Авторская программа "Школа начинающего специалиста. Погружение в профессию"
материал

Митрофанова Валерия Александровна

Программа разработана с целью методической поддержки (сопровождения) молодых специалистов; обеспечения условий профессионального роста с учетом запросов, интересов, потребностей самого педагога, оказания всесторонней помощи (профессиональной, информационной и др.) при решении вопросов, возникающих в процессе работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_seminara_shkola_molodogo_spetsialista.docx88.42 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ «ЦО№1»

Л.И.Шурыгина

Муниципальная служба практической психологии

МБОУ СОШ «ЦО № 1»

C:\Users\Пользователь\Desktop\город друзей проект\u_ajax.png

Программа

Постоянно действующего семинара для молодых специалистов: логопедов, дефектологов

(в рамках «Школы начинающего специалиста»)

«Погружение в профессию»

Составитель программы:

учитель-дефектолог МСПП МБОУ

СОШ «ЦО №1»,

учитель ГКОУ СО «НТШИ №1»

Митрофанова Валерия Александровна

г. Нижний Тагил

  1. Цель реализации семинара

Методическая поддержка (сопровождение) молодых специалистов; обеспечение условий профессионального роста с учетом запросов, интересов, потребностей самого педагога, оказание всесторонней помощи (профессиональной, информационной и др.) при решении вопросов, возникающих в процессе работы.

  1. Актуальность семинара

Выпускники ВУЗов в основном владеют теоретическими аспектами деятельности. Большое количество педагогов проходят дистанционные курсы переквалификации, которые оказываются недостаточными, чтобы полноценно включиться в работу. Молодому специалисту сложно приступить к своей непосредственной работе, соответственно, возникают вопросы: с чего начать свою деятельность; какая основная документация должна быть у учителя-логопеда, дефектолога; какие методики и технологии можно использовать в работе?

  1. Планируемые результаты освоения программы семинара

В результате освоения программы начинающие специалисты должны приобрести такие знания и умения, которые станут следствием поставленных задач:

- систематизировать знания о правовых, социально-психологических и педагогических основах профессиональной деятельности специалиста, работающего с разными категориями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

- расширить профессиональные интересы, стимулировать творческую активность, развивать аналитико-синтетические способности в профессиональной деятельности.

  1. Содержание программы семинара

Категория участников семинара: учителя-логопеды и учителя-дефектологи МБОУ, ДОУ, студенты НТГСПИ, вновь устраивающиеся на работу педагоги, воспитатели ДОУ, работающие с детьми с ОВЗ.

Периодичность встреч: 4 раза в год групповая форма работы, 4 раза в год индивидуальная форма работы по запросу конкретного педагога.

№ п/п

Тема занятия

Количество академических часов

План на 2017-2018 учебный год

1 занятие: Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя-логопеда образовательной организации в условиях действия ФГОС.

3

2 занятие: Диагностическая деятельность специалиста процедура логопедического обследования (нейропсихологическая диагностика учителя-дефектолога).

3

3 занятие: Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

3

4 занятие: Методы и приемы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ.

3

План на 2018-2019 учебный год

5 занятие: Нормативно-правовая база коррекционного специалиста: вопросы аттестации.

3

6 занятие: Практико-ориентированные материалы по организации коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ

3

7 занятие: Предлагаем обсудить: вопросы создания коррекционно-развивающей среды кабинета специалиста.

3

8 занятие: Технологии формирования ВПФ, речи. Анализ запросов и профессиональных проблем молодых специалистов.

3

Всего

24

Содержание программы

1 занятие: Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя-логопеда образовательной организации в условиях действия ФГОС.

  • Основные составляющие компетентности педагогических работников: профессиональная, коммуникативная, информационная, правовая.
  • Документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда, учителя-дефектолога как педагогического работника.
  • Документы, регулирующие собственно профессиональную деятельность учителя как сотрудника.
  • Комментарии Профсоюза работников образования и науки РФ.
  • Нормативный блок: международный, федеральный, региональный, муниципальный, локальный уровни.
  • Диагностический блок (структура протокола логопедического, дефектологического обследования, речевая карта, диагностическая карта динамического наблюдения речевого/познавательного развития детей).
  • Блок планирования (план работы специалиста на год, КТП, перспективные планы, АОП).
  • Блок рабочей документации (портфолио, годовой отчет, паспорт кабинета, должностная инструкция).
  • Методический блок.

2 занятие: Диагностическая деятельность специалиста процедура логопедического обследования (нейропсихологическая диагностика учителя-дефектолога). 

