Статья "Современный подход к проведению уроков в коррекционной школе в рамках введения ФГОС"
статья
Статья " Современный подход к проведению уроков в коррекционной школе в рамках введения ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovr_urok_2.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный подход к проведению уроков
в коррекционной школе в рамках введения ФГОС
С сентября 2016 года введены федеральные государственные образовательные стандарты образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Важнейшая задача современной системы образования – не дать ребенку сумму определенных ЗУН, а «научить учиться», общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом.
Анализируя опыт обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, можно отметить некоторые риски традиционной системы обучения: преобладание объяснительно-иллюстративных методов и приемов; монологическое объяснение, недостаточное применение проблемных методов обучения.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие переход к активным формам работы, направленным на вовлечение обучающихся в активную деятельность. Наиболее интересным и продуктивным в современном уроке является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности.
Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.
В условиях ФГОС современный урок – это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Большое внимание уделяется связи обучения с жизнью, практической направленности уроков.
Современный урок – это педагогическое произведение. Учитель вносит в него своё творчество, свой методический почерк, выбирает ту форму работы, которую он будет использовать на уроке. По условиям ФГОС, независимо от выбранной формы урока, на уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности и общей заинтересованности. Необходимо формирование правильной самооценки ребёнка через оценку его работы с товарищами и учителем. В процессе обучения учитель должен найти правильный индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Выстроив урок, учитель обязан чётко структурировать его, деля на этапы. Каждый этап должен быть интересным и продуктивным.
Цель первого этапа – настроить школьников на работу, заинтересовать их. Этап проверки домашнего задания не обязателен. Если же он проводится на уроке, то формы проведения следует периодически менять. Этап повторения и актуализации знаний является обязательным. Именно на нём будет базироваться новый материал.
На этапе изучения нового материала важно показать практическую значимость материала. Интересным и продуктивным для учащихся является тот урок, на котором учитель использует для изложения нового материала метод проблемного обучения, частично – поисковый или исследовательский.
Весьма продуктивным является приём проговаривания алгоритмов действия. Это начало думания. На уроке воспитанник должен говорить.
Отличие традиционного урока от урока по ФГОС
Традиционный урок | Современный урок |
Триединая цель: - образовательная - развивающая -воспитательная | -формирование предметных результатов; -формирование личностных результатов; -формирование БУД. |
По способу передачи знаний | |
объяснительно – иллюстративный и репродуктивные методы | деятельностные методы |
По характеру взаимоотношений | |
субъектно-объектный | партнерство |
Отличие современного урока от традиционного:
1.Уровнь активности обучающихся;
2.Роль учителя на уроке;
3.Цель урока;
4.Методы, применяемые учителем;
5.Способы оценивания;
6.Структура урока.
Требования к современному уроку
Требование к уроку | Традиционный урок | Современный урок |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых для использования педагогами на уроках:
- технология уровневой дифференциации (дифференцированное обучение)технология проблемного обучения;
- информативно- коммуникативные технологии;
- кейс- технологии;
- технология «портфолио»;
- игровые технологии;
- компьютерные технологии;
- дистанционные образовательные технологии.
Использование дистанционных образовательных технологий в обучении детей с ОВЗ предоставляет ряд возможностей:
1. Выстраивание индивидуальной траектории для продвижения каждого ученика за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей и индивидуального развития.
2. Появляется возможность организации щадящего режима обучения, сокращение количества часов учебной нагрузки, нормирование количества времени, проводимого за компьютером, многократное возвращение к изучаемому материалу при необходимости.
Таким образом, требования ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Современный урок – это такой урок, когда учащийся сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы. Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика.
Список литературы:
- М. М. Поташник « Требования к современному уроку», методическое пособие, центр методического образования. Москва, 2007 г.
- Современные педагогические технологии : учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. – 140 с.
Источники:
http://infourok.ru/material.html?mid=130901
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметная внеурочная деятельность в начальной школе в рамках введения ФГОС
В статье рассматривается общекультурное направление внеурочной деятельности в начальной школе. В рамках общекультурного направления анализируются формы работы театральной студии "Мир кукольного театра...
Индивидуальный подход к обучению иностранным языкам в рамках введения ФГОС.
Одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является индивидуальный подход в обучении иностранных языков. Эта проблема не новая, но, наверное, далеко не полностью раскрыто всё...
Доклад «Самостоятельная работа на уроках географии в основной школе в рамках введения ФГОС ООО»
Данный доклад был представлен на августовской конференции в 2015 году. Введение ФГОС в основной школе ставит перед учителем задачу нового подхода к организации самостоятельной деятельнос...
Современный подход к проведению урока в коррекционной школе в рамках введения ФГОС
Урок по ФГОС в коррекционной школе....
Внедрение новых образовательных и воспитательных технологий в коррекционной школе в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания детей с ограниченными...
Проведение урока в коррекционной школе в рамках введения ФГОС
Проведение урока в коррекционной школе в рамках введения ФГОС...
«Использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе в рамках введения ФГОС»
Игра способствует улучшению качества восприятия, памяти, воображения и мышления. Помимо этого, игра создает на уроках благоприятный эмоциональный фон, повышает интерес к предмету и способствует развит...