Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Визгалова Вера Владимировна

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения)

1 вариант

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pismo_5-9.docx59.01 КБ

Предварительный просмотр:

« Рассмотрено»

 на заседании МО «учителей-дефектологов»

Руководитель МО

__________/Л.Ф. Фахрединова              

                           ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по

     УВР МОУ «СОШ №  1 »

___________/ В.В. Визгалова  

                                  ФИО

«___»____________2018 г.

« Утверждено»

Директор  МОУ «СОШ № 1

г. Ртищево Саратовской области»

____________/ Н.А. Попова

                               ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________2018 г.

        

Адаптированная рабочая программа  

учебного предмета

«Письмо и развитие речи»

основного общего образования

для умственно отсталых обучающихся

(интеллектуальные нарушения)

1 вариант

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«___»_______2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тематическое планирование составлено на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Приказа МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
  3. Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы,  под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 г.
  4. Учебного  плана для  обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево Саратовской области», учебный план составлен на основании приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/ 2065 – п;
  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе для специальных (коррекционных) образовательных  учреждений, реализующих программы общего образования.

Предлагаемая программа ориентирована на учебники:

-Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

-Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

-Русский язык 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

-/Русский язык 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской.  – М.: Просвещение, 2016.

-Русский язык 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской. – 2-е изд., исправленное – М.: Просвещение, 2016.

Цель курса:

Формирование устной и письменной речи как средства общения, способ коррекции познавательной деятельности обучающихся и облегчения их адаптации после окончания школы.

Задачи преподавания письма и развития речи:

  • закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развивать речь обучающихся, обогащать её словарь;
  • воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

При планировании учебного материала учитываются психологические особенности обучающихся.

Состав обучающихся 5-9 классов разнообразен по своим возможностям усвоения учебного материала. Детей каждого класса можно разделить на четыре уровня по способностям и степени  обучаемости:

I уровень. Детям доступен уровень обобщения учебного материала, предусмотренной учебной программой по чтению, они способны к переносу знаний (при незначительном изменении задания не испытывают трудностей), дети усваивают прочитанные произведения сознательно, могут комментировать свои действия в процессе пересказа или чтения, объяснять способ выполнения того или иного задания. обучающимся достаточно фронтального объяснения нового материала, задания, и как правило, все эти задания они выполняют самостоятельно. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активирующая помощь взрослого (поощрение, поддержка).  

II уровень. В основном обучающиеся  успевают по  предмету и без особых трудностей усваивают программный материал. В коррекционно-воспитательной работе они нуждаются в организации их деятельности и в постоянной стимуляции- «подбадривании», похвале. В индивидуальном подходе к этим детям необходимо учитывать их возможности, всячески развивать мыслительные способности, инициативу, использовать все их положительные качества.

III уровень.  У детей этой группы отмечается низкая работоспособность, безынициативность. Они плохо участвуют во фронтальной работе, не воспринимают общую инструкцию педагога, невнимательны. Если дать им индивидуальную инструкцию, они в состоянии выполнять многие задания, хотя медленно и не всегда точно.

Следовательно, в индивидуальном подходе к таким детям необходимо активизировать их во всех видах деятельности, инструкции им давать индивидуально, в расчлененной, конкретной форме.

        IV уровень.   Усвоение учебного материала для этих детей составляет большую трудность. Ученики затрачивают много усилий, но с заданием справляются еле-еле, а иногда вообще не справляются(низкий уровень познавательных способностей).

   Таким обучающимся необходимо организация индивидуальной коррекционной помощи, где используется совместная с педагогом деятельность, коррекция всех основных (мотивационного, операционного, оценочного) компонентов саморегуляции. Обучение ведется индивидуальное, пошаговое, которое доступно ребенку. Создаются специальные ситуации, позволяющие позитивно проявить себя ребенку на уроке и во внеурочное время.

Ввиду психологических особенностей детей с умственной отсталостью, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления (задачи).

Совершенствование движений и сенсорного развития:

- развитие мелкой моторики и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикулярной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция и развитие памяти;

- коррекция и развитие внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать;

- развитие умения выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

- умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование умения преодолевать трудности;

- воспитание самостоятельности принятия решения;

- формирование адекватности чувств;

- формирование устойчивости и адекватной самооценки;

- формирование умения анализировать свою деятельность;

- восприятие правильного отношения к критике.