  • Список рекомендованной литературы.
  • Цели и задачи логопедического обследования.
  • Логопедическое заключение Характеристика. Прогноз.
  • Рекомендации к проведению обследования.
  • Основные понятия нейропсихологии: нейропсихологический симптом,
  • Предпосылки использования нейропсихологических и нейрофизиологических знаний в деятельности образовательных учреждений.
  • 3 отдела мозга по Лурия.
  • Структура нейропсихологического диагностического исследования. 
  • Луриевская батарея тестов, разработанная и апробированная сотрудниками лаборатории нейропсихологии МГУ под руководством Т. В. Ахутиной для обследования детей 6-9 лет.
  • Анализ результатов нейропсихологического исследования
  • «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович

3 занятие: Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. 

  • Научные основы планирования коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении. Цель и основные направления коррекционной работы с младшими школьниками с ОВЗ. Проблемы планирования коррекционной работы в педагогической практике. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
  • Технология планирования коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ.
  • Целеполагание в коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога. Основные характеристики коррекционно-развивающей задачи. Алгоритм формулирования коррекционно-развивающей задачи. Формулирование тем коррекционных занятий.
  • О некоторых организационных аспектах коррекционной работы

4 занятие: Методы и приемы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ.

  • Азы дифференциальной диагностики.
  • Методы работы с детьми с алалией.
  • Наиболее распространенные проблемы современных детей, которые можно обозначить как факторы риска для полноценного психического развития.
  • Основные правила нейропсихологического сопровождения процессов развития.
  • Базовая технология МЗО: 1. Формирование произвольной саморегуляции и коммуникативных потребностей ребенка. 2. Формирование психосоматического каркаса личности. 3. Формирование психомоторных координаций. 4. Формирование познавательной компетентности во всех ее проявлениях.
  • Две стратегии использования МЗО в ДОУ и МБОУ.

5 занятие: Нормативно-правовая база коррекционного специалиста: вопросы аттестации.

  • Профессиональный стандарт.
  • Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций,  осуществляющих образовательную деятельность. 
  • Приказ Минобрнауки РФ от 07 апреля 2014 г. № 276 .  
  • Цель, задачи, принципы аттестации. 
  • Номенклатура должностей педагогических работников организаций,  осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций. Регламент работы Аттестационной комиссии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 г. № 1642.
  • Требования п.36,37,38 «Порядка» и их соответствие показателям заключения  по результатам оценки профессиональной практической деятельности за межаттестационный период.

6 занятие: Практико-ориентированные материалы по организации коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ.

  • Проблемы совершенствования системы специального образования детей с ОВЗ в стране, организации системы ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, риски для обучающихся с интеллектуальными нарушениями при внедрении ФГОС для детей с ОВЗ, технологии комплексного сопровождения детей с различными типами дизонтогенеза в образовательных организациях.
  • Аспекты комплексного сопровождения детей с аутизмом, РАС.
  • Программы сопровождения детей с ОВЗ разных нозологий.
  • Обзор литературы для школьных логопедов.
  • Бурина, Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников. 1-5 классы. Традиционные подходы и нестандартные приемы/Е.Д. Бурина. М.:КАРО – 2016, 192 с. – ISBN - 978-5-9925-1084-3

В пособии представлены методические приемы, позволяющие в доступной и увлекательной форме объяснить детям с нарушением навыка письма трудные орфографические и пунктуационные правила. Предлагаемая система работы помогает преодолеть дисграфию и дизорфографию у школьников, повысить их успеваемость. В приложении даны справочные таблицы, лексический материал для игр и примерное планирование занятий по преодолению дизорфографии у учащихся 5-го класса средней школы.

  • Величенкова, О.А. Русецкая,  М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников/ О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая – М.: Национальный книжный центр – 2015, 320 с. + CD – диск - ISBN 978–5–4441–0084–4

В пособии представлены современные теоретические представления о причинах возникновения нарушений письма и чтения у младших школьников, особенностях симптоматики и патогенезе этих нарушений, а также система обследования младших школьников, практико-ориентированные материалы по организации коррекционно-педагогической помощи учащимся общеобразовательной школы с нарушениями письма (дисграфия, дизорфография) и чтения (дислексия).

Упражнения направленны на развитие и коррекцию речевых, зрительных, зрительно-пространственных функций, зрительно-моторной координации, серийной организации движений, программирования, регуляции контроля деятельности, дизорфографии (формирование орфографического навыка), развитие орфографической зоркости, формирование теоретических, фонематических, морфологических, грамматических, морфемных представлений, отработку алгоритмов решения орфографических задач, работу над словарными словами. Пособие сопровождается СD-диском, на котором представлены правовые документы, вспомогательные материалы и более 400 дидактических игр и упражнений.

