Упражнения биоэнергопластики. Перспективный план упражнений в старшей группе
методическая разработка

Шиловская Татьяна Анатольевна

Упражнения биоэнергопластики. Перспективный план упражнений в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»

Упражнения биоэнергопластики

Перспективный план упражнений

в старшей группе

Новосибирск 2018

Шиловская Т А


Упражнения биоэнергопластики

Термин  «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Упражнения выполняются детьми каждый день в положении стоя или сидя. Каждое упражнение отрабатывается отдельно, затем оба упражнения выполняются совместно.

Артикуляционная гимнастика проводится сначала параллельно с движениями кисти одной руки, а затем с движениями кистей обеих рук.

Упражнения повторяются по 5 раз без перерыва. Педагогу необходимо следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.


Перспективный план упражнений биоэнергопластики в старшей группе

неделя / месяц

Ноябрь

1 неделя

Комплекс 1

Упражнение № 1 для нижней челюсти «Окошко»

Упражнение № 1 для кистей рук «Птенчики в гнезде» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

2 неделя

Комплекс 2

Упражнение № 2 для мышц губ «Веселые птички».

Упражнение № 2 для кистей рук «Посидели, улетели» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

3 неделя

Комплекс 3

Упражнение № 3 для мышц губ «Почешем наши губки»

Упражнение № 3 для кистей рук «Почешем ладошки» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

4 неделя

Комплекс 4

Упражнение № 4 для мышц языка «Хамелеон»

Упражнение № 4 для кистей рук «Вверх и вниз» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

неделя / месяц

Декабрь

1 неделя

Комплекс 5

Упражнение № 5 для мышц языка «Футбол»

Упражнение № 5 для кистей рук «Зрители» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

2 неделя

Комплекс 6

Упражнение № 6 для мышц языка «Кто дальше?»

Упражнение № 6 для кистей рук «Пальчики гуляют и прячутся в домик»

3 неделя

Комплекс 7

Упражнение № 7 для мышц языка «Часики».

Упражнение № 7 для кистей рук «Указатели движения» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

4 неделя

Комплекс 8

Упражнение № 8 для мышц языка «Лошадка».

Упражнение № 8 для кистей обеих рук «Щелчки»

неделя / месяц

Январь

1 неделя

2 неделя

Комплекс 9

Упражнение № 9 для мышц языка «Оближем верхнюю губку».

Упражнение № 9 для кистей обеих рук «Повороты»

3 неделя

Комплекс 10

Упражнение № 10 для мышц языка «Оближем нижнюю губку».

Упражнение № 10 для кистей обеих рук «Повороты»

4 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.


неделя / месяц

Февраль

1 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

2 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

3 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

4 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

неделя / месяц

Март

1 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

2 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

3 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

4 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.


неделя / месяц

Апрель

1 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

2 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

3 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

4 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

неделя / месяц

Май

1 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

2 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

3 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

4 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.


Комплекс 1

Упражнения выполняются детьми каждый день в положении стоя или сидя. Каждое упражнение отрабатывается отдельно, затем оба упражнения выполняются совместно.

Артикуляционная гимнастика проводится сначала параллельно с движениями кисти одной руки, а затем с движениями кистей обеих рук.

Упражнения повторяются по 5 раз без перерыва. Педагогу необходимо следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 1 для нижней челюсти «Окошко»

Упражнение № 1 для кистей рук «Птенчики в гнезде» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

Упражнение № 1 для нижней челюсти «Окошко»

Исходное положение (и.п.) - голова прямо, язык лежит спокойно в полости рта, кончик языка упирается в нижние передние зубы, губы сомкнуты.

На счет «один» широко открыть рот.

На счет «два» зафиксировать это положение.

На счет «три» закрыть рот.

Упражнение № 1 для кистей рук «Птенчики в гнезде» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

И.п. – руки согнуть в локтях, пальцы выпрямить и прижать друг к другу, ладони повернуть вниз.

На счет «один» большой палец опустить вниз, четыре прижатых друг к другу пальца поднять вверх («птенчики» открывают клювы).

На счет «два» зафиксировать это положение.

На счет «три» вернуть пальцы в исходное положение.


Комплекс 2

Каждый день повторять с детьми первую пару упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение второй пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 2 для мышц губ «Веселые птички».

Упражнение № 2 для кистей рук «Посидели, улетели» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

Упражнение № 2 для мышц губ «Веселые птички».

И.п. – голова прямо, зубы сомкнуты, губы в спокойном состоянии.

На счет «один» округленные губы вытянуть вперед («клювики»).

На счет «два» растянуть губы - «клювики» в улыбку (зубы не показывать).

На счет «три» вернуться в и.п.

Упражнение № 2 для кистей рук «Посидели, улетели» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

И.п. – руки согнуть в локтях, кисти рук с прямыми пальцами перед собой.

На счет «один» пальцы сложить в щепотки («клювики»).

На счет «два» прямые пальцы врозь. На счет «три» вернуть пальцы в и.п.


Комплекс 3

Каждый день повторять с детьми первую и вторую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение третьей пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 3 для мышц губ «Почешем наши губки»

Упражнение № 3 для кистей рук «Почешем ладошки» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

Упражнение № 3 для мышц губ «Почешем наши губки»

И.п. – голова прямо, зубы сомкнуты, губы в спокойном состоянии.

На счет «один» нижние передние зубы касаются верхней губы и слегка «почесывают» ее.

На счет «два» верхние передние зубы касаются и слегка «почесывают» нижнюю губу.

Упражнение № 3 для кистей рук «Почешем ладошки» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

И.п. – руки согнуть в локтях, кисти рук с прямыми пальцами перед собой.

