ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ,СТРАДАЮЩИМИ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
методическая разработка
Данная методическая разработка может быть использована в работе логопеда для занятий с учащимися массовой школы, страдающими ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pechatnaya.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ
МАССОВОЙ ШКОЛЫ,СТРАДАЮЩИМИ ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Автор: Логопед 3 ПНДО ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С.Мнухина Великая С.В.
Среди учащихся массовых школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии.
Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка.
Соответственно этому учащиеся подразделяются на несколько групп. К одной из групп относятся учащиеся с общим нерезко выраженным недоразвитием речи. Под общим нерезко выраженным недоразвитием понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексики, грамматического строя и фонетической сторонв речи. Дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории участников, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по русскому языку и математике. Современная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память. Страдает запоминание. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния – временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.
Одним из диагностических признаков может служить диссоциация между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие этих детей, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичность к речевой недостаточности. По мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей интеллектуальное развитие этих детей приближается к норме.
Чтобы отграничить проявление общего недоразвития речи от замедленного речевого развития, необходимы тщательное изучение анамнеза и анализ речевых навыков ребенка.
В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы, что обеспечивает большую сохранность моторных функций, психических реакций и поведения в целом. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. У детей с задержкой речевого развития характер речевых ошибок менее специфичен, чем при общем недоразвитии речи. Преобладают ошибки типапродуктивной и непродуктивной форм множественного числа («стулы», «браты»), унификация окончаний родительного падежа множественного числа («карандашов», «птичков». «деревов»).
Р.Е.Левиной была разработана периодизация проявления общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм речи с элементами фонетико-фонематического и лексико- грамматического недоразвития, которая актуальна до настоящего времени. Были выделены уровни речевого развития, где каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование от него компонентов речи. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышение речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания и активизацией компенсаторного фона.
У учащихся с общим недоразвитием речи, которые до поступления в массовую школу не получили логопедической помощи, отмечается несформированность звуковой стороны речи, имеются искажения слоговой структуры многосложных слов («мысынер» вместо «милиционер»), наблюдается незаконченность формирования фонематического восприятия. Недочеты устной речи проявляются в бедности словарного запаса.
У учащихся общеобразовательных школ на первый план выдвигаются нарушения письма и чтения. Было установлено, что нарушение письма и чтения (дисграфия и дислексия) в преимущественном большинстве случаев – следствие аномалий развития устной речи.
Анализ речевой продукции учащихся говорит о том, что они отдают предпочтение диалогическим, ситуативным формам речи. Под влиянием обучения развивается монологическая, конкретная речь.
Как же соотносится установленный уровень развития устной речи с её письменной формой?
Письмо первоклассников отличается большим количеством разнообразных ошибок. Это ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия. Они выражаются в заменах и в смешениях согласных и гласных звуков ( леЗит – леЖит) и различных искажениях отдельных слов и предложений. Кроме того, есть ошибки, которые выражаются в нарушениях правил правописания, перестановках, добавлениях, пропусках букв и слогов.
Обилие разнообразных ошибок характерно для детей с отставание в речевом развитии. Неизбежность появления этих ошибок, по справедливому мнению Р.Е.Левиной, объясняется прежде всего бедностью опыта речевого общения и недостаточностью звуковых и морфологических обобщений, которые подготавливают ребенка к грамотному письму.
Уровень развития у этих детей навыков чтения не отвечает программным требованиям. Как правило, эти дети не читают по собственной инициативе. Родители им практически не читают.
Изучение уровня знаний по русскому языку у этих учащихся свидетельствует о том, что знание детьми правил носит абстрактный характер и они не пользуются ими в своей повседневной практике.
У детей отмечается пониженная наблюдательность, отсутствие умения сосредоточиваться на инструкции и осмысливать все её звенья, низкий уровень самоконтроля. Эти особенности наиболее отчетливы во время занятий русским языком. Следует также отметить, что в ряде случаев учащиеся выполняют задания в замедленном темпе.
Организуя логопедические занятия с учащимися, необходимо предусмотреть:
- Преодоление отклонений в речевом развитии ( упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
- Восполнение пробела в знаниях программного материала по родному языку, обусловленных отставание в развитии устной речи;
- Осуществление коррекционно-воспитательного воздействия.
При планировании учебы следует выбирать лишь те узловые разделы программы по грамматике, которые непосредственно связаны с содержанием работы, направленной на восполнение пробелов в речевом развитии. Так, например, в период формирования фонетико-фонематических представлений следует привлекать такие грамматические понятия, как «гласные и согласные звуки», «деление слов на слоги», «твердые и мягкие согласные», «мягкий разделительный знак», «парные звонкие и глухие согласные», «ударение», «двойные согласные», «правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА,ЧУ, ЩУ). Кроме того, на занятиях необходимо добиваться от детей использования слов - терминов («звуки и буквы», «гласные - согласные», «звонкие - глухие», «гласные после шипящих», «слог», «перенос»).
В процессе формирования связной речи активно привлекаются грамматические темы:
«Предложение», «Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения», «Предложения с однородными членами, с союзами И, А, НО и без союзов», «Связь слов в предложении».
Распределение грамматических тем, однако, не означает, что каждая из них находится всего один раз в определенном разделе.. весь смысл работы заключается как раз в том, чтобы каждое грамматическое понятие (и соответствующая терминология) повторялось и закреплялось на протяжении всего периода обучения.
В процессе организации логопедической помощи учащимся необходимо предусмотреть специальный раздел коррекционно-воспитательной работы, направленной на упорядочение учебной деятельности в целом, формирование наблюдательности, развитие способности к самоконтролю, формирование целенаправленности и организованности, восстановление мотивации учения.
В начале работы (1-ый этап) следует сосредоточить основное внимание на преодолении недочетов фонематической стороны речи (включая формирование фонематических представлений). Затем (2-ой этап), по мере накопления у учащихся упорядоченных фонетических обобщений, надо восполнить пробелы в развитии лексики и грамматического строя. После этого (3-ий этап) решаются задачи развития и совершенствования связной (контекстной) речи. Следует отметить, что это деление является весьма условным. Оно лишь показывает, какая именно сторона речи стоит в центре коррекционного воздействия на данном отрезке работы и какой грамматический материал должен привлекаться при его реализации.
Система логопедического воздействия строится на таких дидактических принципах, как доступность и посильность обучения, сознательность и активность учащихся в процессе обучения, систематичность и последовательность.
В то же время необходимо использовать устное слово логопеда не только в качестве образца правильной выразительности речи, но и как средство подготовки детей к последующей активной речевой деятельности.
С этой целью на каждом занятии логопед должен привлекать внимание детей к особенностям употребления грамматических форм, лексических средств, интонации.
Коррекционные упражнении, предлагаемые на занятиях, необходимо предъявлять в форме заданий, выполнение которых требует от детей активной мыслительной деятельности.
Требовательность к речи учащихся возрастает от одного этапа у другому. Она растет по мере овладения навыками оформления в речи мыслительных операций, усвоения схемы рассуждения, доказательства.
С целью развития связной речи используются различные приемы. На логопедических занятиях необходимо создавать, способствующие повышению речевой активности детей, логопед, в свою очередь, должен постоянно регулировать их высказывания.
При работе с детьми логопед должен иметь постоянный тесный контакт с родителями. Необходимо объяснить родителям целесообразность своевременного устранения всех недочетов устной и письменной речи детей, особенности нарушений речи и детей и необходимость выполнения дома заданий, предлагаемых логопедом.
Для иллюстрации вышесказанного предлагается несколько тематических занятий по коррекции ошибок и преодолении трудностей при обучении письму у детей с общим недоразвитием речи.
Примерные планы занятий.
Занятие №1.
ТЕМА: звук и буква Ж; дифференциация звуков Ж и Ш.
- Объяснение темы занятия.
- Краткая беседа по материалам прошлых занятий о согласных звонких и глухих звуках.
ЗАДАНИЯ:
- Составить слова из записанных на доске букв: К, Ж, У; Р, Ш, А.
Установить сходство и различия между звуками Ш и Ж . Составить характеристику этих звуков.
- Прочитать по словарю содержащие звук Ж слова. Произвести звуко-буквенный анализ этих слов. Дать характеристику звука Ж.
- Написать два слова с глухим гласным Ш в середине слова.
- Написать три слова, начинающиеся со звонкого согласного Ж.
- Составить предложение из четырех слов, в каждом из которых есть глухой согласный звук Ш или звонкий согласный звук Ж.
- Подобрать два слова, в которых глухой согласный Ш и два слова, в которых звонкий согласный звук Ж находится в конце.
- Записать и изменить диктуемые слова ( шалаш, чиж, сторож, ландыш, этаж, уж, нож, ёрш) таким образом, чтобы можно было проверить написание согласных на конце слова.
- Выполнить работу по образцу:
Подумай Докажи Напиши
Кр…ки кружок кружки
Но…ки
Лягу…ки
Кок…ки
Ло…ки
Зёрны…ко
Правильность выполнения 3-8 выясняется посредством проверки, в ходе которой учащиеся, опираясь на звуко-буквенный анализ слов, характеристику изучаемых звуков и правила правописания, анализируют произведенные ими учебные действия.
- Подведение итога занятия.
Занятие №2.
Тема: дифференциация приставок и предлогов.
- Сообщение темы занятия.
- Беседа по материалу прошлых занятий (состав слова; приставка; предлог; правописание приставок и предлогов).
ЗАДАНИЯ:
- Определить предлоги и приставки в сделанной на карточках записи:
(За)шла (за)товарищем, (с)бежал (с)горы, (в)ложил (в)коробку, (на)скочил (на)дерево, (до)шёл (до)школы.
