Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста.
статья

В настоящее время в системе школьного образования существуют разные формы оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с проблемами в обучении.   Современные  родители самостоятельно обращают внимание на  нарушение письменной речи у своего ребенка и обращаются за помощью к учителю - логопеду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста.

                                       Учитель - логопед  О.Г. Соколова г. Москва, 2019

       В настоящее время в системе школьного образования существуют разные формы оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с проблемами в обучении.   Современные  родители самостоятельно обращают внимание на  нарушение письменной речи у своего ребенка и обращаются за помощью к учителю - логопеду.

             Дисграфия – это нарушение  письменной речи, связанное с недостаточной сформированностью  психических функций, участвующих в процессе формирования системы письма.  Дисграфические ошибки являются  стойкими, однотипными  и повторяющимися неоднократно в тетради ученика,    устраняемыми  в процессе коррекции письменной речи.       Провоцирующими дисграфию факторами  социально – психологического характера являются  двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих,  недостаточность  речевых контактов и общения со сверстниками, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. В этиологии дисграфии как нарушения письменной речи заложены   устные  речевые  нарушения, задержка психоречевого развития, задержка психического развития, умственная недостаточность.

            При диагностике дисграфии  учитель – логопед  производит  анализ письменных работ школьника, обследует  устную  и письменную  речь ребенка  по специальной методике.

Коррекционная работа при дисграфии.

            Коррекционная работа по преодолению дисграфии включает в себя такие виды работы, как  устранение  нарушений звукопроизношения,  формирование  фонематического восприятия, усвоение  и обогащение   лексического запаса учащегося, изучение  грамматических норм  и правил русского языка, активизация   связной речи, развитие  неречевых функций (например, общей и мелкой моторики, формирование  слухового внимания и фонематического слуха, зрительного внимания и памяти, временных и пространственных ориентировок, сенсорное воспитание). 

             Первичные успехи ребенка в письменной речи   в процессе работы над дисграфическими ошибками повышают самооценку школьника, придают ему уверенности в школьном обучении, помогают справиться с психологическими трудностями, когда окружающие одноклассники перестают негативно отзываться о неуспевающем учащемся.

                  

               Для преодоления дисграфии требуется совместные  усилия  логопеда, школьного учителя,  врача - невролога, а также самого  ребенка и его родителей.  Профилактическая работа по преодолению

дисграфии должна быть начата на начальном периоде   обучения ребенка грамоте.   При внимательном контроле со стороны родителей и  школьного учителя  за процессами письма и чтения у ребенка наблюдается улучшение  сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. По основному заболеванию лицам с дисграфией  могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапиямассажЛФК,гидротерапия).

.

             Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи в дошкольном возрасте:  преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

              Неоднозначной является  проблема  оценок успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

              Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и форм  нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в  знаниях, исправление неграмотного звукопроизношения и  тренинги на  звуко –буквенный   анализ  при фонетическом разборе слова.  Важное значение в структуре речевых занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности мышления, слухового и пространственного восприятия, произвольного запоминания,  общей и специальной моторики.  Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

               

                                 ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ                        

для развития  фонематического анализа

у младших школьников при дисграфии и дислексии:

1. Вставить        в данные слова пропущенные буквы

а)  Л или  С:

…АПА, …АПША, ШКО…А, СТУ…, ПЕНА…, ВОКЗА…, ФУТБО…; …ТУПЕНЬКА, …АЛФЕТКА, …АЛАТ, …АНКИ,  ЛИ…, ЛЕ…, ИРИ…, КИПАРИ…, КУ…Т, ПЫЛЕ…О…

б) букву Ш  или  Ж:

…АР, …АРФ, …КАФ, НО…, ВО……И, ДО…ДЬ, …ЁЛ, …ЁЛК, …ЕНЯ, МОР…, СВЕ…, ЧИ…, …ИЛ, МИ…КА, …УБА, КАЛО…И, КО…КА, МО…КА, ПОДУ…КА, БАБУ…КА, РО…ОК, ПЕТУ…ОК, РОМА…КА, СВЕ….

в) букву  Е ИЛИ й:

…ДА, МА…, …ГОЗА. …ЛИ, ПО…ЗД, МА…КА, ДВО…КА, БО…Ц, САРА…, ЛА…КА, КРА…, ВО…, …НОТ., …ДИНИЦА.  

2. Составить  из букв разрезной азбуки слова из одного слога, затем из двух слогов, из трёх слогов и далее: рот, двор, кот, крот, плот,  платье, Катя, вокзал, щёки, щётка, галка, метро, роща, ящик, овощи, цветочек, горчица и др.

3.Провести анализ предложенных слов, в которых  определить место звука: в начале, в середине и в конце слова. Например, на звук Ц: ЦВЕТОЧЕК, ЦЕПОЧКА, ГОРЧИЦА, ЗАЯЦ, ЧЕРЕПИЦА, ЛИСИЦА, ОГУРЕЦ, МОЛОДЕЦ, ХОЛОДЕЦ, ОТЕЦ И ДРУГИЕ.

На звук  СЬ: СИЛА, СИНИЙ, СЕНО, СЕВЕР, ОСЕНЬ, ЛИСИЧКА, ПЕРСИК, ТЕСЁМКА, ВАСИЛЁК, ГУСЬ, ЛОСЬ, БРОСЬ, РЫСЬ. ОСЬ, ВЫСЬ, КАРАСЬ, КИСЕЛЬ, ПЛЕСЕНЬ, ВЕСЕННИЙ.

4. Придумать  слова с нужным количеством звуков,  записать их.

Логопед:

- Начинаем со слов, состоящих из 3  звуков:

СОК, ЁЖ,  ВОТ, ГАМ, БОК, МЫС, ВЕС, ТОК, НОС, ГОД, МОЛ,  КОЛ, СОЛЬ,  ГОЛ,  ЕЛЬ, ГУСЬ, ЧЕК, РОД, ОСА,  ДОМ,  ЛЮК,  РЁВ, КОНЬ, ПЕНЬ, ДЕНЬ;

Из 4  звуков: СТОЛ, ЮЛА, ЮРА, ЛЮДА, ВОСК, РУКИ, ЛЮСЯ, КОСЫ, КРУГ, НОСЫ, СТЫНЬ, КАША,  ВЕСЫ, ТРУС,  СТЕПЬ,  РОСТ,  ОМСК, ЯМА, УТЁС, ШЁЛК, КИСТЬ;

Слова из 5 звуков: ФОКУС, ШЁПОТ, ГЛАЗА, БЕЛЬЁ, КОФТА, БОБРЫ,  ЮБКА, ГОЛОС, КЛАСС, РОЖОК, СУРОК, ЧИЖИК, КОЛЬЯ, ПЕРЬЯ, МЕШОК, БРОВИ, ЁЛКА, МЕТЕЛЬ, СОКОЛ , ЯЩИК  и др.

Слова из 6 звуков:  АНАНАС, ГОЛОВА, ИСКРА, ГОРШОК,  МАТРОС, РУБАХА, БРАТИК, БРЫЗГИ, ПОДНОС, ФЛАЖОК, КОСУЛЯ, БРОШКА, ДРУЖОК, БРЫНЗА,  СНЕЖОК и др.

5.Выбрать картинки, названия которых состоят из   указанного    количества звуков,  например, из   трех звуков (КОТ. ЛЕС, СЫР, ЁЖ),  четырех звуков  (ГОРА, ДВОР, РЕКА, РУКА),  пяти  звуков (СУДАК, МИСКА, ГАЛКА). 

6. Выбрать картинки, названия которых состоят из определённого числа слогов, например, из одного

(БРОД, ДВОР, ТОК, МИР, БРАТ, ПРУД, СОК, ВРАЧ)  или из двух ( БРОВИ, ЦИФРА. ФРУКТЫ, САХАР, САЛАТ, САНИ, ПЕСОК, НОСОК, НОСКИ, СОБОЛЬ И Т.Д.)

7.Дополнить  неизменяемый   слог с помощью нескольких звуков, чтобы получились разные слова. Например:

 СА - САНЯ, САЖА, САЛЮТ, САМОКАТ, САЙКА, САМ, КОСА, РОСА, ОСА,  САПОГИ, САДИК, САНКИ, КАССА, КОЛБАСА, ЛИСА, САЛАТ.

 ЖА -  ЖАБА,ЖАЛОСТЬ, ЖАТВА, ЖАСМИН, ЖАДИНА, ЖАРКОЕ, КОЖА, НЕТ НОЖА, СЕРЁЖА И ДР.;

 

ГУ - ГУСИ, ГУСЕНИЦА, ГУЛЯНЬЕ, ГУДОК, ГУТАЛИН, ГУБКА, РАГУ, ОГУРЕЦ, БЕГУ, ПОМОГУ, ДОРОГУ И Т.Д.

