МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И/ИЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ
статья
Социальная адаптация и интеграция в общество семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов, и основанная на ней социальная успешность дошкольника должны быть реализованы при помощи усилий единого образовательного пространства «семья – ребенок – детский сад». Основная форма организации процессаусиления ресурсного потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, – взаимодействие с родителями, которое предполагает выстраивание партнерских доверительных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dopolnennaya.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И/ИЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ
Т.С. Горинова, О.П. Егорова
МБДОУ «Детский сад №23 «Берегиня» компенсирующего вида» г.Чебоксары, rozovaia_malinka@mail.ru
Аннотация. Социальная адаптация и интеграция в общество семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов, и основанная на ней социальная успешность дошкольника должны быть реализованы при помощи усилий единого образовательного пространства «семья – ребенок – детский сад». Основная форма организации процесса усиления ресурсного потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, – взаимодействие с родителями, которое предполагает выстраивание партнерских доверительных отношений.
Ключевые слова: социальная изолированность родителей, ресурсный потенциал семьи, партнерские отношения.
На современном этапе развития общества интеграция позволяет детям с особыми потребностями получить права и возможности, а так же стать равноправными участниками жизни общества. Отметим, что порой социализировать необходимо не только детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или детей-инвалидов, но и их родителей. Именно с изменения устоев семьи можно наиболее эффективно организовать данный процесс.
Дошкольной организации необходимо осуществлять функцию социального лифта, позволяющего семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов, из низкоресурсных типов семей подняться на более высокую социальную ступень.
Для решения поставленных задач специалистами дошкольного учреждения была выработана единая концепция организации воспитательно-образовательного процесса.
Учителем-дефектологом был сформирован алгоритм работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и/или ребенка-инвалида:
- Сбор информации о семье воспитанника.
- Предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам.
- Формирование траектории взаимодействия с семьей.
- Выход на партнерские отношения.
- Знакомство с другими семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов.
- Формирование установок, необходимых для восстановления и расширения социальных связей.
- Поддержка выбранной родителем адекватной траектории дальнейшего развития.
- Обобщение опыта проделанной работы.
- Поддержка семьи после завершения основной работы (после перехода на следующую ступень образования).
Основными задачами совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующих преодолению социальной изолированности стали: осознание родителем частью социума, укрепление ресурсного потенциала семьи, раскрытие внутреннего потенциала семьи, осознание того, что все дети равные, транслирование успешных практик.
В ходе работы большинство родителей смогли определить для себя перспективное направление саморазвития и успешно продолжают его реализовывать.
Практическое использование разработанной модели преодоления социальной изолированности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов, через усиление ресурсного потенциала семьи определяет следующие положительные стороны:
- Работа в данном направлении формирует эмоциональное благополучие семей.
- Изменение позиции родителей на проблему социальной изолированности (осознание необходимости в социуме).
- Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов, перестали бояться социальных контактов, а порой и сами выступают ведущими в данных связях.
- Родители практически перестали чувствовать волнение и переживание (негативные проявления не переходят в стадию патологических форм).
- Методы взаимодействия с семьями адаптированы в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями.
- Повышение эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса.
Самый главный результат – повышение уровня социальной адаптации семей данной категории. Родители проявляют желание получить дополнительное образование, и развиваться в данном направлении. Они хотят быть значимыми не только для своих семей, но и для окружающих.
Таким образом, поиск инновационных методов и форм работы с семьями, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и детей-инвалидов, способствует оптимизации семейного воспитания, а так же положительно влияет на эффективность коррекционно-развивающего образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
- Кучмаева, О. В. Методы воспитания в российской семье (по результатам социологических исследований) / О. В. Кучмаева // Семья, семейные ценности и вопросы воспитания : сб. науч.-метод. материалов. – М. : Федеральный институт развития образования, 2008. – С. 111-127.
- Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М. : Академия, 2005. – 200 с.
- Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности / В. Я. Титаренко. – М. : Мысль, 1992. – 192 с.
- Торохтий, В. С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей : учебное пособие / В. С. Торохтий – М. : МГСУ, 2000. – 240 с.
- Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения / С. Т. Шацкий. – М. : Педагогика, 1980. – Т. 1,2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Дни открытых дверей»в условиях логопункта ДОУ"Салемальский детский сад"Золотая рыбка"для просвещения родителей,воспитывающих детей с речевыми нарушениями при использовании художественно-эстетического направления через задания обучающего характера.
Проектный метод в обучении воспитанников с речевыми нарушениями в условиях логопедического пункта является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в коррек...
Шоноев Т.И. Традиционная культура и развитие ресурсного потенциала семьи в Республике Бурятия.
В последнее время высказывается немало пессимистических прогнозов о кризисе семьи и разрушении ее основ в России. Но при проведении Фестиваля молодых семей ...
Организация деятельности по преодолению социальной изолированности детей надомного обучения.
Организация деятельности по преодолению социальной изолированности учащихся с ограниченными возможностями здоровья со сложной структурой дефекта, получающими образование в форме надомного обучен...
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом
Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...
Психологическое консультирование родителей, воспитывающих детей - инвалидов
Психологическое консультирование родителей, воспитывающих детей - инвалидов...
Рекомендации родителям, воспитывающих детей-инвалидов
Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможн...