Шоноев Т.И. Традиционная культура и развитие ресурсного потенциала семьи в Республике Бурятия.
статья на тему
В последнее время высказывается немало пессимистических прогнозов о кризисе семьи и разрушении ее основ в России. Но при проведении Фестиваля молодых семей в г. Улан-Удэ летом 2006г. мы увидели, что жива здоровая основа семьи, что много у нас в республике крепких молодых семей, самостоятельно решающих свои проблемы, заботящихся о своих детях, ответственных за свое благополучие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsionnaya_kultura_i_razvitie_resursnogo_potentsiala_semi_v_respublike_buryatiya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шоноев Т.И.
Традиционная культура и развитие ресурсного потенциала семьи в Республике Бурятия.
В последнее время высказывается немало пессимистических прогнозов о кризисе семьи и разрушении ее основ в России. Но при проведении Фестиваля молодых семей в г. Улан-Удэ летом 2006г. мы увидели, что жива здоровая основа семьи, что много у нас в республике крепких молодых семей, самостоятельно решающих свои проблемы, заботящихся о своих детях, ответственных за свое благополучие.
Республика Бурятия преимущественно аграрная. Поэтому проблемы сельской семьи для нас очень актуальны и понятны. Анализ современной ситуации в нашей республике показывает необходимость государственной поддержки некоторых традиционных устоев в функционировании семьи. Таких, как родословная культура семьи. Дело в том, что коренное население Бурятии (как буряты, так и русские-староверы) сохранило много элементов традиционной культуры. Именно родословная культура содержала в себе на протяжении многих столетий очень важные элементы: повышение престижа семейного образа жизни в обществе; ориентация на семью с социально положительным потенциалом; пропаганда здоровой благополучной семьи и ответственного родительства. То есть то, что необходимо сегодня.
Но, к сожалению, массовое раскрестьянивание последних двух десятилетий очень сильно ударило по народной культуре. У нас в республике мы отметили такую тенденцию, что вынужденная урбанизация несет в себе много негатива. Люди утрачивают определенную культуру, а взамен не всегда приобретают новую. То есть на лицо явная маргинализация населения, со всеми вытекающими социальными девиациями. Очень часто вчерашняя сельская молодежь занимается строительством семьи без опоры на какие-либо ценностные ориентиры.
При этом речь не идет о поддержке семейного иждивенчества, речь идет о создании благоприятного пространства для функционирования традиционных семейных ценностей, которые еще пока могут влиятельными для людей в провинции.
Особенностью человеческого сознания является тот факт, что все, с чем оно сталкивается, становиться его габитусом. Всякая человеческая деятельность (в том числе и семейная) подвергается габитуализации, т.е. опривычиванию. “Важным психологическим последствием габитуализации, - отмечают П.Бергер и Т.Лукман, - оказывается уменьшение различных выборов” [Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М. - Медиум. - 1995. - С. 158]. Поэтому, зная условия, в которых происходила габитуализация, можно прогнозировать будущие действия индивидов в тех или иных ситуациях. В отношении функционирования семьи, если мы сознательно не будем поддерживать традиционные условия габитуализации, в ближайшем будущем мы можем столкнуться с глубоким кризисом.
Урбанизация образа жизни требует от индивидов более индивидуализированных реакций сознания и поведения. Поэтому полагать, что мы можем сохранить традиционную культуру в чистом виде, было бы наивно. Но вместе с тем, было бы неверным рассуждать, что в исторической перспективе структурные элементы родословной семейной культуры будут воспроизводиться «сами по себе», на основе исторической памяти народа. Историческая память не может существовать бесконечно в качестве некоего инородного явления. Инерционные возможности этого феномена ограничены фактором социокультурной модернизации его носителей. Скажем, на современном этапе всё чаще обнаруживается в эмоциональном выражении представителей любого этноса расхожее понимание проблем прошлого и настоящего, различное видение способов сохранения и возрождения элементов духовной культуры.
Словом, наш основной тезис состоит в идее сосуществования традиционных и модернизированных семейных ценностей, что необходимым условием снижения социального риска в рамках процесса модернизации является совмещение ценностей индустриального общества с элементами традиционного экспрессивного порядка. Догоняющая модернизация на широких просторах российской глубинки – это фактор огромного социального риска, о котором надо помнить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 9 класс : «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера»
Тип урока: урок изучения нового материалаФорма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обученияЦели урока: ·...
Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 15-16 апреля2015 года
Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы...
Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, и перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 29 сентября-1 октября 2014 г
Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи и персп...
Программа семинара ресурсного центра ГБОУ Школы № 1929 ""Управление знаниями" как фактор развития кадрового потенциала школы" «Основные теоретические аспекты концепции «Управление знаниями»»
Программа семинара ресурсного центра ГБОУ Школы № 1929 ""Управление знаниями" как фактор развития кадрового потенциала школы" «Основные теоретические аспекты концепции «Управление знаниями»». Те...
МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И/ИЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ
Социальная адаптация и интеграция в общество семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов, и основанная на ней социальная успешность дошкольника должны...
Авторская программа "Культура и искусство народов Республики Бурятия (семейские, буряты)"
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам иные представления о системе взаимодействия искусства семейских, бурят и других народов с жизнью. В ней предусматривается привлечение ...
Материал для учебного пособия "География Бурятии": Бичурский район Республики Бурятия. Географическая характеристика.
Важной частью образовательной программы по географии является национально-региональный компонент. В рамках изучения курса географии России мы включаем материалы по географии родного...