Тифлопедагогические требования к уроку.
статья на тему

Чучадеева Светлана Павловна

 Основные тифлопедагогические требования к уроку.    Методическое пособие  в работе со слабовидящими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тифлопедагогические требования к уроку.

  1. Педагогу надо знать диагнозы своих учащихся.
  2. Помнить, что ведущий вид деятельности на уроке в школе для слабовидящих – успех. Лучше и легче запоминается материал изложенный живо, интересно, эмоционально.
  3. На занятие должно быть не более четырех видов деятельности, обязательное чередование видов деятельности.
  4. Использовать яркие тексты, помогающие поддержать интерес ученика к уроку.
  5. Применять на уроке словарную работу (обогащение словаря, углубление понимания известных слов, разъяснение фразеологизмов и т.д.).
  6. Непрерывные зрительные нагрузки на занятии:
  • не более 15 минут – для учащихся основной и старшей школы;
  • 10 минут – начальные классы.

При афакии зрительного нерва, центральной дистрофии сетчатки и такая нагрузка утомительна.

  1. Помнить, что работоспособность у учащихся:
  • в первые 8-10 минут на занятии низкая;
  • 10-25 наибольшая;
  • в последние 10 минут занятия снижается.
  1. Физкультминутка на каждом уроке.
  2. На контрольной работе две физпаузы.
  3. Лучше и легче запоминается материал, если в его восприятии участвуют несколько анализаторов (как можно больше органов чувств – глаз, ухо, чувство мускульных движений, обоняние и вкус).
  4. Голос учителя громкий, но не резкий. Недопустима монотонная подача информации.
  5. Педагогу постоянно вести контроль за позой ученика.
  6. Домашнее задание 1/3 от того, что пройдено на уроке.
  7. На выполнение домашнего задания должно уходить:
  • 4-5 кл. – 1,5 ч;
  • 6-7 кл. – 2 ч.;
  • 8-9 кл. – 2,5 ч.;
  • 10-12 кл. – 3,5 ч.
  1. Освещение  в классе от 500 люкс – 1500 люкс.
  2. Тетради с яркой разлиновкой, бумага лучше матовая, а не глянцевая. Паста черная, темно фиолетовая.
  3. На уроке задание желательно читать учителю, на самоподготовке воспитателю или родителю.
  4. Обязательное использование наглядности на уроке.
  5. Средства наглядности:
  • свободны от лишних деталей и линий и четко выделять существенные линии;
  • цветовая гамма – зеленая, желтая, оранжевые оттенки;
  • карточки для индивидуальной работы 10х10,20х30;
  • необходимые эстетические требования к средствам наглядности;
  • шрифт текста на карточках в соответствии с остротой зрения;
  • учителю пособия в руке не держать;
  • сюжетное изображение должно соответствовать по размерам состоянию остроты зрения и поля зрения;
  1.  Зрительная нагрузка при просмотре и работе на компьютере 15 мин.
  2.  Слабовидящего ребенка необходимо сажать близко к доске.
  3.  Учащихся в классе рассаживать в соответствии с рекомендациями офтальмолога.
  4. Вставать и начинать движение из-за парты ученик должен со стороны лучше видящего глаза.
  5. Записи на доске четкие, крупные.
  6. Санитарное состояние: освещение, проветривание, отсутствие звуковых раздражителей.
  7. Педагог должен вести контроль за ношением и состоянием очков.
  8. Наличие подставок для учебников на парте.
  9. Отсутствие резких движений у учащихся во время занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 6 классе по теме "Ветер" с учетом требований современного урока

Данный урок разработан в соответствии с требованиями современного урока и ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р

Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....

Тифлопедагогические требования к уроку

Современный урок следует рассматривать как целостную развивающуюся систему, все звенья и компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.Задача педагога — выявить эти связи, определить их д...

Тифлопедагогические критерии оценки урока в начальной школе для детей с нарушением зрения

Материал предназначен для педагогов специальной школы, обучающих детей с нарушением зрения. В материале содержатся основные требования, предъявляемых к  содержанию уроков в специальной школе....