Рабочая программа учебного предмета "Чтение (Литературное чтение)"
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Чтение (Литературное чтение)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_5_klass.doc | 202 КБ |
chtenie_5_klass.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа
имени генерал-майора Никитина Ивана Семеновича
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С. ______________И.Н. Глушанкова «____»__________________2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С. _________С.А. Филимоненков Приказ №_______ от «____»_______________2020г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Чтение (Литературное чтение)»
5 класс
Учитель:
Минченко Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.
Принята к реализации педагогическим советом
МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.
протокол №1 от 27.08.2020г.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» разработана для обучающегося 5 класса в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года №4/15) http://fgosreestr.ru/.
Сведения об авторской программе
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5 класс (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.).
Сведения об используемом учебнике
Программа предназначена для работы по учебнику «Чтение» для 5 классов, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2017г.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи, мышлению. Учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания, понимания соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» отводится 140 часов из расчета 4 учебных часа в неделю(35 учебных недель).
Количество часов, отводимых на освоение учебного предмета «Чтение (Литературное чтение) соответствует индивидуальному учебному плану на учебный год(140 часов).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра-вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Чтение
Минимальный уровень:
· осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
· пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
· участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
· выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
· чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
· ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
· определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
· чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
· определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
· чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
· пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
· выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Речевая практика
Минимальный уровень:
· формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
· участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
· восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
· выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
· участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
· ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
· понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
· понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
· выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
· активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
· высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
· участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
· составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Содержание учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
· литературное произведение, фольклор, литературные жанры
(сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
· присказка, зачин, диалог, произведение.
· герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
· стихотворение, рифма, строка, строфа.
· средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
· элементы книги: переплѐт, обложка, форзац, титульный лист,
оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.
Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ уро ка | Дата | Наименование тем отдельных уроков | Кол-во час. | Основные виды учебной деятельности обучающихся | ||||
по плану | фактически | |||||||
Устное народное творчество | ||||||||
1,2,3 | Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. | 3 | Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. Коррекция умения рассказывать считалки, потешки | |||||
4,5,6 | Пословицы и поговорки. Загадки | 3 | Развивать память, внимание, мышление. Заучивать пословицы, поговорки, загадки | |||||
Сказки | ||||||||
7,8,9 | «Никита Кожемяка» (Русская сказка) «Как наказали медведя» (тофаларская сказка) | 3 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | |||||
10,11,12 | «Золотые руки» (Башкирская сказка) | 3 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | |||||
12. 13 | «Морозко» (Русская сказка) | 2 | Развивать умения пересказывать отрывки из текста. | |||||
14 15 | «Два Мороза» (Русская сказка) «Три дочери» (Татарская сказка) | 2 | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. | |||||
16,17,18 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 3 | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. | |||||
19,20,21 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | 3 | ||||||
Картины родной природы | ||||||||
22,23 | Лето. Г. Скребицкий «Июнь» И. Суриков «Ярко солнце светит…» | 2 | Соблюдение пунктуации. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | |||||
24,25 | А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) | 2 | Развивать связную речь. | |||||
26 27 | А. Прокофьев «Берёзка» Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» | 2 | Расширять словарный запас. Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. | |||||
28 29 | К. Бальмонт «Осень» По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» | 2 | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. | |||||
31 | По В. Астафьеву «Осенние грусти…» И. Бунин «Первый снег» Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето. Осень.» | 1 | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно | |||||
О друзьях-товарищах | ||||||||
32, 33, 34 | Ю. Яковлев «Колючка» | 1 | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. | |||||
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася | ||||||||
35 36 37 | 2 | |||||||
