Внеурочная деятельность
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
- Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей
Протокол от « » 2018г. №_____ | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» __________ М.И.Иванова приказ от «___»_______ 2018 г. №____ |
Программа внеурочной деятельности
по курсу «Самообслуживание»
1 а класса
Объем: 66 часов
Педагог доп. образования:
Самиева Л.А.
г. Нефтеюганск-2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Самообслуживание» составлена на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599);
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №
26.
4. Концепции специальных федеральных государственных стандартов для детей с ОВЗ, уставом школы, положением о рабочей программе.
Описание места учебного предмета в учебном плане Внеурочная деятельность «Самообслуживание» входит в
предметную область «Окружающий мир», во внеурочную часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса.
Рабочая программа рассчитана:
66 часов в год, 2 часа в неделю в 1 дополнительном классе;
68 часов в год, 2 часа в неделю в 1 классе.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ в соответствии с целями, которые определены ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Учебно-методический комплекс:
- Кудрина С.В. Окружающий мир: учеб. для 1 кл. специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Гумантар. изд. центр ВЛАДОС, 2015;
- Кудрина С.В. Окружающий мир 1 класс. Рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Гумантар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
Актуальность программы
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у ребенка необходимые им навыки самообслуживания, гигиены и норм поведения.
Программа представлена как комплекс знаний, практических умений необходимых для выработки у ребенка ориентиров в микросреде.
Учащиеся приобретают первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиены. Успех овладения этими навыками может быть обеспечен только в том случае, если знания и умения, которые даются детям на уроках (учебный предмет «Человек»), постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь, как во время режимных моментов, так и на практических занятиях «Самообслуживание».
На занятиях «Самообслуживание» формируются и совершенствуются необходимые навыки личной гигиены и самообслуживания, умения ухаживать за собой, одеждой и обувью, навыки приёма пищи. Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений ребенка об окружающем мире, обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, развивается самостоятельность в организации своей жизни.
Работа по самообслуживанию как простой и доступный вид практической
деятельности содействует общему развитию ребенка, готовит его к самостоятельности в быту. На занятиях по «Самообслуживанию» ребенок ставится перед необходимостью планировать свою работу. Он начинает осознавать логическую последовательность определённых действий.
Цель программы:
Ребёнок умеющий обслуживать самого себя: одеваться, раздеваться, приём пищи и санитарно – гигиенические процедуры (умывание, посещение туалета).
Принципы построения программы:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип обходного пути – опора на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие;
- принцип поэтапного формирования мыслительных действий;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип непрерывности – проведение коррекционной работы на всём протяжении обучения ребёнка с учётом изменений его личности;
- принцип концентрического подхода - учет повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Задачи учителя:
- научить правильно, принимать пищу на уровне доступной самостоятельности;
- научить снимать и одевать верхнюю одежду при контроле со стороны взрослых;
- научить элементарным гигиеническим процедурам на уровне возможностей каждого из учащихся.
Основные формы работы с обучающимися
Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность, помогают лучше усваивать изучаемый материал.
Система упражнений, выполняемых на занятиях, должна носить учебно - тренировочный характер. В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые ребенок выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний.
Беседа на занятиях применяется в сочетании с играми (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные), практическими упражнениями
- другими видами работ (изобразительная: лепка, рисование, аппликация). Широко используемые игры делают процесс обучения более интересным, помогают преодолеть трудности в усвоении материала.
Специфика работы по программе «Самообслуживание» заключается в том, что практические занятия проводятся в соответствующих помещениях школы (раздевалка, столовая, туалет и т.д.).
Ведущая роль на занятиях принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетается с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами занятия, с учетом уровня развития и речи детей.
Планируемые результаты освоения программы в 1 дополнительном классе:
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
- последовательность при одевании и снимание одежды; приёма пищи за столом;
- последовательные действия при умывание и посещение туалета.
Должны уметь:
- обслуживать себя или принимать помощь при одевании и раздевании, приеме пищи и питье и других гигиенических процедурах (при мытье рук и посещение туалета);
- убирать посуду после приёма пищи.
Личностные:
- осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве);
- обогащение опыта восприятия окружающего мира;
- развитие интереса к взаимодействию с окружающими.
Планируемые результаты освоения программы в 1 классе:
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
- названия предметов ближайшего окружения;
- правила личной гигиены;
Должны уметь:
- самостоятельно (с небольшой помощью) снимать и
одевать верхнюю одежду;
- культурно вести себя за столом;
- убирать посуду после приема пищи;
- поддерживать в порядке личные учебные вещи;
- соблюдать правила учебной дисциплины.
