Развитие логического мышления у детей с нарушением зрения часть I
опыты и эксперименты

Матц Елена Борисовна

В статье описывается опыт работы педагога, работающего в экспериментальном режиме во внеурочное время над развитием логического мышления у детей с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления

у детей

с нарушением зрения 7-10 лет

на внеурочных занятиях

по математике

Из опыта работы

Автор Матц Елена Борисовна

методист ГКОУ СКОШИ №2

I

«Математика – успешный лифт в современном социуме» - современное мнение специалистов.

Обзор литературы по теме проектной деятельности с уверенностью позволяет сказать, что в России изучением проблемы развития логического мышления детей младшего возраста педагоги – практики занимались задолго до Октябрьского переворота 1917 года!

 В советские времена этой темой так же занимались многие известные учёные. Особое место, безусловно, занимают исследования Л.С. Выготского.

 С середины XX века в работу по изучению этой проблемы активно включились специалисты Лаборатории тифлопедагогики ИКП РАО в Москве В.З. Денискина, М. И. Земцова, Л.И. Плаксина, Л.И.Солнцева, Б.К. Тупоногов и др.

 В конце XX века эту проблему изучали Ш. Амонашвили, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.

К сожалению, концу прошлого века в обществе стало очевидным общее снижение культурного и в том числе образовательного уровня населения.

Всем известно, что для развития общественного прогресса нужны люди свободные, творческие, высокообразованные, обладающие высоким уровнем развития различных видов мышления. Поэтому, несмотря на всевозможные сложности, в начале XXI века в Российском обществе стала прогрессировать тенденция к возрождению культурных и образовательных традиций, а также интеллектуальному развитию подрастающего поколения.

Логическое мышление детей рассматривается специалистами как одна из составляющих интеллектуального развития.

Всё возрастающие в современном обществе требования к школьному образованию и в первую очередь появление новых стандартов обучения для начальных классов, сформировали в учительском сообществе неоспоримое понимание того, что для успешного усвоения детьми содержания новых программ обучения необходима активизация педагогической работы по развитию логического мышления детей.

 В настоящее время этой проблемой занимаются множество педагогов во всей России. В качестве примера расскажем лишь о двух авторах, теоретические и практические работы которых при обзоре литературы по данной теме произвели на нас глубокое впечатление: А. Белошистой и Е. Кац.

 Среди учебно-методических изданий А. В. Белошистой 18 учебных и методических пособий имеют гриф «Допущено Министерством образования РФ» и включены в Федеральный список учебных пособий для школ. Учебные пособия «Методика обучения математике в начальной школе» (М., 2005, 2007) и «Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики» (М., 2003, 2008) имеют гриф УМО МО РФ и рекомендованы в качестве учебных пособий для студентов высших учебных заведений.

 Среди работ первого автора А. Белошистой - мы находим обширный методический материал для целенаправленного обучения студентов ВУЗов принципам работы по развитию логического мышления у детей младшего возраста.

 Другой автор - Е. Кац представляет готовый учебный материал для его практического использования педагогами и родителями. С этим материалом автор - Женя Кац, как она сама себя называет, объездила многие города и страны Европы и Америки.

Её педагогические авторские методы и приёмы работы, применяемые на практических занятиях с детьми, имеют огромный успех. Они получили многочисленные положительные отзывы и от учёных, и от родителей, в том числе и от тех, кто приводил на её занятия детей с нарушениями физического и интеллектуального развития.

Некоторые задания из её сборников встречаются в олимпиадных заданиях по математике.

II

Анализ современного состояния работы по развитию логического мышления.

В начале каждого учебного года в так называемом «входном тестировании» МЦКО ДО города Москвы предусмотрена проверка уровня развития логического мышления первоклассников, низкий уровень которого уже с самых первых шагов в школе может создать им большие трудности в обучении, и трудности эти, скорее всего, будут возрастать по мере усложнения учебного материала.

