РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
рабочая программа
Образовательная область «Язык и речевая практика»
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 76.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАНТУРОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Образовательная область «Язык и речевая практика»
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 вариант
1 этап
1 класс
Разработчик программы: Иванова С.В.
2017 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Чтение» (1 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской федерации «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
- Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:
- Декларация прав от 20 ноября 1959 г.;
- Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971 г.;
- Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г.;
- Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014г. №1599);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Проект от 03.04.2015г.)
- Приказ Министерства образования РФ (Минобразования России) от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- Устав ГКОУ «Мантуровская школа-интернат»
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Мантуровская школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;
- Годовой план ГКОУ «Мантуровская школа-интернат» на 2016-2017 учебный год.
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В 1 классе обучаются дети с легкой умственной отсталостью. Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля. Поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.
У этой категории обучающихся нарушена первая ступень познания – ощущения и восприятие. Нарушен процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация, логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями памяти. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне.
Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения.
Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются в нарушении эмоциональной сферы, т.е. в отсутствии оттенков переживаний, неустойчивости и поверхностности.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обуславливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающих с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребенка. При всем этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
При разработке рабочей программы учебного предмета «Чтение» (1класс) учитывались особые образовательные потребности:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
- обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
3 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Язык и речевая практика»)
В основу разработки АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «Чтение» (образовательной области «Язык и речевая практика») реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению,
- приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «Чтение» (образовательной области «Язык и речевая практика») положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико- ориентированных задач;
- принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
- принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной ими предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
4. ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Учебный предмет «Чтение» является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников.
Целью занятий является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей с умственной отсталостью, их познавательной деятельности.
Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для усвоения других учебных предметов, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире. который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение направлено на развитие способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог. описание предметов и явлений. собственных действий и впечатлений и т.д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе демонстрации учебных кинофильмов, презентаций, предметных и сюжетных картин.
5. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД) конкретизирует требования к личностным и предметным результатам освоения АООП.
В основе формирования БУД лежит деятельностный подход к обучению, который позволяет реализовать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации формирования БУД в 1 классе состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно их направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
Задачами реализации программы в 1 классе являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение первоначальными основами комплекса базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие начальных умений принимать цель и готовый план деятельности;
- планирование на элементарном уровне знакомой деятельности;
- формирование основ навыка контроля и оценивания результатов деятельности в опоре на организационную помощь педагога.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном ему уровне.
- Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
- Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
- Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
- Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций. Которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее
- учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные БУД:
- писать;
- читать;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- наблюдать;
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Мониторинг базовых учебных действий
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
Балл | Показатель |
0 баллов | Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем |
1 балл | Смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи |
2 балла | Преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно |
3 балла | Способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки. Которые исправляет по прямому указанию учителя |
4 балла | Способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя |
5 баллов | Самостоятельно применяет действие в любой ситуации |
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» (1 КЛАСС)
Освоение АООП учебного предмета «Чтение» (1 класс), созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру. овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты обучающегося 1 класса:
1) осознание себя как гражданина России;
2) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфические для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни усвоения учебного предмета «Чтение» на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень: осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами.
Достаточный уровень: читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту.
7. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» (1 КЛАСС)
Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
8.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Добукварный период | 13 |
2 | Букварный период | 86 |
Итого | 99 |
9. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период.
Подготовка учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма. Выявление особенности общего и речевого развития каждого ребенка. Работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц руки.
Ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, организация дидактических игр и игровых упражнений.
Выполнение несложных инструкций (сядь. встань, подойди к доске и др.), слушание и понимание собеседника, ответы на вопросы.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха: различение звуков окружающей действительности, например, шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т.д.
Первоначальное знакомство с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Составление предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме. Деление предложений на слова, слов на слоги. Выделение отдельных звуков в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки, направленной на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Работа по предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения 9из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слова, владеть графическими навыками.
Букварный период.
Звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Усвоение звука: выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциация смешиваемых звуков.
Изучение букв: восприятие общей формы буквы, изучение элементов буквы и их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами.
Соотнесение звука и буквы. Постепенное слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур: чтение слогов-слов (уа, ау), затем обратных слогов (ам, ум), после этого прямых слогов (ма, му), требующих особого внимания при обучении слитному их чтению, и после чтение слогов со стечением согласных. Усвоение образа буквы, соотнесение звука и буквы, составление слогов и слов.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Чтение по букварю. Использование иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух. Формирование элементарных навыков самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
10 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема | Требования к уровню подготовки обучающихся: | Оборудование. дидактический материал, ТСО, ИТ | |
результат: знать/уметь | коррекционная составляющая | ||||
1 четверть | |||||
Добукварный период | |||||
1 | Беседа «Первый день в школе. Порядок в классе» | Знать дорогу в класс. Уметь выражать свои мысли. | Коррекция мышления, речи на основе выявления знаний по теме беседы. | Иллюстрации, плакат | |
2 | Беседа «Летняя пора». Речь устная и письменная. | Знать названия летних месяцев. Уметь сидеть за партой, вставать при ответе. | Коррекция памяти, речи посредством работы по картине. | Иллюстрации | |
3 | Беседа «Осень. Мы школьниками стали». Экскурсия. | Уметь слушать учителя. Знать названия осенних месяцев. | Коррекция памяти, речи посредством работы по картине. | Раздаточный материал | |
4 | Беседы «Учитель и ученики», «Имена и фамилии учеников». Речь устная и письменная. | Знать имя учителя и детей. Уметь обращаться к учителю, к детям. | Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно- графических изображений. | Дидактический материал, картинки | |
5 | Беседа «Имя и отчество родителей. Семья». Слово. Предмет и слово. | Знать имя и отчество родителей. Уметь называть слова. | Коррекция мышления на основе соотношения формы и предмета | Иллюстрации | |
6 | Беседа «Учебные принадлежности. Игрушки». Слово. Предмет и слово. | Уметь называть словами предметы. Знать названия школьных вещей. игрушек. | Коррекция мышления в процессе определения соответствия схемы со словом. | Школьные предметы и игрушки | |
7 | Беседа «Перемены в школе. Правила поведения». Предложение. | Знать основные правила поведения. Уметь соблюдать эти правила. | Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений. | Плакат | |
8 | Беседа «Режим дня». Предложение. | Знать основные режимные моменты. Уметь работать с иллюстрацией. | Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений. | Плакат | |
9 | Беседа «Занятия детей». Предложение. | Знать правила поведения. Уметь составлять небольшие предложения. | Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений. | Предметные картинки | |
10 | Беседа «Труд людей осенью». Слово. Слог. Гласный звук. | Знать названия домашних животных. Уметь называть слова, делить их на слоги. | Коррекция мышления в процессе определения соответствия схемы со словом. | Иллюстрации | |
11 | Беседа «В лесу». Согласный звук. | Знать названия лесных растений. Уметь выделять согласный звук. | Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове. | Иллюстрация | |
12 | Русская народная сказка «Колобок» | Знать название сказки. Уметь назвать героев сказки. | Коррекция навыка рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. | Книги со сказками | |
13 | Русская народная сказка «Репка» | Знать название сказки. Уметь назвать героев сказки. | Коррекция навыка рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. | Книги со сказками | |
Букварный период | |||||
14 | Понятие «звук». Выделение звука «А». | Знать слова со звуком «А». Уметь выделять этот звук в слове. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из потока речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв | |
15 | Понятие «звук». Выделение звука «У». | Знать слова со звуком «У». Уметь выделять этот звук в слове. | Коррекция навыков произвольной деятельности путем участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв | |
16 | Чтение слов «ау, уа». Звуко-буквенный анализ слов. | Знать звуки и буквы «А», «У». Уметь отвечать на вопросы. | Коррекция мыслительной деятельности, памяти посредством работы со слогами | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, раздаточный материал | |
17 | Звук и буква «М». чтение слогов ам, ум. Звуко -буквенный анализ. | Знать звук и букву «М». Уметь выделять звук в словах и речи. | Коррекция мыслительной деятельности, памяти посредством работы со слогами | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
18 | Составление и чтение обратных слогов ма-ам, му-ум. | Знать звуки и буквы «А», «У», «М». Уметь выделять звуки из речи. | Коррекция речевого слуха на основе практического знакомства со слогом. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
19 | Звук и буква «О». Чтение слогов ум, ом. | Знать звук и букву «О». Уметь определять части слова. | Коррекция фонематического слуха на основе работы с гласным звуком «О». | Дидактический материал | |
20 | Слоги с буквой «О», слова с ней. | Знать изученные звуки и буквы. Уметь читать с ними слоги. | Коррекция фонематического слуха на основе работы с гласным звуком «О». | Дидактический материал, касса слогов | |
21 | Звук и буква «С». Чтение слогов ас. ус, ос, обратных слогов ас-са, и т.п. | Знать букву «С», понятие «слово». Уметь читать слоги с изученными буквами. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтения слогов. | Иллюстрации, дидактический материал, касса слогов | |
22 | Чтение слов с изученными буквами. | Знать изученные буквы. Уметь читать слова со знакомыми слогами. | Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе неоднократного чтения слоговых структур. | Дидактический материал, касса слогов | |
23 | Звук и буква «Х». Выделение звука и чтение буквы. | Знать пройденные буквы. Уметь выделять звук «Х» в речи. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтения слогов. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
24 | Слоги и слова со звуком «Х». | Знать звук и букву «Х». Уметь отвечать на вопросы. | Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе неоднократного чтения слоговых структур. | Дидактический материал, касса слогов | |
2 четверть | |||||
25 | Составление и чтение слогов и слов с буквой «Х». | Знать понятие «предложение». Уметь находить букву в словах. | Коррекция зрительной и слуховой памяти на основе чтения слоговых структур. | Раздаточный материал | |
26 | Звук и буква «Ш». Выделение звука и буквы в словах, чтение слогов. | Знать звук и букву «Ш». Уметь плавно читать слоги. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
27 | Чтение слогов и слов с буквой «Ш». | Знать понятие «слог». Уметь составлять слоги из букв. | Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи. | Кассы букв и слогов | |
28 | Дифференциация звуков С-Ш. | Знать буквы и звуки С-Ш. Уметь слышать разницу звуков С-Ш. | Коррекция слухового восприятия и фонематического слуха на основе работы со сходными по звучанию звуками. | Кассы букв и слогов | |
29 | Звук и буква «Л». Выделение звука и чтение буквы. | Знать пройденные буквы. Уметь читать слоги. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
30 | Обратные и прямые слоги и слова со звуком и буквой «Л». | Знать звук и букву «Л». Уметь анализировать слова по звуковому составу. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтения слогов. | Дидактический материал | |
31 | Составление и чтение слов со звуком и буквой «Л», состоящих из одного закрытого слога. | Знать изученные буквы. Уметь определять место звука в слове. | Коррекция зрительной и слуховой памяти на основе чтения слоговых структур. | Раздаточный материал | |
32 | Звук и буква «ы». Выделение звука , чтение слогов и слов с буквой «ы». | Знать звук и букву «ы». Уметь читать слоги с буквой. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
33 | Слова и предложения с буквой «ы». | Знать изученные буквы. Уметь строить фразы. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с гласным звуком, чтения слогов. | Кассы букв и слогов | |
34 | Звук и буква «Н». Выделение звука и буквы в словах. | Знать звук и букву «Н». Уметь составлять и читать слоги с буквой. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
35 | Слова и предложения с буквой «Н». | Знать изученные буквы. Уметь читать слова с ними. | Коррекция выразительности речи при работе с наглядным материалом учебника. | Кассы букв и слогов, иллюстрации | |
36 | Чтение слов и предложений с изученными буквами. | Знать изученные буквы. Уметь читать слова с ними. | Коррекция памяти на основе повторения пройденного материала. | Рисунки к предложениям | |
37 | Звук и буква «Р». Выделение звука, чтение слогов и слов с буквой. | Знать звук и букву «Р». Уметь составлять и читать с буквой слоги и слова. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
38 | Слова и предложения с буквой «Р». | Знать изученные буквы. Уметь читать слова и предложения с ними. | Коррекция выразительности при чтении текста. | Рисунки к предложениям, предметные картинки | |
39 | Различение звуков «Р» и «Л». | Знать различие между звуками «Л» и «Р». Уметь читать слова с буквами. | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | Предметные картинки на слова с данными буквами | |
40 | Упражнения в чтении слогов и слов с буквами «Л» и «Р». | Знать различие между звуками «Л» и «Р». Уметь читать слова с буквами. | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | Картинки, иллюстрация к рассказу. | |
41 | Отработка умения читать слоги и слова с изученными буквами. | Знать изученные буквы. Уметь читать слова по слогам. | Коррекция памяти, мышления на основе работы со страницами учебника. | Картинки, иллюстрация к рассказу. | |
42 | Закрепление знания изученных звуков и букв. | Знать изученные буквы. Уметь читать слова по слогам. | Коррекция мышления на основе работы с текстовым материалом учебника. | Картинки, иллюстрация к рассказу. | |
43 | Составление предложений на новогоднюю тему. Беседа о празднике. | Знать значение и традиции праздника. Уметь выражать свои чувства. | Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи. | Новогодние рисунки, открытки. | |
