Роль дидактических игр в формировании познавательной активности у дошкольников с ЗПР
статья

Бекиева Нуржамал Ниязбековна

В статье изложена актуальные проблемы в коррекционной работе с детьми с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskih_igr_v_formirovanii_poznavatelnoy.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в формировании познавательной

активности у дошкольников с ЗПР

Проблема создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. Отмечается низкий уровень сформированности у них потребности в познании окружающей действительности, устойчивого познавательного отношения к миру. Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, но изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этой проблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматривая новую школу, как источник радости, света и знания, считая интерес одним из важных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Жан-Жак Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитания к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К. Д. Ушинский в познавательных интересах видел основной внутренний механизм успешного учения. Интерес к процессу познания формируется у ребенка с малых лет. Он основан на любопытстве и любознательности. Познавательный интерес — это стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Истоки познавательного интереса заложены в окружающей действительности, но решающим в его формировании является процесс воспитания и обучения. Он проявляется у ребенка в стремлении узнавать новое, выяснить не вполне ясное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Изучению познавательного интереса посвящены многие научные исследования, в совокупности, доказавшие его разностороннюю роль, как сложного и значимого образования личности. Познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям. Находясь у основания творческой деятельности, он стимулирует выбор личностных ценностей. Интерес создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей, нейтрализуя равнодушие и инертность. Познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника. Она тесно связана с развитием психических познавательных процессов. Психические познавательные процессы — это психические явления, в своей совокупности, непосредственно обеспечивающие, как процесс, так и результат. К их числу относятся ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усваивать способ познания и умения перенести его на практическую деятельность. Отметим характерные особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Во-первых, главным является — недоразвитие всей познавательной деятельности и особенно мышления. Дети с ЗПР в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. По образному выражению профессора В. А. Гиляровского, «наши воспитанники смотрят на окружающий мир как бы сквозь мутное стекло». Выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются. Эти особенности восприятия и памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения пройденного. Во-вторых, своеобразие познавательной деятельности детей с ЗПР состоит и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления, вплоть до школьного возраста. Особенно страдают у детей с проблемами в развитии способность к анализу, логическому обобщению, абстракции. Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Предлагаемый им материал дети понимают упрощенно, многое пропускают, искажают последовательность смысловых звеньев, не могут восстанавливать причинно-следственные связи. Анализ воспринимаемого материала отличается бедностью и фрагментарностью, дети не всегда называют составляющие рассматриваемого ими предмета, не отмечают многие существенные и важные свойства объекта. При проведении сравнения воспитанники обращают внимание на особенности, отличающие один предмет от другого, не замечая, чем эти предметы похожи. Иногда меняют сравнение на анализ одного из предметов. Особенно трудным является обобщение, которое основывается на случайных признаках. Для мыслительных процессов детей характерны стереотипность и тугоподвижность. Проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Большую роль в структуре дефекта детей с задержкой психического развития играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Низкая познавательная активность детей с ЗПР создает значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию дефектологической помощи дошкольникам с ЗПР. Теоретики и практики в области коррекционной педагогики: ученые, дефектологи, логопеды находятся в постоянном поиске новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями. Ведь оттого насколько ребенок заинтересован происходящим будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы.  Увеличение количества детей с ЗПР требует современных подходов и новых разработок в области коррекции их развития, от уровня познавательной активности детей на занятии зависит количество и качество получаемых им знаний. На современном этапе развития коррекционной педагогики накоплен достаточно обширный материал по коррекции нарушений детей с ЗПР: определены принципы, этапы и содержание коррекционной работы, однако практических рекомендаций, методических разработок по проблеме повышения познавательной активности детей на психологических занятиях еще недостаточно. Показателями выраженности познавательной активности являются: - эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; - экспрессивно-мимические проявления интереса; - положительный эмоциональный фон, эмоциональные «всплески»; Целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности). Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий. Специалистами были выявлены особенности по всем трем основным группам мотивов: внешним (страх, награда), внутренним (желание, инициатива самого ребенка) и промежуточно-соревновательным (мотивом выступает сравнение своих достижений с достижениями других). Из внутренних мотивов доминируют игровые мотивы, мотивы сохранения, целостного привычного функционирования, в то время, как у нормально развивающихся сверстников ведущими в младшем школьном возрасте становятся познавательные мотивы, связанные со стремлением к интеллектуальной активности, овладению новыми умениями, знаниями и навыками, и широкие социальные отражающие потребность ребенка занять определенное положение и системе доступных ему общественных отношений. Старший дошкольный возраст рассматривается как переходный: в норме у детей должен произойти плавный переход от одного вида ведущей деятельности к другому, т. е. от игры к учебе.

В педагогической и коррекционной деятельности необходимы стимулы, формирующие познавательную активность детей с ЗПР, вызывающие у них эмоции удивления, радости, удовольствия, воспитывающие интерес к знаниям. В специальной (коррекционной) педагогике одним из таких эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их волевую и эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию, развитию и коррекции учащихся со сниженным интеллектом. Благодаря использованию дидактических игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-дидактическая игра, как средство познавательной активности учащихся

Каждый учитель в процессе своей работы в школе находится в постояннолм поиске. Как привить учащимся интерес к предмету? Как сделать процесс изучения предмета наиболее результативным? Каждый из нас в п...

Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии.

Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии. Умение уч-ся составлять конспекты.  Конспект - краткое изложение, запись содержания какого-либо текст...

Формирование познавательной активности обучающихся, формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда на уроках математики

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. В данной работе представ...

Роль наглядных методов в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них ...

Становление познавательной активности у дошкольников с речевыми нарушениями при работе с картиной.

Как повысить интерес к занятиям? Этот вопрос задаёт себе каждый педагог. Отсутствие мотивации к учению, снижение познавательного интереса – основная проблема, с которой сталкиваются воспитатели,...

Консультация "Роль музыкально-дидактических игр в формировании познавательных интересов и интеллектуального развития детей с ОВЗ"

Консультация "Роль музыкально-дидактических игр в формировании познавательных интересов и интеллектуального развития детей с ОВЗ"...

Дидактические приемы формирования познавательной активности у детей с ТНР

Дидактические приемы формирования познавательной активности у детей с ТНР...