 Содержание программ обучения нового поколения предполагает, что уже в начальной школы дети должны владеть определёнными навыками логического мышления, которые, что называется, сами по себе, или в результате самостоятельной игровой деятельности возникнуть у ребёнка не могут. Эти навыки формируются и развиваются только под руководством взрослых, будь то педагоги или родители.

 Поясним:

известно, что простые логические действия в определённой мере формируются у каждого человека стихийно, но составные логические операции у большинства людей сами по себе не формируются вообще, их формирование требует целенаправленной педагогической работы. Заметим, что целенаправленная методическая работа может значительно повлиять на процесс формирования у детей с нарушением зрения простых логических действий не только в области математики.

По мнению специалистов, математические способности, как и любые другие способности, подчиняются общим законам развития психических функций, а, следовательно, заниматься их развитием с раннего возраста и можно, и нужно. Точка зрения обывателя «не каждый будет математиком!» безнадёжно устарела. В современном быстро развивающемся и изменяющемся социуме математика в той или иной мере будет нужна огромному числу людей и в том числе не только математикам – профессионалам.

Анализ одного из «провальных» ЕГЭ по математике прошлых лет показал, что у выпускников «западают» знания по программе V-VII классов средней школы по таким темам, как простые числа, дроби; вызывают трудности решение задач на логическое мышление. 

Многие методисты отмечают, что низкий уровень логической культуры старшеклассников является закономерным следствием отсутствия систематической работы по формированию логического мышления у детей младшего возраста. Специалисты сходятся во мнении, что при не сформированном понятийном мышлении полноценное обучение вообще нереально, и не только по математике и физике, но и в любой другой области.

III

Педагогическая работа по развитию логического мышления у детей с нарушением зрения.

 Одной из важных задач современной школы является создание в системе обучения детей с нарушением зрения условий, способствующих всестороннему развитию и максимальному раскрытию их творческого потенциала, а также компенсации у них нарушенных функций.

Известно, что ребёнок с нарушением зрения нуждается в оказании коррекционной медико – психолого - педагогической помощи с самого раннего возраста.

Концепция развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, а также многочисленные педагогические исследования и эксперименты отечественных тифлопедагогов В.З. Денискиной, М.И. Земцовой, Л.И.Плаксиной Л.И. Солнцевой и др. убедительно продемонстрировали наличие огромного потенциала для развития возможностей интеллектуального развития детей с нарушением зрения и, в том числе, их математических способностей.

Для стимуляции развития этих способностей часто требуется лишь создание соответствующих условий, которые помогают ученику со сниженным зрением овладеть научными методами изучения математической науки и новыми психологическими навыками, такими, например, как наблюдение, сравнение, обобщение, анализ и синтез. Формируясь, эти навыки помогают детям с нарушением зрения стимулировать их мотивацию к дальнейшему изучению математики, становятся залогом их успешного интеллектуального развития.

Педагогическая работа по развитию логического мышления у детей с нарушением зрения весьма сложна и многообразна. Поставив своей целью развивать логическое мышление на занятиях математикой во внеурочное время, педагог понимает, что в этой работе важен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения задачи, сопровождающийся

  • различными гипотезами,
  • сравнениями различных идей,
  • оценками,
  • открытиями и ошибками.

В конечном счёте, упорная и систематическая работа в системе приводит ребёнка с нарушением зрения к личным победам в развитии процесса мышления вообще и логического мышления в частности.

Работа по развитию логического мышления у детей, имеющих нарушения зрения, представляется особенно важной ещё и потому, что она во многом способствует формированию таких важных качеств личности ребёнка с нарушением зрения как:

  • произвольное внимание,
  • усидчивость,
  •  находчивость,
  •  сообразительность,
  • работоспособность,
  • самостоятельность в принятии решения и др.

  За время обучения в начальной школе с помощью учителя у детей, имеющих нарушения зрения, формируются основные навыки самостоятельного логического мышления:

  • рассуждение и выделение главного,
  • анализ различных фактов и точек зрения,
  • их сопоставление и сравнение,
  • постановка вопросов,
  • самостоятельный поиск ответов на них.