44 | Звук и буква «К». Выделение звука в словах, чтение слогов и слов с буквой. | Знать звук и букву «К». Уметь составлять и читать с буквой слоги и слова. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтения слогов. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
45 | Слова и предложения с буквой «К». | Знать изученные буквы. Уметь читать слова и предложения с ними. | Коррекция мышления на основе работы со словами вида один-много. Коррекция речи на основе работы над артикуляцией и дикцией. | Рисунки к предложениям, предметные картинки | |
3 четверть | |||||
46 | Звук и буква «П». Слоги и слова со звуком и буквой «П». | Знать звук и букву «П». Уметь сравнивать и произносить звуки. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
47 | Чтение слогов и слов с буквой «П». | Знать понятия «слог» и «слово». Уметь плавно читать по слогам. | Коррекция мышления на основе соотношения слов со схемами. Коррекция речи при составлении предложений. | Лента букв, раздаточный материал | |
48 | Чтение слов и предложений с «П». | Знать понятия «слово» и «предложение». Уметь плавно читать по слогам. | Коррекция мышления при составлении рассказа с опорой на картинку. | Лента букв, раздаточный материал | |
49 | Закрепление знания изученных звуков и букв. | Знать изученные буквы. Уметь читать слова по слогам. | Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми таблицами, текстами учебника. | Картинки, иллюстрация к рассказу. | |
50 | Звук и буква «Т». Выделение звука и чтение слогов и слов с буквой. | Знать звук и букву «Т». Уметь сравнивать и произносить звуки. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
51 | Слова и предложения с буквой «Т». | Знать изученные буквы. Уметь читать слова и предложения с ними. | Коррекция мышления на основе построения предложений. Коррекция выразительности речи при чтении текстов. | Рисунки к предложениям, предметные картинки | |
52 | Слова, состоящие из 2-3 слогов. Предложения с ними. | Знать понятия «слог» и «слово». Уметь плавно читать по слогам. | Коррекция речи на основе работы над артикуляцией и дикцией. | Иллюстрация к рассказу, лента букв | |
53 | Звук и буква «И». «И» как отдельное слово. | Знать звук и букву «И». Уметь читать предложения с союзом «И». | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из потока речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
54 | Чтение слов, в которых «И» - отдельный слог. Чтение слогов и слов с буквой «И». | Знать звук и букву «И». Уметь читать слова со слогом «И». | Коррекция произвольной деятельности на основе участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. | Рисунки к предложениям, предметные картинки | |
55 | Мягкость и твердость согласного перед гласным. | Знать изученные буквы. Уметь анализировать слова по звуковому составу. | Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми структурами, предложениями, предметными и сюжетными картинками учебника. | Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации. | |
56 | Чтение слов с сочетанием «ши». | Знать правило написания слога «ши». Уметь читать слова со слогом «ши». | Коррекция фонематического слуха, мышления. | Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации. | |
57 | Звук и буква «З». Чтение слогов и слов с буквой. | Знать звук и букву «З». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция артикуляции и дикции на основе чтения чистоговорок. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
58 | Дифференциация звуков «з-с». Чтение и сравнение слогов и слов с «з-с». | Знать отличие звуков и букв «з» и «с». Уметь анализировать слова по звуковому составу. | Коррекция слухового восприятия и фонематического слуха на основе работы со сходными по звучанию звуками. | Лента букв, касса букв и слогов, предметные картинки. | |
59 | Закрепление умения дифференцировать звуки «з-с».Чтение слов и предложений с «з-с». | Знать отличие звуков и букв «з» и «с». Уметь анализировать слова по звуковому составу. | Коррекция мышления, памяти. | Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации к рассказу. | |
60 | Звук и буква «В». Чтение слогов и слов. | Знать звук и букву «В». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
61 | Слова и предложения с буквой «В». | Знать изученные буквы. Уметь читать слова и предложения с ними. | Коррекция мышления на основе построения предложений. Коррекция выразительности речи при чтении текстов. | Лента букв, касса букв и слогов, предметные картинки. | |
62 | Чтение рассказа «Наши повара». | Знать изученные буквы. Уметь читать слова в предложениях по слогам, отвечать на вопросы по тексту. | Коррекция речи на основе работы над артикуляцией и дикцией. | Иллюстрации к рассказу. предметные картинки. | |
63 | Звук и буква «Ж». Выделение звука. Чтение слогов и слов. | Знать звук и букву «Ж». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
64 | Чтение слов и предложений с буквой «Ж». Слог «жи». | Знать правило написания сочетания «жи». Уметь читать слова с ним. | Коррекция фонематического слуха, мышления. | Азбука в картинках. Иллюстрация к рассказу. | |
