Открытое логопедическое занятие для учеников 1 класса
план-конспект

Смирнова Наталия Львовна

Открытое логопедическое занятие для учеников 1 класса на тему:  «Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_logopedicheskoe_zanyatie_dlya_1_klassa.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

Открытое логопедическое занятие для учеников 1 класса на тему:

«Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака».

                                                       Подготовили учителя-логопеды

                                                       АНО СОШ «Димитриевская»

                                                       Давыдова Юлия Владимировна,

                                                       Смирнова  Наталия Львовна

I. Тема: «Буква Ь. Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака».

II. Цель:

-закрепить правила употребления мягкого знака;

-формировать умение соотносить произношение слова и его написание;

-повторить правило написания буквы Ь как показателя мягкости согласных.

III. Задачи:

  1. Развивать фонематические процессы.
  2. Закреплять знания детей о буквах Я, Е, Ё, Ю, И, обозначающих мягкость предыдущего согласного звука.
  3. Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме.
  4. Закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова.

             Оборудование: карточки с заданиями, тетради, мяч, игра «Тик-так бум», квадратики синего и зелёного цветов – для обозначения мягкости согласных звуков.

               

IV. Ход занятия:

  1. Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята !

-Назовите пары букв гласных звуков I и II рядов. Чем они отличаются друг от друга?

-Сядет тот, кто назовёт слово с мягким согласным в начале слова.

             2. Основной этап. Сообщение темы занятия.

                 -Послушайте сказку «Хвастун». В стране Грамматика живёт известный проказник. Зовут его Мягкий знак. Как только он подходит к какому-нибудь слову, то оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ, превращается в ЕЛЬ, а ШЕСТ превращается в ШЕСТЬ. Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный! Но некоторые буквы – жители из страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был МАЛ, стал МЯЛ, был ЛУК, стал ЛЮК». Так буквы Е, Ё, Ю, Я поставили на место хвастунишку.

                                                                              (По Сорокину Н.Г.)

-Кто был хвастунишка ?

-Кто поставил на место хвастунишку?

-Прочитайте слова, записанные на доске (КОНЬ, ДЕНЬ.)

-Скажите, какие согласные звуки на конце этих слов? (Мягкие.)

-Прочитайте пары слов, называя мягкий согласный звук. (Раздаётся карточка).

ЕЛ-ЕЛЬ

КРОВ-КРОВЬ

ХОР-ХОРЬ

ГОЛУБИ-ГОЛУБЬ

МЕДВЕДИ-МЕДВЕДЬ

ЛОСИ-ЛОСЬ

ШЕСТ-ШЕСТЬ

 Что показывает на то, что согласный звук на конце слова мягкий? (Буква  «Мягкий знак».)

-Давайте повторим правило и мягком знаке. Мягкий знак – это буква, которая служит для обозначения мягкости согласного звука в слове. Мягкий знак не обозначает звука!

-А сейчас Вася расскажет нам стихотворение:

Мягкий знак — хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома УГОЛ

Превратился сразу в УГОЛЬ,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

 Физкультминутка.

-Послушайте предложение. Дополните его одним словом и повторите целиком. Передайте мяч другому. Поймавший мяч также должен добавить одно слово к предыдущему и бросить мяч другому. Выиграет тот, кто подберёт самое последнее слово в предложении и повторит всю фразу правильно.

Соловей вернулся.

Соловей вернулся весной.

Соловей вернулся ранней весной.

Красивый соловей вернулся ранней весной. (И т.д.)

Закрепление пройденного материала.

-Допишите пропущенные буквы гласных II ряда.

КЛ_В                 В_ЕТКА               ВЕРБЛ_Д

КЛ_Н                 КЛ_СТ                  ЗЕЛ_НКА

М_СО                КР_К                     ПР_НИК

-Послушайте слова. Если в слове последний согласный звук мягкий, поднимите зелёный квадратик, если твёрдый согласный звук – синий квадратик.

ПЕНЬ, КИТ, КОНЬ, ХЕК, ГОРА, ЛАК, МЕЛ, МЕЛЬ, СИНЬ, ДАЛЬ.

-Прочитайте предложение. Вставьте, где надо, вместо чёрточек букву Ь.

Вове шест_ лет. Вова взяла шест_.

В печке жар_. Скорее жар_ рыбу.

-Отгадайте загадки, напишите отгадки.

Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

                               (Морковь.)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

                                  (Лось.)

В золотой клубочек,

Спрятался дубочек.

                                   (Жёлудь.)

То я в клетку, то в линейку

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать!

Что такое я?

                                   (Тетрадь)

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки.

                                   (Гусь.)

Итог занятия.

Игра в «Тик-так бум».

Все встаём в круг и передаём друг другу «бомбочку», называя слова с мягким знаком на конце слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе на конкурс "Учитель года 2012"

Вид занятия- Осеннее путешествие.Цель: формировать нейропсихологическое пространство у детей с ОВЗ в условиях школьного логопункта.На занятии использованы прием " Волшебные восьмерки" на формирование ...

Конспект открытого логопедического занятия "Предлоги". 3 класс.

Конспект открытого логопедического занятия с учениками 3 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме "Предлоги"....

Конспект логопедического занятия с учениками 1 класса с ФФНР. «Звук и буква А».

Конспект логопедического занятия с учениками 1 класса с ФФНР. «Звук и буква А»....

Открытое логопедическое занятие 3,4 класс «Я ВЫБИРАЮ АКТИВНЫЙ ОТДЫХ»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей об отдыхе.Задачи:Коррекционно-обучающие: обогащать активный словарь, формировать связную диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полными ответами;К...

Индивидуальное логопедическое занятие с учеником 1 класса ТНР

Тема: Звук [Л]Цель: автоматизировать звук [Л] изолированно и в слогахЗадачи: — развитие органов артикуляции с помощью артикуляционных упражнений;— уточнение артикуляции звука [Л];&mda...

Индивидуальное логопедическое занятие с учеником 1 класса ТНР

Тема: Звук [Л]Цель: автоматизировать звук [Л] изолированно и в слогахЗадачи: — развитие органов артикуляции с помощью артикуляционных упражнений;— уточнение артикуляции звука [Л];&mda...