Работа по развитию логического мышления стимулирует у детей формирование навыков и способностей планировать свои действия, обдумывать их, делать предположения и выводы по результатам работы, таким способом проявляя своё собственное творческое начало.

 С этой точки зрения период сенситивного развития ребёнка во время обучения в начальной школе является весьма существенным. Работа по развитию многих нарушенных психических функций таких, как внимание, память, речь в школе – интернате №2 проводится специалистами коррекционной службы на занятиях во внеурочное время.

В прошлом учебном году экспериментальную работу по развитию логического мышления на внеурочных занятиях по математике в начальной школе проводила учитель математики средней и старшей школы Юлия Михайловна Меньшикова.

Цель работы:

- активизация познавательной деятельности детей с нарушением зрения,

- воспитание у них самостоятельности и активности как черт личности,

- формирование стремления и привычки к трудовому усилию, настойчивости, преодолению трудностей.

Задачи:

-развитие логики мышления, позволяющей детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой;

-умение делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном счёте, приобретать навыки получения знаний самостоятельно;

-развитие математических способностей на основе развития логического мышления у детей с нарушением зрения, обучающихся в начальной школе.

Без сформированной и развитой способности ребёнка с нарушением зрения к самостоятельному логическому мышлению, приобретаемому на начальной ступени обучения, вряд ли возможно его дальнейшее интеллектуальное развитие и обучение в средней и старшей школе.

 Применение навыка логического мышления позволяют ученику с нарушением зрения уже в начальной школе научиться решать математические задачи усложнённого уровня, что требует от него не только простого действия по аналогии, то есть копирования действия учителя, но и дают ему возможность так называемого «мозгового штурма».

IV 

          Некоторые психолого - педагогические аспекты

модели внеурочного занятия по математике.

   Психолого - педагогическая модель внеурочного занятия по математике у Ю. М. Меньшиковой сформировалась в процессе экспериментальной работы по развитию математических способностей детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения.

Педагогом были апробированы различные варианты моделей внеурочных занятий по этой теме, включавшие в себя разнообразные формы и методы педагогической работы. Однако именно ту модель, которая будет описана ниже, педагог - экспериментатор считает наиболее удачной и  эффективной для достижения тех целей и задач, которые определяются педагогом как главные.

   В основе дополнительных внеурочных занятий по математике лежит модель классического урока продолжительностью в 45 минут, включающая в себя некоторые основные его этапы.

В первую очередь следует сделать акцент на начальном и на завершающем этапе занятия:

  • организационный момент – «постановка цели и задач урока»,
  • подведение итогов – «разбор ошибок, оценивание качества выполнения заданий».

На эти этапы занятия педагог отводит определённое фиксированное количество времени:

-на первый этап чуть меньшее,

-на последний этап чуть большее.

В целом, их временная продолжительность зависит от конкретного плана урока, поэтому для каждого занятия она разная.

На все остальные этапы занятия фиксированного количества времени педагогом не отводится.

Педагог объясняет это несколькими причинами.

Прежде всего, напомним, что экспериментальная работа по развитию математических способностей детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения, является коррекционно – развивающей и проводится после основных уроков, вне сетки расписания. Это означает, что занятия дети посещают по собственному желанию, без всяких обязательств с их стороны, в том числе и по посещению. Таким образом, экспериментальная группа представляет собой своеобразный коллектив дополнительного образования, что весьма осложняет педагогическую работу в организационном плане. В этих условиях очень сложно, порой почти невозможно сразу выявить среди первоклассников одарённых учеников для их целенаправленной подготовки к участию в олимпиадах.  Очевидны и возникающие в связи с этим педагогические затруднения при следовании дидактическим принципам посильности и постепенности.

Порой на занятии педагог чувствует себя тем самым сапёром, который не имеет права на ошибку. Даже при наличии огромного педагогического опыта и чёткого плана работы урок может совершить непредсказуемый «поворот». Всем педагогам известно, что небольшая оплошность со стороны учителя, например, недостаточно чёткий план урока, слишком трудные задания, или повышенный тон и насмешливая интонация, - лишь те немногие из возможных объективных причин, которые могут повлиять на отказ ребёнка от занятий.