  • Елецкая, О.В. Методика коррекции дизорфографии. Учебно-методическое пособие/О.В. Елецкая  М. : ФОРУМ, 2015 - 176 с. - ISBN: 978-5-00091-050-4
    Предлагаемая методика предназначена для коррекции дизорфографии у школьников. Применение данной методики в системе логопедической работы позволяет преодолеть причины и устранить проявления дизорфографии у школьников с различными вариантами структуры дизорфографического дефекта.
  • Розова, Ю.Е.,   Коробченко Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе / Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко. М.: Форум, 2016.

Учебно-методическое пособие содержит теоретический и практический материал по использованию мнемотехники в коррекционно-логопедическом процессе. Систематическое применение представленного практического материала способствует развитию высших психических процессов - восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.

  • Розова, Ю.Е.,   Коробченко Т.В. Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников/ учебно-методическое пособие /Ю.Е. Розова, Т.Е. Коробченко М: Редкая птица, 2017 304 с.
    Пособие содержит объемные методические рекомендации по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: поурочные разработки, описание уникальных авторских приемов, задания и упражнения.
  • Елецкая О.В., Н.Ю. Горбачевская Н.Ю.   Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Прописная буква в начале предложения и в именах собственных. Пособие для логопедов / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская . – СПб., 2003. – 80с. - ISBN 5-288-03217
    В серии "Буду грамотно писать" изложен многолетний опыт работы авторов по устранению нарушений письменной речи у детей. Данная тетрадь включает в себя лексический и грамматический материал, упражнения на развитие различных видов внимания и памяти, мышления, формирования навыков языкового анализа и синтеза, тонкой моторики и графических навыков.
  • Елецкая, О.В. Методика диагностики дизорфографии. Учебно-методическое пособие. /  О.В. Елецкая, М.: ФОРУМ, 2014. - 208 с. - ISBN: 978-5-91134-891-5
    Предлагаемая методика предназначена для обследования детей с дизорфографией и позволяет определить причины и симптомокомплекс дизорфографии, выявить структуру дизорфографического дефекта у школьников, оценить индивидуально-типологические особенности учащихся с различными вариантами структуры дизорфографического дефекта.
  • Елецкая, О.В. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией/ О.В. Елецкая – М.: Национальный книжный центр, 2016

Выполнение предложенных заданий и упражнений в системе логопедической работы позволяет выявить причины и устранить проявления дизорфографии у школьников с различными вариантами структуры дизорфографического дефекта. Разноуровневый по степени сложности материал делает возможным применение данного пособия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников. Пособие оснащено CD-диском, на котором представлены карточки с упражнениями, иллюстрации, схемы, протоколы, таблицы. Пособие предназначено для работы с детьми на групповых и индивидуальных занятиях. Может быть использовано в качестве дополнительного материала при изучении предмета "Русский язык" на уроках, полезно родителям, занимающимся с детьми самостоятельно.

  • Иншакова, О.Б., Назарова А.А.  Методика выявления дизорфографии у младших школьников/ О.Б. Иншакова, А.А. Назарова. М6 Секачев В.Ю., 2016, 72 с. - ISBN  978-5-88923-366-4

В пособии представлена методика, позволяющая специалистам выявить у учащихся младших классов нарушение письма - дизорфографию - и определить степень eе выраженности. Вместе с этим она включает приемы отграничения дизорфографии от дисграфии, иллюстрируемые наглядными примерами. Предлагаемая методика носит тестовый характер, однако позволяет получить не только количественную оценку, но также качественную характеристику дизорфографических ошибок. 
Это дает возможность наиболее точно составить перспективный план коррекционной работы и выбрать адекватные технологии преодоления данного нарушения.

  • Основы теории и практики логопедии/ Под ред.  Р.Е. Левиной. М.: АльянС, 2017, 370 с. – ISBN 978-5-91872-037-0

В книге излагается современный взгляд на логопедию, рассматривается ее связь с рядом смежных наук - психологией, лингвистикой, медициной. Специальные главы книги посвящены разбору наиболее распространенных видов нарушения речи у детей (общее недоразвитие, недоразвитие звуковой стороны речи и заикание) и их преодолению. В характеристике различных видов речевого дефекта выделяются особенности нарушений как устной, так и письменной формы речи.

