Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (5 класс)

Майнды Анай-Хаак Калдар-ооловна

Коррекционное занятие по русскому языку для учащихся 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кызыл-Арыгская школа-интернат»

«Согласовано»

____________ Руководитель МО гуманитарных предметов Ондар С.Н.

03 сентября 2018 года

                                  «Утверждаю»

                           Директор школы  ___________ Монге М.В.

Приказ №________ от  06.09.2018 года

.

                                                                 

Программа внеурочной деятельности

«Коррекционное занятие по русскому языку»

4  класса, обучающегося по адаптированной

основной общеобразовательной  программе для детей с интеллектуальными нарушениями

 (с легкой степенью умственной отсталости)

с родным (нерусским) языком обучения

Майнды Анай-Хаак Калдар-ооловны


I. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Коррекционное занятие по русскому языку» для учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями создана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования обучающихся  по  адаптированной основной общеобразовательной  программе для детей с ОВЗ (с легкой степенью умственной отсталости) с родным (нерусским) языком обучения.

Цель программы: развивать познавательную деятельность, способности, закрепить знания по русскому языку обучающихся с интеллектуальной недостаточностью с родным (нерусским) языком обучения, организации их свободного времени.

Задачи:

- развитие устной и письменной речи;

- развитие усидчивости, целеустремленности в достижении цели;

- расширение знаний по русскому языку;

- развитие коммуникативных способностей, навыки социального общения;

- обогащение словарного запаса;

- воспитание нравственных и личностных качеств у воспитанников.

Актуальность: Речевое недоразвитие детей с интеллектуальной недостаточностью, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, недостатки мыслительной деятельности делают предельно сложным преподавание русского языка в образовательных учреждениях.

Особенно сложно преподавать русский язык для учащихся с родным (нерусским) языком обучения. Как показывает практика, в школах, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями  с родным (нерусским) языком обучения, учащиеся часто испытывают затруднения при усвоении материала на русском языке. Задача педагога, работающего с такими детьми – обучать детей так, чтобы они не только усваивали учебный материал, но и успешно использовали полученные знания и во внеурочной деятельности, и в самостоятельной жизни.

Новизна: Программа внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработано много. Данная программа разработана именно для учащихся с интеллектуальными нарушениями  с родным (нерусским) языком обучения.

Содержание внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) складывается из совокупности направлений, форм и конкретных видов деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности разнообразны: беседы,  праздники, игры (дидактические) и т.д.

Согласно утвержденному плану ГБОУ Кызыл-Арыгской школы-интерната на 2018-2019 учебный год, курс внеурочной деятельности «Коррекционное занятие по русскому языку» для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учебную нагрузку в количестве 1 часа в неделю и согласно утвержденному графику – 33 часа в учебном году.

При реализации рабочей программы предусмотрено применение коррекционно-развивающих, информационно-коммуникационных, игровых, здоровьесберегающих технологий.

Четверть

Количество часов

I четверть

8

II четверть

8

III четверть

9

IV четверть

8

ИТОГО

33

Система отслеживания и оценивания результатов обучения: в процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью наблюдения, промежуточного контроля полученных знаний в форме опросов, отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов, выполнения практических заданий.

II. Содержание курса внеурочной деятельности «Коррекционное занятие по русскому языку»

Содержание внеурочной деятельности

Количество часов

Формы организации внеурочной деятельности

Звуки и буквы

10

-индивидуальная работа;

- работа в парах;

- работа в группах;

-самостоятельная и фронтальная работа

Слово

16

Предложение

4

Развитие устной речи

3

III. Содержание и планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Название и содержание раздела (темы)

Уровень результатов

Основные личностные

результаты

Звуки и буквы

Уровень результатов – приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- правильной письменной и устной речи;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать звуки, буквы, части речи.

- составлять маленький рассказ по опорным схемам, и по сюжетной картине.

Умение составлять слова из букв, изменяя их порядок в слове, проводить звуко-буквенный анализ, дифференцировать звуки («гласные-согласные,» «звонкие и глухие», «твердые и мягкие»).

Умение выделять в речи, слова обозначающие предметы (действия, признаки).

Умение составлять простые и сложные предложения. Умение правильно строить рассказ и устанавливать последовательность действий.

1

Подвижные буквы

2

Красное – синее

(Звуки гласные и согласные)

3

4

Глухой – звонкий

(Звонкие и глухие согласные)

5

6

Загадки

(Твердые и мягкие согласные)

7

Волшебные слова

(Твердые и мягкие согласные)

8

Игротека

(Слог)

9

Игротека

(Перенос слов)

10

Тридцать три богатыря (Алфавит)

Слово

11

Кто? Что?

(Слова, обозначающие предметы)

12

13

Большая - маленькая

(Собственные и нарицательные имена)

14

15

Кто что делает?

(Слова, обозначающие действия предметов)

16

17

Кто точнее?

(Слова, обозначающие признаки предметов)

18

19

Соревнование (Предлог)

20

Кто первый (Предлог)

21

Путешествие по родственным словам

(Родственные слова)

22

Снежная сказка

(Родственные слова)

23

Поможем Незнайке

(Слова с непроверяемыми написаниями)

24

25

Кто больше?

(Слова с непроверяемыми написаниями)

26

Веселые кроссворды

(Слова с непроверяемыми написаниями)

Предложение

27

Кто первый?

28

Кино

29

Живое предложение

30

Режим дня

Развитие устной речи

31

Сезонные изменения в природе

32

Растения

33

Животные

IV. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучающиеся должны знать:

Уровень результатов – приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- понимать различие между звуками и буквами;

- устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

- правильно называть буквы в алфавитном порядке;

- различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

- выделять предложения из речи;

V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Программы

Учебники

Учебно-методические пособия

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ Кызыл-Арыгской школы-интерната

2. Программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы

Аксенова А.К. Русский язык. Учебник. 4 класс

1. А.К. Аксенова. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы

2. А.М. Александров. Дидактический материал по грамматике, правописанию и развитию речи

3. А.К. Аксенова., С.Ю. Ильина. Методика преподавания русского языка в школе для детей с интеллектуальными нарушениями

Средства обучения:

- дидактические материалы

- раздаточный материал

- мультимедийный комплекс

- наглядный материал

- дидактические развивающие игры

Список используемых пособий и литературы:

1. Фомина И.В. и др. Русский язык. 1 – 4 классы: Развитие устной речи и коррекция письма. Инновационные подходы: конспекты уроков, упражнения, занимательные задания. Волгоград: Учитель, 2009.

2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. М. Просвещение, 1991.

3. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий. 1-4 классы. Автор – составитель Н.П. Мещерякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

4. Коррекционно развивающие задания и упражнения, 3-4 класс. Автор – составитель Е.П.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...