Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»
рабочая программа
Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания
«Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_tablitse_13.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания
«Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»
Пояснительная записка. Здоровьесберегающая технология наиболее значима по степени влияния на здоровье умственно отсталых школьников, т.к. интегрирует все направления работы с обучающимися и имеет решающее значение для их развития и социализации. Дети с ОВЗ, обучающиеся на дому, имеют статус ребенка-инвалида по различным заболеваниям – РАС, ДЦП, СД, ППС. Также следует отметить, что у обучающихся с умственной отсталостью слабо развит инстинкт самосохранения. Поэтому необходимо учитывать специфику заболевания и адаптивные возможности каждого ребенка.
Цель программы: показать важность применения актуальных педагогических технологий в современном образовательном процессе и возможность их оптимального сочетания для успешного обучения школьников.
Задачи программы: создание условий для развития личности обучающихся и устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности.
Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Методы обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучающегося, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Группы методов:
1 – методы формирования новых знаний и способов деятельности;
- объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы – рассказ, лекция, объяснение, изучение литературы, показ, демонстрация, выполнение задания по алгоритму, опрос и др. Данные методы тренируют память и дают знания, но не позволяют в полном объеме развить творческое мышление детей.
- проблемный и частично-поисковый методы – проблемная или эвристическая беседа, создание ситуации затруднения. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления , умения формулировать проблему и находить способы ее решения.
- исследовательский метод – решение задач творческого характера. Дает возможность приобрести навыки планирования, анализа, оценки полученных результатов.
2 – методы организации деятельности обучающихся;
- методы, предполагающие взаимные действия учителя и обучающегося: мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевые и сюжетные игры, практикум, тренинг, выступления обучающихся с докладами и др.
- методы самостоятельной работы обучающихся: выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение материала учебника, действия с таблицами, схемами.
3 – методы контроля и самоконтроля;
- тестирование, анкетирование, викторины, письменные и устные опросы, зачеты и др.
4 – методы формирования личностных результатов;
- беседа, внушение, убеждение, поручение, соревнование, пример, аналогия, рефлексивные методы.
Для достижения педагогических целей нужно изменить формы обучения, шире применять те методы и технологии, которые формируют практические навыки и повышают адаптивные возможности обучающихся на дому.
Современная жизнь предъявляет и современные требования к учителю, ориентирует его на преодоление противоречий между новыми целями обучения и «классическим» содержанием образования, традиционными формами и методами обучения.
Внедрение современных технологий способствует повышению мотивации обучающихся, росту их познавательной активности, совершенствованию умений и навыков. При этом сам педагог повышает свое педагогическое мастерство и самооценку.
Главная педагогическая задача - мотивировать интерес детей к учебной деятельности, активизировать деятельность обучающихся к получению знаний и умений. Разумное сочетание современных педагогических технологий призвано и способно повысить интерес школьников к процессу учения.
Практическая значимость данной программы заключается в соответствии отбора и использования метода организации учебной деятельности при работе с детьми в условиях надомного обучения в контексте здоровьесберегающей технологии.
В своей работе я опираюсь на нормативные документы, методические рекомендации, диагностический инструментарий, практический опыт и учебные пособия. За несколько лет работы в качестве учителя надомного обучения в коррекционной школе я накопила разнообразный материал оздоровительных мероприятий индивидуально для каждого обучающегося (с учетом особенностей развития).
Актуальность программы в контексте работы с обучающимися на дому: обеспечение познавательной активности, индивидуализация, повышение уровня адаптации к социокультурной среде.
Совершенствование метода организации деятельности обучающихся
( в контексте здоровьесберегающей технологии)
Для развития обучающихся необходимо организовать их деятельность. С помощью метода организации деятельности обучающиеся совершают разнообразные учебные действия.
Примеры организации деятельности обучающихся: разнообразные тренировочные упражнения. Изучаемый учебный материал как материал для организации учебной деятельности, в которой обучающиеся совершают определенные действия при овладении основными видами учебной деятельности и при этом приобретают практические навыки.
Подходы:
-оборудование учебного места (уголка) с учетом требований САНПИНа и индивидуальных особенностей обучающихся;
- построение уроков с точки зрения физиологических требований с включением оздоровительных мероприятий;
- строгая дозировка учебной нагрузки, смена произвольной и эмоциональной активизации с целью предотвращения излишней утомляемости;
- создание доброжелательного психологического настроя;
- использование динамических пауз;
- смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления;
- осознанное целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности ( физминутки, динамические паузы, подвижные игры, если возможно);
- целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж конечностей);
- использование сюжетных и ролевых игр, способствующих вовлечению обучающихся в практическую и творческую деятельность;
- профилактика вредных привычек;
- деятельность по пропаганде и внедрению правил ЗОЖ.
Примеры использования метода на уроках:
- взаимные действия учителя и обучающегося;
-дискуссия;
- ролевые и сюжетные игры;
-практикумы;
- тренинги;
- подбор материала и выступления обучающихся с сообщениями, докладами, обзорами;
-самостоятельная работа обучающихся;
-изучение материала учебного пособия;
-действия обучающихся по таблицам, рисункам, схемам;
- составление памятки, инструкции.
Показатели, по которым отслеживается эффективность изменения (совершенствования): осознанность восприятия и запоминания, самостоятельность при работе с учебной литературой, таблицами, схемами, творческое и практическое применение знаний.
Результат использования: повышение уровня учебной мотивации, применение полученных знаний в практической деятельности, прочное усвоение учебного материала, овладение разнообразными формами оздоровительной деятельности в процессе урока, развитие навыков самостоятельной работы, создание ситуации успеха для каждого школьника, создание доброжелательной атмосферы на уроках в результате совместного выполнения действий.
Вывод: Ни один метод не способен самостоятельно решить всех задач, связанных с обучением. Наиболее рациональным можно считать такой способ обучения, при котором учитель строго не придерживается одного конкретного метода в обучении, а профессионально дополняет выбранные им методы элементами других, более подходящих для каждого конкретного занятия, учитывая при этом потребности обучающихся.
Список литературы:
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. Академия,
2007 г.
Лекерова С.Ж. Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.//Инновации в образовании.2010, №5
Андржеевская И.Ю. Физкультминутки. М.,Наука, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рейтинговая система обучения - залог создания комфортной образовательной среды при переходе к ФГОС ООО/
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся, система оценки накопительного типа путем набора баллов, учитывает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, поз...
Система работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды.
Одной из актуальных практических задач современной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технол...
Рабочие программы для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения. Программы разработаны на основании Программ для 5 – 9 классов специальн...
Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы»
Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; text-align: l...
Рабочая программа"Совершенствование методов обучения в условиях применения современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".
Титульный лист...
ПРОГРАММА совершенствования методов обучения и воспитания «Внеурочная деятельность обучающихся по иностранному языку для создания эффективной образовательной среды.
Смоленское областное государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» УЦПК г.Ельня...
Методические рекомендации "Организация образовательной среды для обучающихся с нарушением слуха в процессе обучения и воспитания"
В методической разработке представлены требования к образовательной среде в предметном, пространственном, организационном, социально-психологическом аспектах, даны рекомендации по организацию образова...