У самого ребёнка внезапно могут возникнуть множество субъективных причин, часто недостоверных, для того, чтобы отказаться от участия в занятии: например, сегодня он плохо себя чувствует, или у него дурное настроение, или сейчас он просто не расположен заниматься.

Кроме того, сам состав экспериментальной группы не стабилен: периодически на занятиях могут появляться дети, пропустившие несколько уроков или даже долгое время отсутствовавшие. Это значит, что, например, вместо запланированного нового материала, педагог должен вернуться к материалу, уже закреплённому несколькими уроками ранее, или даже давно пройденному материалу.

Все эти причины, которые могут негативно повлиять на организацию и качество занятий, рассматриваются здесь лишь для того, чтобы обосновать не только определённую условность плана урока, но и временную продолжительность его этапов.

Работа в экспериментальной группе со всей очевидностью показывает, что для того чтобы иметь одарённых учеников, способных участвовать в математических олимпиадах (что, собственно, и послужило отправной точкой для работы над темой эксперимента) их надо не только выявить, но и вырастить и подготовить к участию в этой творческой форме работы.

Анализ работы в экспериментальной группе за учебный год показал, что на первом этапе работы эта цель (непосредственное участие в олимпиадах) должна быть отложена на некоторое время. Представляется преждевременным и необоснованным заниматься выявлением «одарённых» учеников из общей «массы» класса, состоящей из детей, у которых практически отсутствуют основы элементарных математических представлений, видение математических признаков и свойств различных предметов в окружающем их мире.

  Известно, что нарушения в познавательной сфере, характерные для детей с нарушением зрения, при целенаправленной психолого – педагогической работе успешно поддаются коррекции. Совершенно очевидно, что если бы психолого - педагогическая коррекционная помощь оказывалась нашим ученикам на более раннем, дошкольном, этапе их развития, например, в семье, или в ДДУ, то готовность и способность детей к обучению математике в школе, могла бы быть более высокой.

 Подробный анализ некоторых психолого – педагогических аспектов модели занятий экспериментальной группы доказывает, что дети в этой группе имеют, мягко говоря, «проблемные» исходные данные и возможности. Поэтому педагогу приходится прикладывать максимум усилий для того, чтобы при решении математических задач не только научить их мыслить и логически рассуждать, но в первую очередь, заинтересовать их новым для них видом интеллектуальной деятельности. Важно «не вспугнуть» зарождающийся интерес детей к новому предмету сложными речевыми оборотами или непонятными терминами, особенно на начальном этапе работы.

Поэтому изучение учебного материала, содержание которого соответствует дидактическим принципам «посильности» и «постепенности», происходит в форме, напоминающей игру. Весь учебный процесс проводится в условиях интенсивной предметно практической деятельности и с использованием раздаточного и наглядного материала (например, при изучении тем «Разрезы», «Домино и Тетрамино», «Зеркальные изображения», «Объёмные и плоские фигуры», «Песочные часы» и др.). 

Безусловно, что и самостоятельные творческие задания такие как

  • «Дорисуй недостающий предмет»,
  • «Разрежь фигуру на одинаковые или разные части»,
  • «Допиши забытое число»,
  • «Выдели определённое пространственное положение предмета на плоскости»

  так же выполняются в процессе предметно практической деятельности, способствующей формированию и развитию способов зрительного восприятия, таких как:

  • обследование,
  • выделение в предметном мире качественных признаков,
  •  выделение количественных признаков,
  • выделение пространственно-временных признаков и свойств предметов и явлений, являющихся основой элементарных математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности развития мышления у детей с нарушением зрения

Развитие той стороны умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную и...

Методические рекомендации родителям по развитию предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения Часть № 1

Материал содержит методические рекомендации родителям по организации детской деятельности, способствующей развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения....

Конспекты занятий по физической культуре для детей с нарушением зрения (часть I)

Данные конспекты помогут преподавателям физкультуры проводить занятия с учетом особенностей детей с нарушением зрения....

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста...