К вопросу о помощи родителям детей, обучающихся в условиях надомного обучения.
статья

Осадчая Дарья Евгеньевна

В надомном обучении роль родителя существенно возрастает, так как ему необходимо выступать в роли учителя для своего ребёнка. Это статья поможет родителям в данных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_roditelyam_nadomnoe.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Наумова

Д.Е. Осадчая

Санкт-Петербург

К ВОПРОСУ О ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Развитие личности ребёнка будет осуществляться только в том случае, если между школой и семьёй будет взаимопонимание и сотрудничество.

В настоящее время существуют следующие направления взаимодействия семьи и школы: консультирование родителей в вопросах обучения ребёнка, сохранение и укрепление здоровья детей, физическое воспитание ребенка и его семьи, воспитание эстетических чувств ребенка, формирование и воспитание культуры досуга семьи, вовлечение родителей в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

В последнее время увеличилось число детей, которым необходимо, по тем или иным причинам надомное обучение. Для каждого ребенка разрабатываются специальные индивидуальные программы развития (СИПР). Программа включает в себя: индивидуальный учебный план обучающегося на дому, рабочие программы по общеобразовательным и специальным предметам, годовой календарный график, расписание занятий. Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей)  обучающегося на дому.

В надомном обучении роль родителя существенно возрастает, так как ему необходимо выступать в роли учителя для своего ребёнка. Особые трудности у родителей могут возникнуть при обучении ребёнка устной речи, так как в школе эту работу ведёт учитель-дефектолог.

Так как «методика» это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, то в обучении устной речи детей с нарушениями слуха можно вычленить алгоритмы и условия их выполнения. Формирование навыков алгоритмического мышления у школьников не вызывает трудностей, так как исполнение алгоритмов является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. К числу алгоритмов можно отнести организацию деятельности на уроках предметно-практического обучения, коллективное посещение столовой и т.д.

Если под алгоритмом представить пошаговое описание целенаправленной деятельности (Б. Хантер, 1989), то учитель – дефектолог может разработать в помощь родителям на основе алгоритмизации систему алгоритмов по обучению устной речи.

        Использование алгоритмов в работе позволит выстроить взаимосвязанные действия, которые будут располагаться в порядке нарастания языковых операционных трудностей с учетом последовательности становления речевых умений и навыков и характере реально существующих актов речи.  Система алгоритмов должна соответствовать целям усвоения учебного материала, содержать языковой материал, предназначенный для усвоения, а также приема и способы усвоения знаний, умений, навыков. В системе алгоритмов должны содержаться такие операции с языковым материалом, которые мобилизовали бы оперативную память ребёнка и способствовали бы формированию новых умений и навыков в произношении.  

Так, для выработки умения дифференцировать твердые и мягкие согласные русского языка в оппозициях и умения произносить их, ребёнок должны научиться выявлять произносительные признаки, по которым отличаются эти согласные друг от друга в потоке речи. Система алгоритмов должна обеспечить: усвоение до уровня навыка; предупреждение ошибок; соблюдение нужной последовательности; учет особенностей конкретного материала.

Алгоритмизация должна соответствовать ряду условий, таких как: правильность подбора фонетико–орфографического материала, необходимого для усвоения и системности его подачи; целенаправленность задачи, поставленной в упражнении; посильность проблемы, для выполнения её ребёнком.  Следует отметить, что алгоритмы должны быть направлены на предупреждение ошибок. При этом важно не количество проведенных занятий, а правильность составления алгоритмов, их расположение, их связь с другими аспектами речевой деятельности ребёнка.

        Чтобы не произошла деавтоматизация произносительных навыков, и ее отражения на письме, в процессе изучения других разделов курса русского языка, при составлении алгоритма следует обратить внимание на взаимосвязь произношения и правописания. Выполнение комплексных заданий даст возможность ребёнку систематически совершенствовать свою устную речь.

        При составлении алгоритма следует учитывать известное положение, что языковое общение людей с психологической точки зрения носит, в основном, устный характер, а письменная речь – вторичное явление. Поэтому алгоритмы должны в себя включать работу по закреплению, прежде всего: акустических  образов и артикуляционных типов, в которых материализуется фонема русского языка;  правильного восприятия звучащей речи; правильного воспроизведения звуковых явлений, а значит и усвоения артикуляционных моделей и комбинаций; знания отражения произношения на письме. Создание акустико-артикуляционных единств, когда слух контролирует артикуляцию, а артикуляция проверяет акустическое впечатление, а также автоматизация письма, производится одновременно.

        Использование алгоритмов в работе над произношением могут успешно решить задачу по формированию фонематического слуха.  Через включение упражнений, формирующих умения и навыки различения, опознавания и восприятия звуков в составе слов, словосочетаний, предложений. Это тренировочные упражнения типа: прослушайте слова; определите, какой звук произносится в них мягко; объясните, чем вызвано такое произношение; запишите услышанные слова, прочитайте, объясните правописание слов и т.д. Такие упражнения помогают осознать акустико-артикуляционные признаки, характеризующие конкретные фонетические единицы, учат правильно  обозначать их на письме. Следует отметить, что для выработки слухо – произносительных навыков необходимо овладеть наряду со слуховым и артикуляционным образом слова. Необходимо включать в тренировочную работу упражнения на восприятие и воспроизведение речи.

        Задания алгоритмов должны пониматься и выполняться правильно всеми участниками процесса, поэтому необходимо постоянное взаимодействие родителей и учителей – дефектологов. Такая взаимосвязь в работе позволит преодолеть методические трудностями, с которыми могут сталкнуться родители в ходе надомного обучения. Таким образом, использование алгоритмов возможно облегчит родителям процесс обучения ребёнка в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Роль поделок в управлении познавательной деятельностью ученика на занятиях по социально-бытовой ориентации в условиях надомного обучения»

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки ку...

Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.

В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися  надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана  необходимость  проектной деятельности  д...

Рабочие программы для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения. Программы разработаны на основании Программ для 5 – 9 классов специальн...

Календарно-тематическое планирование для обучающихся 8 класса, занимающихся в условиях надомного обучения.

Составлено на основе программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.В.Воронковой, под...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...

Специфика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях надомного обучения.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»...