Комплекс упражнений для выработки артикуляционного уклада звука [Р]
учебно-методический материал
В основе образования звука Р лежит подъем кончика языка вверх, к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), и вибрация его. Подготовить этот механизм помогут упражнения с использованием звуков Т, Д и З, Ж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_r.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для постановки звука Р
В основе образования звука Р лежит подъем кончика языка вверх, к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), и вибрация его. Подготовить этот механизм помогут упражнения с использованием звуков Т, Д и З, Ж.
Общие рекомендации к выполнению упражнений
- Показ образца выполнения. Утрированное (подчеркнутое) произнесение звуков Т и Д. Исключение работы нижней челюсти. Рот широко открыт, удерживается постоянное расстояние между зубами, т. е. важно следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работать должен только язык.
- Зрительный контроль перед зеркалом (для ребенка).
- Фиксация внимания на ощущениях кончика языка. Дети обычно ощущают и говорят, что при произнесении звукосочетания ДЗЗЗЗЗЗ они чувствуют «щекотливость» - небольшое дрожание кончика языка. То же может наблюдаться при произнесении звукосочетания ДЖЖЖЖЖ.
- При работе над звукосочетаниями ДЗЗЗЗЗ и ДЖЖЖЖЖ сильно выдыхаем на кончик языка. Это должно ощущаться тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. Это можно наглядно увидеть, поднеся ко рту полоску бумаги (при правильном выполнении упражнения полоска будет отклоняться).
Артикуляционные упражнения
Упражнение «Парус»:
- улыбнуться.
- открыть рот,
- язык поднять вверх, широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам- альвеолам.
Удерживать 5-7 секунд. Повторить 3-4 раза.
Упражнение «Маляр»:
- улыбнуться.
- открыть рот,
- язык поднять вверх, на бугорки,
- водить, поглаживая кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперед-назад 8-10 раз.
Следить, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.
Упражнение «Дятел»:
- улыбнуться.
- открыть рот,
- язык поднять вверх, на бугорки,
- стучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук Д.
Делать удары сначала медленно; следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Потом немного побыстрее.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок после каждой строчки стучит кончиком языка по бугоркам Д-Д-Д:
Дятел на стволе сидит – д-д-д, д-д-д.
Клювом по нему стучит – д-д-д, д-д-д.
Стук да стук, стук да стук – д-д-д, д-д-д.
Раздается громкий звук – д-д-д, д-д-д.
Или
Я по дереву стучу – д-д-д, д-д-д.
Червячка добыть хочу – д-д-д, д-д-д.
Хоть и скрылся под корой – д-д-д, д-д-д.
Все равно он будет мой – д-д-д, д-д-д.
Упражнение «Барабанщик»
Методика выполнения упражнения полностью совпадает с упражнением«Дятел». Важно соблюдать заданный ритм барабанного боя. Не забывайте: ребенок должен шире открывать рот и удерживать нижнюю челюсть неподвижной; работает только кончик языка.
Барабанщик очень занят – д-д, д-д-д.
Барабанщик барабанит - д-д, д-д-д.
Бей, руками помогай – д-д, д-д-д.
Ритм ногами отбивай – д-д, д-д-д.
Учись играть на барабане – д-д, д-д-д.
Твой язык послушным станет д-д, д-д-д.
Язык, кверху поднимайся – д-д, д-д-д.
Смотри – с ритма не сбивайся – д-д, д-д-д.
Упражнения«Танк стреляет»,«Пулемет строчит»,«Заводим мотоцикл»
Данные упражнения аналогичны предыдущим. Цель упражнений – отработать подъем кончика языка к альвеолам, укреплять мышцы языка на четких ударах звука Д. Необходимо контролировать удержание нижней челюсти.
«Танк стреляет»«Пострелять» медленно, твердо произнося звук Д: Д-Д-Д.
«Пулемет строчит» А теперь постреляй так, чтобы последний звук произносился сильнее: Д-Д-Д,Д-Д-Д. Постреляй быстрее, четко произнося звук Д: д-д-д-д-д… .
«Заводим мотоцикл»Заведи мотоцикл с постепенным усилением звука: д-д-д-д-д-д.
Упражнение «Песенка крокодила Гены»
Упражнение аналогично предыдущим. Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню пойте только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ.
Упражнение «Заведи мотор»:
- улыбнуться,
- широко открыть рот,
- поднять язык вверх,
- с силой ударять по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын… (сначала медленно; позже все быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.
Позднее можно заводить моторчик вот так: «ДЫН-дын-дын, ДЫН-дын-дын…» (выделенный слог нужно произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.
Выполнять упражнение можно с использованием стихотворений. Взрослый читает стихи. А ребенок заводит моторчик: «дын-дын-дын».
По шоссе машина мчит – дын-дын-дын
Во все стороны рычит – дын-дын-дын
За рулем лихой шофер
Дын-дын-дын –гудит мотор.
