Сообщение на ШМО учителей начальных классов с использованием мультимедийного сопровождения на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
учебно-методический материал по теме
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7,
осуществляющая деятельность
по адаптированным основным образовательным программам»
г. Сергиев Посад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_2-014.doc | 48 КБ |
shmo_2014g.ppt | 747 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7,
осуществляющая деятельность
по адаптированным основным образовательным программам»
г. Сергиев Посад
Сообщение на ШМО учителей начальных классов
с использованием мультимедийного сопровождения
на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила:
учитель психомоторики
Макридина В.А.
2014
Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ.
Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали давать результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. (1)
Мы, работая в школе, столкнулись с проблемой отсутствия эффективных методов коррекции. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить проблемы ребенка, но и откоррегировать нарушения.
На курсах нас познакомили с нейропсихологией – наукой, изучающей мозговую организацию психических функций. Ее автором является выдающийся отечественный психолог Лурия А.Р.
Нейропсихологический подход предполагает не только углубленное комплексное обследование детей, но и предлагает методы коррекции выявленных нарушений. Работая в системе, т.е. совместно с учителями, друг с другом мы добиваемся успехов в обучении, воспитании и развитии детей.
Мы взяли к своей работе такое высказывание Я.А. Коменского о том, что «Ремесленник, приступая к своей работе должен знать качество материала, дабы получить качественный результат», так и любой специалист, учитель должен знать закономерности созревания мозга, структуру и основные психические функции.
Теперь хотелось бы рассказать о теории Лурии А.Р.. Он писал о том, что мозг как одно из самых сложных устройств, состоит из трех основных блоков, каждые из которых формируются на разных возрастных этапах развития человека.
- Энергетический – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, включает в себя ретикулярную формацию и отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования.
- Блок получения, переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7-8 лет, включает в себя височные, затылочные, теменные зоны, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.
- Блок программирования, регуляции и контроля – формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.
Любое отклонение в развитии и жизнедеятельности психики всегда имеет свою причину, причем одна и та же причина может приводить к совершенно различным отклонениям в здоровье или развитии
Большинство нарушений развития невозможно свести к какой-то одной причине, чаще всего это многофакторность возникновения нарушений.
Существует 2 основные причины нарушения развития:
- Биологические – врожденные (генетические, пренатальные до 28 недели) заболевания – инфекции, токсоплазмоз, хромосомные нарушения, алкоголь, наркотики и приобретенные (перинатальные с 28 недели и постнатальные) – гипоксия, кровотечения, истощение, депривация, травма
- Психосоциальные- психическая депривация (психическое голодание), расстройства привязанности (к матери), ситуация сепарации (долговременная разлука с матерью, явления госпитализма)
Выготский Л.С. писал о том, что «отсталость далеко не всегда обусловлена наследственными изменениями, чаще она результат несчастного детства»
Случаи олигофрении можно разделить на 2 группы:
- Тяжелые и выраженные формы 15-20%
- Легкие и пограничные формы 80% (сниженный интеллект родителей, социокультурный уровень) = семейное накопление
На ранних этапах развития ребенка имеют большое значение биологические факторы нарушения развития, на более поздних – психосоциальные факторы, т.е. любые нарушения развития могут быть компенсированы в условиях благополучной семьи. (2)
Итак, коротко мы рассказали о теории нейропсихологического подхода, теперь имеет место показать практику использования комплексного подхода в нашей работе. Наша совместная деятельность состоит из нескольких этапов:
- Сбор и анализ анамнестических данных
- Методика адаптированного нейропсихологического обследования детей Симерницкой Э.Г., Скворцова И.А.
- Интерпретация результатов обследования.
- Анализ нарушенных функций с выделением основного дефекта
- Разработка индивидуальной коррекционной программы сопровождения
- Итоговое нейропсихологическое обследование детей. Оценка эффективности работы
Сейчас мы хотели бы вам предложить разобрать конкретный случай из нашей практики. Итак, работу с ним мы начали с 1 этапа Сбор и анализ анамнестических данных.
А) Пренатальный период - 6 неделя ОРВИ, время формирования слуха
Б) Перинатальный период – энцефалопатия (синдром гипервозбудимости) – органическое поражение головного мозга невоспалительного характера. Иногда приводит к снижению памяти и интеллекта, к эпилептическим припадкам
В) Постнатальный период – Резидуальная энцефалопатия – раннее органическое повреждение ЦНС, с признаками задержки психомоторного развития (двигательное развитие) (3)
-- ОНР 111 уровня, сенсомоторная алалия – отсутствие или ограничение пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте.(3)
-- Эпилептические припадки
На втором этапе происходит обследование ребенка по методике адаптированного нейропсихологического обследования Симерницкой Э.Г., Скворцова И.А.
К основным задачам нейропсихологической диагностики относятся:
1. Дифферинциально-диагностическое исследование, позволяющее выявить сохранные и нарушенные звенья психических процессов
2. Интерпретация результатов обследования, позволяющая выявить степень выраженности имеющихся нарушений или изменений.
3. Определение «ЗБР» - потенциальных возможностей испытуемого
4.Разработка адекватной индивидуальной коррекционной программы сопровождения
5.Итоговое нейропсихологическое обследование детей. Оценка эффективности работы
6. Составление ближайших и долгосрочных прогнозов
Диагностика не выявляет актуальный уровень знаний и умений, а демонстрирует базальные психические функции (состояние ВПФ)
В диагностике рассматривается состояние таких функций:
1. Кинестетический праксис – способность осуществлять
2. Пространственный праксис
3. Динамический праксис
4. Слухо-моторные координации
5. Стереогноз
6. Зрительный гнозис
7. Речь
8. Слухо-речевая память
9. Рисунок
10. Зрительная память
11. Чтение
12. Письмо
13. Счет
14. Задачи
Таким образом, при обследовании ребенка обнаружились следующие нарушенные функции: 1, 4, 5, 7, 8,
Сохранные остались: 9, 10,
При анализе сильных и слабых звеньев развития ребенка и с учетом анамнестических данных мы приступаем к третьему этапу – выявление основного дефекта.
На основании полученных данных мы, опираясь на знания нейропсихологии о структуре отклоняющегося развития, можем заключить, что первичным дефектом является нарушение слухового восприятия, вторичными нарушениями выявленные функции (заболевание матери на 6 неделе беременности), а третичным будет словесно-логическое мышление.
Второе нарушение (кинестетический праксис, стереогноз, речевая моторика) - имеет сложную структуру, так как и дети с нарушениями слуха, могут иметь симптомы, сходными с симптомами детьми, имеющими в своем анамнезе резидуальную энцефалопатию.
Следующим этапом работы становится – разработка адекватных индивидуальных программ коррекции развития, воспитания и обучения.
В нейропсихологии основным методом коррекции является компенсация – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций.
Ни одна психическая функция при заболеваниях нервной системы никогда не нарушается полностью, всегда остаются сохранные составляющие. Вместе с тем никогда не нарушаются все психические процессы одновременно. На этом основании разработан метод компенсации, в котором звенья поломанной функции подлежат переконструированию за счет опоры на полноценно работающие звенья.
Таким образом, главным направлением коррекционной работы будет комплексное развитие слухо-речевой памяти с опорой на зрительные образы, слухо-моторных координаций с использованием театральных шумов, кинестетического праксиса с использованием пальчикового театра, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, стереогноза с использованием «Волшебного мешочка», речи через обогащение словарного запаса, речевой моторики – артикуляционной гимнастики.
Очень много нарушенных функций, которые нужно скомпенсировать до 9 лет, так как механизмы компенсации возможны только до этого возраста, когда заканчивается экстенсивное развитие головного мозга. Поэтому нужна программа в которой бы
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления.
Первое — когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ.
Второе — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы.
Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления, сводятся к обычной суммации (например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные и двигательные методы). Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как у детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.
Таким образом, оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....
Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...
Использование игровых и коррекционных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие интелектуальных способностей детей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Например, более интенсивное развитие логического мышления, внимания и памяти...
1 Материалы научно-практической конференции « Современные технологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» название статьи «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога».
Статья «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога»....
Сообщение на тему «Личностно-ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ПТО».
· Сообщение на тему «Личностно-ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ПТО»....
Роль личностного-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
выступление...
Музыкальное занятие — одно из средств коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Музыкальное занятие — одно из средств коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья Развитие духовного мира ребенка, его творческих с...