7 занятие: Предлагаем обсудить: вопросы создания коррекционно-развивающей среды кабинета специалиста.

Участники семинара проектируют кабинет «своей мечты» или презентуют проект уже имеющегося кабинета. Расскажут о функционировании различных зон кабинета, применении успешно используемых в практике приемах, методических пособиях и т.д.

8 занятие: Технологии формирования ВПФ, речи. Анализ запросов и профессиональных проблем молодых специалистов.

  • Современные технологии формирования ВПФ, речи, условия их применения.
  • Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина «Методика развития зрительно-вербальных функций у детей».
  • Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина «Методика развития и коррекции внимания у детей»
  • Технологии формирования речи у детей с алалией, РАС.

  1. Материально-технические условия реализации программы

Аудитория в МСПП для групповых занятий и индивидуальных консультаций.

Телевизор

Ноутбук

Стулья, столы

Магнитно-маркерная доска

 Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

http://fgosreestr.ru/

Литература

  1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Чтение и письмо: трудности обучения и коррекция: Учеб. пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. —М., 2001. — С. 7–20.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5–6 классов. — М., 2003.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М., 2015.
  4. Забрамная С. Д.,   Боровик О. В. Прак¬тический материал для проведения психоло¬го-педагогического обследования детей. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 115 карт.; 32 с.
  5. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб. метод.пособие. — СПб., 1997.
  6. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М., 1997.
  7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда. — М., 1998.
  8. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб, 1998.
  9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. — СПб., 1997.
  10. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. — М., 2005.
  11. Мамайчук И.И.  Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - Спб.: Речь, 2003.
  12. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. — М., 1994.
  13. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы. — 2004 — № 1. —С. 4–10.
  14. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. —М., 2004.
  15. Чтение и письмо: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. — М., 2001. — С. 3–6.
  16. Полонская Н.Н. Применение нейропсихологического метода исследования в диагностике детей с нарушениями речи // Школа здоровья. — 1999. — №2. — С. 72–79.
  17. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Методика коррекционной работы при дефектах развития зрительно-вербальных функций у детей 5–7 лет // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. — СПб., 2001. — С. 40–51.
  18. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет. Метод. пособие. —М., 1997.
  19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд.,испр. и доп. - М: АРКТИ, 2001.
  20. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии (методические рекомендации к нейропсихологической диагностике). — М., 1998.
  21. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. — М., 1997.
  22. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов классов коррекционно-развивающего обучения. - М: Изд-во ГНОМ и Д, 2003.
  23. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогичес¬кие аспекты: Метод, пособие для учителей на¬чальных классов коррекционно-развивающего обучения. — М: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 136 с.
  24. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем писать и читать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по разделу "Работа с текстильными материалами". Тема: "Технология изготовления поясного изделия (брюк)" в форме игры-погружения в профессию.

Данный урок технологии (обслуживающего труда) предназначен для обобщения и систематизации ЗУН учащихся 8 классов по теме "Технология изготовления поясного изделия (брюк)". Позволяет в процессе "путеше...

ПЛАН РАБОТЫ «ШКОЛЫ НАЧИНАЮЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА» 2016-2017 учебный год

Целью работы "Школы начинающего специалиста" является повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, мастеров производственного обучения, их успешная адаптация к работе в учебном заведен...

ПОЛОЖЕНИЕ "Школа начинающего специалиста" (ШНС) 2016-2017 учебный год

Основными задачами Школы начинающего специалиста являются:- Оказание методической помощи в становлении молодого специалиста как Профессионала;- Обеспечение профессионального роста молодых специалистов...

Перспективный план работы «Школы начинающего специалиста»

Уважаемые коллеги ! К Вашему вниманию перспективный план работы «Школы начинающего специалиста». В плане работы ШНС даны темы и сроки проведения занятий и индивидуальных консультаций....

Организация работы «Школа начинающего специалиста»

В «Школу начинающего специалиста» привлекаются педагоги, имеющие стаж работы от одного года до трех лет, а также учителя, которые не имеют педагогического образования. Занятия «Школы начинающего специ...

"Наставничество, как процесс целенаправленного формирования личности, профессиональных компетенций начинающего специалиста"

Наставничество – процесс долгий и трудоемкий. Человек, занимающий должность наставника, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. Цель, которая ставится перед наставником, – сделать, ка...

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – НАСТАВНИКА С НАЧИНАЮЩИМ СПЕЦИАЛИСТОМ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога занимает среди этих форм обособленную позицию. Дело в том, что эта деятельность включает в себя все вышепереч...