Статья "Современный подход к экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС"
методическая разработка (7 класс)
О современном подходе к экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Современный подход к экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС" | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Тема доклада
«Современный подход к экологическому воспитанию обучающихся в свете требований ФГОС»
Подготовила : Мумбер-Образцова Е.С.
Сургут, 2019г.
Великий писатель Михаил Пришвин сказал:
«Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека» .
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
-формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
Каждый из нас ощущает на себе влияние экологических проблем.
Это загрязнение воздуха, воды, переполненные мусором полигоны, исчезновение бесценных природных объектов и многие другие. Чтобы эффективно помогать природе, с самого детства необходимо экологическое просвещение.
Образовательный портал Экокласс.РФ был запущен движением ЭКА в 2015 году с целью экологического просвещения школьников. Сейчас на нем собрано 25 экологических уроков на различные темы: водосбережение, раздельный сбор отходов, экологичный образ жизни, сохранение лесов, изменение климата и другие. В экологических уроках проекта “Экокласс” уже приняли участие более 2 миллионов школьников из всех регионов России и 10 зарубежных стран. И приятно сознавать, что на карте проекта есть и наша школа.
Организаторами уроков выступает межрегиональная экологическая общественная организация «ЭКА» -Зеленое движение России, которая действует с 2010 года, при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федерального информационного портала «Вода России», корпорации Российский учебник, Центра экономии ресурсов.
В нашей школе экологические уроки проводятся с учащимися 5-11-х классов с 2016г. «Хочешь изменить мир, начни с себя» – это лозунг и призыв экологических уроков.
Для проведения уроков предоставляются готовые методические материалы (анимированные презентации, игровые задания ,раздаточные материалы, текстовые и видеогиды, задания для квестов, видеоролики).
ЗАДАЧИ экологических уроков:
1 .ОРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- формирование представлений о существенных признаках и потребностях живого в условиях экологической системы;
2.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-воспитание осознанно — правильного отношения к природе в целом,
-воспитание стремления не причинять вреда природе;
-воспитание радостных переживаний от нравственно положительных поступков.
3.РАЗВИВАЮЩИЕ (развитие базисных характеристик личности)
-интеллектуальная компетентность (сконцентрирован исторический опыт расширения сознания людей);
-языковая компетентность (умение интерпретировать текст, способность творческого использования элементов литературного опыта, выражать свое отношение к объектам природы);
-социальная компетентность в мотивационном когнитивном и поведенческом аспектах (желание детей заботиться и помогать живым существам, понимать их особенности, потребности, умение включиться в творческий диалог между сверстниками и взрослыми);
-интеллектуальная инициативность (стремление ребенка найти альтернативное решение при постановке проблемных задач);
-креативность (развитие мышления, фантазии, воображения);
-самостоятельность (умение наблюдать природные явления);
-самооценка (умение анализировать свою деятельность ,увидеть достижения и недостатки, найти ошибки, пути её исправления)
Экологическое образование – часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом.
Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
В сущности воспитания экологического мировоззрения выявляются две стороны:
первая – экологическое сознание,
вторая - экологическое поведение.
Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется с годами в практической деятельности.
Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.
Воспитание экологичного образа жизни посредством использования экосказки
Основная цель педагогической деятельности по использованию сказки экологического содержания для младших школьников - развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы, через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и литературного опыта средствами экологической сказки.
Всероссийские экологические уроки :
«Чистый город начинается с тебя»!, «Как жить экологично в мегаполисе»
С помощью игровых упражнений, подвижных игр и групповых заданий ребята выясняют, что чистота во многом зависит от того, как жители города используют воду и энергию и как поступают с мусором.
В ходе урока ребята знакомятся с основными источниками загрязнения воды, воздуха и земли в городе, учатся способам экономии воды и электроэнергии, а также грамотному обращению с отходами. И во всем этом им помогут дружелюбные герои урока - Экоспасатели!
Цель урока – познакомить школьников с простыми привычками, которые помогут им ежедневно заботиться о природе и своем здоровье.
Интерактивный игровой урок наглядно демонстрирует, что может делать каждый ученик, чтобы помочь в решении экологических проблем, и объясняет важность любого, даже самого маленького поступка.
Благодаря анимированной презентации ученики узнают о состоянии окружающей среды и здоровья населения сегодня, знакомятся с понятием “экологичный образ жизни”, рассматривают варианты полезных экопривычек.
С помощью увлекательной настольной игры узнают про повседневные действия, которые способствуют сокращению экологического следа каждого из нас.
Ребята делают карманные книжечки с домашним заданием, которые помогут им закрепить материал урока, попробовать полезные экопривычки у себя дома и вовлечь родителей в этот процесс.
Интерактивные экоуроки из серии «Разделяй с нами»:
Ключевые темы уроков:
- рассматриваются причины появления проблем отходов;
- раздельный сбор отходов и их переработка;
-концепция «ноль отходов»;
- циклическая экономика:
- принципы разумного потребления;
- инновации для решения мусорной проблемы.
“Сегодня, согласно данным опросов, сдавать вторсырье в переработку готовы более 80% россиян, при этом реально в раздельный сбор отходов в нашей стране вовлечены менее 3% жителей. Школа «Разделяй с нами» призвана обучать всех желающих менять ситуацию и вносить свой вклад в распространение практики раздельного сбора отходов и других полезных привычек, уменьшающих экологический след”.
По всему миру разные страны и их активные жители признают, что лучший способ справляться с огромным количеством отходов вокруг нас — это их раздельный сбор и вторичная переработка.
Жители нашей страны согласны с таким мнением, но чтобы победить мусорного монстра, важно участие каждого из нас.
Чем уникальны уроки «Разделяй с нами»?
Практическая направленность
Цель уроков – не только дать школьникам знания о проблеме, но научить их простым практическим действиям по снижению собственного мусорного следа.
Развитие полезных навыков
В ходе занятий ребята учатся командному взаимодействию, решению проблемных ситуаций, навыкам презентации, аналитическому мышлению.
Интерактивность
Игровые задания помогают вовлечь и сплотить учеников, развивают инициативность, креативность и ответственность.
Легкость проведения
Уроки легко подготовить и провести благодаря готовому пакету красочных материалов.
Минимум времени на подготовку
Для подготовки и проведения ярких уроков в классе, достаточно скачать готовые материалы, изучить методический гид и короткое видео.
Соответствие ФГОС
Уроки помогают формировать у учащихся экологическое мышление; при этом используется системно-деятельностный подход: знания не даются в готовом виде, а добываются учениками.
Общероссийские экологические уроки из серии «Вода России».
В увлекательной и интерактивной форме урок рассказывает ребятам о водных запасах планеты, раскрывает секреты сохранения чистой воды (качество воды, способы ее очистки) и учит бережному отношению к водным ресурсам нашей страны.
Для каждой возрастной категории созданы уникальные обучающие материалы с учетом особенностей и интересов школьников
1-4-е классы. Ученики начальной школы с помощью опытов и экспериментов изучают свойства воды, процессы ее загрязнения и очистки. Удостоверившись в том, что воду легче загрязнить, чем очистить, ребята найдут способы сохранения чистой воды.
5-8-е классы. Ученики средних классов узнают, откуда в кране вода и куда она утекает, спроектируют и проверят в действии собственный фильтр для воды. Также ребят ждет онлайн-часть урока, в которой они посмотрят видеоролики и пройдут тесты, чтобы проверить свои знания.
9-11-е классы. Старшеклассникам предстоит побывать в роли экосистемных инженеров и, выполняя задания квеста, исследуют и восстанавливают водоем.
