Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад свистящих и шипящих звуков
учебно-методический материал

Елена Федоровна Курочкина

для детей 4 - 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_dlya_s_z_sh_zh.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс  упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [С],  [С’],  [З],  [З’] [Ц].

1.«Лягушка».   

 Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.

2.»Лопатка».   

 Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

3.»Накажем непослушный язычок».  

 Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя».

4.»Киска сердиться».   

 Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

5.»Упрямый ослик».   

 Губы в улыбке рот приоткрыть. С силой произносить сочетание [ ИЕ]. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

6.»Трубочка».     

 Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

7.»Чистим нижние зубы».  

 Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

8.»Качели».    

 Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1 – 2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

9.»Посчитай нижние зубки».     

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб, с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [Ш], [Ж],  [Щ], [Ч].

1.»Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.

2.»Лопатка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

3.»Накажем непослушный язычок». Положить широкий язычок между губами и «пошлёпать» его «пя – пя - пя».

4.»Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удержать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

5.»Бублик». Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить,  чтобы зубы были сжаты. Удерживать губы в таком положении на счёт до пяти.

6.»Фокус». Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

7.»Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

8.»Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть недолжна двигаться.

9.»Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

10.»Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощёлкивании улавливается нужное движение языка.

11.»Гармошка». Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные уклады звуков

Презентация - ознакомление учащихся с артикуляционными укладами часто нарушаемых звуков....

Доклад на тему: «Пути формирования правильного артикуляционного уклада для преодоления дефектов звукопроизношения у глухих учащихся».

В докладе описаны виды работ по формированию правильного артикуляционного уклада у детей с нарушениями слуха...

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

КАРТОТЕКА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

КАРТОТЕКА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков с сопровождающими стихотворениями и картинками

Предлагаемый материал представляет собой комплекс игровых артикуляционных упражнений, способствующих постановке шипящих звуков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы последовательно готовить ребен...

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения свистящих звуков [С], [С&lsquo...

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов шипящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения шипящих звуков [Ш], [Ч‘]...