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) | 2 | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. | ||||||
38, 39 40 | ||||||||
41, 42, 43 | Л. Воронкова «Дорогой подарок» | 2 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Развивать познавательную деятельность | |||||
44 ,45 | Я. Аким «Твой друг» Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» | 2 | ||||||
Басни И. Крылова | ||||||||
46, 47 | И. Крылов «Квартет», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот» | 2 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | |||||
Спешите делать добро | ||||||||
48, 49, 50 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец» О. Бондарчук «Слепой домик» | 3 | Развивать связную речь через пересказ. | |||||
Развивать связную речь через пересказ. | ||||||||
51, 52, 53 | А. Платонов «Сухой хлеб» | 3 | Развивать связную речь через пересказ. | |||||
54 ,55 | В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок») | 2 | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. | |||||
56, 57, 58 | В. Брюсов «Труд» Р. Рождественский «Огромное небо» Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» | 3 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности | |||||
Картины родной природы | ||||||||
59 ,60 | Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Г. Скребицкий «Декабрь» К. Бальмонт «К зиме» | 2 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности | |||||
61, 62, 63 14.01 | Г. Скребицкий «Всяк по-своему» | 3 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | |||||
64, 65, 66 | С. Есенин «Поёт зима – аукает…» С. Есенин «Берёза» А. Пушкин «Зимняя дорога» | 3 | Развивать связную речь через заучивание | |||||
67, 68 ,69 | Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» 2(отрывки) | 3 | Развивать связную речь. Расширять словарный запас. Развивать артикуляционный аппарат | |||||
70, 71, 72 | Г. Скребицкий «Весна - красна» Г. Скребицкий «Грачи прилетели» | 2 | ||||||
73, 74 ,75 | А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» А. Блок «Ворона» | 3 | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий | |||||
76, 77 ,78 ,79 | Е. Серова «Подснежник» И. Соколов – Микитов «есна» И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» С. Есенин «Черёмуха» Я. Аким «Весна, Весною, о весне» | 4 | Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. | |||||
80, 81 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима. Весна» | 2 | Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. Развивать связную речь через заучивание | |||||
82 ,83 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима. Весна» | 2 | Развивать познавательную деятельность | |||||
О животных | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») | |||||||
84, 85, 86, 87 ,88 ,89 | А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 6 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. | |||||
90, 91 ,92, 93 ,94, 95 | К. Паустовский «Кот Ворюга» | 6 | Развивать связную речь через пересказ | |||||
96 ,97 ,98, 99 ,100 .101 | Б. Житков «Про обезьянку» | 6 | Развивать зрительное восприятие, память | |||||
102 | Э. Асадов «Дачники» | 3 | Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. | |||||
104, 105,106 ,107,108 | Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» С. Михалков «Будь человеком» | 5 | ||||||
109,108 | Обобщающий урок по теме «О животных» | 2 | Расширять словарный запас | |||||
110,111,112 | Обобщающий урок по теме «О животных» | 3 | Развивать познавательную деятельность | |||||
113 | Внеклассное чтение. Рассказы о животных(произведения по выбору учителя) | 1 | ||||||
114 | О.Тихомиров «На поле Куликовом” | 1 | ||||||
Из прошлого нашего народа | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» | |||||||
115 116,117 | По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 3 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развитие волевых качеств, познавательных интересов. | |||||
118 119 120 | А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) | 3 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать диалогическую речь. | |||||
121,122,. | По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» | 2 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | |||||
123,124,125 | Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» | 3 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | |||||
126,127,128, | Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» | 2 | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. | |||||
Из произведений зарубежных писателей | В. Гюго «Гаврош» (отрывки) | |||||||
129,130,131 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) | 3 | Развивать связную речь | |||||
132 133 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 2 | Развитие волевых качеств, познавательных интересов | |||||
134 135 136 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных писателей» | 3 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать познавательную деятельность | |||||
137 138 139 | Урок-путешествие «По страницам любимых книг» | 1 | ||||||
140 | Обобщение по теме “Из произведений зарубежных писателей" | 1 | Развивать познавательную деятельность |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Cведения о программно-методическом обеспечении
Программа: Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы – Москва: «Просвещение», 2018г.
Cведения об используемом УМК
Учебник: Чтение. 5 класс. Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2017г.
Сведения об используемом методическом обеспечении
Учебно-методические пособия для учителя
Шишкова М.И. Чтение. Методические рекомендации. 5-9 классы: учеб. пособие для образоват. организаций, реализующих адапт. Основные образоват. программы. – М.: Просвещение, 2016 г.
Cведения об используемом техническом обеспечении
- Классная доска.
- Ноутбук.
- Проектор.
- Экран
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа
имени генерал-майора Никитина Ивана Семеновича
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С. ______________И.Н. Глушанкова «____»__________________2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С. _________С.А. Филимоненков Приказ №_______ от «____»_______________2020г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Чтение (Литературное чтение)»
5 класс
Учитель:
Минченко Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.
