Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов свистящих звуков
учебно-методический материал

Артемова Мария Владимировна

Комплекс артикуляционной гимнастики,

способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения

 свистящих звуков [С], [С‘], [З], [З‘], [Ц].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_art._gimn-ki_dlya_svistyashchih.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики,

способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения

 свистящих звуков [С], [С‘], [З], [З‘], [Ц].

  1. «Улыбка» («Заборчик»)

        Цель. Укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение удерживать губы в открытой улыбке.

       Краткое описание. Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать губы в улыбке под счет от 1 до 5-10.

       Методические указания.  1) Зубы должны быть сомкнуты. 2) Верхние и нижние резцы должны быть обнажены.

  1. «Улыбка»- «Трубочка»        

Цель. Укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Краткое описание. Чередовать положения губ: в улыбке – трубочкой  (4-5 раз). 

  1. «Наказать непослушный язык» («Месим тесто»)

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

              Краткое описание. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5–10.

              Методические указания.  1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2) Язык должен быть широким, края его касаются углов рта. 3) Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

  1. «Лопатка» («Блинчик»)

Цель. Выработать умение делать  язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном положении.

              Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

              Методические указания.  1) Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2) Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3) Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4) Боковые края языка должны касаться углов рта. 5) Если это упражнение не получается,  надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»

  1. «Почистим зубы»

Цель. Научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами.

               Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком снизу вверх.

               Методические указания.  1) Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2) Нижняя челюсть тоже не должна двигаться. 3) Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

  1. «Горка»

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

               Краткое описание. Улыбнуться, широко открыть рот, широкий кончик языка упереть в основания нижних резцов, спинку языка выгнуть.

Методические указания.  1) Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2) Язык должен быть широким. 3) Кончик языка не должен отрываться от зубов.

  1. «Кто дальше загонит мяч?».

Цель.  Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную, направленную вперед воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола.

Методические указания. 1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2) Нельзя надувать щеки. 3) Следить, чтобы ребенок произносил звук Ф, а не Х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

  1. «Качели»

Цель. Укреплять мыщцы языка, учить чередовать движения  языка вверх-вниз, развивать умение управлять языком.

               Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Поочередно менять положение языка 4-6 раз.

               Методические указания.  1)Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков с сопровождающими стихотворениями и картинками

Данный материал представляет собой комплекс игровых артикуляционных упражнений, способствующих постановке свистящих звуков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы последовательно готовить ребенка к...

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков [Р], [Р‘].

В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Р], [Р‘]....

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков [Л], [Л‘].

В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Л], [Л‘]....

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов шипящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения шипящих звуков [Ш], [Ч‘]...

Комплекс упражнений для выработки артикуляционного уклада звука [Р]

В основе образования звука Р лежит подъем кончика языка вверх, к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), и вибрация его. Подготовить этот механизм помогут упражнения с использованием звуков Т, Д и З,...