Тифлопедагогические требования к уроку
методическая разработка
Современный урок следует рассматривать как целостную развивающуюся систему, все звенья и компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Задача педагога — выявить эти связи, определить их детерминированность, интегративные свойства и качества срабатывания системы. При таком способе решения поставленной задачи можно выделить наиболее существенные компоненты урока, которые имеют решающее значение для функционирования и развития урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matts_2019_etot_pamyatka_tifloped_trebovaniya_k_uroku.docx | 42.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка
«Тифлопедагогические требования к уроку».
Современный урок следует рассматривать как целостную развивающуюся систему, все звенья и компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Задача педагога — выявить эти связи, определить их детерминированность, интегративные свойства и качества срабатывания системы. При таком способе решения поставленной задачи можно выделить наиболее существенные компоненты урока, которые имеют решающее значение для функционирования и развития урока.
Коррекционно-педагогическая работа должна пронизывать и органически увязывать как отдельные этапы и структурные построения урока, так и организационно-методические его компоненты, более того, её следует рассматривать во всех взаимосвязях и взаимозависимостях, как в рамках отдельного конкретного занятия, так и в системе уроков в целом.
При разборе уроков очень часто можно слышать от тифлопедагогов в ответ на вопрос «Какую коррекционную цель вы поставили при проведении данного занятия?» следующее: «Основная задача на урок — коррекция зрения учащихся», «На уроке я пыталась исправить недостатки зрения у слабовидящих учеников» и т.д.
Тифлопедагог не корригирует первичный дефект (поражение органа зрения), это работа врача-офтальмолога.
Учитель или воспитатель специальной школы коррекционную работу проводит в отношении вторичных дефектов, то есть функциональных отклонений в развитии ребенка, связанных с потерей или нарушением зрения, хотя косвенно это воздействие в какой-то мере будет осуществляться и на первичный дефект.
Коррекция в тифлопедагогике определяется как система педагогических мероприятий, направленных на исправление недостатков психического и физического развития слепых и слабовидящих.
Поскольку целью коррекционной работы является ожидаемый компенсаторный эффект, очень важно понимать соотношение между коррекцией и компенсацией дефекта.
Однако, нельзя весь смысл коррекционной работы сводить к компенсации. «Коррекция – не способ компенсации» - Б.К.Тупоногов. Эти понятия взаимосвязаны, но не подменяют друг друга!
Коррекция – «доразвитие» какой – либо функции.
Компенсация – замещение нарушенного или утраченного, например, зрения, то есть это процесс внутренней нейродинамической перестройки в коре головного мозга.
Коррекция первична, компенсация – вторична!
Компенсация – результат коррекционной работы.
Цель коррекционно-педагогического процесса — это предполагаемый конечный результат определённым образом направленной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности школьников по преодолению недостатков развития учащихся, связанных с потерей или нарушением зрения.
Цель коррекционного воздействия должна быть прочно связана с содержанием учебного материала и, в конечном итоге, предусматривать определённый компенсаторный эффект.
Тифлопедагогу необходимо стремиться сформировать у учащихся основные предметные представления и понятия, адекватные существующим предметам и процессам.
Определение цели коррекционной работы на уроке
При определении целей и задач коррекционной работы на урок перед тифлопедагогом всегда встает вопрос: «Что корригировать?» Можно назвать три основных направления для этой деятельности:
- Коррекция психического развития;
- Коррекция физического развития;
- Коррекция функции зрения.
Действительно, с потерей или функциональными нарушениями зрения, такими как
-снижение остроты,
-сужение поля зрения,
-аномалии бинокулярности,
-цветоразличения и др.
у учащихся страдает не только некоторые психические функции
-ощущения,
-восприятия,
-представления,
-мышления,
-речи и др.,
но и физические процессы
-координация движений,
-ориентировка в пространстве,
-формирование осанки,
-плоскостопие и др.
Используя оптические средства коррекции, специальный дидактический материал, оборудование и тифлоприборы, создавая оптимальные эргономические условия на уроке, учитель сможет в той или иной степени компенсировать нарушенное зрение и довести учебно-познавательный процесс до формирования адекватных представлений и понятий у слепых и слабовидящих учащихся.
Учёт офтальмологических и других гигиенических рекомендаций
Чтобы эффективно организовать и провести целенаправленно коррекционно-педагогическую работу, тифлопедагог должен очень хорошо знать состав и структуру нарушенных зрительных функций школьника, диагноз заболевания и вытекающие из этих данных эргономические и гигиенические рекомендации. Если ребенок не полностью слепой, то учитель обязан знать его зрительные возможности. Только такой квалифицированный подход поможет правильно и эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке.
