ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ,СТРАДАЮЩИМИ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
методическая разработка

Данная методическая разработка может быть использована в работе логопеда для занятий с учащимися массовой школы, страдающими ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pechatnaya.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ

МАССОВОЙ ШКОЛЫ,СТРАДАЮЩИМИ ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Автор: Логопед 3 ПНДО ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С.Мнухина Великая С.В.

Среди учащихся массовых школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии.

Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка.

Соответственно этому учащиеся подразделяются на несколько групп. К одной из групп относятся учащиеся с общим нерезко выраженным недоразвитием речи. Под общим нерезко выраженным недоразвитием понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексики, грамматического строя и фонетической сторонв речи. Дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории участников, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по русскому языку и математике. Современная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.

       Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память. Страдает запоминание. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

      У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

      Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

      Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

     Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния – временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.

     Одним из диагностических признаков может служить диссоциация между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие этих детей, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичность к речевой недостаточности. По мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей интеллектуальное развитие этих детей приближается к норме.

     Чтобы отграничить проявление общего недоразвития речи от замедленного речевого развития, необходимы тщательное изучение анамнеза и анализ речевых навыков ребенка.

     В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы, что обеспечивает большую сохранность моторных функций, психических реакций и поведения в целом. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. У детей с задержкой речевого развития характер речевых ошибок менее специфичен, чем при общем недоразвитии речи. Преобладают ошибки типапродуктивной и непродуктивной форм множественного числа («стулы», «браты»), унификация окончаний родительного падежа множественного числа («карандашов», «птичков». «деревов»).

     Р.Е.Левиной была разработана периодизация проявления общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм речи с элементами фонетико-фонематического и лексико- грамматического недоразвития, которая актуальна до настоящего времени. Были выделены уровни речевого развития, где каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование от него компонентов речи. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышение речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания и активизацией компенсаторного фона.

     У учащихся с общим недоразвитием речи, которые до поступления в массовую школу не получили логопедической помощи, отмечается несформированность звуковой стороны речи, имеются искажения слоговой структуры многосложных слов («мысынер» вместо «милиционер»), наблюдается незаконченность формирования фонематического восприятия. Недочеты устной речи проявляются в бедности словарного запаса.

     У учащихся общеобразовательных школ на первый план выдвигаются нарушения письма и чтения. Было установлено, что нарушение письма и чтения (дисграфия и дислексия) в преимущественном большинстве случаев – следствие аномалий развития устной речи.

     Анализ речевой продукции учащихся говорит о том, что они отдают предпочтение диалогическим, ситуативным формам речи. Под влиянием обучения развивается монологическая, конкретная речь.

     Как же соотносится установленный уровень развития устной речи с её письменной формой?

     Письмо первоклассников отличается большим количеством разнообразных ошибок. Это ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия. Они выражаются в заменах и в смешениях согласных и гласных звуков ( леЗит – леЖит) и различных искажениях отдельных слов и предложений. Кроме того, есть ошибки, которые выражаются в нарушениях правил правописания, перестановках, добавлениях, пропусках букв и слогов.

     Обилие разнообразных ошибок характерно для детей с отставание в речевом развитии. Неизбежность появления этих ошибок, по справедливому мнению Р.Е.Левиной, объясняется прежде всего бедностью опыта речевого общения и недостаточностью звуковых и морфологических обобщений, которые подготавливают ребенка к грамотному письму.

   Уровень развития у этих детей навыков чтения не отвечает программным требованиям. Как правило, эти дети не читают по собственной инициативе. Родители им практически не читают.

     Изучение уровня знаний по русскому языку у этих учащихся свидетельствует о том, что знание детьми правил носит абстрактный характер и они не пользуются ими в своей повседневной практике.

     У детей отмечается пониженная наблюдательность, отсутствие умения сосредоточиваться на инструкции и осмысливать все её звенья, низкий уровень самоконтроля. Эти особенности наиболее отчетливы во время занятий русским языком. Следует также отметить, что в ряде случаев учащиеся выполняют задания в замедленном темпе.

      Организуя логопедические занятия с учащимися, необходимо предусмотреть:

  1. Преодоление отклонений в речевом развитии ( упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
  2. Восполнение пробела в знаниях программного материала по родному языку, обусловленных отставание в развитии устной речи;
  3. Осуществление коррекционно-воспитательного воздействия.

   

 При планировании учебы следует выбирать лишь те узловые разделы программы по грамматике, которые непосредственно связаны с содержанием работы, направленной на восполнение пробелов в речевом развитии. Так, например, в период формирования фонетико-фонематических представлений следует привлекать такие грамматические понятия, как «гласные и согласные звуки», «деление слов на слоги», «твердые и мягкие согласные», «мягкий разделительный знак», «парные звонкие и глухие согласные», «ударение», «двойные согласные», «правописание   ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА,ЧУ, ЩУ). Кроме того, на занятиях необходимо добиваться от детей использования слов - терминов («звуки и буквы», «гласные - согласные», «звонкие - глухие», «гласные после шипящих», «слог», «перенос»).