65 | Дифференциация «Ж» и «Ш». Сочетания «жи-ши». | Знать правило написания сочетаний «жи-ши». Уметь читать слова с ними. | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | Предметные картинки. иллюстрации к предложениям и рассказу. | |
66 | Звук и буква «Б». Выделение звука. Чтение слогов и слов. | Знать звук и букву «Б». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
67 | Чтение слов с изученными буквами. Чтение рассказов с этими словами. | Знать изученные буквы. Уметь читать слова в предложениях по слогам, отвечать на вопросы по тексту. | Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи. | Иллюстрации к рассказу. предметные картинки. | |
68 | Закрепление умения читать слова с изученными буквами. | Знать изученные буквы. Уметь читать слова в предложениях по слогам, отвечать на вопросы по тексту. | Коррекция памяти, мышления на основе работы с текстовым материалом учебника. | Иллюстрации к рассказу. предметные картинки. | |
69 | Дифференциация «Б» и «П». | Знать отличие звонкой «Б» и глухой «П». Уметь анализировать слова с ними по звуковому составу. | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | Предметные картинки, лента букв. | |
70 | Звук и буква «Г». Выделение звука. Чтение слогов и слов. | Знать звук и букву «Г». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
71 | Дифференциация «Г» и «К». | Знать отличие звонкой «Г» и глухой «К». Уметь анализировать слова с ними по звуковому составу. | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | Предметные картинки, лента букв. | |
4 четверть | |||||
72 | Закрепление умения читать слова с изученными буквами. | Знать изученные буквы. Уметь читать слова в предложениях по слогам, отвечать на вопросы по тексту. | Коррекция памяти, мышления на основе работы с текстовым материалом учебника. | Иллюстрации к рассказу. предметные картинки. | |
73 | Звук и буква «Д». Выделение звука. Чтение слогов и слов. | Знать звук и букву «Д». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
74 | Чтение слов с изученными буквами. Чтение рассказов с этими словами. | Знать изученные буквы. Уметь читать слова в предложениях по слогам, отвечать на вопросы по тексту. | Коррекция памяти, мышления на основе работы с текстовым материалом учебника. | Иллюстрации к рассказу. предметные картинки. | |
75 | Дифференциация «Д» и «Т». | Знать отличие звонкой «Д» и глухой «Т». Уметь анализировать слова с ними по звуковому составу. | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков | Предметные картинки, лента букв. | |
76 | Звук и буква «Й». Выделение звука. Чтение слогов и слов. | Знать звук и букву «Й». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделения его из речи. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
77 | Чтение слов с изученными буквами. Дифференциация «и-й». | Знать отличие гласной «И» и согласной «Й». Уметь анализировать слова с ними по звуковому составу. | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков | Иллюстрации к рассказу. предметные картинки. | |
78 | Буква «ь» как показатель мягкости согласной. | Знать особенности буквы «ь». Уметь читать слоги и слова с «ь». | Коррекция фонематического слуха при чтении слов с ь. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
79 | Чтение слов и предложений с изученными буквами. | Знать изученные буквы. Уметь читать слова в предложениях по слогам, отвечать на вопросы по тексту. | Коррекция памяти, мышления на основе работы со страницами учебника. | Иллюстрации к рассказу. предметные картинки. | |
80 | Звук и буква «Е». Выделение звука. Чтение слогов и слов. | Знать звук и букву «Е». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция фонематического слуха на основе работы с текстовым материалом учебника. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
81 | «Е» как показатель мягкости согласных. | Знать изученные буквы. Уметь анализировать слова по звуковому составу. | Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. | Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации. | |
82 | Звук и буква «Ё». Выделение звука. Чтение слогов и слов. | Знать звук и букву «Ё». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция фонематического слуха на основе работы с текстовым материалом учебника. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
83 | «Ё» как показатель мягкости согласных. | Знать изученные буквы. Уметь анализировать слова по звуковому составу. | Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. | Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации. | |
84 | Звук и буква «Я». Выделение звука. Чтение слогов и слов. | Знать звук и букву «Я». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция фонематического слуха на основе работы с текстовым материалом учебника. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
85 | «Я» как показатель мягкости согласных. | Знать изученные буквы. Уметь анализировать слова по звуковому составу. | Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. | Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации. | |
