Рабочая программа учебного предмета "Чтение (Литературное чтение)"
рабочая программа по литературе (5 класс)

Минченко Наталья Владимировна

Рабочая программа учебного предмета "Чтение (Литературное чтение)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_5_klass.doc202 КБ
Microsoft Office document icon chtenie_5_klass.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа

имени генерал-майора Никитина Ивана Семеновича

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ Дубровской №1 СОШ

им. генерал-майора Никитина И.С.

______________И.Н. Глушанкова

«____»__________________2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

_________С.А. Филимоненков

Приказ №_______ от

«____»_______________2020г.

Рабочая программа учебного предмета

«Чтение (Литературное чтение)»

5 класс

                                                                                                                                                                                       Учитель:

 Минченко Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы

 МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

Принята к реализации педагогическим советом

МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

протокол №1 от 27.08.2020г.

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа

Рабочая программа учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» разработана для обучающегося 5 класса в соответствии с:

- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года №4/15) http://fgosreestr.ru/.

Сведения об авторской программе

Рабочая   программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5 класс (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.).

Сведения об используемом учебнике

Программа предназначена для работы по учебнику «Чтение» для 5 классов, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2017г.

Общая характеристика учебного предмета

В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи, мышлению. Учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания, понимания соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» отводится 140 часов из расчета 4 учебных часа в неделю(35 учебных недель).

Количество часов, отводимых на освоение учебного предмета «Чтение (Литературное                                                                                чтение)  соответствует индивидуальному учебному плану на учебный год(140 часов).                

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра-вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Чтение

Минимальный уровень:

· осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

· пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

· участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

· выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

· чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

· ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

· определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

· чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

· определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

· чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

· пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

· выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Речевая практика

Минимальный уровень:

· формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

· участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

· восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

· выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

· участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

· ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

· понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

· понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

· выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

· активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

· высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

· участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

· составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Содержание учебного предмета

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

· литературное произведение, фольклор, литературные жанры

(сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

· присказка, зачин, диалог, произведение.

· герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.

· стихотворение, рифма, строка, строфа.

· средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

· элементы книги: переплѐт, обложка, форзац, титульный лист,

оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.

Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.

Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.

Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

уро

ка

Дата

Наименование  тем отдельных  уроков

Кол-во

час.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

по плану

фактически

Устное народное творчество

1,2,3

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

3

Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. Коррекция умения рассказывать считалки, потешки

4,5,6

Пословицы и поговорки. Загадки

3

Развивать память, внимание, мышление. Заучивать пословицы, поговорки, загадки

Сказки

7,8,9

«Никита Кожемяка» (Русская сказка) «Как наказали медведя» (тофаларская сказка)

3

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

10,11,12

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

3

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

12.

13

«Морозко» (Русская сказка)

2

Развивать умения  пересказывать отрывки из текста.

14

15

«Два Мороза» (Русская сказка)

«Три дочери» (Татарская сказка)

2

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

16,17,18

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

3

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

19,20,21

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

3

Картины родной природы

22,23

Лето.

 Г. Скребицкий «Июнь»

И. Суриков «Ярко солнце светит…»

2

Соблюдение пунктуации.  Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

24,25

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)

2

Развивать связную речь.

26

27

А. Прокофьев «Берёзка»

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

2

Расширять словарный запас. Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

28

29

К. Бальмонт «Осень»

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»

2

Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

31

По В. Астафьеву «Осенние грусти…»

И. Бунин «Первый снег»

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето. Осень.»

1

Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно

О друзьях-товарищах

32,

33,

34

Ю. Яковлев «Колючка»

1

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася

35

36

37

2

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)

2

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

38,

39

40

41,

42,

43

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

2

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Развивать познавательную деятельность

44

,45

Я. Аким «Твой друг»

Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах»

2

Басни И. Крылова

46,

47

И. Крылов «Квартет», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот»

2

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

Спешите делать добро

48,

49,

50

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

О. Бондарчук «Слепой домик»

3

Развивать связную речь через пересказ.

Развивать связную речь через пересказ.

51,

52, 53

А. Платонов «Сухой хлеб»

3

Развивать связную речь через пересказ.

54

,55

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»)

2

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

56,

57, 58

В. Брюсов «Труд»

Р. Рождественский «Огромное небо»

Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»

3

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности

Картины родной природы

59

,60

Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Г. Скребицкий «Декабрь»

К. Бальмонт «К зиме»

2

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности

61, 62,

63

14.01

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

3

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

64,

65,

66

С. Есенин «Поёт зима – аукает…»

С. Есенин «Берёза»

А. Пушкин «Зимняя дорога»

3

Развивать связную речь через заучивание

67,

68

,69

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» 2(отрывки)

3

Развивать связную речь. Расширять словарный запас. Развивать артикуляционный аппарат

70,

71,

72

Г. Скребицкий «Весна - красна»

Г. Скребицкий «Грачи прилетели»

2

73,

74

,75

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

А. Блок «Ворона»

3

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий

76,

77

,78

,79

Е. Серова «Подснежник»

И. Соколов – Микитов «есна»

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»

С. Есенин «Черёмуха»

