Нейропсихологический подход к профилактике и преодолению дислексии у детей с нормальным развитием и ОВЗ, с применением двигательно- моторных упражнений и настольных игр.
статья

Климова Юлия Михайловна

Нейропсихологический подход предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций, выделении сильных и слабых сторон, компонентов развития высших психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimova_yu.m._statya_2019_g.docx132.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 

         

C:\Users\школа5\Desktop\20181217_083859.jpg

   

Климова Юлия Михайловна  Учитель-логопед  

МБОУ СОШ №5

Первая квалификационная категория                                              

 

Нейропсихологический подход к профилактике и преодолению  дислексии у детей с нормальным развитием и ОВЗ, с применением двигательно- моторных упражнений и настольных игр.

          Одним из наиболее продуктивных и актуальных подходов к решению задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является нейропсихологический подход, базирующийся на теории развития высших психических функций (ВПФ) Л.С. Выготского, теории системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурии и теории нейропсихологической реабилитации Цветковой Л.С.

        Нейропсихологический подход предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций, выделении сильных и слабых сторон, компонентов развития высших психических функций.

         С каждым годом увеличивается количество детей в образовательных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов образовательных учреждений – учителей, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога, учителя-логопеда

         Применение педагогами системы упражнений и игр с нейрокоррекционным воздействием, о которых сегодня делюсь опытом, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

Почему применяю именно нейропсихологию?

        Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Количество детей с трудностями овладения письмом и чтением увеличивается год от года. По самым общим подсчетам таких детей на сегодня около 25 % от общешкольной популяции. Трудности в овладении письмом приводят школьника сначала к нежеланию и отказу выполнять домашние задания в письменном виде, а потом и посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчетливо. Причем трудности, которые испытывают школьники, сохраняются и по окончании школы, приводя к трудностям в освоении (а затем и в достижении успеха) в профессиях, требующих составления текстов в письменной форме и их грамотного оформления, к ограничению письменных контактов с родными и близкими. Можно выделить несколько основных, наиболее часто встречающихся проблем:

  • несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и смешение букв и слогов;
  • нечитаемый почерк;
  • незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;
  • несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;
  • неумение составлять связные, логичные тексты;
  • нелюбовь или даже ненависть к чтению;

            Предлагаемые ниже  упражнения и игры направлены на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности, на формирование, автоматизацию и «шлифовку» следующих компонентов чтения:

  • строгий побуквенный анализ (без прогнозирования);
  • прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;
  • прогнозирование, опирающееся на смысл;
  • быстрое различение похожих по написанию слов и. букв, четкие глазодвигательные и речедвигательные операции, устойчивость внимания, зрительная и слуховая память на слова и др., а также на тренировку вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществление функции чтения.

         Упражнения предлагаются детям в игровой форме, не имеющей никакой связи с уроками чтения. Если ребенок допустит ошибку, его ни в коем случае нельзя порицать; наоборот, это будет поводом весело рассмеяться вместе с ним: до чего же забавно получилось! Лучше всего занятия проводить с группой из 3-4 детей, испытывающих трудности в чтении, в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание? Желательно проводить их ежедневно, допустимы также варианты через день и два раза в день. Максимальная продолжительность занятия — 30 мин, минимальная — 5-10 мин. Упражнения настолько просты в проведении, что их легко могут освоить и проводить не только школьные психологи, логопеды и учителя, но и родители. Сложность (громоздкость) предлагаемого материала варьируют таким образом, чтобы ребенок, с одной стороны, смог успешно с ним справиться и порадоваться результату и, с другой — достигал этого с некоторым усилием, сосредоточением внимания. Срок проведения занятий, обеспечивающий заметный положительный результат, — от трех до семи недель.

             Нейропсихологический подход  носит системный характер коррекционно-развивающих занятий и включает себя: метод двигательной (моторной) коррекции и когнитивный метод.

             Все техники, желательно, сначала попробовать самому педагогу на себе, т.к на первый взгляд, упражнения простые, на самом деле справиться с ними могут не все.

             Двигательно-моторная коррекция.  

             Из исследований наших и зарубежных физиологов, психологов и нейропсихологов, видно, что Психика человека  управляет его движениями, а целенаправленные движения, влияют на центральную и вегетативную нервную систему. Воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза, мы вызываем активизацию в развитии всех высших психических функций. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирует, восстанавливает и прострагивает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

             Комплекс игровых упражнений.  

Подбрось и поймай.

             Лист формата А4 вы располагаете между ладонями ребенка по центру. В 1 варианте выполнения этого задания ребенок должен подбросить этот лист и поймать его подушечками пальцев раскрытых ладоней. Упражнение выполняется стоя, в свободном пространстве глаз. Это активное двигательное упражнение, но при этом можно включать музыку, читать стихи.  Во 2 варианте можно усложнить задание, взяв подгруппу детей. Детей расставить так, чтобы не было скученности, и они ловят лист друг друга по кругу.

Поссоримся и помиримся.

                 Это упражнение заключается в следующем. Кладем перед ребенком 2 листа из обычной школьной тетради (можно взять чистые листы, а можно взять исписанные листы и лучше, если там будет нежелательная оценка учителя). Педагог рассказывает историю о том, что правой и левой ладоням надоело работать вместе, они обиделись друг на друга и правая раскрытая ладонь (левую лучше спрятать за спину) решила показать, как она недовольна. Правая ладонь кладется на лист школьной тетради и начинает очень активно сминать пальцами этот лист так, чтобы у неё получился маленький комочек. Увидев, как правая ладонь на неё сердиться, левая ладонь (правая спряталась за спину) начинает сминать свой лист в маленький комочек. Но, на самом деле, правая и левая ладонь мирные, они любят дружить. Правая ладонь первая начинает мириться. Пальцы правой ладони начинают активно разглаживать листочек так, чтобы не было ни одной морщинки (особенно обращаем внимание на уголки). Затем, левая рука начинает мириться, разглаживая свой листочек. Затем можно поиграть дальше. Снова даете ребенку другие два листа, и ребенок одновременно двумя руками начинает сминать их. Далее миримся, следим, чтобы ведущая рука не помогала мириться, а самостоятельно разглаживала листы.

Монетки.

          Еще одна игра, которую дети просто обожают. Первый вариант игры: берутся реальные монеты разного диаметра, разного достоинства. Перед ребенком в один ряд располагаются монеты от 6 до 12 штук. Сначала берем 6 монет, постепенно увеличивая количество монет до 12. Между монетами должно быть определенное свободное пространство. Монеты лежат на одной линии. Монеты надо переворачивать двумя-тремя пальцами, но только так, чтобы монета не «убегала» со своего места. Начинает ведущая рука. Если ведущая рука правая, начинаем переворачивать, монеты справа налево, звонко щелкая. Когда рука достигает крайней точки, рука переворачивает монеты в обратную сторону в начальную точку. Потом делает это левая рука. Второй вариант игры: берутся монеты и выкладываются в 2 ряда, параллельно друг друга. Начинаем с 6 монет (6 монет верхний ряд, 6 монет нижний ряд). Договариваемся с ребенком, что за верхний ряд отвечает правая рука, а за нижний ряд левая рука (не важно, какая у ребенка ведущая рука). По сигналу педагога ребенок начинает одновременно двумя руками, навстречу друг другу, правая рука справа налево, а левая рука слева направо переворачивать монеты (как бы заплетаем косичку), доходим до крайней точки и возвращаемся обратно.

             Когнитивный метод. Предлагаю ряд настольных игр.

          Одним из главных преимуществ настольных игр является то, что они снижают риск ухудшения когнитивных способностей. Если вы будете занимать мозг подобными занятиями, вы будете постоянно его тренировать и делать его сильнее.  Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику,  воображение и образное мышление.

В своей практике я использую обучающие настольные игры В.Д. Мазиной (логопед, детский нейропсихолог, автор уникальных прописей и обучающих настольных игр для развития речи и успешного овладения чтением).

Кочка за кочкой (1 и 2).

            Игра помогает научиться отличать слог от слова, составлять слово из букв слога, придумывать слова, содержащие прочитанный слог, а также помогает освоить и закрепить чтение слов в легкой игровой форме. Игра подходит для индивидуальных и подгрупповых занятий. В каждой игре 53 карточки- 88 слогов и слов.

Калейдоскоп букв.  

            Игра направлена на: легкое запоминание письменных букв; развитие ориентировки в пространстве; развитие концентрации, переключения, распределения и избирательности внимания; стимуляции речевой активности; активации протекания нейродинамических процессов; помогает автоматизировать определение «право»\ «лево» и сформировать движение глаз слева направо, что является ключевым навыком при обучении чтению. В игре 55 игральных карт, 6 игр.

Чтениум.

              Игра направлена на: улучшение техники чтения простых и сложных слогов; тренировку осознанности чтения слов; стимуляцию речевой активности, связной речи; развитие логического мышления; расширение поля зрения; развитие концентрации и переключения внимания. В игре 60 двусторонних игральных карт. Первая сторона слоги. На каждой карте 6 слогов. Карты разделены на 4 группы по уровню сложности (желтые, голубые, розовые, зеленые). Любые две карты имеют один общий слог. Вторая сторона- картинки, составленные из слов. Всего в игре: 5 игр со слогами+ 4 игры со словами+ задания к каждой карточке.

              Подчеркивая основную ориентированность этих игр и упражнений на детей, испытывающих большие трудности с формированием навыка чтения, замечу, что они также оказываются полезными и для таких детей, которые читают неплохо; они помогают им научиться читать более быстро, правильно и осмысленно.

  

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение АПО на тему:" Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников"

Ведущая педагогическая  идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через использование традиционного психолого-педагогического и нейропсихологичес...

План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе по специальной программе индивидуального развития (СИПР) для детей с нарушением интеллекта

План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе для учащихся ,обучаемых по специальной индивидуальной программе развития для детей с нарушением интеллекта.Цель уро...

Сообщение на ШМО учителей начальных классов с использованием мультимедийного сопровождения на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г. Серги...

Семинар-практикум "Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ"

Давыдова Н.И. Тема выступления "Развитие зрительного образа предмета посредством использования техники нитяной графики в работе с детьми с СДВГ" в рамках семинара-практикума "Нейро...

Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и у детей с расстройствами аутистического спектра

Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и у детей с расстройствами аутистического спектра...

Семинар-практикум "Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ"

Максимова М.В. Тема выступления "Внедрение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающие занятия с детьми с СДВГ. Случай из практики" // 27 марта 2018 г....

Специфика нейропсихологического подхода к коррекции развития у детей с особыми потребностями здоровья

Статья освещает тему нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающем обучении...