В процессе формирования связной речи активно привлекаются грамматические темы:

«Предложение», «Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения», «Предложения с однородными членами, с союзами И, А, НО и без союзов», «Связь слов в предложении».

Распределение грамматических тем, однако, не означает, что каждая из них находится всего один раз в определенном разделе.. весь смысл работы заключается как раз в том, чтобы каждое грамматическое понятие (и соответствующая терминология) повторялось и закреплялось на протяжении всего периода обучения.

     В процессе организации логопедической помощи учащимся необходимо предусмотреть специальный раздел коррекционно-воспитательной работы, направленной на упорядочение учебной деятельности в целом, формирование наблюдательности, развитие способности к самоконтролю, формирование целенаправленности и организованности, восстановление мотивации учения.

     В начале работы (1-ый этап) следует сосредоточить основное внимание на преодолении недочетов фонематической стороны речи (включая формирование фонематических представлений). Затем (2-ой этап), по мере накопления у учащихся упорядоченных фонетических обобщений, надо восполнить пробелы в развитии лексики и грамматического строя. После этого (3-ий этап) решаются задачи развития и совершенствования связной (контекстной) речи. Следует отметить, что это деление является весьма условным. Оно лишь показывает, какая именно сторона речи стоит в центре коррекционного воздействия на данном отрезке работы и какой грамматический материал должен привлекаться при его реализации.

     Система логопедического воздействия строится на таких дидактических принципах, как доступность и посильность обучения, сознательность и активность учащихся в процессе обучения, систематичность и последовательность.

     В то же время необходимо использовать устное слово логопеда не только в качестве образца правильной выразительности речи, но и как средство подготовки детей к последующей активной речевой деятельности.

     С этой целью на каждом занятии логопед должен привлекать внимание детей к особенностям употребления грамматических форм, лексических средств, интонации.

     Коррекционные упражнении, предлагаемые на занятиях, необходимо предъявлять в форме заданий, выполнение которых требует от детей активной мыслительной деятельности.

     Требовательность к речи учащихся возрастает от одного этапа у другому. Она растет по мере овладения навыками оформления в речи мыслительных операций, усвоения схемы рассуждения, доказательства.

     С целью развития связной речи используются различные приемы. На логопедических занятиях необходимо создавать, способствующие повышению речевой активности детей, логопед, в свою очередь, должен постоянно регулировать их высказывания.

     При работе с детьми логопед должен иметь постоянный тесный контакт с родителями. Необходимо объяснить родителям целесообразность своевременного устранения всех  недочетов устной и письменной речи детей, особенности нарушений речи и детей и необходимость выполнения дома заданий, предлагаемых логопедом.

     Для иллюстрации вышесказанного предлагается несколько тематических занятий по коррекции ошибок и преодолении трудностей при обучении письму у детей с общим недоразвитием речи.


Примерные планы занятий.

Занятие №1.

ТЕМА: звук и буква  Ж; дифференциация звуков Ж и Ш.

  1. Объяснение темы занятия.
  2. Краткая беседа по материалам прошлых занятий о согласных звонких и глухих звуках.

ЗАДАНИЯ:

  1. Составить слова из записанных на доске букв: К, Ж, У; Р, Ш, А.

Установить сходство и различия между звуками Ш и  Ж . Составить характеристику этих звуков.

  1. Прочитать по словарю содержащие звук Ж слова. Произвести звуко-буквенный анализ этих слов. Дать характеристику звука Ж.
  2. Написать два слова с глухим гласным Ш в середине слова.
  3. Написать три слова, начинающиеся со звонкого согласного Ж.
  4. Составить предложение из четырех слов, в каждом из которых есть глухой согласный звук Ш или звонкий согласный звук Ж.
  5. Подобрать два слова, в которых глухой согласный Ш и два слова, в которых звонкий согласный звук Ж находится в конце.
  6. Записать и изменить диктуемые слова ( шалаш, чиж, сторож, ландыш, этаж, уж, нож, ёрш) таким образом, чтобы можно было проверить написание согласных на конце слова.
  7. Выполнить работу по образцу:

Подумай                                                 Докажи                                              Напиши

Кр…ки                                                    кружок                                               кружки

Но…ки

Лягу…ки

Кок…ки

Ло…ки

Зёрны…ко

       Правильность выполнения 3-8 выясняется посредством проверки,  в ходе которой учащиеся, опираясь на звуко-буквенный анализ слов, характеристику изучаемых звуков и правила правописания, анализируют произведенные ими учебные действия.

  1. Подведение итога занятия.


Занятие №2.

Тема: дифференциация приставок и предлогов.

  1. Сообщение темы занятия.
  2. Беседа по материалу прошлых занятий (состав слова; приставка; предлог; правописание приставок и предлогов).

ЗАДАНИЯ:

  1. Определить предлоги и приставки в сделанной на карточках записи:

(За)шла  (за)товарищем, (с)бежал (с)горы, (в)ложил (в)коробку, (на)скочил (на)дерево, (до)шёл (до)школы.

