Семинар-практикум "Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ"
методическая разработка

Максимова Мария Владимировна

Максимова М.В. Тема выступления "Внедрение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающие занятия с детьми с СДВГ. Случай из практики" // 27 марта 2018 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад17.12 КБ
Файл Презентация к докладу2.68 МБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2                Тел./факс:+7(499)172-10-19        

http://gppc.mskobr.ru/                gppc@edu.mos.ru

Семинар-практикум «Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ»

27 марта 2018

Тема выступления: «Внедрение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающие занятия с детьми с СДВГ. Случай из практики»

Учитель-дефектолог Максимова Мария Владимировна

Очень часто дети с СДВГ в силу своих особенностей демонстрируют фрагментарность представлений об окружающем и тогда они попадают на занятия к дефектологу. Чтобы дети с такими особенностями могли наиболее полно усвоить предложенный материал, стать более успешными в учебной деятельности, дефектолог также предлагает им задания на развитие внимания и самоконтроля. При этом нейропсихологические упражнения и задания предлагаются в модифицированном виде. Упражнения на дыхание, глазодвигательные задания даются в начале занятия в течение непродолжительного периода, так как являясь бесспорно полезными для ребенка, они также являются чрезвычайно энергозатратными для него. Предлагаю вам попробовать выполнить те упражнения, которые мы предлагаем детям 1-2 класса с нарушениями внимания в начале каждого занятия:

  • Дыхательные упражнения («дудочка», «моргаем-дышим»)
  • Упражнения на моторику пальцев рук («лесенка в небо»)
  • Глазодвигательные упражнения («рисунок взглядом», «части тела»)

Предлагаются задания для тренировки сенсорных систем и лобных функций на удержание программы действий в сенсибилизированных условиях, без зрительной и слуховой опоры (в среднем около 80 % информации человек принимает через визуальный канал восприятия, 10% - через аудиальный и 10 % через кинестетический).

  • Решение наглядно-действенных задач без зрительной опоры, тренировка удержания программы действий (собрать «сортировщики», пирамидку, матрешку, «вкладыши», бусы без зрительной опоры)

Как вы заметили, все упражнения сопровождаются счетом, мы стараемся применять ритмическую организацию в занятии неслучайно.

Известный отечественный физиолог М.М. Кольцова определила, что физиологическая роль ритмических движений заключается в их неспецифическом активирующем влиянии на кору головного мозга и ближайшие подкорковые образования. Ритмические движения являются средством повышения функционального состояния больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга. Этот факт особо важен при работе с умственно отсталыми детьми, так как основной причиной их низких познавательных возможностей является слабость замыкательной функции коры головного мозга (трудности образования связей, их крайняя лимитивность и неустойчивость).

Брайент Дж. Кретти в своих работах отмечает, что наиболее доступным во всех видах деятельности для умственно отсталых оказывается ритм повторности. Этот ритм является важным подкреплением (помогающим, активизирующим фактором) в выполнении различных двигательных заданий.

  • Ритм является важным фактором подкрепления для психических процессов.
  • Ритмические движения активируют кору головного мозга и ближайшие подкорковые образования (М. М. Кольцова). Они являются средством повышения функционального состояния больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга.
  • Четкая структура занятия,
  • Повторяемость структурных компонентов на каждом занятии (упражнения-разминка, устные задания, письменные задания, двигательные задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, подведение итогов занятия, настольная игра по выбору)
  • Место работы часто меняется (за партой/ у доски/ на ковре стоя или сидя), используется принцип очередности
  • Использование сопроводительного счета в ходе выполнения различных заданий (двигательных и устных)
  • Счет как поочередное «дирижирование» в ходе группового выполнения двигательных задач

Дети с СДВГ испытывают сложности рефлексии в конце занятия, что связано с особенностями восприятия, памяти, самоконтроля. По мнению Л.И. Божович, произвольность, внутренний план действия и рефлексия – основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря ним психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей личности, определяющих уровень психических процессов и самой учебной деятельности.

Эти трудности решаются за счет уменьшения периодичности в подведении итогов, сокращения длительности периодов для оценки.