М. Синицына
Ну, давай поможем зайке – дын-дын-дын
Заведем скорей мотор – дын-дын-дын
И до солнечной лужайки – дын-дын-дын
Довезет его шофер -дын-дын-дын
По ухабам серый зайка –
Дын-дын-дын – летит вперед,
И успеет на лужайке – дын-дын-дын
Прополоть он огород – дын-дын-дын.
Н Тегипко
Упражнение «Веселый дождик»
Методика выполнения упражнения полностью совпадает с упражнением «Дятел». Можно сопровождать выполнение упражнения движениями рук.
Дождик капнул на ладошку – т-д, т-д, …
( Можно изобразить правой рукой падающие капельки дождя: поднять ладонь и загибать пальцы вниз)
На цветок – т-д. т-д, …
(Левой рукой изобразить цветок)
И на дорожку – т-д, т-д, …
(Из левой руки сделать дорожку)
Застучал по крыше он – т-д, т-д, …
(Обеими руками изобразить крышу домика)
И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д, ….
(Дождик пошел сильнее – постучать пальцами по столу)
Упражнение «Строим домик»
Упражнение аналогично предыдущему
Строим домик для бельчат,
Целый день тук да тук – т-д, т-д,
Раздается громкий стук – т-д, т-д,
Строим домик для бельчат – т-д, т-д,
Молоточки стучат – т-д, т-д.
Дом надежный у бельчат – т-д, т-д.
Строим домик для зайчат,
Целый день тук да тук – т-д, т-д,
Раздается громкий стук – т-д, т-д,
Строим домик для зайчат – т-д, т-д,
Молоточки стучат – т-д, т-д.
Домик крепкий у зайчат – т-д, т-д.
Упражнение «Комарик»
Цель упражнения – выработать умение удерживать кончик языка у альвеол и ощущать его вибрацию.
- улыбнуться,
- открыть рот,
- язык поднять вверх, кончик языка удерживать у верхних бугорков,
- сильно выдыхать (дуть) на кончик языка, произнося ДЗЗЗЗЗ – ДЗЗЗЗЗЗЗЗ.
Почувствовать кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха (ветерка); проверить силу струи воздуха – поднести тыльную сторону руки ко рту.
Прилетает по ночам – ДЗЗЗЗЗЗЗ, ДЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ.
Не дает заснуть он нам – ДЗЗЗЗЗЗ, ДЗЗЗЗЗЗЗЗ.
Зло звенит, над ухом вьется – ДЗЗЗЗЗЗ, ДЗЗЗЗЗЗЗЗ.
Только в руки не дается – ДЗЗЗЗЗЗЗЗ, ДЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ.
Упражнение «Пчелка трудится»
Упражнение аналогично предыдущему, только вместо ДЗЗЗ поизносим ДЖЖЖ.
Домовитая хозяйка – ДЖЖЖЖЖЖ, ДЖЖЖЖЖЖЖЖ.
Полетает над лужайкой – ДЖЖЖЖЖЖ, ДЖЖЖЖЖЖЖ.
Похлопочет над цветком – ДЖЖЖЖЖЖ, ДЖЖЖЖЖЖЖ.
И домой летит с медком – ДЖЖЖЖЖЖ, ДЖЖЖЖЖЖЖЖ.
Упражнение «Машина буксует»
Упражнение аналогично упражнению «Комарик», только вместо ДЗЗЗЗЗ произносим ДЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЫНН.
Для постановки звука Р активно используется звук Ж. Произносить его нужно утрированно, без округления губ, перемещая кончик языка несколько вперед к верхним резцам.
Упражнение «Жучок»:
- улыбнуться,
- открыть рот,
- язык поднять вверх, произносить звук Ж протяжно, выделяя его, постараться кончик языка переместить несколько вперед.
Жук жужжит в железной банке – ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жук не хочет жить в жестянке – ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жизнь жука в плену горька – ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жалко бедного жука – ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Упражнение «Шмель»
Аналогично предыдущему.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу:
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.
На лужайке я жужжу:
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.
Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжу:
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.
Подготовить язык к звуку Р поможет и звук З, произносимый не обычно, а в верхнем положении кончика языка, у альвеол. Для того чтобы показать ребенку образец такого произношения, попробуйте сами произнести верхний звук З длительно. Такой звук способствует созданию вибрации кончика языка. Пусть так пожужжит маленькая пчелка или маленький комарик.
Такой звук З можно произносить и в слогах:
- подними кончик языка к альвеолам (бугорочкам) и длительно произнеси звук З-З-З-З,
- произнеси слог ЗЗЗА, ощущая кончик языка вверху,
- произнеси так же слоги: ЗЗЗЗО, ЗЗЗЗУ, ЗЗЗЗЗЫ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционные уклады звуков
Презентация - ознакомление учащихся с артикуляционными укладами часто нарушаемых звуков....
Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков [Р], [Р‘].
В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Р], [Р‘]....
Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков [Л], [Л‘].
В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Л], [Л‘]....
Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов свистящих звуков
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков [С], [С&lsquo...
Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов шипящих звуков
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков [Ш], [Ч‘]...