Личностные:
- осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве);
- обогащение опыта восприятия окружающего мира;
- развитие интереса к взаимодействию с окружающими.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Обучение детей с умственной отсталостью является безоценочным, уровень овладения ими знаниями, умениями, навыками оценивается в динамике по шкалам «Карты наблюдений».
Содержание программы
- Гигиена тела.
Закрепить приобретенные в дошкольном возрасте умения различать и называть:
а) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени);
б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, расческа, зубная щетка, зубная паста, полотенце;
в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать.
Совершать под присмотром и с помощью учителя утренний туалет, мыть мылом руки, уметь вытираться. Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу, полотенце.
- Одевание и раздевание.
Закрепить приобретенное в дошкольном возрасте умение различать и называть предметы одежды и обуви: носки, рубашки, трусы, носовой платок, штаны, платье, куртка, шапка, варежки, шарф, ботинки, валенки и т. д.
Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя.
- Приём пищи.
Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, салфетка, стакан).
Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол.
- Правила культурного поведения.
Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.
Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с родителями учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в семье. Все виды работ по обслуживающему труду должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. При проведении уроков необходимо следить за состоянием одежды воспитанников.
Тематический план программы внеурочной деятельности
«Самообслуживание»
№ | Изучаемый раздел | Кол.-во часов (дополнительный) | Кол.-во часов |
1 | Гигиена тела | 36 | 36 |
2 | Одевание и раздевание | 16 | 16 |
3 | Приём пищи | 8 | 10 |
4 | Правила культурного поведения | 6 | 6 |
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
- связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течение всего учебного года. В конце каждой четверти строится кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
п/ | Изучаемый раздел | Индикаторы | Баллы | ||||||||
п | |||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
1 | Гигиена тела | Адекватная эмоционально- | |||||||||
двигательная реакция на при- | |||||||||||
косновения человека | |||||||||||
Узнавание части тела, как части | |||||||||||
собственного тела: руки, ноги, | |||||||||||
голова, туловище | |||||||||||
Узнавание частей туловища: | |||||||||||
плечи, грудь, живот, спина. | |||||||||||
Узнавание частей лица:глаза, нос, | |||||||||||
рот, зубы, язык | |||||||||||
Узнавание предметов гигиены | |||||||||||
(мыло, зубная щетка, полотенце, | |||||||||||
расчёска и т.д.) | |||||||||||
Навык мытья рук | |||||||||||
2 | Одевание и раздевание | Узнавание собственной одежды | |||||||||
Соблюдение последовательности | |||||||||||
действий при одевании | |||||||||||
Соблюдение последовательности | |||||||||||
действий при раздевании | |||||||||||
Самостоятельное одевание | |||||||||||
Самостоятельное раздевание | |||||||||||||
3 | Приём пищи | Сообщение о голоде и жажде | |||||||||||
доступным ребёнку способом | |||||||||||||
Узнавание предметов посуды | |||||||||||||
Самостоятельный приём пищи | |||||||||||||
4 | Правила культурного | Усвоение правил поведения за | |||||||||||
поведения | столом | ||||||||||||
Усвоение правила вовремя | |||||||||||||
проситься в туалет | |||||||||||||
Усвоение правила не сорить | |||||||||||||
Баллы | Уровень сформированности навыка | ||||||||||||
0 | Навык или умение отсутствует | ||||||||||||
1 | Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок | ||||||||||||
позволяет что-либо делать с ним) | |||||||||||||
2 | Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи | ||||||||||||
взрослого | |||||||||||||
3 | Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи | ||||||||||||
взрослого | |||||||||||||
4 | Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие | ||||||||||||
самостоятельно | |||||||||||||
5 | Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок | ||||||||||||
выполняет действие самостоятельно | |||||||||||||
Материально-техническое обеспечение:
- одежда и обувь ребенка;
- гигиенические принадлежности: мыло, салфетки, зубная паста, зубная щетка;
- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;
- пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию
- детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении;
- технические средства: компьютер, видеопроектор, магнитофон, экран.