Коррекция и развитие речи:

- развитие фонематического восприятия;

- коррекция нарушений устной и письменной речи;

- коррекция монологической речи;

- коррекция диалогической речи;

- развитие лексико-грамматических средств языка.

Приоритетными направлениями коррекционной работы являются:

  • укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающим микросоциуме;
  • формирование на доступном уровне простейших навыков чтения и письма на материале знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории,культуре других народов;
  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми вповседневной жизни;
  • Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; Формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками вразных социальных ситуациях;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты:

5 класс

Минимальный  уровень

Обучающиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Обучающиеся должны знать:

- алфавит;

Достаточный уровень

Обучающиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Обучающиеся должны знать:

- алфавит;

- способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).

6 класс

Минимальный  уровень (4 уровень)

Обучающиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Обучающиеся должны знать:

- алфавит.

Достаточный уровень (2-3 уровень)

Обучающиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных  слова;

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

- строить простое распространённое предложение с однородными членами;

- связно высказываться устно и письменно (по плану);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Обучающиеся должны знать:

- способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.

7 класс

Минимальный  уровень (4 уровень)

Обучающиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;        

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Обучающиеся должны знать:

- алфавит.

Достаточный уровень (2-3 уровень)

Обучающиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных  слова;

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

- строить простое распространённое предложение с однородными членами;

- связно высказываться устно и письменно (по плану);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Обучающиеся должны знать:

- способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.

8 класс

Минимальный  уровень (4 уровень)

Обучающиеся должны уметь:

-читать и понимать короткие тексты, инструкции, некоторые деловые бумаги;

-совместно с учителем составлять короткие описательные рассказы;

-совместно с учителем составлять короткие повествовательные рассказы по серии картинок с бытовым сюжетом;

-совместно с учителем составлять короткие рассказы на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта учащихся.

Обучающиеся должны знать:

- алфавит.

-части речи

Достаточный уровень (2-3 уровень)

              Обучающиеся должны уметь:

-писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов);

       -писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой       -лексического материала (до 80 слов);

-находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;

-использовать в устной речи сложные предложения (сложноподчиненные) при ответе на вопрос;

-определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;

- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;

-находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);

-Пользоваться школьным орфографическим словарем.

Обучающиеся должны знать:

-части речи

-наиболее распространенные правила правописания слов

9 класс

Минимальный  уровень (4 уровень)

Обучающиеся должны уметь:

-совместно с учителем составлять короткие описательные рассказы;

-совместно с учителем составлять короткие повествовательные рассказы по серии картинок с бытовым сюжетом;

Обучающиеся должны знать:

- алфавит.

-части речи

Достаточный уровень (2-3 уровень)

              Обучающиеся должны уметь:

 - писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;

 - оформлять все виды деловых бумаг;

 - пользоваться словарем.

Обучающиеся должны знать:

 - части речи, использование их в речи;

 - наиболее распространенные правила правописания слов.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Повторение

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Разделительный ъ.

Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания  - ей, - ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном  падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже(сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь

Заполнение дневника обучающимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год.

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Повторение

В том числе:

Предложение  - 10 часов

Звуки и буквы  – 7 часов

17

2

Слово

28

3

Части речи

В том числе:

Общие понятия о частях речи - 11 часов

 Имя существительное – 92 часа

103

4

Предложение

14

5

Повторение пройденного за год

8

Итого:

170 часов

6 класс

Повторение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с однородным союзом «и». Знаки препинания при однородных членах.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных,  звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. двойные и непроизносимые согласные.

Слово

Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.

Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.

Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.

Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.

Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.

Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

  Предложение

Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.

Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.

Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Связная речь

Работа с деформированным текстом.

Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.

Изложение рассказа по коллективно составленному плану (примерная тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.).

Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.

Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.

Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.

Составление рассказа по опорным словам и данному плану.

Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).

Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.

Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).

Повторение пройденного за год.

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Повторение

6

2

 Звуки буквы

6

3

Состав слова

25

4

Части речи

В том числе «Имя существительное» -28 ч.

В том числе «Имя прилагательное» - 53 ч.

81

5

Предложение

11

6

Повторение за год

7

Итого:

136 часов

7 класс

Звуки и буквы. Текст

Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.

Соответствие и несоответствие произношения написанию в слове. Нахождение орфограммы в слове. Общий способ решения орфографических задач.

Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах.

Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит.

Текст. Повторение пройденного.

Предложение. Текст

Повторение. Простое предложение, нераспространенное и распространенное.

Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом и. Знаки препинания.

Распространение предложений однородными членами предложения. Составление предложений с заданными однородными членами предложения.

Обращение, его место в предложении. Употребление обращения в диалоге.

Текст. Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль (с опорой на рисунки).

Слово. Текст

Состав слова

Корень, приставка, суффикс, окончание. Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация.

Единообразное написание гласных и согласных в корнях; однокоренных слов. Способы проверки орфограмм в корне слова.

Правописание гласных и согласных в приставках. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок.

Сложные слова с соединительными гласными о, е. Обогащение словаря сложными словами, их активизация. Объяснение значения данных слов (по образцу). Составление словосочетаний с данными словами, включение их в текст.

Текст. Повторение пройденного.

Части речи

Части речи. Их различение. Составление словосочетаний, состоящих из разных частей речи.

Существительное. Значение существительных в речи Описание картин окружающей действительности существительными. Образованиесравнительных оборотов с союзов как (один предмет похож на другой: глаза как бусинки).

Основные грамматические признаки существительного род, число, падеж.

Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Различение их по родам в словосочетаниях. Правописание.

Три типа склонения существительных.

Ударные и безударные падежные окончания. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.        

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний существительных каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (по дороге — по земле, на дереве — на окне и т. д.). Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными в заданной падежной форме.        

Текст. Установление последовательности фактов, подтверждающих основную мысль в тексте. Связь между ними с помощью слов сначала, потом, затем, наконец.

Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Описание предмета и его частей словосочетаниями с прилагательными.

Использование прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок).

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие.

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

Склонение прилагательных женского рода. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах.

Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.

Распространение предложенийс  однородными членами, выраженными прилагательными в заданной падежной форме.

Глагол. Значение глаголов в речи. Использование глаголов для выражения сравнения (прыгает, как мячик).

Время и число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Начальная форма глагола (неопределенная форма) на –тъ, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?). Постановка глаголов в начальнуюформу.

Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицании.

Текст. План текста. Деление главной части плана на подпункты, отражающие последовательность предъявляемых фактов (примеров).

Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Правильное соотнесение местоимений с существительными.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Употребление местоимения 2-го лица множественного числа (вы, Вы). Культура речи при обращении к нескольким лицам и к одномучеловеку.

Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.

Использование местоимений как средства связи предложенийв тексте. Замена местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в рядом стоящих предложениях.

Предложение. Текст

Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления. Знаки препинания. Распространение предложений однородными членами, выраженными разными частями речи.

Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления. Знаки препинания.

Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания. Культура речи при обращении.

Сложное предложение без союзов и с союзом и. Знаки препинания. Сравнение сложного предложения с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения. Составление сложных предложений с опорой на рисунки и схему сложного предложения.

Текст. Повторение пройденного.

Повторение

Деловое письмо

 Адрес. Повторение. Дополнение тематического словаря новыми адресными данными. Заполнение конверта.

Поздравление. Повторение. Профессиональные праздники. Внесение личностно значимых профессиональных праздников в календарь памятных дат. Расширение тематического словаря. Речевой этикет.

Заполнение лицевой и обратной стороны поздравительной открытки.

Записка. Повторение. Записка-извинение, записка-благодарность. Расширение тематического словаря. Речевой этикет.

Составление записок-извинений и записок-благодарностей на заданные темы.

Письмо. Повторение. Выделение в тексте письма вопросов и просьб к адресату как отдельной структурной единицы. Расширение тематического словаря. Коллективное сочинение писем на заданную тему, ответов на полученное письмо.

Объявление. Повторение. Объявления на улице и в газете. Расширение тематического словаря. Тематика объявлений. Составление объявлений на заданные темы.        Объяснительная записка. Текст объяснительной записки, ее структурные части (адресат, название деловой бумаги, объяснение, фамилия, имя, отчество и подпись составителя, число). Тематический словарь.

Членение текста объяснительной записки на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.

Составление объяснительной записки из отдельных структурных частей.

Дополнение текста объяснительной записки пропущенными структурными частями.

Тематика объяснительных записок. Составление объяснительных записок на заданные темы.

Связная речь с элементами творчества

Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и опорными словами.

Свободный диктант по тексту описательного характера.

Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана.

Продолжение рассказа по данному началу и плану последующих частей.

Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему.

Коллективное сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, составлением плана, опорой на схему, отбором речевого материала.

Коллективное сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, составлением плана, опорой на схему, отбором речевого материала.

Письмо с элементами описания (предмета, места, природы) по данному плану.

Составление объяснительной записки.

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Повторение

12

2

Состав слова

24

3

Имя существительное

16

4

Имя прилагательное

15

5

Местоимение

16

6

Глагол

26

7

Предложение

14

8

Повторение пройденного за год

13

Итого:

136 часов

8 класс

Повторение

 Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами.   Сложное предложение с союзами  и, а, но и без союзов.

Состав слова

Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.

Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от- ).

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

Части речи

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.

Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.

Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.

Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Глагол. Значение глагола.

Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ться и –тся.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.  

Предложение

   Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные  члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Связная речь

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.

Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).

Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, основе имеющихся знаний.

Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).

Отзыв о прочитанной книге.

Деловое письмо; заметка в стенгазету, заявление, автобиография, анкета и др.

Сформированные в программе задаче указывают важнейшие направления работы, а также позволяют определить основные разделы по данной программе.

В рамках каждого раздела выделены темы. По усмотрению учителя данная схема может быть изменена с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Повторение

5

2

Состав слова

15

3

Части речи

В том числе:

Имя существительное -16 ч.

 Имя прилагательное – 16 ч.

Личные местоимения -15 ч.

Глагол – 40 ч.

87

4

Предложение

22

5

Повторение за год

7

Итого:

136 часов

9 класс

Повторение

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами.   Сложное предложение с союзами  и, а, но и без союзов.

Звуки и буквы

Написание звонких и глухих, а так же непроизносимых согласных в корне слова; ударных и безударных гласных. Разделительные Ъ и Ь.

Состав слова

Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.

Правописание приставок раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-).

Сложные и сложносокращенные слова.

Имя существительное.

Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.

Существительные с шипящей на конце.

Имя прилагательное

Основные грамматические категории имени прилагательного.

Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.  

  Морфологический разбор имен прилагательных.

Личные местоимения

Основные грамматические категории местоимений. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.

Глагол

Грамматические признаки глагола: род, число, неопределенная форма глагола. Не с глаголами.

Изменение глаголов по лицам и числам, правописание глаголов II лица.

Ударные и безударные окончания глаголов. I и  II спряжение глаголов.            

Повелительная форма глаголов единственного и множественного лица. Мягкий знак в глаголах.

Наречие

Понятие о наречии. Наречия, которые обозначают время, место и способ действия.

Правописание наречий с – а , - о на конце.

Имя числительное

Понятие об имени числительном. Количественные и порядковые числительные.

Правописание числительных от 5 до 20 и 30. ПравописаниеЬ в числительных. Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

Части речи

Имя существительное, имя прилагательное, глагол; наречие, местоимение.

Предложение

Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Составление простых и сложных предложений. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Повторение

Грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола. Диалог.

Систематизация знаний обучающихся.

Связная речь

Составление рассказа с использованием необходимой информации.

Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).

Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, основе имеющихся знаний.

Объявление; заметка; объяснительная записка; анкета; доверенность.

Изложение с оценкой поступка героя.

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Повторение

6

2

Звуки и буквы

7

3

Состав слова

14

4

Имя существительное

11

5

Имя прилагательное

8

6

Личные местоимения

6

7

Глагол

16

8

Наречие

6

9

Имя числительное

6

10

Части речи

6

11

Предложение

16

12

Повторение

1

Итого:

136 часов

Основными видами деятельности обучающихся по предмету «Письмо и развитие речи» являются:

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.

Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

-Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

-Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

-Письмо. Письмо слов, предложений в системе обучения письму и развитию речи. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами, письмо по памяти. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин  и т. п.).

Все перечисленные виды деятельности присутствуют при изучении всех тем и разделов

в 5- 9 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования  для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Письмо и развитие речи» для 5класса VIII вида (основное общее образование) Количество часов:140 час

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Письмо и развитие речи»для 5класса VIII вида (основное общее образование)Количество часов:140 час...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Чтение и развитие речи» для 5класса VIII вида (основное общее образование) Количество часов:140 час

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Чтение и развитие речи»для 5класса VIII вида (основное общее образование)Количество часов:140 час...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» для 10 класса основного общего образования

Адаптированная рабочая программа по математике 10  класса для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (УО) разработана на основе:Федерального закона «Об образовании в Российской Фед...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОЦ.01 РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПИСЬМО

Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины «Развитие речи и письмо» является частью программы профессиональнойподготовкидлялицсограниченнымивозможностямиздоровьяизчиславып...