Дидактические приемы формирования познавательной активности у детей с ТНР
статья

Ткаченко Татьяна Анатольевна

Дидактические приемы формирования познавательной активности у детей с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 (ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Дидактические приемы формирования познавательной активности у детей с ТНР

 

СОДЕРЖАНИЕ

l. ВВЕДЕНИЕ3

   1.1. Определение Тяжелого нарушения речи3

1.2. Цель доклада3

II. Обзор дидактических приемов формирования познавательной активности у детей с Тяжелым нарушением речи4

   2.1. Особенности дидактической деятельности4

2.2. Основные приемы дидактической работы с детьми с Тяжелым нарушением речи4

III. Особенности использования дидактических приемов в работе с детьми с Тяжелым нарушением речи5

      3.1. Визуально-моторные упражнения5

      3.2. Звуковая деятельность5

      3.4. Игровые уроки5 

IV. Практические рекомендации по формированию познавательной активности у детей с Тяжелым нарушением речи6

     4.1. Развитие интеллекта6

     4.2. Формирование внимания и памяти6

     4.3. Улучшение мелкой моторики6 

V. Заключение7

l. ВВЕДЕНИЕ

 

Тяжелое нарушение речи определяется как совокупность различных проблем, которые препятствуют достижению правильной речевой компетенции у детей. Оно может быть связано с задержкой развития речи, слабо выраженными речевыми навыками, неправильным построением предложений или проблемами, которые могут возникнуть при общении с другими людьми.

 

Цель доклада - исследовать дидактические приемы формирования познавательной активности у детей с Тяжелым нарушением речи, а также предоставить практические рекомендации по формированию познавательной активности у детей с Тяжелым нарушением речи.

 

II. Обзор дидактических приемов формирования познавательной активности у детей с Тяжелым нарушением речи

2.1. Особенности дидактической деятельности

 

         Дидактическая деятельность ориентирована на проявление познавательной активности учащихся. В педагогической деятельности дидактика имеет наиболее широкое применение. Она предусматривает подготовку учащихся к проявлению познавательной активности. Дидактика применяется для формирования умений и навыков, развития интеллектуальных способностей учащихся и для развития творческих способностей.

2.2. Основные приемы дидактической работы с детьми с Тяжелым нарушением речи

Дидактические приемы работы с детьми с Тяжелым нарушением речи включают использование игровых методов, визуально-моторных упражнений, звуковой деятельности, заданий с ответами, а также использование мультимедийных и программных средств. Главным принципом дидактики для детей с Тяжелым нарушением речи является постепенное введение материала, начиная с простого и достигая более сложного. Также для работы с детьми с Тяжелым нарушением речи необходимо давать достаточное количество практики и применять творческие методы, такие, как игры, рассказы и рисование.

 

III. Особенности использования дидактических приемов в работе с детьми с Тяжелым нарушением речи

3.1. Визуально-моторные упражнения

Во время работы с детьми с Тяжелым нарушением речи очень важно применять различные дидактические приемы, которые помогут ребенку правильно изучать информацию и эффективно работать с ней. Дидактические приемы заключаются в различных видах познавательной деятельности, а именно: визуально-моторных упражнениях, звуковой деятельности, игровых уроках. Визуально-моторные упражнения помогают ребенку развивать мелкую моторику, а также формировать правильную произносительную культуру. При этом задания должны быть интересными и понятными для ребенка. Кроме того, должны быть задействованы все чувства ребенка, такие как зрение, слух, осязание и т.д.

3.2. Звуковая деятельность

Звуковая деятельность помогает развить у ребенка различные звуковые паттерны, а также улучшает понимание речи. Для этого можно использовать парные задания, сложные предложения и использовать много различных звуков.

3.4. Игровые уроки

Игровые уроки являются одним из самых важных дидактических приемов для работы с детьми с Тяжелым нарушением речи. Игры помогают ребенку понять материал и заинтересоваться его изучением. Также игры помогают формировать правильные привычки и мотивацию.

 

IV. Практические рекомендации по формированию познавательной активности у детей с Тяжелым нарушением речи

4.1. Развитие интеллекта

Для развития интеллекта необходимо задействовать методы активного восприятия, использовать технологии интерактивного обучения, а также применять познавательные игры. Для успешного усвоения материала следует использовать приемы психологического планирования, которые позволяют достичь более высокого уровня усвоения информации.

4.2. Формирование внимания и памяти

Для формирования внимания и памяти следует применять различные игры с применением психолого-педагогических приемов, прослушивание аудиозаписей, рисунков и мультимедийных презентаций. Также можно использовать различные методики познавательного обучения, где предусмотрено использование индивидуальных проектов, стандартные лабораторные работы и игровые ситуации.

4.3. Улучшение мелкой моторики

Улучшение мелкой моторики происходит путем использования конструктивных игр, различных игровых действий и упражнений с последующей оценкой их результатов. Также можно использовать различные психотерапевтические упражнения, ритмические и музыкальные игры, психофизические упражнения.

 

V. Заключение

         В данном докладе были рассмотрены дидактические приемы формирования познавательной активности у детей с Тяжелым нарушением речи. Были представлены основные приемы дидактической работы, а также практические рекомендации по их использованию в работе с детьми с Тяжелым нарушением речи.

Дидактические приемы применяются для развития интеллекта, формирования внимания и памяти, улучшения мелкой моторики и повышения уровня познавательной активности у детей с Тяжелым нарушением речи. Наличие правильного подхода позволяет достичь хороших результатов в работе с такими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль наглядных методов в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них ...

Развивающие игры – как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Развивающие игры - как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

Статья на тему: Формирование познавательной активности на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХУ ДЕТЕЙ С  ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

Роль дидактических игр в формировании познавательной активности у дошкольников с ЗПР

В статье изложена актуальные проблемы в коррекционной работе с детьми с ЗПР...

Разнообразные методы и приемы, повышающие познавательную активность при обучении детей с ОВЗ

Разнообразные методы и приемы, повышающие познавательную активность при обучении детей с ОВЗ...

Трансляция опыта в сборнике на тему формирование познавательной активности у детей школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья в условиях с требованиям ФГОС (пункт 3.5)

Трансляция опыта в сборнике на тему формирование познавательной активности у детей школьного возраста,  с ограниченными возможностями здоровья в условиях           с...

Особенности формирования познавательной активности у детей с ЗПР.

Особенности формирования познавательной активности у детей с ЗПР....