Чем больше мы заботимся о воде, чем бережнее к ней относимся и следим за состоянием водоемов, тем чище будет вода. Да, воды остается много, но вот чистая пресная вода становится дефицитом. А ее невозможно будет купить ни за какие деньги. Мы не всегда можем очистить воду на 100%, поэтому с каждым циклом использования она становится грязнее. У воды есть свойство самоочистки, однако на это нужно время, которое мы ей не даем, используя ее настолько интенсивно, что вода не успевает самоочищаться. Мы можем помогать ей в этом, ведь, заботясь о чистоте воды, мы заботимся о собственном здоровье и о собственной жизни – возможности иметь еду и необходимые вещи.
В сентябре 2016 года состоялся Первый Всероссийский фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче. Идея его проведения появилась благодаря молодежной инициативе в рамках Международного форума по энергосбережению и развитию энергетики ENES-2015. Инициативу проведения Фестиваля поддержали Министерство энергетики России, Федеральное агентство по делам молодежи-
Росмолодежь, Министерство образования и науки России, Госкорпорация «Фонд содействия реформирования ЖКХ», лауреаты премии «Глобальная энергия» и другие
молодежные и общественные организации.
В рамках Международного года света и световых технологий в целях поддержки инициативы ЮНЕСКО ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ #ВМЕСТЕЯРЧЕ был проведен тематический энергоурок урок в 5-х -8-х-классах
«КАК МОЖНО БЕРЕЧЬ ЭНЕРГИЮ В БЫТУ»
Цели:
. Научить видеть и понимать результат работы современных энергосберегающих технологий и предметов быта, используемых в повседневной жизни.
. Стимулировать развитие привычки рационально и бережно относиться к энергоресурсам с детства.
. Стимулировать внедрение культуры энергосбережения в семье.
. Активизировать словарь детей в области энергосбережения, повышения энергоэффективности и бережного отношения к природным ресурсам.
Учащимся предлагались игры «Отгадай электрический прибор по звуку» , «Угадай электрический прибор» , «Выключатели», «Советы по энергосбережению», «Дом с умом», квест «ЭнергопоисК» , подвижные игры «Лампочка» ,«День и ночь» ,занимательные опыты (сортировка, электрическая расческа), просмотр видеороликов.
Каждый из нас может что-то сделать, чтобы помочь нашей планете. Не обязательно делать всё и сразу, можно начать с малого. Помните, сколько людей на планете? Даже самое маленькое действие каждого жителя планеты очень важно. Вредные привычки можно изменить на полезные. Только тогда мы сможем сохранить здоровье людей и помочь природе.
ХОЧЕШЬ ИЗМЕНИТЬ МИР – НАЧНИ С СЕБЯ.
ПОМНИТЕ, ЧТО ЛЮБОЕ, ДАЖЕ САМОЕ МАЛЕНЬКОЕ
ДЕЙСТВИЕ, ОЧЕНЬ ВАЖНО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности обучающихся по химии в свете требований ФГОС ООО (Из опыта работы МОУ «СОШ № 73» г. Саратова)
Работа выполнена в соавторстве с заместителем директора по УВР Зубковой Е.Д....
Статья : Современный урок физики в свете требований ФГОС второго поколения.
Основной формой организации обучения был и остается урок,поэтому свою статью я решила посвятить именно тому,каким должен быть современный урок!...
Современные подходы к подготовке и проведению уроков в свете требований ФГОС
Выступление на сеимнаре учителей биологии и химии...
Новые подходы к оценочной деятельности обучающихся в свете требований ФГОС
Рекомендации к новой оценочной деятельности обучающихся в свете требований ФГОС...
Системно-деятельностный подходв обучении младших школьников английскому языку в свете требований ФГОС
Презентация. Тема: "Системо-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку по ФГОС. Представление опыта учителя....
Статья «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»
laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский....
Статья "Современный подход к проведению уроков в коррекционной школе в рамках введения ФГОС"
Статья " Современный подход к проведению уроков в коррекционной школе в рамках введения ФГОС"...