Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Комнатные растения»
план-конспект
Цели занятия: - Создать социальную ситуацию развития в процессе организации речевой деятельности
Коррекционно-образовательные цели:
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» (антонимы, синонимы, родственные слова).
Коррекционно-развивающие цели:
Упражнение в образовании действительных причастий, сложных прилагательных, в согласовании прилагательных с существительными, в употреблении словосочетаний в родительном падеже мн. ч..
Упражнение в употреблении слов сложной звуко-слоговой структуры.
Совершенствование синтаксического строя речи (сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что).
Развитие связной речи, речемыслительной деятельности.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к комнатным растениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komnatnye_rasteniya.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед
МАДОУ г.Нижневартовска
ДС № 49 «Родничок»
Ишметова Валия Мирхафизяновна
Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Комнатные растения»
Цели занятия: - Создать социальную ситуацию развития в процессе организации речевой деятельности
Коррекционно-образовательные цели:
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» (антонимы, синонимы, родственные слова).
Коррекционно-развивающие цели:
Упражнение в образовании действительных причастий, сложных прилагательных, в согласовании прилагательных с существительными, в употреблении словосочетаний в родительном падеже мн. ч..
Упражнение в употреблении слов сложной звуко-слоговой структуры.
Совершенствование синтаксического строя речи (сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что).
Развитие связной речи, речемыслительной деятельности.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к комнатным растениям.
Оборудование.
Презентация по теме, комнатные растения, магнитная доска, предметные картинки по теме.
ХОД
- Организационный момент
Игра «Чего много»
- нежная фиалка - прямой стебель - высокий фикус | - закрытый бутон - китайская роза - крепкий корень | - белая герань - пышная бегония - колючий кактус |
- красивый бальзамин
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Что называли? (растения, цветы, их части)
- Какие растения бывают? (деревья, кусты, цветы, трава). Где они растут?
- Какие части растений мы видим? Не видим? Почему?
- Сегодня поговорим о растениях, которые растут в комнате. Какие они? (комнатные)
- Какие комнатные растения вы знаете? (Фикус, фиалка, алоэ, бегония, хлорофиттум и др.)
- Эти растения могут выжить на улице? Что с ними случится?
- Правильно. Ребята! Эти растения родом из жарких стран, тропиков. У них на родине очень жарко и светло или сыро. Когда мы начинаем выращивать растения дома, то мы должны создать им такие условия, чтобы растения чувствовали себя как дома.
- Как надо ухаживать за комнатными растениями? (поливать, брызгать, протирать, рыхлить, удобрять) Зачем надо это делать? Какие инструменты нужны для этого?
- Ребята, где можно разместить растения в комнате? (Растения могут стоять на подоконнике, на столе, на шкафу, на тумбе, на полке, висеть на стене).
II. Основная часть
- Игра «Скажи по-другому», «Скажи одним словом»
- Ребята, давайте рассмотрим наши комнатные растения.
Это фикус. У фикуса высокий рост, значит он высокорослый.
- У фиалки низкий рост, значит ….(она низкорослая).
- У фикуса большие листья, а по-другому? (крупные листья). Значит фикус (крупнолистный). - Листья овальные, а по-другому – продолговатые.
- У фиалки маленькие листья, а по-другому (мелкие листья). Значит она…(мелколистная)
- У хлорофитума листья узкие, значит он – (узколистный)
- У гибискуса или китайской розы цветы яркие и красные, значит, они (ярко-красные) .
- А у фиалки цветы бледные и розовые, значит они … (бледно-розовые).
- А у герани цветок белый, как снег, значит он (белоснежный)
- Если растение влагу (свет) любит (влаголюбивое, светолюбивое), тень выносит, вечно зеленеет?
- Кактус какой? (Колючий). А по-другому – игольчатый.
- Некоторые растения пахнут, значит у них есть запах а по-другому (аромат).
2. Физминутка.
- Наши красные цветки.
Наши красные цветки
Распускают лепестки (плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (качание руками влево - вправо)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки, (присели, спрятались)
Головой качают, (движение головой влево – вправо)
Тихо засыпают.
- Пальчиковая гимнастика.
Вырос чудесный цветок на балконе.
Утром раскрыл он свои лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
4. Игра с мячом «Скажи, какой цветок, если он…
- Ребята, что делает растение?
- растет, значит оно растущее - цветет - пахнет | - вянет - зеленеет - погибает | - дышит - опадает - радует - вьется |
- Игра «Подбери предметы к признаку»
- Мы уже много узнали о цветах.
- Про что можно сказать цветочный? ( Цветочный горшок, венок, рынок, стебель, запах, бутон, лист, корень, букет).
- Про что можно сказать цветочная? (Цветочная ваза, вода, рассада, клумба, фантазия)
- Про что можно сказать цветочное? (Цветочное удобрение, семечко, поле)
- А - цветочные ? (Цветочные духи, букеты, бутоны, листья, корни)
6. Игра «Закончи предложение»
- Ребята, давайте поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую часть, и начинаете свой ответ со слов «для того чтобы», или «чтобы».
- Я поливаю цветы, (чтобы они не погибли, быстрее росли)
- Я поливаю цветы, (потому что они не могут жить без воды)
- Нам нужны комнатные растения, (потому что они радуют, очищают воздух, украшают наш дом)
- Листья на комнатных растениях нужно протирать (для того, чтобы они могли дышать).
7. Игра «4-й лишний»
1. Толстянка, куст, фиалка, фикус.
2. Цветок, стебель, бегония, листья .
3. Герань, кактус, горшок, фикус.
4. Кактус, колокольчик, фиалка, фикус.
III. Итоги. Окончание занятия.
- О чём мы с вами сегодня говорили? Какое комнатное растение вам понравилось больше всего? Какое задание вам понравилось больше всего? Как вы считаете. Кто из детей активно и хорошо отвечал?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"
Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»
Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонемати...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши. Пересказ по опорным картинкам»
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей. Пересказ текста "Найда и щенята" по опорным картинкам....
конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
Тема «Берёзка, берёзонька…»Цели:Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; назы...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»
Цель:уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».Коррекционно-образовательные задачи:- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и дейст...