Принята к реализации педагогическим советом
МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.
протокол №1 от 27.08.2020г.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» разработана для обучающегося 5 класса в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года №4/15) http://fgosreestr.ru/.
Сведения об авторской программе
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5 класс (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.).
Сведения об используемом учебнике
Программа предназначена для работы по учебнику «Чтение» для 5 классов, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2017г.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи, мышлению. Учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания, понимания соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» отводится 140 часов из расчета 4 учебных часа в неделю(35 учебных недель).
Количество часов, отводимых на освоение учебного предмета «Чтение (Литературное чтение) соответствует индивидуальному учебному плану на учебный год(140 часов).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра-вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Чтение
Минимальный уровень:
· осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
· пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
· участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
· выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
· чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
· ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
· определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
· чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
· определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
· чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
· пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
· выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Речевая практика
Минимальный уровень:
· формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
· участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
· восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
· выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
· участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
· ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
· понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
· понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
· выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
· активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
· высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
· участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
· составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Содержание учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
· литературное произведение, фольклор, литературные жанры
(сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
· присказка, зачин, диалог, произведение.
· герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
· стихотворение, рифма, строка, строфа.
· средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
· элементы книги: переплѐт, обложка, форзац, титульный лист,
оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.
Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ уро ка | Дата | Наименование тем отдельных уроков | Кол-во час. | Основные виды учебной деятельности обучающихся | ||||
по плану | фактически | |||||||
Устное народное творчество | ||||||||
1,2,3 | ( | Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. | 3 | Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. Коррекция умения рассказывать считалки, потешки | ||||
4,5,6 | Пословицы и поговорки. Загадки | 3 | Развивать память, внимание, мышление. Заучивать пословицы, поговорки, загадки | |||||
Сказки | ||||||||
7,8,9 | «Никита Кожемяка» (Русская сказка) «Как наказали медведя» (тофаларская сказка) | 3 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | |||||
10,11,12 | «Золотые руки» (Башкирская сказка) | 3 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | |||||
12. 13 | «Морозко» (Русская сказка) | 2 | Развивать умения пересказывать отрывки из текста. | |||||
14 15 | «Два Мороза» (Русская сказка) «Три дочери» (Татарская сказка) | 2 | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. | |||||
16,17,18 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 3 | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. | |||||
19,20,21 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | 3 | ||||||
Картины родной природы | ||||||||
22,23 | Лето. Г. Скребицкий «Июнь» И. Суриков «Ярко солнце светит…» | 2 | Соблюдение пунктуации. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | |||||
24,25 | А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) | 2 | Развивать связную речь. | |||||
26 27 | А. Прокофьев «Берёзка» Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» | 2 | Расширять словарный запас. Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. | |||||
28 29 | К. Бальмонт «Осень» По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» | 2 | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. | |||||
31 | По В. Астафьеву «Осенние грусти…» И. Бунин «Первый снег» Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето. Осень.» | 1 | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно | |||||
О друзьях-товарищах | ||||||||
32, 33, 34 | Ю. Яковлев «Колючка» | 1 | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. | |||||
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася | ||||||||
35 36 37 | 2 | |||||||
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) | 2 | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. | ||||||
38, 39 40 | ||||||||
41, 42, 43 | Л. Воронкова «Дорогой подарок» | 2 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Развивать познавательную деятельность | |||||
44 ,45 | Я. Аким «Твой друг» Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» | 2 | ||||||
Басни И. Крылова | ||||||||
46, 47 | И. Крылов «Квартет», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот» | 2 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | |||||
Спешите делать добро | ||||||||
48, 49, 50 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец» О. Бондарчук «Слепой домик» | 3 | Развивать связную речь через пересказ. | |||||