Я. Аким «Весна, Весною, о весне»

4

Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

80,

81

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима. Весна»

2

Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. Развивать связную речь через заучивание

82

,83

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима. Весна»

2

Развивать познавательную деятельность

О животных

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)

84, 85,

86, 87

,88

,89

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

6

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

90,

91

,92,

93

,94,

95

К. Паустовский «Кот Ворюга»

6

Развивать связную речь через пересказ

96

,97

,98,

99

,100

.101

Б. Житков «Про обезьянку»

6

Развивать зрительное восприятие, память

102

Э. Асадов «Дачники»

3

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

104,

105,106

,107,108

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»

С. Михалков «Будь человеком»

5

109,108

Обобщающий урок по теме «О животных»

2

Расширять словарный запас

110,111,112

Обобщающий урок по теме «О животных»

3

Развивать познавательную деятельность

113

Внеклассное чтение. Рассказы о животных(произведения по выбору учителя)

1

114

О.Тихомиров «На поле Куликовом”

1

Из прошлого нашего народа

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско»

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва»

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям»

115

116,117

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

3

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развитие волевых качеств, познавательных интересов.

118

119

120

А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)

3

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать диалогическую речь.

 121,122,.

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»

2

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

123,124,125

Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»

Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»

3

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

126,127,128,

Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»

Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»

2

Развитие волевых качеств, познавательных интересов.

Из произведений зарубежных писателей

В. Гюго «Гаврош» (отрывки)

 129,130,131

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)

3

Развивать связную речь

132

133

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

2

Развитие волевых качеств, познавательных интересов

134

135

136

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)

Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных писателей»

3

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать познавательную деятельность

137

138

139

Урок-путешествие «По страницам любимых книг»

1

140

Обобщение по теме “Из произведений зарубежных писателей"

1

Развивать познавательную деятельность

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Cведения о программно-методическом обеспечении

Программа: Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы – Москва: «Просвещение», 2018г.

Cведения об используемом УМК

Учебник: Чтение. 5 класс. Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2017г.

Сведения об используемом методическом обеспечении

Учебно-методические пособия для учителя

Шишкова М.И. Чтение. Методические рекомендации. 5-9 классы: учеб. пособие для образоват. организаций, реализующих адапт. Основные образоват. программы. – М.: Просвещение, 2016 г.

Cведения об используемом техническом обеспечении

  1. Классная доска.
  2. Ноутбук.
  3. Проектор.
  4. Экран


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа

имени генерал-майора Никитина Ивана Семеновича

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ Дубровской №1 СОШ

им. генерал-майора Никитина И.С.

______________И.Н. Глушанкова

«____»__________________2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

_________С.А. Филимоненков

Приказ №_______ от

«____»_______________2020г.

Рабочая программа учебного предмета

«Чтение (Литературное чтение)»

5 класс

                                                                                                                                                                                       Учитель:

 Минченко Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы

 МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

Принята к реализации педагогическим советом

МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

протокол №1 от 27.08.2020г.

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа

Рабочая программа учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» разработана для обучающегося 5 класса в соответствии с:

- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года №4/15) http://fgosreestr.ru/.

Сведения об авторской программе

Рабочая   программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5 класс (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.).

Сведения об используемом учебнике

Программа предназначена для работы по учебнику «Чтение» для 5 классов, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2017г.

Общая характеристика учебного предмета

В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи, мышлению. Учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания, понимания соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» отводится 140 часов из расчета 4 учебных часа в неделю(35 учебных недель).

Количество часов, отводимых на освоение учебного предмета «Чтение (Литературное                                                                                чтение)  соответствует индивидуальному учебному плану на учебный год(140 часов).                

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра-вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Чтение

Минимальный уровень:

· осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

· пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

· участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

· выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

· чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

· ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

· определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

· чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

· определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

· чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

· пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

· выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Речевая практика

Минимальный уровень:

· формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

· участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

· восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

· выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

· участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

· ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

· понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

· понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

· выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

· активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

· высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

· участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

· составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Содержание учебного предмета

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

· литературное произведение, фольклор, литературные жанры

(сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

· присказка, зачин, диалог, произведение.

· герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.

· стихотворение, рифма, строка, строфа.

· средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

· элементы книги: переплѐт, обложка, форзац, титульный лист,

оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.

Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.

Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.

Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

уро

ка

Дата

Наименование  тем отдельных  уроков

Кол-во

час.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

по плану

фактически

Устное народное творчество

1,2,3

(

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

3

Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. Коррекция умения рассказывать считалки, потешки

4,5,6

Пословицы и поговорки. Загадки

3

Развивать память, внимание, мышление. Заучивать пословицы, поговорки, загадки

Сказки

7,8,9

«Никита Кожемяка» (Русская сказка) «Как наказали медведя» (тофаларская сказка)

3

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

10,11,12

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

3

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

12.

13

«Морозко» (Русская сказка)

2

Развивать умения  пересказывать отрывки из текста.

14

15

«Два Мороза» (Русская сказка)

«Три дочери» (Татарская сказка)

2

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

16,17,18

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

3

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

19,20,21

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

3

Картины родной природы

22,23

Лето.

