Технологическая карта урока русского языка в инклюзивном классе (7 класс)
план-конспект урока (7 класс)

Иванникова Татьяна Борисовна

В технологической карте подробно представлена работа с обучающимся с ОВЗ(ЗПР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  русского языка в инклюзивном классе (7  класс «Б»)

Автор: учитель русского языка и литературы Иванникова Т.Б.

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»        

Тип урока:  урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Опорные понятия: деепричастие, деепричастный оборот, признаки деепричастия.

Цели:

1. Обобщить и систематизировать материал о деепричастии и деепричастном обороте.

2. Воспитывать культуру поведения при групповой, фронтальной, индивидуальной работе.

3. Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
  • Регулятивные: оценивать результаты своей т чужой деятельности, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
  • Коммуникативные: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, точно и полно выражать свои мысли.
  • Познавательные : систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Планируемые  результаты изучения темы

Предметные: 

  • Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
  • Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Личностные:

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные: уметь  оценивать результаты своей т чужой деятельности, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
  • Коммуникативные: уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, точно и полно выражать свои мысли.
  • Познавательные : уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

***Коррекционно-развивающая работа для обучающегося с ОВЗ (ЗПР) построена с учетом индивидуальных способностей и психологических особенностей:

  • индивидуальное домашнее задание  - предлагается  тест   (то, что лучше получается); но, если захочет, то может выбрать кроссворд по теме «Деепричастие» или работу с текстом по картине В.М. Васнецова «Аленушка»;
  • на уроке включен в группу, но имеет свое индивидуальное задание  соответствующего уровня сложности, если что-то не получается, то имеет возможность проконсультироваться с участниками группы;
  • учитывая медленную запись в тетрадь и дневник, обучающийся получает распечатанный материал;
  • индивидуальное задание: собери пословицы, укажи в них деепричастия (подсказка: каждая пословица напечатана в определенном цвете);
  • индивидуальное задание: закончи фразы (подсказка: слова для справок).
  • физминутка: разминка  или зрительный тренажер  В.Ф.Базарного.

К уроку готовится презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, включение в деловой ритм: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения!

Откроем рабочие тетради запишем дату.

Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю. Записывают дату.

Личностные:

  • готовность и 
    способность к саморазвитию и
    мотивация к 
    познанию нового

   

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других

2. Мотивация к учебной деятельности

Тему нашего урока, вы узнаете, решив лингвистическую задачу «Найди лишнее»

Слайд № 1:

Задумавшись

Задумавшиеся

Задуманная

Задумывающиеся

По каким признакам вы определили, что слово «задумавшись» деепричастие?

Какова же тема нашего урока?

Запишем ее.

Опираясь на тему урока, определим цель урока.

Чем мы будем заниматься на уроке?

Выполняют задание, которое выведет их на тему урока.

Ответ: Лишнее слово ЗАДУМАВШИСЬ, т.к. это деепричастие, а остальные слова – причастия.

Ответ:

  • отвечает на вопрос «что сделав?»
  • имеет совершенный вид
  • суффикс –вши-

Ответ: Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»

Ответ:

  • повторить все о деепричастии и деепричастном обороте;
  • уметь находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нем;
  • правильно употреблять в речи деепричастия.

Регулятивные:

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

  • уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные:

  • уметь определять цель учебной деятельности;
  • уметь слушать собеседника;
  • формулировать  собственное мнение и позицию.

3.Актуализация знаний.

Фронтальная  устная работа

Игра  «Корзина вопросов»: учитель предлагает ученикам выбрать из корзины один стикер с вопросом по теме «Деепричастие». За правильный ответ – жетон.

1. Что такое деепричастие?

2.Каковы его морфологические признаки?

3.Что такое деепричастный оборот?

4. Как пишется Не с деепричастиями?

5. Как образуются деепричастия совершенного вида?

6. Как образуются деепричастия несовершенного вида?

7. Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?

8. Расскажите о знаках препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.

Ученики выбирают вопросы и отвечают на них.

Регулятивные:

  • уметь определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • отвечать на вопросы учителя;
  • слышать и понимать речь других.

4. Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Физминутка

Деепричастие

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

Использовали ли деепричастия? Назовите их.

Личностное:

  • установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельная работа в группах с проверкой.

Учитель организует работу в группах постоянного состава с проверкой.

Задание для 1 группы

Вставьте деепричастия и деепричастные обороты в текст, расставьте знаки препинания.  Используйте деепричастия из стихотворения английского поэта  Роберта Саунти «Как падают воды в Ладоре»:

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, _______________, устремляются вниз с огромной высоты. Они,________________ , бегут наперегонки, ______________ . Вот они, ________________ , переливаются под лучами солнца, а вот,_______________________ , сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, ______________________, веками удивляет человека.

«КАК ПАДАЮТ ВОДЫ В ЛОДОРЕ»

                                  Английский поэт Роберт Саути

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь, и пенясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая ,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре

Задание для 2 группы

Составьте кластер по теме «Деепричастие»

Задание для 3 группы

*** Задание для обучающегося с ОВЗ:  собери пословицы, укажи  в них деепричастия (подсказка: каждая пословица напечатана в определенном цвете).

1) Не зная броду,

не умоешься.

2) Трус хвастает уходя,

не узнаешь, что в нем.

3) Не замочив руки,

тот вечно вздор твердит.

4) Зная сердце змеи,

что стрелять не целясь.

5) Говорить не думая -

не суйся в воду.

6) Кто не подумав говорит,

 а смелый – возвращаясь.

7) Не развязав мешок,

бог лишил ее ног.

*** Задание для обучающегося с ОВЗ

Закончи фразы

Деепричастие отвечает на вопрос_____________

Деепричастия имеют признаки _______ и признаки________

Деепричастие с зависимыми словами называется__________________

Слова для справок: что делая? что сделав? наречия и глагола, деепричастным оборотом (подсказка).

 

Задание остальным

Подпишите столбики (укажите часть речи), раскройте скобки, сравните написание с НЕ слов в столбиках и сделайте вывод

(Не)спешил

(Не) спеша

(Не) желаю

(Не) желая

(Не) подумайте

(Не) подумав

(Не) рассмеялся

(Не) рассмеявшись

(Не)годовать

(Не)годуя

(Не)доумевать

(Не)доумевая

(Не)навидеть

(Не)навидя

Задание для 4 группы

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия.

2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры.

4)мы имели в виду главным образом его словарный запас.

  • Исполняя эту пьесу,
  • 1)было чувство радости.
  • 2) я старался передать свое настроение.
  • 3) должен учитываться авторский замысел.

4) зал хорошо слушал пианиста.

  • Возвратившись из поездки,
  • 1) произошел интересный случай.
  • 2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.
  • 3) мне не спалось.
  • 4) надолго запомнились интересные случаи в пути.
  • Разбивая виноградники,
  • 1) крестьяне учитывали рельеф местности.
  • 2) большое значение имеют географические факторы.
  • 3) учитывается состав почвы.
  • 4)торговцами определялись потребности в винограде.
  •  Не рассчитывая на помощь,
  • 1) меня начали покидать силы.
  • 2) ученики самостоятельно справились с заданием.
  • 3) самостоятельность очень  важна.
  • 4)учебник помогает лучше справиться  с трудным материалом.
  • Играя в шахматы,
  • 1) у меня заболела голова.
  • 2) мы развиваем логическое мышление.
  • 3) незаметно пролетел вечер.
  • 4) воспитывается воля и наблюдательность.
  • Возвращаясь из школы,
  • 1) наступил вечер и стало темно.
  • 2) меня обогнал автомобиль соседа.
  • 3) пошел сильный снег.
  • 4) мы встретились с родителями Максима.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, _______________, устремляются вниз с огромной высоты. Они,________________ , бегут наперегонки, ______________ . Вот они, ________________ , переливаются под лучами солнца, а вот,_______________________ , сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, ______________________, веками удивляет человека.

Деепричастие означает в предложении добавочное действие глагола. Деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями.

F:\открытый урок деепричастие\336537.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/232/78453/3/img2.jpg

1)  Не зная броду, не суйся в воду.

2)Трус хвастает  уходя, а смелый – возвращаясь.

3) Не замочив руки, не умоешься.

4)Зная сердце змеи, бог лишил ее ног.

5) Говорить не думая – что стрелять не целясь.

6)Кто  не подумав говорит, тот вечно вздор твердит.

7) Не развязав мешок, не узнаешь, что в нем.

Закончи фразы

Деепричастие отвечает на вопрос что делая? Что сделав?

Деепричастия имеют признаки  наречия  и признаки глагола

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

Глагол

Деепричастия

Не  спешил

Не  спеша

Не  желаю

Не  желая

Не  подумайте

Не  подумав

Не   рассмеялся

Не   рассмеявшись

Негодовать

Негодуя

Недоумевать

Недоумевая

Ненавидеть

Ненавидя

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия.

2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры.

4)мы имели в виду главным образом его словарный запас.

  • Исполняя эту пьесу,
  • 1)было чувство радости.
  • 2) я старался передать свое настроение.
  • 3) должен учитываться авторский замысел.

4) зал хорошо слушал пианиста.

  • Возвратившись из поездки,
  • 1) произошел интересный случай.
  • 2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.
  • 3) мне не спалось.
  • 4) надолго запомнились интересные случаи в пути.
  • Разбивая виноградники,
  • 1) крестьяне учитывали рельеф местности.
  • 2) большое значение имеют географические факторы.
  • 3) учитывается состав почвы.
  • 4)торговцами определялись потребности в винограде.
  •  Не рассчитывая на помощь,
  • 1) меня начали покидать силы.
  • 2) ученики самостоятельно справились с заданием.
  • 3) самостоятельность очень  важна.
  • 4)учебник помогает лучше справиться  с трудным материалом.
  • Играя в шахматы,
  • 1) у меня заболела голова.
  • 2) мы развиваем логическое мышление.
  • 3) незаметно пролетел вечер.
  • 4) воспитывается воля и наблюдательность.
  • Возвращаясь из школы,
  • 1) наступил вечер и стало темно.
  • 2) меня обогнал автомобиль соседа.
  • 3) пошел сильный снег.
  • 4) мы встретились с родителями Максима.

Регулятивные:

  • контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

  • умение структурировать знания;
  • представлять информацию в сжатом виде (кластер);
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  • рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Контроль усвоения знаний.

Ответы групп. Заполнение «Листа самооценки».

Вспомните, какую  цель  мы ставили перед собой в начале урока?

Выполнили ли мы эту цель?

Заполните «Лист самооценки»

Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Заполняют «Лист самооценки»

Личностные:

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные:

  • осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действий;
  • контроль  и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыли.

7.Рефлексия.

Устно:

  1. Урок помог мне…
  2. После урока мне захотелось…
  3. Я хочу похвалить себя за…

Рефлексируют.

Регулятивные:

  • оценка процессов и результатов деятельности.

8. Домашнее задание.

1. Работа с текстом по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»

Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставляя знаки препинания.

Сборная Союза - Аленушка

       Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

        Уронила голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминают о несбывшихся мечтах.

       Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавиц

2. Кроссворд по теме «Деепричастие»

Тест для обучающегося с ОВЗ

1.Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает:

а) признак предмета по действию;

б) признак признака;

в) добавочное действие при  основном действии, выраженном глаголом;

г) действие предмета.

2.Найдите деепричастия:

а) увидел;

б) шлёпая;

 в) поднявши;

 г) спеша;

 д) принявший;

е) свежо.

3.Выберите предложение с деепричастным оборотом .

а) Ребятишки прыгали, любуясь на ёлку.

б) Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.

 в) Прыгающие ребятишки любовались на ёлку.

 4.Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях?

(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.

Он ушёл, (не) довыполнив задания.

Выберите правильный ответ.

А. В 1-ом случае слитно, во 2-ом – раздельно.

Б. В 1-ом случае раздельно, во 2-ом – слитно.

В. В обоих случаях слитно.

Г.  В обоих случаях раздельно.

5. Найдите деепричастия совершенного вида:

а) глядя;

б) сложив;

 в) отнявши;

 г)  прочитав;

 д)  улыбаясь;

 е)  балуясь.

Делают выбор, записывают домашнее задание.

    Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

      Уронив голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания,сжимая сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратившись в плотную стену. Серое небо, навевая тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, тоскливо чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминая о несбывшихся мечтах.

       Кажется, что осенняя природа, чувствуя настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

Регулятивные:

  • умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала.

Коммуникативные:

  • прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС                                           ...

Технологическая карта урока русского языка по развитию речи, 5 класс

Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»....

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...

Технологическая карта урока русского языка "Монолог.Итоговое собеседование". 9 класс

Готовимся к итоговому собеседованию: разбираем монолог....

Технологическая карта урока русского языка в инклюзивном классе (7 класс)

Технолггическая карта урока русского языка в инклюзивном классе по теме "Деепричастие" (7 класс). Втехнологической карте подробно представлена работа с обусающимсяс ОВЗ(ЗПР)....

Технологическая карта урока русского языка "Не с прилагательными". 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой...