Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством кружковой работы «Оригами»
проект
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством кружковой работы «Оригами»
(педагогический проект)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... | 3-5 |
1. Проблема.......................................................................................... | 6 |
2. Актуальность проблемы................................................................. | 6-7 |
3. Цель и задачи проекта..................................................................... | 8-9 |
4. Формы и методы осуществления проекта.................................... | 10-13 |
5. Ресурсное обеспечение проекта..................................................... | 14 |
6. Целевая аудитория.......................................................................... | 15 |
7. Основные этапы реализации проекта............................................ 8. Ожидаемые результаты................................................................... 9. Оценка результатов проекта........................................................... | 16-17 18 19-20 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ................................................. | 21-22 |
Введение
« Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев ... ».
Сухомлинский В.А.
В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза на кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает проблема. Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.
У многих детей с ОВЗ отмечается следующие особенности развития моторики:
- очень бедный опыт практической деятельности с предметами,
- бедный запас знаний об окружающем мире,
- нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления,
- недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; неловкость, несогласованность движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Мелкая моторика - основа развития психических процессов.
В основе любого действия – видения, слышания, говорения, письма, чтения – лежат так называемые базовые «схемы - движения». Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с такой же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга. Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Чтобы обеспечить наиболее полное познание ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира, необходимо заниматься развитием мелкой моторики ребенка.
Данный проект является обоснованием эффективности использования оригами в педагогической практике для развития мелкой моторики рук и творческих способностей воспитанников. Проект будет реализоваться через систему занятий. В результате реализации проекта педагогом будет обоснована эффективность работы с оригами. А воспитанники получат навыки по развитию восприятия и произвольного внимания.
Оригами – это самобытное японское искусство создания различных модулей путем сгибания листа бумаги. Первые необычные фигурки , сложенные из листов бумаги, появились в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке слова «Бог» и «бумага» звучат одинаково. Бумажные фигурки имеют символическое значение. Они использовались в религиозных церемониях, украшали стены храмов. В средние века, когда объем производства бумаги позволил снизить цену на нее, увлечение бумажными фигурками проникло в дворянскую среду. Появилось «искусство самураев». В те времена умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием фигурок из бумаги, считалось признаком хорошего воспитания.
В 16-17 вв. оригами превратилось в популярное времяпрепровождение. Со временем оригами стало обязательным занятием во многих японских семьях.
Новый этап в развитии искусства оригами начался после второй мировой войны, и этот этап связан с именем знаменитого японского мастера Акиры Иошизавы. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению.
В 20 веке оригами стало широко известно и популярно во всем мире.
Вид проекта: информационно - практико-ориентированный.
1. Проблема
Что такое искусство оригами?
Где и когда возникло?
Какие поделки можно изготовить при помощи оригами?
2. Актуальность проблемы
В коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, появляется интерес к познанию окружающего мира. Следует использовать разнообразные виды художественной деятельности, одной из которых является оригами. Занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал. Этот вид творчества развивает: память, творческие и исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет. Также знакомит с основными геометрическими понятиями, улучшает способность следовать устным инструкциям, воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе, повышает заинтересованность в конечном результате. Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами – идеальная дидактическая игра, своего рода конструктор, развивающий фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Активная работа обеих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Занятия оригами развивают интенсивнее и на более высоком уровне следующие психические процессы: восприятие (целостность и структурность образа); внимание (концентрация и устойчивость); память (зрительная и кинестетическая); мышление (пространственное, креативное). Хорошее развитие руки ведет автоматически к развитию некоторых важнейших центров головного мозга. Еще одним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами – это бумага. Бумага – самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям, а применение для складывания бумаги любого качества позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования. Правильно гласит великая китайская мудрость: я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю. Если чему-нибудь учить ребенка, необходимо, чтобы он делал что-либо связанное с этим. Иначе многое забывается, так как в голове удерживаются только те знания, которые применяются на практике.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно конструктивных навыков и умение пользоваться пооперационными схемами.
3. Цель проекта
Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ посредством занятий оригами.
Задачи проекта
- развивать творческие способности у детей посредствам искусства оригами.
- заинтересовать воспитанников деятельностью оригами.
- формировать умения детей конструировать из цветной бумаги, вызвать у них желание самим делать чудесные поделки.
Задачи для детей
- Познакомить детей с искусством оригами, дать представление о значении оригами, о его истории и разнообразии.
- Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги.
- Расширить знания в основных геометрических понятиях: угол, сторона, квадрат, диагональ, прямоугольник, трапеция, и т. д.
- Развивать познавательную активность детей.
- Развивать память , внимание, активизировать мыслительные процессы; коммуникативные способности.
- Способствовать активному участию каждого ребенка в выполнении поделки.
- Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным поделкам.
- Расширять словарный запас детей (слова «оригами», «базовая форма», и т. д.)
- Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу.
- Воспитывать интерес к искусству оригами
Задачи для педагога:
- Создание информационной базы
- Создать условия для превращения бумаги в игрушку.
- Преобразовать образовательный процесс через интеграцию игровой и продуктивной деятельности детей
4.Формы и методы осуществления проекта
Комплекс методов и приемов :
- насыщение развивающей среды геометрическими образами;
- использование диалоговой формы проведения занятия;
- применение технологических карт, «базовых форм»;
- применение стихотворных, сказочных и других форм для целостного сценария действий;
- стимулирование творчества с помощью тематических занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий :
Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы и т.д.
А также различные методы :
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия :
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
- практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дети воспринимают полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях :
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий;
- и другие.
Общий план занятий и предполагаемые результаты.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.
1.Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы, лежащие на парте).
2.Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
безопасности.
3.Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
- повторение правил техники безопасности.
4.Практическая часть:
- показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
- вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка
схемы: «Что здесь делаю?»); - текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Должны знать:
- Что такое оригами;
- Историю возникновения оригами;
- Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
- Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
- Приемы складывания модулей;
- Правила техники безопасности;
Должны уметь:
- Подбирать бумагу нужного цвета;
- Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
- Выполнять разметку листа бумаги;
- Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
- Собирать игрушки – «оригамушки»;
- Анализировать образец, анализировать свою работу;
- Составлять композицию из готовых поделок.
- Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Учащиеся должны овладеть навыками:
- Разметки листа бумаги;
- Складывания базового модуля;
- Резания
Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.
5. Ресурсное обеспечение проекта
Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага ; ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, использование мультимедиа.
Информационные: методическая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором,. Картотека стихов, загадок, с.
Финансовые: приобретение комплектов разноцветной двухсторонней бумаги ,белой бумаги «Снегурочка», ножницы, клей, фломастеры.
6. Целевая аудитория
В этом проекте участвует группа воспитанников 3-4 классов ( 12 человек, возраст детей 9-12 лет) и руководитель группы Романова С.С,. Этот проект раскроет секреты простого оригами и поможет сделать первые творческие шаги.
Сроки реализации: этот проект рассчитан на учебный год.
7. Основные этапы реализации проекта В
Весь педагогический проект делится на 3 этапа.
I этап - подготовительный.
Мероприятия:
- Выбор темы проекта и его разработка.
- Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.
- Подбор методического материала по заявленной теме.
- Подбор и подготовка демонстрационного и раздаточного материала.
- Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
- Разработка конспектов занятий, бесед, познавательных игр.
- Провести диагностику по обследованию мелкой моторики на начало проекта.
- Организация выставочного уголка проекта.
II этап - основной (практический)
Мероприятия:
- Реализация планов работы проекта с детьми 3-4 класса.
- Планомерное проведение занятий, бесед, познавательных игр и т.д..
- Составление портфолио поделок на каждого ребенка.
- Организация выставок продуктивной деятельности детей.
III этап - заключительный
- Провести диагностику и определить уровень сформированности мелкомоторных движений рук в процессе складывания поделок из бумаги способом.
8. Ожидаемые результаты
В результате внедрения данного проекта дети
- познакомятся с искусством оригами;
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
- создавать изделия оригами, пользуясь технологическими картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
9. Оценка результатов проекта
Проект показывает возможность развивать у детей память, внимание, восприятие цвета, творческие способности, с помощью совместной работы с педагогом. Простое оригами прекрасно подходит для воспитательного процесса, т.к. крупные поделки лучше выполнять в коллективе. Этот вид творчества замечательно сближает всю группу, поскольку каждому позволено внести свой вклад в создание прекрасного.
Выводы:
Детям понравилось заниматься оригами, потому что на каждом занятии обязательно получалась какая-нибудь фигурка: приложил усилие, на первых порах не такое уж большое, а из бумажного листа всегда что-то получается - хуже, лучше, неважно, зато свое. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, воспитанники с ОВЗ испытывали положительные эмоции. Свои работы дети использовали в украшении интерьера группы, с удовольствием дарили их друзьям, родным и близким. Воспитанники научились не только складывать бумагу по проекту оригами. Они, работая, научились усидчивости, вниманию, логическому мышлению. Лучше стали различать цвета и оттенки. Выполняя поделки в технике оригами , воспитанники достигли хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобрели хорошую подвижность и гибкость, исчезла скованность движений детей улучшилась мелкая моторика рук, благодаря складыванию бумаги и упражнениям для рук. Этот вид продуктивной деятельности делает руку воспитанника умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль за движением руки. Помогает образованию связи рука - глаз. При совершенствовании у детей с ОВЗ ручной умелости развивались коммуникативные навыки. итак. начиная работу с учащимися школы-интерната и ставя перед собой цель, я уверенно и целенаправленно шла вперед к ее достижению. Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли мне добиться хороших результатов. Все это будет ему хорошим помощником в школе. Ребята стали более ответственные. Каждый хотел сделать красивую, интересную поделку. И это удалось. В классе подготовили замечательную выставку игрушек. Были выставлены как отдельные работы, так и коллективные. Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли мне добиться хороших результатов.
Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать заключение, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ младшего школьного возраста в процессе обучения технике оригами, способствуют развитию мелкой моторики рук.
10. Список источников информации
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Все об оригами». Справочник. С-
Пб,: «Кристалл», М: «Оникс», 2005.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Игрушки из бумаги». – С-П,:
Литера, 1999.
- Беляков Н.Д., Цейтман Н.Е. Внеклассные занятия по труду младшими школьниками. Пособие для учителей начальных классов. М, «Просвещение», 1969, 303с.
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Просвещение, 1992.
- Богданова О. С и Петрова В.И. Методика воспитательной работы начальных классах. М., «Просвещение», 1975.
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие для студентов пед. ин - тов. М., «Просвещение», 1974, 223с.
- Болотина Л.Р. и Латышина Д.И. Методика воспитательной работав начальных классах. М., «Просвещение», 1978, 128с.
- Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. М.: Издательский центр «Академия», 1999-226с.
- Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения: Сб.научн.трудов / Под ред. В.В, Воронковой. М.: Изд-во АПН, 1984
- Капитонова И.В. Оригами для детей и взрослых: Чебоксарское книжное издательство,1997
- Концепция воспитания в Республике Марий Эл.
- Коррекционно-воспитательная работа во вспомогательной школе: Сб. науч. трудов. Алма-Ата,1985
- Коротеев И.А. Оригами для малышей.: М., Просвещение, 1996.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей.: М., 1997.
- МачихинаВ.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. 2-е изд., испр.- М: Просвещение,1983
16.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие
учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред.В.В.
Воронковой -М.: Школа-Пресс, 1994.-416с.
17.Оригами. Искусство складывания из бумаги.- М.: Московский центр
оригами, 1993.- 52с.
18.Педагогика: Педагогические теории системы технологии./ С.А.
Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А.
Смирнова. - 2-е изд., испр . и доп. М.: Издательский центр «Академия»,
1999. - 344с.
19.Погашин М.М., Катченко М.В. Комплексный подход к воспитанию
школьников: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980 - 104с.
20.Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида подготовительной и 1-4 классы. М:
«Просвещение», 2001
21.Психологические проблемы коррекционной работы во
вспомогательной школе / Под.ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н.
Головиной. М.:Педагогика,1980
22. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.:
Просвещение,1986
23. Рузина М.С., Афонькина С.Ю.Страна пальчиковых игр: Развивающие
игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: Кристалл.-336с.
24. Сафонова Н.С. и Молотобарова О.С. Пособие для руководителей
кружков. М., «Просвещение», 1978.
25. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. - Ярославль,:
Академия развития, 1997.
26. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под.ред. Г.Н.
Головиной. М.:Просвещение,1972
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с дизартрией
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Чем могут заняться родители в домашних условиях со своими малышами с целью развития мелкой мотрики рук....
Развитие мелкой моторики рук для детей младшего школьного возраста
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому,...
Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством работы с природным и бросовым материалами
Каждый ребёнок имеет свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на его индивидуальность. У современной школы такой возможности пока нет.Поэтому задачу развития творческих способностей дете...
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры
В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...