Сообщение Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно-отсталыми детьми»
статья
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценного коррекционного воспитания без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального психосоматического и сенсомоторного статуса. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_rabote_s_umstvenno-otstalymi_detmi.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439
Петродворцового района Санкт - Петербурга
Сообщение
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий
в работе с умственно-отсталыми детьми»
Подготовила и зачитала учитель
Грабарь Е.А.
19.10.17 г.
Санкт-Петербург
2017- 2018 уч. год
Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Понятие «умственно - отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Целью коррекционного воспитания для детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с нарушениями интеллекта. Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценного коррекционного воспитания без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального психосоматического и сенсомоторного статуса. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению проблем. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, конкретных условий, а также от показаний заболеваемости ребёнка. Умственно отсталый ребёнок, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей. Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе. В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить: 1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учено-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха. 2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения. 3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления. Правильно организованная двигательная активность играет большую роль в развитии и здоровье человека. Однако психика умственно-отсталого ребенка устроенна так, что его практически невозможно заставить целеноправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Воспитаннику должно быть интересно это делать не по тому, что «надо» и «полезно», а потому, что это ему нравится. Именно поэтому в нашем детском саду используются адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах: - Закаливающие процедуры. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Её цель - предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий что способствует более быстрому восприятию программного материала. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности. - Утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. - Проведение физкультминуток. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. -Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. В заключение хотелось бы отметить, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения умственно-отсталых детей приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Обучения детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагогика. Издание 3 под редакцией Пузанова. Издательский центр "Академия". Москва 2008г. 2.Основы олигофренопедагогики. Издание 2 В.М. Мозговая, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. Издательский центр "Академия". Москва 2008г. 3. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999. 5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. 6.Журнал "Начальная школа" №10, 2010г. Статья Н.Н. Давлятчина "Формирования основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий". 7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. №2. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
В статье ставится проблема поиска новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Анализируются отличительные особенности детей со сложной структурой ...
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с умственно отсталыми детьми.
Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо - речевое развитие детей, в том числе ...
«Использование сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми»
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. ...
Статья на тему:"Использование арт – терапевтических технологий в работе с умственно отсталыми детьми."
Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.Она представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и о...
Конспект семинара-практикума для педагогов. Тема: Особенности профориентационной работы с умственно отсталыми детьми.
Семинар-практикум для педагогов.Цель: Оказание методической помощи педагогам в вопросе профориентационнойработы с умственно отсталыми детьми....