Записать сочетание слов без скобок, соответственно выделив приставки и предлоги.
- Найти в словаре и записать пять слов с приставкой ОТ-.
Составить с тремя из них предложения, имеющие в своем составе предлог.
- Прочитать те из записанных на карточке предложений, в которых есть предлог.
«Короток зимний день. Птицам не хватает времени для поиска корма. Они слабеют от голода. А слабых легко добивает мороз. Брось птицам горстку семян. Этим ты увеличишь урожай в садах, на полях, в огородах. Ведь птицы спасают их от вредных гусениц и насекомых».
- Составить и записать словосочетания:
Зашёл (за кем?), прочитал (где?), пришёл (откуда?), пошёл (куда?), дошёл (до чего?), скатился (откуда?), сделал (из чего?), записал (где?).
Выделить приставки и предлоги.
- Вписать подходящие по смыслу приставки или предлоги в тексте:
Доплыть ..берега, ..лететь в дом, вписать .. тетрадь, ..шёл за водой, прошёл ..школы.
Составить два предложения с любым из этих сочетаний.
- Записать диктуемые предложения, вставляя между предлогом и словом, к которому он относится, подходящее по смыслу слово.
«Поезд подошёл к станции. Солнце скрылось за тучей. Тропинка привела нас к дому лесника».
После выполнения каждого из заданий, проводится проверка, в процессе которой учащиеся выделяют и сравнивают морфемы, устанавливают связь между значение и формой слова, анализируют предложения и сочетания слов с предлогами.
- Подведение итога занятия.
Занятие №3
ТЕМА: развитие зрительного и формирование звуко-буквенного анализа.
- Объяснение темы занятия.
- Краткая беседа по материалам прошлого занятия.
- Подведение итога занятия.
ЗАДАНИЯ:
- Игры с буквами и словами.
«Перестановки»
- буквы перепутались, отгадайте, какие названия животных тут зашифрованы:
КАШОК (кошка)
ЛОВК (волк)
БАКОСА (собака)
ИСАЛ (лиса)
ВАКОРО (корова)
А теперь, отгадайте названия домашних вещей:
РЕСЛОК (кресло)
ТУСЛ (стул)
ПАЛМА (лампа)
ИВАДН (диван)
ЗАВАНЕКСИ (занавески)
РОВКАТЬ (кровать) и т.д.
- Перепишите без ошибок эти волшебные слова:
АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАССА
ГЕКСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТТАЛАТТА
ЕНАЛАССТАДЕ ЕНАДСЛАТ УСОКГАТА
ЛИМАДОРА КЛАТИМОР РЕТАБЕРТА и т.п.
- В этих строчках спрятаны названия животных, выберите их и подчеркните:
ВОБЛУЖДЕНОСОКАНДИКЕНГУРУЖДАБАРСУКАН
ВЕНГДЕНТРУКРОЛИКИЗАДОБЕЗЬЯНАСОМНАЛИМ
ДИКОБРАЗИВТОРКНУТИГРАТОР И т.д.
- Этот текст написан наоборот, попробуйте прочитать справа налево:
.акножевдем илсенирп укинтохО
.яслитумс ен коножевдем, ытанмок в вапоП
.ондобовс ябес лавовтсвучоп я акабос яьчинтохо алшов онтемазеН
- Напишите наоборот эти слова:
ЯБЛОНЯ КНИГА ПЕТУХ МАШИНА БРЮКИ
ТЕЛЕФОН ЗЕРКАЛО ПОПУГАЙ
- Грамматическая арифметика.
Решите примеры. Чтобы узнать ответ, переставьте все буквы в правильном порядке:
ЛИК + ПЕНА = …………………(птица)
ТОМ + ВАТА = ………………….(автомат)
БАР + СОКИ = …………………..(фрукт)
БОБ + УСТА = …………………..(день недели)
ЛИПА + НОТА = ………………..(животное)
III. Подведение итога занятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Безруких М.М. - «Обучение письму».
- Левина Р.Е. - «Нарушение письма у детей с общим недоразвитием речи».
- Никитина Н.А. - «Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ». В кн. «Вопросы логопедии» под редакцией Р.Е.Левиной.
- Под редакцией Н.А.Мечниковой - «Психология проблемы неуспеваемости школьников».
- Ястребова А.В. - «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи
Календарно-тематическое планирование Группа: Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс: 1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов: всего __90__ часов; в...
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени "Домашние животные"
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 года обучения с умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для данных учащихся характерно употребле...
Конспект занятия для учащихся 3 класса с общим недоразвитием речи.
Этот конспект занятия для учащихся 3-го класса, имеющих диагноз: Недостаточная сформированность чтения и письма,обусловленные общим недоразвитием речи....
Цикл логопедических занятий № 3 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Цикл занятий № 3: «Говорю грамотно» Разработала учитель –логопед Соковых С.В....
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Н.В. Нищева
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаи...
Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....
Статья "Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы в ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи"
В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...