Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация Р-Л"
план-конспект занятия (10 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Учитель-логопед ЦППМСП Московского района Павлова Н.Г.
Программа «Профилактика нарушений письменной речи у обучающихся первых классов»
Группа №1, 1 класс ГБОУ СОШ №537
Занятие 64 / 01.03.18
Логопедическая тема: «Дифференциация звуков [ Р ] и [ Л ] в слогах словах, в предложениях, в связной речи».
Грамматическая тема: «Развитие навыков словообразования имен существительных»
Лексическая тема: «Дружба»
Цель: Развитие навыков ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Р ] и [ Л ] в слогах словах, в предложениях, в связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять и активизировать словарь по теме «Дружба», развивать умение объяснять лексическое значение слова;
- развивать умение составлять предложение, рассказ;
- развивать навыки связного высказывания;
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную, мелкую моторику;
- закреплять навыки правильного произношения и дифференциации звуков
[Р ] [ Л ] в слогах, словах, предложениях ;
-развивать навык дифференциации звуков [Р ] [ Л ] в связной речи;
-развивать фонематический слух;
-развивать навыки словообразования;
- развивать связную речь;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать нравственные чувства: уважение, взаимовыручку, сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, желание поддерживать друзей;
- воспитывать культуру общения.
Оборудование:
Предметные картинки, тренажер «травка», мячик «Су-Джок», зеркала, текст сказки Ткаченко Т.А. «Друзья», «Цветок дружбы», «солнышко» (сделаны из цветного картона), раздаточные материалы для дыхательной гимнастики «бабочка», «цветок».
Ход урока
- Организационный момент.
- Здравствуйте, Ребята. Посмотрите, какое доброе веселое солнышко вам улыбается. Разрешаю сесть тому, кто прочитает слово на своем лучике и придумает с ним предложение. (дети подходят к доске и отрывают от солнышка на доске лучики, на обратной стороне которых написаны слова: «дружба», «друг», «подруга», «дружить», «дружный»). Постарайтесь в своем предложении использовать слова со звуком [Л ].
-Молодцы. Чем похожи все эти слова? Сколько слов в предложении. Назовите слова со звуком [Л ], со звуком [ Р ].
Что же такое дружба?
- Развитие мелкой и ручной моторики
Пальчиковая гимнастика с использованием тренажера «травка»
Что за чудо- чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки поглядят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
III. Основная часть
- Артикуляционная гимнастика.
-Ребята, скажите, пожалуйста, а вы умеете дружить? Молодцы.
-Сначала давайте проверим, как вы дружите со своим язычком.
-Пробежим вокруг полянки (упражнение «Вкусное варенье).
-Попрыгаем с кочки на кочку (упражнение «Качели»).
-Прокатимся на лошадке (упражнение «Лошадка»).
-Соберем грибы («Грибок»).
-Сдуем бабочку с цветочка (упражнение «Ветерок»).
- Поплывем по речке на лодочке (Упражнение «Парус»).
2. Уточнение артикуляции звуков.
3. Закрепление навыков правильного произношения и дифференциации звуков [Р ]и [ Л ] в слогах, словах. Развитие фонематического слуха.
а) «Слушай, не зевай и нужную букву показывай» (Р или Л):
лодка, краб, дрова, Слава, бокал, ковёр, арка, трава, молоко, пила
б) «Слушай, не зевай, четко слоги повторяй»:
Ра-ла-ра | пло-пло-про | ро-ло-ро |
Ру-ру-лу | кра-кла-кла | ла-ра-ла |
в) «Слушай, не зевай, слово с нужным звуком называй». (Игра с перекидыванием мяча. Ребенок слушает пару слов, называет только слово с у казанным звуком Р или Л):
рубка – голубка | выручать – получать | игры - иглы | ||
лучей – ручей | столы – топоры | уплыть - укрыть | ||
прорубь – голубь | серый – белый | враг - флаг | ||
3. Развитие навыков дифференциации звуков [ Р ] [ Л ] в связной речи.
а) -Отгадайте мою загадку:
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный …
-Правильно, это друг. А у вас есть настоящие друзья? Какие они? Что нужно делать, чтобы стать настоящим другом?
-Сейчас вы прочитаете сказку, которая так и называется: «Друзья».
Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет бегать.
А кроме того, у слона был хобот, а у комарика – хоботок.
Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там.
Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо. /Ткаченко Т.А./
а) Ответы на вопросы по тексту.
-Ответьте, пожалуйста, на вопросы (полным ответом):
- Кто подружился с комаром?
- Что слону понравилось в комарике?
- Что комару понравилось в слоне?
- Почему огромный слон и маленький комарик подружились?
- Какие слова из сказки со звуком [ Р ], со звуком [ Л ] вы запомнили?
б) Игра «Слон и комарик» (развитие навыков словообразования)
- Назовите правильно предметы:
ушко (у комарика) – ухо – ушище (у слона) … - лапа - …
… - глаз - … … - голова - …
IV. Итог занятия. Рефлексия
- Что бы ваша дружба была крепкой, мы сейчас посадим «цветок дружбы».
- Давайте вспомним, что нужно уметь делать настоящим друзьям.
- Сейчас каждый возьмет лепесток на подносе, прочитает, четко проговорит написанное слово и прикрепит лепесток к цветку.
-Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк для конспекта логопедического занятия
Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"
Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...