ситуацию благодарности. Например, такую. (Просмотр фрагмента из сказки « Варвара краса – длинная коса»).
-Была ситуация благодарности? Из каких компонентов она состоит?
Во-первых, участники: их два. Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В данном случае за…
Итак, в ситуацию благодарности входит 3 компонента:
- человек, которого благодарят;
- человек, который благодарит;
- услуга.
4.Практическое занятие, цель которого учиться благодарить, учитывая особенности ситуации благодарности.
Задача 1: Вы едете в автобусе и попросили соседа передать деньги на билетик. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить человека? Выберите из двух вариантов правильный:
- Благодарю.
- Моя благодарность не знает границ.
Задача 2: Вашей маме удачно сделали сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?
- Спасибо, доктор.
- Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность.
5.Не должны мы забывать и об участниках ситуации общения. Послушайте несколько формул благодарности. Как вы считаете, люди какого возраста чаще всего употребляют эти слова?
-Я вам чрезвычайно признательна;
-Примите мою благодарность;
-Вы очень внимательны;
-Ваша любезность меня ко многому обязывает.
-Согласна с вами. А почему? Посмотрите, с помощью этих формул чувство признательности выражается полнее, глубже, а понимание этого происходит с годами, когда люди умудрены жизненным опытом.
6.Закрепление.
А сейчас, используя формулы благодарности, с которыми вы сегодня познакомились, и, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности, составьте диалоги:
1). Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.
2). Благодарите товарища, который помог подготовиться к контрольной работе.
3). Пожилой человек благодарит женщину, которая уступила место в автобусе.
- Давайте посмотрим, что получилось? Хорошо.
7. Но благодарить можно не только за добрые дела, но и за жизненные уроки.
(Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова « Благодарность».)
8. Заключение. Итоги.
-Ребята, всё, чему мы учились сегодня, очень важно. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости.
9. Домашнее задание:
придумать любую ситуацию благодарности
и составить по ней диалог.
- Будьте благодарны, и делайте это всегда с улыбкой.
Ведь у человека всё для себя: глаза - смотреть, ноги - ходить. Всё нужно себе, кроме улыбки.
Улыбка самому себе не нужна.
Она предназначена другим.
Это ужасно, когда тебе за целый день никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.
10. Р.S. Ребята, пока мы с вами работали, у нас выросло дерево. ( На доску прикрепляется нарисованное на плакате дерево, рядом лежат вырезанные из цветной бумаги яблоки, листочки и цветочки по количеству учеников в классе). Давайте его оденем. Если занятие прошло для вас с пользой, прикрепите яблоко, если остались сомнения - цветочек, а если совсем ничего не понравилось - зелёный листочек.
Спасибо за урок, дети!
Использованная литература:
- Гольдин В.Е. Речь и этикет.- М.: Просвещение, 1983.
- Формановская Н. И. Речевой этикет в нашем общении.- М.: Знание, 1987,1989.
- Львова С.И. Язык в речевом общении.- М.: Просвещение,1992.
- ж. « Русский язык в школе».- № 5,1993.
- Рукавчук Л.Н. Энциклопедия этикета.- С – П.:МиМ-Экспресс,1996.
Корчикова Вера Алексеевна МОУ СОШ № 6 г. Ипатово
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."
Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..." Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009...
конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"
Конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения", в котором дается понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни, показано с помощью разли...
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.
Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.
Урок в 9 классе включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и работу над развитием речевого слуха.Учащимся предъявляется речевой материал по теме урока, текст, вопросы к тек...
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В....
Урок английского языка в 10 классе по УМК New Millennium “School of my Dream” (урок развития речевых умений)
Данный урок является обобщающим по циклу тем "Школьные проблемы", "Школа моей мечты". Тип урока - урок дискуссия с ролевой игрой....
Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.
В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР; его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг)....
Комментарии
Про урок "развитие речевого этикета"