Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией
статья

 

  Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией.

У детей с моторной алалией отмечаются нарушения познавательной деятельности вторичного характера.  Одним из нарушений познавательной деятельности является несформированность логического мышления. Поэтому возникает необходимость развивать не только речь, но и различные логические операции: классификации, анализа, синтеза, обобщения, сравнения родовидовые отношения, отношение часть - целое, противопоставления.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alaliya_statya_2019_g.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией

Составила:

                                                        Мерясева Ирина Владимировна

Учитель-дефектолог                          

                                                                                        (I кв. категория)        

        Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.        
        В настоящее время используется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • экспрессивную (моторную) алалию;
  • импрессивную (сенсорную) алалию;
  • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи).

По статистике сегодня 20% детей дошкольного возраста с нарушениями речи -  это дети алалики. Моторная алалия встречается в 10 раз чаще, чем сенсорная.

 Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформирован-ностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. (Волкова Л.С.).         

У детей с моторной алалией нарушаются двигательно-артикуляционные образы слов при значительной сохранности звуковых образов. Поэтому у этих детей наблюдаются мучительные попытки произнести слово, но это им не удается.

Глубокая задержка речевого развития накладывает отпечаток на всю личность ребенка-алалика. Нарушение нормального общения с окружающими приводит к развитию у него многих отрицательных черт характера: заторможенности или чрезмерной возбудимости, упрямства, угрюмости, обидчивости, вспыльчивости; наблюдается вялость, общее снижение активности.         
        У детей с моторной алалией отмечаются нарушения познавательной деятельности вторичного характера. Одним из нарушений познавательной деятельности является несформированность логического мышления. Поэтому возникает необходимость развивать не только речь, но и  различные логические операции: классификации, анализа, синтеза, обобщения, сравнения, родовидовые отношения, отношения часть-целое, противопоставления и др.

I. По развитию процессов классификации рекомендованы следующие виды упражнений:

1. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагается разложить картинки на 2 группы (критерий классификации не называется).

Например: яблоко, груша, репа, свекла, лук, огурец, апельсин и т.д.

2. «Назови “лишнее” слово»

Например:

Огурец, помидор, апельсин, репа, лук.

Петух, курица, гусь, воробей, утка и т.д.

Ребенок должен найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

II. Формирование процессов сравнения.

1. Упражнение «На что похоже?»

Белая вата похожа на  (что?)…

Белый пух похож на (что?)…

Радуга похожа на (что?)...

Детям даются картинки с ответами (снег, цветные карандаши и т.д.)

2. Упражнение «Закончи предложение».

Снег блестит на солнце, как …

На деревьях ярко-желтые листья сверкают, как…

Если дети затрудняются добавить слово, то предлагается подсказка в виде 2-х нескольких картинок (серебро, золото).

3. Упражнение «Чем отличаются слова?»

Детям предлагаются картинки:

Шить – вязать,

Лежать – сидеть;

Лежать- стоять;

Мыть – стирать и т.д.

4. Игра «Сравни наоборот».

Заяц бегает быстро, а черепаха двигается … (медленно).

Жираф высокий, а собака … (низкая).

Слон тяжелый, а мышь …(легкая).

III. Формирование процессов обобщения, синтеза, родовидовых обобщений, отношения части-целого.

1. Упражнение «Угадай обобщающее слово» (по функциональным признакам).

Растут в огороде, на грядке, используются в пище (овощи).

Растут в саду, на дереве, из них варят компоты и варенье (фрукты).

2. Упражнение «Назови части» (по картинке, по представлению).

Кабина, колеса, руль, фары, дверца (машина).

Две руки, две ноги, голова, тело (человек).

3. Игра «Рыбы, птицы, звери» с мячом.

Ребенок, который поймает мяч, подбирает обобщающее понятие.

(Медведь – это животное, лимон – это фрукт и т.д.).

IV. Выделение из целого образа предмета его отдельных признаков.

1. Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитета (Из нескольких картинок ребенок выбирает нужную).

Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище (кошка).

Хвост крючком, нос пятачком (свинья).

Я большой, в коричневой шубе, люблю мед и малину (медведь).

V. Задание по установлению аналогии.

1. «Разложи картинки по сходству».

Детям раздаются картинки: хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»); молоко, сыр, масло, йогурт (к картинке «корова»).

2. Игра «Пара к паре».

Ваза – цветок, гриб – корзинка, машина – шофер, самолет – летчик и т.д.

VI. Развитие способности к противопоставлению.

1.Игра «Скажи наоборот»

Войти (выйти), подняться (спуститься), налить (вылить), одеться (раздеться), сесть (встать) и т.д.

        VII. Развитие причинно-следственных и других смысловых связей.

1. Упражнение «Закончи предложение».

Заяц меняет шубку зимой на белую, чтобы… (его не поймала лиса, спрятаться в снегу).

Мы пошли в магазин, чтобы… (купить продукты, купить хлеб, купить  молоко).

Я нарисовал открытку, чтобы … (подарить ее маме, подарить ее сестре).

Таким образом, детский возраст характеризуется еще не закончившимися процессами формирования мозговых структур, в том числе физиологических структур речевых механизмов. У ребенка еще небольшой речевой опыт, но нервная система более лабильна, чем у взрослых. Все это оказывает влияние на течение алалии. Однако формирование логического мышления у детей-алаликов идет более успешно благодаря правильно-подобранной коррекционно-педагогической работе и большим компенсаторным возможностям мозга. После дошкольного обучения речь и когнитивные процессы алаликов способны развиваться до нормы, и эти дети в дальнейшем могут обучаться в массовой школе.

Список использованной литературы

1.         Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2009. – 704 с.

2. Долганюк, Е. В. Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Е. В. Долганюк. – СПб. : «Детство-Пресс», 2015. – 144 с.

3. Лалаева, Р.И., Шаховская, С.Н. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 462 с.

4. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека  и их нарушение при локальных поражениях мозга. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2000. – 512 с.

5. Пятница, Т.В., Башинская, Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч.2. –  М. : ТЦ Сфера, 2011. –  64 с.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логического мышления на уроках математики.

О формировании логического мышления  учащихся 5-ых классов на уроках математики. (Учебник: Математика-5, Автор- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и Якир М.С....

презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией  с применением мнемотехники....

Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией

Сопроводительная  статья  к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....

Особенности согласования в субстантивно-адъективных сочетаниях в речи дошкольников с моторной алалией.

Моторная алалия представляет собой комплекс языковых и сопутствующих нарушений (психолого-педагогических особенностей детей,  неврологической симптоматики и др.), который оказывает отрицательное ...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в игровой деятельности

Актуальность вопроса развития логическое мышление старших дошкольников обусловлена тем, что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека сознательно относиться к жизни....