На каждого ученика делают подборку данных со следующими показателями:
- Диагноз заболевания органа зрения;
- Возраст и время утраты или нарушения зрения;
- Нарушенные зрительные функции;
- Коррекция;
- Рекомендованные приборы, улучшающие зрение;
- Номер парты (рабочего стола), её место в классе (в кабинете);
- Режим зрительной или тактильной работы;
- Режим физических нагрузок;
- Сроки лечения. Время повторной явки к врачу.
Этот перечень дан на основе исследований А.И. Каплан (1965) с нашими изменениями и добавлениями.
Надо отметить, что работоспособность органа зрения определяется не только его заболеванием, но и общим состоянием ребёнка, а именно наличием других дефектов в его органах и функциональных системах, ослаблением организма в результате перенесённых различных заболеваний.
Очень часто отмечаются случаи сочетанных дефектов у слепых и слабовидящих школьников, то есть наряду с нарушениями органа зрения констатируются отклонения в развитии слуха, интеллекта, опорно-двигательной системы и др.
Все эти сведения помогут учителю организовать
- индивидуальный дифференцированный подход к учащимся,
-определить время и порядок смены различных видов деятельности на уроке,
-создать эргономически правильные условия учебно-познавательной деятельности ребёнка
-и тем самым повысить эффективность работоспособности школьников.
За каждым учеником в классе (в кабинете) закрепляется строго определенное место. Это распределение основывается на показателях зрительной патологии и зависит от расположения рабочего места школьника по отношению к источнику света.
Многие частично видящие и слабовидящие дети, страдающие нарушением радужки и некоторыми видами атрофии зрительного нерва, являются фотофобами, то есть испытывают дискомфорт при прямом попадании солнечного или электрического света на поверхность рабочего места. Им для работы необходим рассеянный свет и невысокая освещенность (порядка 200 — 250 лк), поэтому для них подбирается парта или рабочий стол вдали от окна или источника электрического света.
Режим зрительной нагрузки определяется школьным врачом-офтальмологом и указывается в предложенной форме для осуществления должного контроля со стороны учителя.
Использование неполноценного зрения должно быть определено в двух аспектах: продолжительность непрерывной зрительной нагрузки и отдыха.
Для слабовидящих школьников зрительная нагрузка не должна составлять более 15 минут без перерыва, отдых между периодами зрительной работы должен составлять не менее 5 минут.
Если учебная работа связана с констатацией мелких деталей, с подробным прослеживанием процессов, с различением разно-удалённых объектов, то учитель вправе сократить рекомендованное время для зрительной работы.
При определении режима физических нагрузок под особый контроль берутся школьники, страдающие глаукомой, и в первую очередь те, у которых диагностирована такая её разновидность, как гидрофтальм. Учащихся с таким заболеванием всегда легко определить, у них сильно увеличено глазное яблоко («на выкате»), и если они не соблюдают режим физических нагрузок, то это приводит к резкому повышению глазного давления, характерному изменению в тканях глаза или даже к разрыву склеры. Все это может привести к абсолютной слепоте.
Ограничение физических нагрузок необходимо также тем ученикам, у которых зафиксированы такие патологические состояния органа зрения, как
-микрофтальм,
-отслойка сетчатки,
-некоторые виды атрофии зрительного нерва.
Всем этим учащимся запрещается подъём тяжестей, резкие наклоны головы и туловища. Особенно это следует учитывать на уроках физкультуры и труда.
Определение специфики структурного построения урока
В специальной общеобразовательной школе для слабовидящих структура урока не может строиться без учёта целей коррекционно-педагогической работы.
Важно! Если в типизации уроков мы не видим особой специфики, то в структурном построении занятий она присутствует и должна быть связана
-со всеми этапами урока,
-с содержанием учебного материала,
-с дидактическими целями и методами обучения.
Важно! Основные особенности структурного построения урока сводятся к следующему:
- учёт специальных пропедевтических периодов в этапном построении занятий;
- чередование зрительной и письменной (тактильной) работы учащихся со слуховым восприятием учебного материала;
- включение в структуру урока зрительной гимнастики;
- учёт темпа учебной работы в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков учащихся.
В чём сущность специальной пропедевтики и где её место в структуре урока?
При организации коррекционно-педагогической работы с учащимися их необходимо соответствующим образом подготовить, чтобы им были понятны цели коррекции, приёмы и способы работы, вводимые условные обозначения, сигнальные и ориентировочные признаки и т.д.
В структурном построении урока обязательно следует предусмотреть физкультурную паузу со зрительной гимнастикой. Это требование выполняется в большинстве младших классов специальных школ и почти полностью игнорируется в работе со старшеклассниками. Более того, обычно выполняется небольшой комплекс физических упражнений, а вот упражнения для глаз учителя знают очень плохо.
Обычно физкультпауза и зрительная гимнастика планируются после того этапа работы на уроке, на котором были значительные нагрузки на зрение. Учитывая это, на уроке можно планировать не одну, а две физкультпаузы, особенно если он последний или предпоследний в расписании занятий.
В структурном построении уроков очень важно учитывать темповые нагрузки при выполнении учебных заданий и определять их в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков слабовидящих учеников.
Скорость выполнения заданий у слабовидящих на 60% ниже по сравнению с аналогичными показателями зрячих, они быстрее утомляются и теряют работоспособность.
Если тифлопедагог не учитывает это и предлагает ученикам необоснованно высокие темпы учебной деятельности, то это может привести к расстройству здоровья и другим негативным результатам.
Из всего арсенала специальных приёмов и способов педагог выбирает конкретные методические рекомендации, соотносит их с темой занятия, общеобразовательными задачами и коррекционно – компенсаторной направленностью урока.
Б.К.Тупоногов подчёркивает: нельзя весь объём коррекционной работы включить в одно занятие. Содержание коррекционной работы должно соответствовать теме занятия.
Важно! Определение коррекционной направленности
методов обучения на уроке.
В литературных источниках, в практике работы тифлопедагогов очень широко фигурирует понятие «методы коррекционной работы». Неверное толкование этого понятия и непонимание его сущности приводит к методическим ошибкам, к неправильным построениям частных методик преподавания, противопоставления специальных методов обучения обще дидактическим.
В настоящее время наработанный объём номенклатуры приёмов и способов коррекционной работы, бедность специальных средств коррекции не позволяют рассматривать в широком аспекте объединение их в специальные методы.
Тифлопедагогика (особенно её раздел по обучению, воспитанию и развитию слабовидящих) — наука очень молодая, по сути дела, она стала оформляться как раздел специальной дидактики лишь на рубеже 30 — 40-х годов XX века.
Соединяя содержание основ наук с содержанием коррекционной работы по предметам, мы должны найти и общность в формах движения этого содержания, то есть — в методах.
Не создавая специальную классификацию методов коррекционного обучения и искусственно не углубляясь в специфику проблемы, необходимо в структуре обще-дидактических методов обучения (особенно перцептивных), в наборе методических приёмов предусмотреть специфические способы коррекционной работы, которые определяют тифлопедагогическую направленность учебного процесса на уроке.
Словесные, практические и наглядные методы обучения, известные ещё со времени Яна Амоса Каменского, приобретают коррекционную направленность в том случае, если в их арсенал включены специальные приёмы и способы коррекции.
Подчиняясь их целевым установкам на урок, органично увязывая со структурным построением занятий, с общими и специальными средствами обучения, мы сможем выполнить тифлопедагогические задачи образования.
По функциональному значению приёмы коррекции для урока следует рассмотреть в следующей совокупности:
- Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушениями зрения;
- Специальные приёмы организации обучения по предмету;
- Логические приёмы переработки учебной информации;
4. Приёмы использования тифлотехники и специальной эргономики.
Оценочные характеристики.
В маленькой группе можно оценить работу ученика на всех этапах урока. Педагог может поставить оценку ученику не за один вид работы, и тем более не за один ответ, а за всю систему работы на уроке, выставляя поурочный балл.
Опытные тифлопедагоги включают в оценочные характеристики «поурочного балла» и показатели степени овладения учащимися коррекционными умениями и навыками, например, выделение фигуры по контуру, осязательные навыки, работу в малом учебном пространстве и др.
Тифлопедагог волен в выборе методов, но не волен в результатах обучения. Результат всегда должен быть хороший, ибо брак в нашей работе стоит чрезвычайно дорого.
Домашнее задание
Широко используются приёмы индивидуализации домашнего задания с учётом уровня подготовки учащихся, их умений и навыков предметной деятельности, состава и структуры зрительной патологии, офтальмологических и других рекомендаций.
Эти приёмы наряду с общим объёмом задания по предмету предполагают его индивидуализацию:
-более подготовленным и способным учащимся даётся дополнительное задание, более сложные упражнения, задачи, вопросы.
В зависимости от зрительной диагностики и офтальмологических рекомендаций планируется
-объём письменного и устного задания,
-сочетание письма и чтения с прослушиванием фонозаписей по предмету.
В домашнее задание могут быть включены
-коррекционные задания по воспроизводительной деятельности школьников,
-тренировочные упражнения по совершенствованию коррекционных умений и навыков учеников.
Индивидуальные домашние задания могут сопровождаться выдачей ученикам раздаточного наглядного и дидактического материала в виде незавершенных схем, чертежей, диаграмм, решений задач, незаполненных таблиц, вопросов по сравнительной оценке объектов и процессов.
Это более целенаправленная форма домашнего задания, которая способствует сокращению времени, необходимого учащимся для самоподготовки. Кроме того, такая методика позволяет продолжить ту коррекционную работу, которая была начата на уроке.
Организация и содержание
коррекционной работы на уроке.
Класс, тема программы | Содержание коррекционной работы | Средства коррекции и наглядности | Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся | |
Формирование сенсорного опыта | Формирование приёмов и способов умственной деятельности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тифлопедагогические требования к уроку.
Пункты проверки специфики урока.
общепедагогические | специальные | |
1. | Учёт специальных пропедевтических периодов в этапном построении занятий. | При организации коррекционно-педагогической работы ученикам должны быть понятны цели коррекции, приёмы и способы работы, вводимые условные обозначения, сигнальные и ориентировочные признаки и т. д. |
2. | Выбор учителем специальных приёмов, способов и средств обучения с учётом офтальмологических и других гигиенических рекомендаций. | Соотнесение этих приёмов, способов и средств обучения с темой занятия, общеобразовательными задачами и коррекционно – компенсаторной направленностью урока. |
3. | Знание учителем диагностических данных о первичном дефекте и вторичных отклонениях учеников. | Чередование зрительной и письменной (тактильной) работы учащихся со слуховым восприятием учебного материала. |
4. | Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с нарушением зрения. | Владение учителем арсеналом тифлопедагогических приёмов и средств коррекции, среди которых, например, -определение времени и порядка смены различных видов деятельности на уроке, -создание эргономически правильных условий учебно-познавательной деятельности ученика и др. |
5. | Соответствие организации учебной деятельности уровню сформированных навыков и умений. | Соответствие темпа учебной деятельности уровню индивидуальных зрительных возможностей учеников и уровню сформированности у них коррекционных умений и навыков. |
6. | Рациональное использование времени на уроке. | Соблюдение режима зрительной и физической нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха. Включение в структуру урока зрительной гимнастики. |
7. | Наличие и способы применения на уроке специальных технических и наглядных средств коррекции. | Умения и навыки использования специальных технических средств коррекции, как учителем, так и учениками. |
8. | Уровень сформированности УУД и качество обученности. | Владение специальными приёмами самокоррекции. |
9. | Оценка деятельности учащихся. | Объективность и индивидуальный подход при оценивании учителем учебных навыков и умений, включение в оценочные характеристики степени овладения учащимися коррекционными умениями и навыками. |
10. | Домашнее задание: применение форм самостоятельной индивидуальной работы способствующей сокращению времени, необходимого для самоподготовки. | Приёмы индивидуализации домашнего задания с учётом уровня подготовки учащихся, их умений и навыков предметной деятельности, состава и структуры зрительной патологии, офтальмологических и других рекомендаций. |
Литература:
Б. К. Тупоногов. Тифлопедагогические требования к современному уроку. - Калуга: Издательство Н.Бочкаревой, 1999 г. — 40 с.
Б. К. Тупоногов. Лекции на курсах повышения квалификации, Москва, 1999 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии в 6 классе по теме "Ветер" с учетом требований современного урока
Данный урок разработан в соответствии с требованиями современного урока и ФГОС второго поколения....
Тифлопедагогические требования к уроку.
Основные тифлопедагогические требования к уроку. Методическое пособие в работе со слабовидящими детьми....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р
Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....
Тифлопедагогические критерии оценки урока в начальной школе для детей с нарушением зрения
Материал предназначен для педагогов специальной школы, обучающих детей с нарушением зрения. В материале содержатся основные требования, предъявляемых к содержанию уроков в специальной школе....