Записать сочетание слов без скобок, соответственно выделив приставки и предлоги.

  1. Найти в словаре и записать пять слов с приставкой ОТ-.

Составить с тремя из них предложения, имеющие в своем составе предлог.

  1. Прочитать те из записанных на карточке предложений, в которых есть предлог.

«Короток зимний день. Птицам не хватает времени для поиска корма. Они слабеют от голода. А слабых легко добивает мороз. Брось птицам горстку семян. Этим ты увеличишь урожай в садах, на полях, в огородах. Ведь птицы спасают их от вредных гусениц и насекомых».

  1. Составить и записать словосочетания:

Зашёл (за кем?), прочитал (где?), пришёл (откуда?), пошёл (куда?), дошёл (до чего?), скатился (откуда?), сделал (из чего?), записал (где?).

Выделить приставки и предлоги.

  1. Вписать подходящие по смыслу приставки или предлоги в тексте:

Доплыть ..берега, ..лететь в дом, вписать .. тетрадь, ..шёл за водой, прошёл ..школы.

Составить два предложения с любым из этих сочетаний.

  1. Записать диктуемые предложения, вставляя между предлогом и словом, к которому он относится, подходящее по смыслу слово.

«Поезд подошёл к станции. Солнце скрылось за тучей. Тропинка привела нас к дому лесника».

После выполнения каждого из заданий, проводится проверка, в процессе которой учащиеся выделяют и сравнивают морфемы, устанавливают связь между значение и формой слова, анализируют предложения и сочетания слов с предлогами.

  1. Подведение итога занятия.

Занятие №3

ТЕМА:            развитие зрительного и формирование звуко-буквенного анализа.

  1. Объяснение темы занятия.
  2. Краткая беседа по материалам прошлого занятия.
  3. Подведение итога занятия.

ЗАДАНИЯ:

  1. Игры с буквами и словами.

«Перестановки»

- буквы перепутались, отгадайте, какие названия животных тут зашифрованы:

КАШОК (кошка)

ЛОВК (волк)

БАКОСА (собака)

ИСАЛ (лиса)

ВАКОРО (корова)

 А теперь, отгадайте названия домашних вещей:

РЕСЛОК (кресло)

ТУСЛ (стул)

ПАЛМА (лампа)

ИВАДН (диван)

ЗАВАНЕКСИ (занавески)

РОВКАТЬ (кровать) и т.д.

  1. Перепишите без ошибок эти волшебные слова:

АММАДАМА    РЕБЕРГЕ    АССАМАССА

ГЕКСКЛАЛЛА   ЕССАНЕССАС   ДАТТАЛАТТА

ЕНАЛАССТАДЕ   ЕНАДСЛАТ   УСОКГАТА

ЛИМАДОРА   КЛАТИМОР   РЕТАБЕРТА и т.п.

  1. В этих строчках спрятаны названия животных, выберите их и подчеркните:

ВОБЛУЖДЕНОСОКАНДИКЕНГУРУЖДАБАРСУКАН

ВЕНГДЕНТРУКРОЛИКИЗАДОБЕЗЬЯНАСОМНАЛИМ

ДИКОБРАЗИВТОРКНУТИГРАТОР И т.д.

  1. Этот текст написан наоборот, попробуйте прочитать справа налево:

.акножевдем илсенирп укинтохО

.яслитумс ен коножевдем, ытанмок в вапоП

.ондобовс ябес лавовтсвучоп я акабос яьчинтохо алшов онтемазеН

  1. Напишите наоборот эти слова:

ЯБЛОНЯ   КНИГА   ПЕТУХ   МАШИНА   БРЮКИ

ТЕЛЕФОН   ЗЕРКАЛО   ПОПУГАЙ

  1. Грамматическая арифметика.

Решите примеры. Чтобы узнать ответ, переставьте все буквы в правильном порядке:

ЛИК + ПЕНА = …………………(птица)

ТОМ + ВАТА = ………………….(автомат)

БАР + СОКИ = …………………..(фрукт)

БОБ + УСТА = …………………..(день недели)

ЛИПА + НОТА = ………………..(животное)

III.         Подведение итога занятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Безруких М.М.  -       «Обучение письму».
  2. Левина Р.Е.  -           «Нарушение письма у детей с общим недоразвитием речи».
  3. Никитина Н.А.  -    «Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ». В кн. «Вопросы логопедии» под редакцией Р.Е.Левиной.
  4. Под редакцией Н.А.Мечниковой  -  «Психология проблемы неуспеваемости школьников».
  5. Ястребова А.В.  -   «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Календарно-тематическое планирование Группа:  Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс:  1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов:  всего __90__ часов;  в...

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени "Домашние животные"

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 года обучения с умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для данных учащихся характерно употребле...

Конспект занятия для учащихся 3 класса с общим недоразвитием речи.

Этот конспект занятия для учащихся 3-го класса, имеющих диагноз: Недостаточная сформированность чтения и письма,обусловленные общим недоразвитием речи....

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Н.В. Нищева

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаи...

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Статья "Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы в ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи"

В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...