Тематическое планирование «Самообслуживание»
1 дополнительный класс (66ч.) и 1 класс (66 ч)
№ | Тема занятия | 1 доп. | 1 класс |
1 | Наше тело | 2 | 2 |
3 | Человек | 2 | 2 |
5 | Части лица | 2 | 2 |
7 | Части тела | 2 | 2 |
9 | Человек – части тела | 1 | 1 |
10 | Режим дня | 1 | 1 |
11 | Режим школьника | 1 | 1 |
12 | Режимные моменты | 1 | 1 |
13 | Руки | 1 | 1 |
14 | Движения пальцев рук | 2 | 2 |
16 | Пол, имя | 1 | 1 |
17 | Пол – мальчик, девочка | 1 | 1 |
18 | Приглашение в гости куклу Машу | 1 | 1 |
19 | Отражение в зеркале | 1 | 1 |
20 | Время суток | 2 | 2 |
22 | Рано утром умывайся | 1 | 1 |
23 | Тело человека. Основные части тела. | 1 | 1 |
24 | Закрепление умения показывать и называть | 1 | 1 |
части тела. | |||
25 | Наши ноги. Правая нога. Упражнения на | 1 | 1 |
26 | закрепление. | 1 | 1 |
Наши ноги. Левая нога. Упражнения на | |||
закрепление | |||
27 | Наши руки. Правая рука. Названия пальцев рук. | 1 | 1 |
28 | Наши руки. Левая рука. Названия пальцев рук. | 1 | 1 |
29 | Мытье рук перед едой и по необходимости. | 1 | 1 |
30 | Обучение правильному мытью рук. | 1 | 1 |
31 | Ногти. Правильный уход за ногтями. | 1 | 1 |
32 | Пальчиковая гимнастика. | 1 | 1 |
33 | Самомассаж пальцев пружинками. | 1 | 1 |
34 | Пальчиковая гимнастика. Закрепление названий | 1 | 1 |
пальцев рук. | |||
35 | Лицо человека (глаза, нос, рот, уши). | 1 | 1 |
36 | Гигиена лица. | 1 | 1 |
37 | Гигиена полости рта. | 1 | 1 |
38 | Предметы личной гигиены. | 1 | 1 |
39 | Правила личной гигиены. | 1 | 1 |
40 | Повторение. Правила личной гигиены. | 1 | 1 |
41 | Волосы. | 1 | 1 |
42 | Расчесывание. | 1 | 1 |
43 | Обобщающее занятие по теме «Навыки, связанные | 1 | 1 |
с гигиеной тела. | |||
44 | Правила опрятности. Умение пользоваться носовым платком. | 1 | 1 |
45 | 1 | 1 | |
46 | Утренняя зарядка. | 1 | 1 |
47 | Утренний туалет. Вечерний туалет. | 1 | 1 |
48 | Школьный гардероб. Правила пользования гардеробом. | 1 | 1 |
49 | 1 | 1 | |
50 | Обыгрывание навыков личной гигиены на кукле, | 1 | 1 |
51 | Дидактическая игра «Кукла Катя умывается, | 1 | 1 |
делает зарядку и т.д. ». | |||
52 | Застежки молния. Застежки кнопки. Застежки пуговицы. Одевание и раздевание (нижняя одежда). Одевание и раздевание (верхняя одежда). | 5 | 5 |
57 | Обувь. | 1 | 1 |
58 | Одевание обуви. | 1 | 1 |
59 | Обувание, умение застегнуть и расстегнуть обувь. | 1 | 1 |
60 | Самостоятельное обувание (по возможности). | 1 | 1 |
61 | Обобщающее занятии на тему «Одевание обуви» | 1 | 1 |
62 | Полезные и вредные продукты. | 1 | 1 |
63 | Культура приема пищи. | 1 | 1 |
64 | Поведение за столом. | 1 | 1 |
65 | Самостоятельный прием пищи (по возможности) | 1 | 1 |
66 | Обобщающее занятие на тему «Культура приема пищи». | 1 | 1 |
Всего: | 66 часов | 66 часов | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс.
- Кудрина С.В. Окружающий мир: учеб. для 1 кл. специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Гумантар. изд. центр ВЛАДОС, 2015
- Кудрина С.В. Окружающий мир 1 класс. Рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Гумантар. изд. центр ВЛАДОС, 2012
Методическая литература для учителя.
- «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой
(СПб, 2011г).
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г).
- «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Маллер А.Р., Цикото Г.В. М., «Академия», 2003 год.
- «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков М.«Владос»,2013г
- «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. Шипицина Л.М. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития». М. «Владос», 2007г.
- Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребёнка: Учебное пособие. - СПб.: Владос Северо-Запад, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...