Особенности согласования в субстантивно-адъективных сочетаниях в речи дошкольников с моторной алалией.
статья

Моторная алалия представляет собой комплекс языковых и сопутствующих нарушений (психолого-педагогических особенностей детей,  неврологической симптоматики и др.), который оказывает отрицательное влияние на речевую коммуникацию ребенка, на процесс его адаптации в обществе.

Проблема развития речи детей с моторной алалией, несмотря на множество накопленных логопедией знаний и методик, остается по-прежнему крайне актуальной. Тяжесть и стойкость речевых нарушений требует поиска новых путей, использования полученных знаний для развития детей с патологией речи. Поэтому наметившееся в последние годы сотрудничество логопедии и психолингвистики призвано обогатить логопедические знания новыми сведениями, более глубоким анализом речи в условиях ее патологического развития. В этом междисциплинарном взаимодействии видится большое будущее. 

Развитие грамматики является одной из самых сложных сторон работы логопеда, особенно с детьми с системными нарушениями речи. В данной статье мы обратились к изучению синтаксических связей, а точнее – к выявлению особенностей согласования в субстантивно-адъективных словосочетаниях в речи дошкольников с моторной алалией на основе сравнительно-сопоставительного анализа  с использованием психолингвистических знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.64 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_morskoe_puteshestvie.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Особенности согласования в субстантивно-адъективных сочетаниях в речи дошкольников с моторной алалией

   Проблеме формирования грамматической системы в речи детей с моторной алалией посвящено множество научных работ, где отмечается не только запаздывание развития грамматической системы, но и патологический ход этого развития, а также особенный, специфический характер нарушений грамматической системы. Целью нашей работы стала попытка обнаружить эти специфические особенности на примере согласования в субстантивно-адъективных сочетаниях. Поставленная цель побудила провести сравнительное исследование особенностей согласования в речи детей с нормальным речевым развитием и моторной алалией. В эксперименте участвовали 3 группы детей: дети с моторной алалией 5-7 лет, группа детей с нормальным речевым развитием 5-7 лет и группа детей с нормальным речевым развитием 4 лет.

   Эксперимент был организован следующим образом: разработана игра-путешествие в форме презентации. Детям предлагались задания на согласование прилагательных, притяжательных местоимений и числительных с существительными.

   Уже первые задания сразу определили лидирующие позиции детей с моторной алалией по количеству нарушений согласования и их разнообразию. Наибольшее количество ошибок было отмечено в сочетаниях с существительными среднего рода. Возможно, что помимо нарушений согласования часть ошибок была вызвана неверным определением рода существительного. Кроме того, много ошибок было выявлено в сочетаниях с существительными pluralia tantum, дети согласовывали по смыслу, что приводило к нарушениям согласования по числу. Других примеров рассогласования у детей с нормальным речевым развитием здесь не встречалось. В группе же детей с моторной алалией отмечались ошибки в согласовании во всех словосочетаниях. Думается, хаотичность и разнотипность ошибок детей с моторной алалией можно объяснить трудностями в проведении аналогий и установлении закономерностей.

   Эту картину подтверждает и анализ выполнения следующих заданий. Кроме этого, было выявлено, что много нарушений согласования было отмечено с редко встречающимися словами. 

   Достаточно сложным для детей оказалось задание на согласование относительных прилагательных с именами существительными. Часто в активном словаре детей младшей группы с нормальным речевым развитием и детей с моторной алалией не было нужных слов: прилагательных, производных от существительных мясо, овощ, гриб. Интересно то, что дети младшей группы были более последовательны в употреблении слов: если образовывали  ненормативное слово, то придерживались его и в других словосочетаниях, либо меняли на верный вариант. Дети же с моторной алалией часто меняли варианты, иногда даже употребив нормативное слово, в следующем задании опять образовывали слово заново.  Таким образом, такое непостоянство грамматических нарушений указывает на бессистемность, нелогичность формирующейся у детей с моторной алалией грамматической системы. При анализе данных обратил внимание на себя тот факт, что много ошибок в согласовании было вызвано влиянием прайма, то есть имело место повторение формы адъектива из предыдущего словосочетания.

   Задания «Сказочная страна» и «Остров пропаж»  предполагали согласование в косвенных падежах. Количество нарушений согласования по падежу, зафиксированные в группе детей с моторной алалией, значительно превышало число случаев рассогласования в речи детей с нормальным речевым развитием (в этих группах были отмечены лишь единичные случаи). Кроме того, детям с моторной алалией был свойственен и такой момент: сложные в произношении и малознакомые словосочетания увеличивали количество ошибок. При выполнении этих заданий было зафиксировано много «неясных случаев»: во-первых, когда были возможны разные варианты объяснения ошибки и, во-вторых, когда осложняли анализ особенности  произношения слов. При анализе нарушений согласования по падежу в группе детей с моторной алалией было отмечены межпадежные замены окончаний существительных. 

   Проведенный эксперимент позволил определить, что причиной нарушений согласования могут быть не только трудности в координировании парадигм субстантива и адъектива, но и неумение  верно определить род и число существительного, а также сбой при порождении словосочетания (например, под влиянием прайма).

   Для детей с моторной алалией, как показал эксперимент, свойственно на только количественное преобладание, но и качественное многообразие нарушений согласования, а также хаотичный, непостоянный характер грамматических нарушений, трудности в установлении аналогий и выявлении закономерностей, зависимость от произносительной сложности речевого материала, скорости актуализации слов.

            Литература

     Воейкова М.Д.  Формальные особенности парадигмы прилагательного и её усвоение детьми // Речь ребенка: ранние этапы / Отв. ред. С.Н. Цейтлин. СПб., 2000.

     Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. М., 2001.

     Русакова М.В. Именная словоформа флективного языка (согласование в русском атрибутивном словосочетании): Дис. … канд. филол. наук. СПб., 2001.

     Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М., 2003.

     Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М., 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морское путешествие

Слайд 2

Сегодня мы отправимся в путешествие по морям-океанам

Слайд 3

Надо нам собрать наш багаж. Что мы возьмем в дорогу? Складывай вещи в чемодан и говори про них: мой, моя, моё, мои.

Слайд 6

Чтобы отправиться в путешествие, нужно купить билет на корабль. Билет стоит 5 монет, их надо заработать. Посчитайте и скажите, сколько предметов здесь нарисовано.

Слайд 10

Теперь с билетами мы садимся на корабль и отправляемся в плаванье. И вот мы плывем по морю. Чтобы плыть было веселей, поиграем в игру - Про что можно сказать:

Слайд 11

голубой, голубая, голубое, голубые ?

Слайд 12

лесной, лесная, лесное, лесные ?

Слайд 13

золотой, золотая, золотое, золотые ?

Слайд 14

Вдалеке показалась земля! Мы подплываем к берегу. Это – страна Наоборот. На берегу нас встретили стражники: «Чтобы попасть в нашу страну, вы должны ответить на наши вопросы, только говорите слово наоборот»

Слайд 15

Мышка маленькая, а слон?..

Слайд 16

Белоснежка добрая, а Бармалей?..

Слайд 17

Бутылки полные, а стакан?..

Слайд 18

Тряпка мокрая, а полотенце?..

Слайд 19

Дедушка старый, а женщина?..

Слайд 20

Карандаш простой, карандаши?..

Слайд 21

Пропустили нас стражники в свою страну. Погуляли, посмотрели и поплыли мы дальше. Захотелось нам есть. Надо бы приготовить обед. Из чего будем готовить? У нас есть мясо, овощи и грибы. Команда на корабле большая, вкусы у всех разные. Приготовим суп, котлеты, жаркое и пельмени.

Слайд 25

Впереди показался берег. Это Сказочная страна. Чтобы попасть в эту страну, нужно ответить на вопросы:

Слайд 26

Кому мы дадим корзинку с пирожком и горшочком масла?

Слайд 27

Кого ждет старик у синего моря?

Слайд 28

Что фея держит в руке?

Слайд 29

Кого разбудил принц своим поцелуем?

Слайд 30

Кому мы дадим музыкальные инструменты?

Слайд 31

У кого во дворце Кай играл льдинками?

Слайд 32

О чем мечтает Настенька?

Слайд 33

Молодцы! Хорошо знаете сказки. В сказочной стране много интересного, можно встретить героев любимых сказок прямо на улице. Но мы плывем дальше.

Слайд 34

Мы приближаемся к большому острову. Это – остров Пропаж. Тут постоянно что-то пропадает. Нас встретили мальчик и девочка - жители этого острова. Они рассказали, что у них пропало много вещей и игрушек.

Слайд 35

Еще совсем недавно были, а теперь нет:

Слайд 36

Еще совсем недавно были, а теперь нет:

Слайд 37

Надо помочь ребятам отыскать их вещи. Но какой здесь беспорядок! Мы навели порядок и нашли пропавшие вещи.

Слайд 38

Что мы вернем детям?

Слайд 39

Что мы вернем детям?

Слайд 40

Попрощались с ребятами и отправились в обратный путь – пора возвращаться домой. Вот и кончилось наше путешествие. Мы вернулись домой. Впереди нас ждут другие путешествия и приключения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды арт-терапии при коррекции моторной алалии

Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,);Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика);Имаго...

презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией  с применением мнемотехники....

Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией

Сопроводительная  статья  к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....

Развитие речи неговорящих детей с моторной алалией.

Основная задача  при работе с неговорящими детьми вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Подражательные речевые реак...

Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией

Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией.У детей с моторной алалией отмечаются нарушения познавательной деятельности вторичного характера.  Одним из наруше...

Использование элементов фонетической ритмики как средства развития произносительной стороны речи у детей с моторной алалией

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...