Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация Р-Л"
план-конспект занятия (10 класс)

Павлова Наталья Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Учитель-логопед ЦППМСП Московского района Павлова Н.Г.

Программа «Профилактика нарушений письменной речи у обучающихся первых классов»

Группа №1,  1 класс ГБОУ СОШ №537

Занятие 64 /  01.03.18

Логопедическая тема: «Дифференциация звуков [ Р ] и  [ Л ] в слогах словах, в предложениях, в связной речи».

Грамматическая тема: «Развитие навыков словообразования имен существительных»

Лексическая тема: «Дружба»                                              

Цель: Развитие навыков ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Р ] и [ Л ] в слогах словах, в предложениях, в связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширять и активизировать словарь по теме «Дружба», развивать умение объяснять лексическое значение слова;
- развивать умение составлять предложение, рассказ;
- развивать навыки связного высказывания;

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную, мелкую моторику;
- закреплять навыки правильного произношения и дифференциации звуков

 [Р ] [ Л ] в слогах, словах, предложениях ;

-развивать навык дифференциации звуков [Р ] [ Л ] в связной речи;

-развивать фонематический слух;

-развивать навыки словообразования;

- развивать связную речь;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать нравственные чувства: уважение, взаимовыручку, сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, желание поддерживать друзей;

- воспитывать культуру общения.

Оборудование:

Предметные картинки, тренажер «травка», мячик «Су-Джок», зеркала, текст сказки Ткаченко Т.А. «Друзья», «Цветок дружбы», «солнышко» (сделаны из цветного картона), раздаточные материалы для дыхательной гимнастики «бабочка», «цветок».

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, Ребята. Посмотрите, какое доброе веселое солнышко вам улыбается. Разрешаю сесть тому, кто прочитает слово на своем лучике и придумает с ним предложение. (дети подходят к доске и отрывают от солнышка на доске лучики, на обратной стороне которых написаны слова: «дружба», «друг», «подруга», «дружить», «дружный»). Постарайтесь в своем предложении использовать слова со звуком [Л ].

-Молодцы. Чем похожи все эти слова? Сколько слов в предложении. Назовите слова со звуком [Л ], со звуком [ Р ].

Что же такое дружба?

  1. Развитие мелкой и ручной моторики 

Пальчиковая гимнастика с использованием тренажера «травка»

Что за чудо- чудеса:

Раз рука и два рука!

 Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки поглядят собаку,

Умные руки умеют лепить,

Чуткие руки умеют дружить.

III. Основная часть

  1. Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, скажите, пожалуйста, а вы умеете дружить? Молодцы.

-Сначала давайте проверим, как вы дружите со своим язычком.

-Пробежим вокруг полянки (упражнение «Вкусное варенье).

-Попрыгаем с кочки на кочку (упражнение «Качели»).

-Прокатимся на лошадке (упражнение «Лошадка»).                        

-Соберем грибы («Грибок»).

-Сдуем бабочку с цветочка (упражнение «Ветерок»).

- Поплывем по речке на лодочке (Упражнение «Парус»).

2. Уточнение артикуляции звуков.  

     

3. Закрепление навыков правильного произношения и дифференциации звуков [Р ]и [ Л ] в слогах, словах. Развитие фонематического слуха.

а) «Слушай, не зевай и нужную букву  показывай» (Р или Л):

лодка, краб, дрова, Слава, бокал, ковёр, арка, трава, молоко, пила

б) «Слушай, не зевай, четко слоги повторяй»:

Ра-ла-ра

пло-пло-про

ро-ло-ро

Ру-ру-лу

кра-кла-кла

ла-ра-ла

в) «Слушай, не зевай, слово с нужным звуком называй». (Игра с перекидыванием мяча. Ребенок слушает пару слов, называет только слово с у казанным звуком Р или Л):          

рубка – голубка

выручать – получать

игры - иглы

лучей – ручей

столы – топоры

уплыть - укрыть

прорубь – голубь

серый – белый

враг - флаг

3. Развитие навыков дифференциации звуков [ Р ] [ Л ] в связной речи.

а) -Отгадайте мою загадку:

          С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный …        

-Правильно, это друг. А у вас есть настоящие друзья? Какие они? Что нужно делать, чтобы стать настоящим другом?

-Сейчас вы прочитаете сказку, которая так и называется: «Друзья».

Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет бегать.

А кроме того, у слона был хобот, а у комарика – хоботок.

Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там.

Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо. /Ткаченко Т.А./

а) Ответы на вопросы по тексту.

-Ответьте, пожалуйста, на вопросы (полным ответом):

- Кто подружился с комаром?

- Что слону понравилось в комарике?

- Что комару понравилось в слоне?

- Почему огромный слон и маленький комарик подружились?

- Какие слова из сказки со звуком [ Р ], со звуком [ Л ] вы запомнили?

 б) Игра «Слон и комарик» (развитие навыков словообразования)

- Назовите правильно предметы:

ушко (у комарика) – ухо – ушище (у слона)           … - лапа - …

…        - глаз - …                                    … - голова - …

IV. Итог занятия. Рефлексия

- Что бы ваша дружба была крепкой, мы сейчас посадим «цветок дружбы».

- Давайте вспомним, что нужно уметь делать настоящим друзьям.  

- Сейчас каждый возьмет лепесток на подносе, прочитает, четко проговорит написанное слово и прикрепит лепесток к цветку.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=efe35845e47eba11dd0934acba35b471&n=13

-Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"

Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....