Семинар-практикум "Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ"
методическая разработка
Максимова М.В. Тема выступления "Внедрение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающие занятия с детьми с СДВГ. Случай из практики" // 27 марта 2018 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 17.12 КБ |
Презентация к докладу | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2 Тел./факс:+7(499)172-10-19
http://gppc.mskobr.ru/ gppc@edu.mos.ru
Семинар-практикум «Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ»
27 марта 2018
Тема выступления: «Внедрение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающие занятия с детьми с СДВГ. Случай из практики»
Учитель-дефектолог Максимова Мария Владимировна
Очень часто дети с СДВГ в силу своих особенностей демонстрируют фрагментарность представлений об окружающем и тогда они попадают на занятия к дефектологу. Чтобы дети с такими особенностями могли наиболее полно усвоить предложенный материал, стать более успешными в учебной деятельности, дефектолог также предлагает им задания на развитие внимания и самоконтроля. При этом нейропсихологические упражнения и задания предлагаются в модифицированном виде. Упражнения на дыхание, глазодвигательные задания даются в начале занятия в течение непродолжительного периода, так как являясь бесспорно полезными для ребенка, они также являются чрезвычайно энергозатратными для него. Предлагаю вам попробовать выполнить те упражнения, которые мы предлагаем детям 1-2 класса с нарушениями внимания в начале каждого занятия:
- Дыхательные упражнения («дудочка», «моргаем-дышим»)
- Упражнения на моторику пальцев рук («лесенка в небо»)
- Глазодвигательные упражнения («рисунок взглядом», «части тела»)
Предлагаются задания для тренировки сенсорных систем и лобных функций на удержание программы действий в сенсибилизированных условиях, без зрительной и слуховой опоры (в среднем около 80 % информации человек принимает через визуальный канал восприятия, 10% - через аудиальный и 10 % через кинестетический).
- Решение наглядно-действенных задач без зрительной опоры, тренировка удержания программы действий (собрать «сортировщики», пирамидку, матрешку, «вкладыши», бусы без зрительной опоры)
Как вы заметили, все упражнения сопровождаются счетом, мы стараемся применять ритмическую организацию в занятии неслучайно.
Известный отечественный физиолог М.М. Кольцова определила, что физиологическая роль ритмических движений заключается в их неспецифическом активирующем влиянии на кору головного мозга и ближайшие подкорковые образования. Ритмические движения являются средством повышения функционального состояния больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга. Этот факт особо важен при работе с умственно отсталыми детьми, так как основной причиной их низких познавательных возможностей является слабость замыкательной функции коры головного мозга (трудности образования связей, их крайняя лимитивность и неустойчивость).
Брайент Дж. Кретти в своих работах отмечает, что наиболее доступным во всех видах деятельности для умственно отсталых оказывается ритм повторности. Этот ритм является важным подкреплением (помогающим, активизирующим фактором) в выполнении различных двигательных заданий.
- Ритм является важным фактором подкрепления для психических процессов.
- Ритмические движения активируют кору головного мозга и ближайшие подкорковые образования (М. М. Кольцова). Они являются средством повышения функционального состояния больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга.
- Четкая структура занятия,
- Повторяемость структурных компонентов на каждом занятии (упражнения-разминка, устные задания, письменные задания, двигательные задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, подведение итогов занятия, настольная игра по выбору)
- Место работы часто меняется (за партой/ у доски/ на ковре стоя или сидя), используется принцип очередности
- Использование сопроводительного счета в ходе выполнения различных заданий (двигательных и устных)
- Счет как поочередное «дирижирование» в ходе группового выполнения двигательных задач
Дети с СДВГ испытывают сложности рефлексии в конце занятия, что связано с особенностями восприятия, памяти, самоконтроля. По мнению Л.И. Божович, произвольность, внутренний план действия и рефлексия – основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря ним психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей личности, определяющих уровень психических процессов и самой учебной деятельности.