 

ГИ - ГИРЯ, ГИМНАСТИКА,  ГИМН, ГИТАРА, НОГИ, БЕГИ, ШАГИ, ФЛАГИ, КРУГИ,САПОГИ, СЛОГИ.

7.По        сюжетной картинке подобрать слова с заданным  количеством звуков-  на 3 звука, на 4, 5 звуков..

8. По сюжетной картинке подобрать слова на заданное количество слогов – на 1, на 2, на 3  и более слогов.

9.Выбрать         предметные картинки, в названии которых насчитывается ВЫДЕЛЕННОЕ  количество звуков:

 3 – сок, сом, зуб, ком, рог,  лес, час, рис ;

4 – НОГА, СЛЕД. РОЗА, ВАЗА, РОЗА ,САНИ , ВОЛК, КОЗА, КУСТ, КУЧА;

5- ЗМЕЯ, ШАЙБА, ПТИЦА, ГЛАЗА, ЗАМОК, ГРОЗА , ФАЗАН, РУЧКА, ЕНОТ, САХАР и т.д.

9.Подбрать         слова на каждый звук  слова. Например:

Р                 А                   Д                  У             Г                       А

Рама         Ася             дед            ухо           гора           альбом

Рано         арбуз          дым           усы          город         атлас

Радость    арка            друг          улей         газ              Анапа

Ракета      астра            дом           узор        гриб           армия

Баран        Аня            сода           ум            гараж        Алёша

10.  Лексическая работа.  Игры со словами.

1.) Добавьте  букву  в начало слова.

Логопед:

-Добавьте одну букву в НАЧАЛО слова  и  назовите новое слово. Например: РЫСЬ - БРЫСЬ, РОТ-КРОТ,  ОЛЯ – КОЛЯ,  ЕЛ –МЕЛ –ПЕЛ, УС –БУС (НЕТ),

2)Логопед:

- Добавьте  букву в конец слова. Например: ВОЛ -ВОЛК, ПАР -ПАРК, ЛИС –ЛИСТ, ПОЛ –ПОЛК, РОТ –РОТА, ЗУБ  -ЗУБР, СОР –СОРТ, РОС –РОСТ, ВЕС –ВЕСЬ, УГОЛ –УГОЛЬ, МОЛ –МОЛЬ, СОЛО –СОЛОН,  а также преобразование Имён существительных в единственном числе в Имена существительные во множественном числе. Например: ДОМ –ДОМА, САД –САДЫ,  ПОСЕЛОК –ПОСЕЛКИ, НОЖ-НОЖИ, ЛЕС-ЛЕСА, КОТ –КОТЫ, СТОЛ –СТОЛЫ, КУСТ –КУСТЫ И Т.Д.

3)Логопед:

-Измените  одну букву  в конце слова (цепочка слов): 

РОД-РОТ – РОМ –РОК –РОВ-РОС-РОЩ- РОЮ-РОГ

СОМ – СОК –СОТ-СОВ-СОН-СОР -СОЯ

4.) Логопед:

- Измените одну букву  в начале слова. Например:

САНЯ-ТАНЯ-МАНЯ-ВАНЯ-БАНЯ-ДАНЯ;

МИР – ПИР – ТИР- ЛИР-ЖИР ;

СОМ – ТОМ – РОМ –КОМ –БОМ- ЛОМ- ДОМ и т.д.

5) Логопед:

- Переставьте буквы в слове: МАРА – РАМА, МИР - РИМ, ЕНОТ–ТОНЕ, КОТ–ТОК,РАД –ДАР,РЫБКА- РЫБАК, МОДА –ДОМА, КРУЧА- РУЧКА, ВОЛОС –СЛОВО, ТОПОР –РОПОТ, ВЕС –СЕВ, СИЛА –ЛИСА, ТОМ-МОТ, ЛАПША –ШПАЛА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по коррекции слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки.

Методические рекомендации. Коррекциионная работа по развитию слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки....

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».

Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза  слов у младших школьников с ОВЗ,  а также связанные с профилактикой и логопедической работой ...

Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Статья раскрывает некоторые методы коррекции поведения младшего школьника....

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста...

Программа по развитию зрительного гнозиса, как профилактика оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста

Актуальность программы.Современная образовательная среда предъявляет все большие требования к качеству обучения школьников; между тем, число учеников, не усваивающих программу начальной и средней школ...

Оптическая дисграфия у детей младшего школьного возраста с СНР

В связи с органическим поражением коры головного мозга у детей с интеллектуальными нарушениями возникают разнообразные речевые расстройства....