86 | Звук и буква «Ю». Выделение звука. Чтение слогов и слов. | Знать звук и букву «Ю». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция фонематического слуха на основе работы с текстовым материалом учебника. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
87 | «Ю» как показатель мягкости согласных. | Знать изученные буквы. Уметь анализировать слова по звуковому составу. | Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. | Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации. | |
88 | Звук и буква «Ц». Выделение звука. Чтение слогов и слов. | Знать звук и букву «Ц». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении таблицы слогов. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
89 | Чтение слов и предложений с «Ц». | Знать изученные буквы. Уметь читать слова в предложениях по слогам, отвечать на вопросы по тексту. | Коррекция мыслительной деятельности на основе поиска соответствия предложения схеме. | Иллюстрации к рассказу. предметные картинки. | |
90 | Звук и буква «Ч». Выделение звука. Чтение слогов и слов. | Знать звук и букву «Ч». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении таблицы слогов. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
91 | Чтение слов и предложений с буквой «Ч». Слоги «ча-чу». | Знать правило написания сочетаний«ча-чу». Уметь читать слова с ними. | Коррекция фонематического слуха, мышления. | Азбука в картинках. Иллюстрация к рассказу. | |
92 | Сказка «Курочка Ряба». | Знать изученные буквы. Уметь читать слова в предложениях по слогам, отвечать на вопросы по тексту. | Коррекция мышления при работе с текстовым материалом учебника. Коррекция выразительности речи при работе с интонацией при чтении текста. | Книги с русскими народными сказками. | |
93 | Звук и буква «Щ». Выделение звука. Чтение слогов и слов. Слоги «ща-щу». | Знать звук и букву «Щ» и правило написания сочетаний «ща-щу». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком. Коррекция фонематического слуха, мышления. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
94 | Слоги «ча-ща», «чу-щу», слова с ними. | Знать правила написания «ча-ща», «чу-щу». | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | Предметные картинки, иллюстрация к рассказу | |
95 | Звук и буква «Ф». Дифференциация «в-ф». | Знать звук и букву «Ф». Уметь различать «В» и «Ф». | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
96 | Звук и буква «Э». Выделение звука. Чтение слогов и слов. | Знать звук и букву «Э». Уметь читать слоги и слова с изученной буквой. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с гласным звуком. Коррекция фонематического слуха, мышления. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
97 | Разделительный «ъ». | Знать букву «ъ». Уметь читать слова с разделительным «ъ». | Коррекция мыслительной деятельности и слухового восприятия на основе работы со схемами слов. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
98 | Разделительный «ь». | Знать различие между «ь» разделительным и смягчающим. Уметь читать слова с разделительным «ь». | Коррекция мыслительной деятельности и слухового восприятия на основе работы со схемами слов. | Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки | |
99 | Чтение рассказов и стихов. | Знать изученные буквы. Уметь читать слова по слогам. | Коррекция мышления при работе с текстовым материалом учебника. Коррекция выразительности речи при работе с интонацией при чтении текста. | Иллюстрации к стихам и рассказам. |
11. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник: Коломыткина И.В., Воронкова В.В. «Букварь» Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение.
Наборы сюжетных картинок.
Мультфильмы.
Презентации.
Портреты писателей и поэтов.
Настольные игры.
Ситуативные картинки.
12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская: Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы. Книга для учителя. – М.: Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 6 класс
На уроках чтения и развития речи в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с ...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 5 класс
Рабочая программа составлена для учащихся коррекционной школы 5 класса...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Чтение и развитие речи» для 5класса VIII вида (основное общее образование) Количество часов:140 час
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Чтение и развитие речи»для 5класса VIII вида (основное общее образование)Количество часов:140 час...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Чтение"
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Чтение" составлена для 5 - 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...
Рабочая программа учебного предмета "Чтение (Литературное чтение)"
Рабочая программа учебного предмета "Чтение (Литературное чтение)"...
Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" для обучающихся с ГУО, вариант 2.
Актуальность предмета «Чтение и развитие речи» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и нев...