 Г. Скребицкий «Июнь»

И. Суриков «Ярко солнце светит…»

2

Соблюдение пунктуации.  Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

24,25

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)

2

Развивать связную речь.

26

27

А. Прокофьев «Берёзка»

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

2

Расширять словарный запас. Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

28

29

К. Бальмонт «Осень»

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»

2

Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

31

По В. Астафьеву «Осенние грусти…»

И. Бунин «Первый снег»

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето. Осень.»

1

Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно

О друзьях-товарищах

32,

33,

34

Ю. Яковлев «Колючка»

1

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася

35

36

37

2

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)

2

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

38,

39

40

41,

42,

43

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

2

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Развивать познавательную деятельность

44

,45

Я. Аким «Твой друг»

Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах»

2

Басни И. Крылова

46,

47

И. Крылов «Квартет», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот»

2

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

Спешите делать добро

48,

49,

50

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

О. Бондарчук «Слепой домик»

3

Развивать связную речь через пересказ.

Развивать связную речь через пересказ.

51,

52, 53

А. Платонов «Сухой хлеб»

3

Развивать связную речь через пересказ.

54

,55

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»)

2

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

56,

57, 58

В. Брюсов «Труд»

Р. Рождественский «Огромное небо»

Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»

3

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности

Картины родной природы

59

,60

Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Г. Скребицкий «Декабрь»

К. Бальмонт «К зиме»

2

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности

61, 62,

63

14.01

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

3

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

64,

65,

66

С. Есенин «Поёт зима – аукает…»

С. Есенин «Берёза»

А. Пушкин «Зимняя дорога»

3

Развивать связную речь через заучивание

67,

68

,69

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» 2(отрывки)

3

Развивать связную речь. Расширять словарный запас. Развивать артикуляционный аппарат

70,

71,

72

Г. Скребицкий «Весна - красна»

Г. Скребицкий «Грачи прилетели»

2

73,

74

,75

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

А. Блок «Ворона»

3

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий

76,

77

,78

,79

Е. Серова «Подснежник»

И. Соколов – Микитов «есна»

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»

С. Есенин «Черёмуха»

Я. Аким «Весна, Весною, о весне»

4

Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

80,

81

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима. Весна»

2

Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. Развивать связную речь через заучивание

82

,83

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима. Весна»

2

Развивать познавательную деятельность

О животных

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)

84, 85,

86, 87

,88

,89

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

6

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

90,

91

,92,

93

,94,

95

К. Паустовский «Кот Ворюга»

6

Развивать связную речь через пересказ

96

,97

,98,

99

,100

.101

Б. Житков «Про обезьянку»

6

Развивать зрительное восприятие, память

102

Э. Асадов «Дачники»

3

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

104,

105,106

,107,108

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»

С. Михалков «Будь человеком»

5

109,108

Обобщающий урок по теме «О животных»

2

Расширять словарный запас

110,111,112

Обобщающий урок по теме «О животных»

3

Развивать познавательную деятельность

113

Внеклассное чтение. Рассказы о животных(произведения по выбору учителя)

1

114

О.Тихомиров «На поле Куликовом”

1

Из прошлого нашего народа

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско»

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва»

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям»

115

116,117

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

3

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развитие волевых качеств, познавательных интересов.

118

119

120

А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)

3

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать диалогическую речь.

 121,122,.

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»

2

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

123,124,125

Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»

Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»

3

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

126,127,128,

Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»

Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»

2

Развитие волевых качеств, познавательных интересов.

Из произведений зарубежных писателей

В. Гюго «Гаврош» (отрывки)

 129,130,131

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)

3

Развивать связную речь

132

133

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

2

Развитие волевых качеств, познавательных интересов

134

135

136

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)

Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных писателей»

3

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать познавательную деятельность

137

138

139

Урок-путешествие «По страницам любимых книг»

1

140

Обобщение по теме “Из произведений зарубежных писателей"

1

Развивать познавательную деятельность

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Cведения о программно-методическом обеспечении

Программа: Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы – Москва: «Просвещение», 2018г.

Cведения об используемом УМК

Учебник: Чтение. 5 класс. Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2017г.

Сведения об используемом методическом обеспечении

Учебно-методические пособия для учителя

Шишкова М.И. Чтение. Методические рекомендации. 5-9 классы: учеб. пособие для образоват. организаций, реализующих адапт. Основные образоват. программы. – М.: Просвещение, 2016 г.

Cведения об используемом техническом обеспечении

  1. Классная доска.
  2. Ноутбук.
  3. Проектор.
  4. Экран

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 9 класс

  Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 9 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для дет...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающего 8 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными в...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 9 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающегося 9 класса, учебный план, которого реализует адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями зд...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 7 класса для детей с ОВЗ

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 7 класса для детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость), находящегося  на индивидуал...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 8 класс ИО

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 8 класс ИО...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса на 2019- 2024 учебные года

      Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»  создана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего обр...

Рабочая программа учебного курса " Смысловое чтение и работа с текстом"(5 кл)

Рабочая программа по Учебному предмету «Смысловое чтение и работа с текстом» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом основного...