На счет «один» кисти рук с прямыми пальцами перед собой ладонью вверх. Большой палец неподвижен, остальными пальцами слегка «почесывать» ладонь.

На счет «два» то же движение, но ладонь смотрит вниз.


Комплекс 4

Каждый день повторять с детьми первую - третью пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение четвертой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 4 для мышц языка «Хамелеон»

Упражнение № 4 для кистей рук «Вверх и вниз» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

Упражнение № 4 для мышц языка «Хамелеон»

И.п. – губы в улыбке. Рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов.

На счет «один» поднять язык за верхние передние зубы (хамелеон «ловит» муху).

На счет «два» вернуться в и.п.

Упражнение № 4 для кистей рук «Вверх и вниз» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

На счет «один» кисти рук с прямыми и прижатыми друг к другу пальцами поднять вверх.

На счет «два» кисти рук с прямыми и прижатыми друг к другу пальцами опустить вниз.


Комплекс 5

Каждый день повторять с детьми первую - четвертую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение пятой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 5 для мышц языка «Футбол»

Упражнение № 5 для кистей рук «Зрители» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

Упражнение № 5 для мышц языка «Футбол»

И.п. – губы в улыбке; рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов.

На счет «один» напряженным «острым» кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки («забить гол»).

На счет «два» - коснуться правой щеки. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась при выполнении упражнения.

Упражнение № 5 для кистей рук «Зрители» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

И.п. – пальцы в кулаки, указательные пальцы поднять вверх. Двигать указательными пальцами из стороны в сторону («зрители наблюдают за игрой») синхронно с языком.


Комплекс 6

Каждый день повторять с детьми первую - пятую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение шестой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 6 для мышц языка «Кто дальше?»

Упражнение № 6 для кистей рук «Пальчики гуляют и прячутся в домик»

Упражнение № 6 для мышц языка «Кто дальше?»

И.п. – губы в улыбке. Рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов. На счет «один» высунуть язык как можно дальше изо рта.

На счет «два» вернуться в и.п.

Упражнение № 6 для кистей рук «Пальчики гуляют и прячутся в домик» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

И.п. – пальцы собраны в кулаки.

На счет «один» распрямить и напрячь пальцы (ладони параллельны полу, пальцы вместе).

На счет «два» вернуться в и.п.


Комплекс 7

Каждый день повторять с детьми первую - шестую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение седьмой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 7 для мышц языка «Часики».

Упражнение № 7 для кистей рук «Указатели движения» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

Упражнение № 7 для мышц языка «Часики».

И.п. – губы в улыбке. Рот полуоткрыт, язык лежит спокойно у нижних резцов.

На счет «один» коснуться кончиком языка левого уголка губ.

На счет «два» - правого.

Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась при выполнении упражнения.

Упражнение № 7 для кистей рук «Указатели движения» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

И.п. – пальцы вместе, ладони параллельно полу.

На счет «один» повернуть ладони налево.

На счет «два» направо («указатели движения»)


Комплекс 8

Каждый день повторять с детьми первую - седьмую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение восьмой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 8 для мышц языка «Лошадка».

Упражнение № 8 для кистей обеих рук «Щелчки»

Упражнение № 8 для мышц языка «Лошадка».

Губы в улыбке. Рот полуоткрыт. Щелкать языком («цокать, как лошадка»). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Упражнение № 8 для кистей обеих рук «Щелчки»

Большими и безымянными напряженными пальцами рук производить «щелчки»

Комплекс 9

Каждый день повторять с детьми первую - восьмую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение девятой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 9 для мышц языка «Оближем верхнюю губку».

Упражнение № 9 для кистей обеих рук «Повороты»

Упражнение № 9 для мышц языка «Оближем верхнюю губку».

Губы в улыбке. Рот полуоткрыт. Облизывать широким языком верхнюю губу, делая движения от одного до другого угла губ слева направо и справа налево. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Упражнение № 9 для кистей обеих рук «Повороты»

Ладони с прямыми пальцами, поднятыми вверх, развернуть от себя. Выполнять синхронные повороты пальцев обеих рук в левую и правую стороны.


Комплекс 10

Каждый день повторять с детьми первую - девятую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение десятой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 10 для мышц языка «Оближем нижнюю губку».

Упражнение № 10 для кистей обеих рук «Повороты»

Упражнение № 10 для мышц языка «Оближем нижнюю губку».

Губы в улыбке. Рот полуоткрыт. Облизывать широким языком нижнюю губу, делая движения от одного до другого угла губ слева направо и справа налево. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Упражнение № 10 для кистей обеих рук «Повороты»

Ладони с прямыми пальцами, развернуть от себя и опустить вниз. Выполнять синхронные повороты пальцев обеих рук в левую и правую стороны.

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.


Список литературы

Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Планирование работы воспитателя в старшей группе / Н.Е. Арбекова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Комплекс дыхательных упражнений для старшей группы.

Комплекс дыхательных упражнений для старшей группы....

методическая разработка - "ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ - I - период"

В данной методической разработке перспективного плана формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  представлена система работы в 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь) с у...

Перспективный план логопедической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

Обучающиеся 1 класса, посещающие   логопедические  занятия, испытывают значительные  трудности в усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системног...

Перспективный план образовательной деятельности подготовительной группы образовательная область «Музыка»

Программное содержание перспективного планирования по образовательной области "Музыка"...

Перспективное планирование для детей старшей группы

Перспективное планирование коррекционной работы для детей старшей группы компенсирующей направленности....