Эти трудности решаются за счет уменьшения периодичности в подведении итогов, сокращения длительности периодов для оценки.
- Пошаговая рефлексия в процессе выполнения каждого задания, развитие регулирующей функции речи
- Взаимопроверка учащимися результатов выполнения заданий
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГЕНрих Хоффман «Непоседа Фил»
Основные Направления коррекционно-развивающей работы
Коррекционные занятия учителя-дефектолога Дыхательные упражнения («дудочка», «моргаем-дышим») Упражнения на моторику пальцев рук («лесенка в небо») Глазодвигательные упражнения («рисунок взглядом», «части тела ») Развитие навыков самоконтроля
Коррекционные занятия учителя-дефектолога Решение наглядно-действенных задач без зрительной опоры, тренировка удержания программы действий. Предлагается собрать «сортировщики», пирамидку, матрешку, «вкладыши», бусы без зрительной опоры. Развитие навыков самоконтроля
Ритм является важным фактором подкрепления для психических процессов. Ритмические движения активируют кору головного мозга и ближайшие подкорковые образования (М. М. Кольцова). Они являются средством повышения функционального состояния больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга. Коррекционные занятия учителя-дефектолога Ритм на коррекционных занятиях Медникова Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии. – М., 1995, 207 с. Медникова Л.С. Пространственно-временная организация деятельности: онтогенетический аспект./ Архангельск. Россия.// А.Р. Лурия и психологи XXI века. Вторая международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия . Тезисы докладов. – М., 24-27 сентября 2002, 250 с., с.91-92.
Четкая структура занятия Повторяемость структурных компонентов на каждом занятии Наличие ритуальных моментов Коррекционные занятия учителя-дефектолога Ритм и время. Повторяемость структуры занятий
Ритм в организации рабочего пространства Частая смена видов деятельности Частая смена места нахождения ребенка Выходы к доске, работа сидя и стоя на ковре постоянно сменяют сидение за столом. Коррекционные занятия учителя-дефектолога
Использование сопроводительного счета в ходе выполнения различных заданий (двигательных и устных ) Счет как поочередное « дирижирование » в ходе группового выполнения двигательных задач Коррекционные занятия учителя-дефектолога Ритм счета в выполнении различных заданий
РЕФЛЕКСИЯ Пошаговая рефлексия в процессе выполнения каждого задания, развитие регулирующей функции речи Взаимопроверка учащимися результатов выполнения заданий Коррекционные занятия учителя-дефектолога Занятие Р ефлексия Задание Р ефлексия Задание Р ефлексия Задание Р ефлексия
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерные комплексы двигательной коррекции для детей с СДВГ
Комплексы двигательной коррекции предназначены для детей с СДВГ....
Личностно-ориентированный и семейно-направленный подходы к коррекции заикания у детей
Современные требования и приоритеты в образовании и развитии ребёнка подчёркивают необходимость личностно-ориентированной направленности процессов воспитания и обучения ребёнка. Особое значение такой ...
Семинар-практикум «Особенности детей с СДВГ. Роль учителя в помощи детям с СДВГ»
Все больше поступающих в школу детей имею особенности в развитии. Одна из часто встречающихся особенностей Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. С такими ребятами педагогам приходится особенно...
Семинар-практикум "Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ"
Давыдова Н.И. Тема выступления "Развитие зрительного образа предмета посредством использования техники нитяной графики в работе с детьми с СДВГ" в рамках семинара-практикума "Нейро...
Техники коррекции нарушений эмоционально- социального развития детей с СДВГ
Презентация. Особенности эмоционально-социального развития детей с СДВГ.Техники снятия двигательного и эмоционального напряжения....
Специфика нейропсихологического подхода к коррекции развития у детей с особыми потребностями здоровья
Статья освещает тему нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающем обучении...
ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ, ММД, РДА.
Цели:развитие высших психических функций;функциональная активация подкорковых образований мозга;обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психичес...