  • Пошаговая рефлексия в процессе выполнения каждого задания, развитие регулирующей функции речи
  • Взаимопроверка учащимися результатов выполнения заданий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внедрение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающие занятия с детьми с СДВГ. Случай из практики. Максимова Мария Владимировна , учитель-дефектолог

Слайд 2

ГЕНрих Хоффман «Непоседа Фил»

Слайд 3

Основные Направления коррекционно-развивающей работы

Слайд 4

Коррекционные занятия учителя-дефектолога Дыхательные упражнения («дудочка», «моргаем-дышим») Упражнения на моторику пальцев рук («лесенка в небо») Глазодвигательные упражнения («рисунок взглядом», «части тела ») Развитие навыков самоконтроля

Слайд 5

Коррекционные занятия учителя-дефектолога Решение наглядно-действенных задач без зрительной опоры, тренировка удержания программы действий. Предлагается собрать «сортировщики», пирамидку, матрешку, «вкладыши», бусы без зрительной опоры. Развитие навыков самоконтроля

Слайд 6

Ритм является важным фактором подкрепления для психических процессов. Ритмические движения активируют кору головного мозга и ближайшие подкорковые образования (М. М. Кольцова). Они являются средством повышения функционального состояния больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга. Коррекционные занятия учителя-дефектолога Ритм на коррекционных занятиях Медникова Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии. – М., 1995, 207 с. Медникова Л.С. Пространственно-временная организация деятельности: онтогенетический аспект./ Архангельск. Россия.// А.Р. Лурия и психологи XXI века. Вторая международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия . Тезисы докладов. – М., 24-27 сентября 2002, 250 с., с.91-92.

Слайд 7

Четкая структура занятия Повторяемость структурных компонентов на каждом занятии Наличие ритуальных моментов Коррекционные занятия учителя-дефектолога Ритм и время. Повторяемость структуры занятий

Слайд 8

Ритм в организации рабочего пространства Частая смена видов деятельности Частая смена места нахождения ребенка Выходы к доске, работа сидя и стоя на ковре постоянно сменяют сидение за столом. Коррекционные занятия учителя-дефектолога

Слайд 9

Использование сопроводительного счета в ходе выполнения различных заданий (двигательных и устных ) Счет как поочередное « дирижирование » в ходе группового выполнения двигательных задач Коррекционные занятия учителя-дефектолога Ритм счета в выполнении различных заданий

Слайд 10

РЕФЛЕКСИЯ Пошаговая рефлексия в процессе выполнения каждого задания, развитие регулирующей функции речи Взаимопроверка учащимися результатов выполнения заданий Коррекционные занятия учителя-дефектолога Занятие Р ефлексия Задание Р ефлексия Задание Р ефлексия Задание Р ефлексия

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные комплексы двигательной коррекции для детей с СДВГ

Комплексы двигательной коррекции предназначены для детей с СДВГ....

Личностно-ориентированный и семейно-направленный подходы к коррекции заикания у детей

Современные требования и приоритеты в образовании и развитии ребёнка подчёркивают необходимость личностно-ориентированной направленности процессов воспитания и обучения ребёнка. Особое значение такой ...

Семинар-практикум «Особенности детей с СДВГ. Роль учителя в помощи детям с СДВГ»

Все больше поступающих в школу детей имею особенности в развитии. Одна из часто встречающихся особенностей Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. С такими ребятами педагогам приходится особенно...

Семинар-практикум "Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ"

Давыдова Н.И. Тема выступления "Развитие зрительного образа предмета посредством использования техники нитяной графики в работе с детьми с СДВГ" в рамках семинара-практикума "Нейро...

Техники коррекции нарушений эмоционально- социального развития детей с СДВГ

Презентация. Особенности эмоционально-социального развития детей с СДВГ.Техники снятия двигательного и эмоционального напряжения....

Специфика нейропсихологического подхода к коррекции развития у детей с особыми потребностями здоровья

Статья освещает тему нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающем обучении...

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ, ММД, РДА.

Цели:развитие высших психических функций;функциональная активация подкорковых образований мозга;обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психичес...