Развивать связную речь через пересказ. | ||||||||
51, 52, 53 | А. Платонов «Сухой хлеб» | 3 | Развивать связную речь через пересказ. | |||||
54 ,55 | В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок») | 2 | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. | |||||
56, 57, 58 | В. Брюсов «Труд» Р. Рождественский «Огромное небо» Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» | 3 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности | |||||
Картины родной природы | ||||||||
59 ,60 | Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Г. Скребицкий «Декабрь» К. Бальмонт «К зиме» | 2 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности | |||||
61, 62, 63 14.01 | Г. Скребицкий «Всяк по-своему» | 3 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | |||||
64, 65, 66 | С. Есенин «Поёт зима – аукает…» С. Есенин «Берёза» А. Пушкин «Зимняя дорога» | 3 | Развивать связную речь через заучивание | |||||
67, 68 ,69 | Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» 2(отрывки) | 3 | Развивать связную речь. Расширять словарный запас. Развивать артикуляционный аппарат | |||||
70, 71, 72 | Г. Скребицкий «Весна - красна» Г. Скребицкий «Грачи прилетели» | 2 | ||||||
73, 74 ,75 | А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» А. Блок «Ворона» | 3 | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий | |||||
76, 77 ,78 ,79 | Е. Серова «Подснежник» И. Соколов – Микитов «есна» И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» С. Есенин «Черёмуха» Я. Аким «Весна, Весною, о весне» | 4 | Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. | |||||
80, 81 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима. Весна» | 2 | Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. Развивать связную речь через заучивание | |||||
82 ,83 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима. Весна» | 2 | Развивать познавательную деятельность | |||||
О животных | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») | |||||||
84, 85, 86, 87 ,88 ,89 | А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 6 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. | |||||
90, 91 ,92, 93 ,94, 95 | К. Паустовский «Кот Ворюга» | 6 | Развивать связную речь через пересказ | |||||
96 ,97 ,98, 99 ,100 .101 | Б. Житков «Про обезьянку» | 6 | Развивать зрительное восприятие, память | |||||
102 | Э. Асадов «Дачники» | 3 | Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. | |||||
104, 105,106 ,107,108 | Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» С. Михалков «Будь человеком» | 5 | ||||||
109,108 | Обобщающий урок по теме «О животных» | 2 | Расширять словарный запас | |||||
110,111,112 | Обобщающий урок по теме «О животных» | 3 | Развивать познавательную деятельность | |||||
113 | Внеклассное чтение. Рассказы о животных(произведения по выбору учителя) | 1 | ||||||
114 | О.Тихомиров «На поле Куликовом” | 1 | ||||||
Из прошлого нашего народа | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» | |||||||
115 116,117 | По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 3 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развитие волевых качеств, познавательных интересов. | |||||
118 119 120 | А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) | 3 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать диалогическую речь. | |||||
121,122,. | По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» | 2 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | |||||
123,124,125 | Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» | 3 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | |||||
126,127,128, | Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» | 2 | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. | |||||
Из произведений зарубежных писателей | В. Гюго «Гаврош» (отрывки) | |||||||
129,130,131 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) | 3 | Развивать связную речь | |||||
132 133 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 2 | Развитие волевых качеств, познавательных интересов | |||||
134 135 136 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных писателей» | 3 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать познавательную деятельность | |||||
137 138 139 | Урок-путешествие «По страницам любимых книг» | 1 | ||||||
140 | Обобщение по теме “Из произведений зарубежных писателей" | 1 | Развивать познавательную деятельность |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Cведения о программно-методическом обеспечении
Программа: Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы – Москва: «Просвещение», 2018г.
Cведения об используемом УМК
Учебник: Чтение. 5 класс. Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2017г.
Сведения об используемом методическом обеспечении
Учебно-методические пособия для учителя
Шишкова М.И. Чтение. Методические рекомендации. 5-9 классы: учеб. пособие для образоват. организаций, реализующих адапт. Основные образоват. программы. – М.: Просвещение, 2016 г.
Cведения об используемом техническом обеспечении
- Классная доска.
- Ноутбук.
- Проектор.
- Экран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 9 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для дет...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающего 8 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными в...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 9 класса для детей с ОВЗ
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающегося 9 класса, учебный план, которого реализует адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями зд...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 7 класса для детей с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 7 класса для детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость), находящегося на индивидуал...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 8 класс ИО
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 8 класс ИО...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса на 2019- 2024 учебные года
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
Рабочая программа учебного курса " Смысловое чтение и работа с текстом"(5 кл)
Рабочая программа по Учебному предмету «Смысловое чтение и работа с текстом» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного...