Использование методики "Игровой стретчинг"в работе с умственно отсталыми детьми
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
СТРЕТЧИНГ - СИСТЕМА СТАТИЧЕСКИХ РАСТЯЖЕК
«Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение - это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела - растяжка. Растяжки - это гибкость, гибкость - это молодость, молодость - это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощенность, уверенность в себе."
Е.И.Зуев "Волшебная сила растяжки"
Многие дети поступают в наш детский дом-интернат в младшем дошкольном возрасте. У умственно отсталых детей часто отмечаются отставания в физическом развитии и моторике, пространственной организации движений.
Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний.
Проводя занятия по развитию движений, я поняла, что для детей такого возраста нужно использовать игровые приемы. Мною была внедрена и адаптирована к детям с отклонениями в развитии методика «Игровой стретчинг» автора Константиновой А.И.. Я разработала коррекционно-развивающую программу двигательной активности детей в течение всего дня и на занятиях с элементами игрового стретчинга.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Упражнения стретчинга носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д.
Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человек и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости. Данная методика применяется нами на практики несколько лет и накоплен определенный опыт организации занятий.
Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц.
Упражнения методики возникли, в основном, на базе упражнений лечебной физкультуры. Не вызывает сомнений сходство многих упражнений с асанами хатха-йоги. А так как упражнения отличаются от ЛФК и большей статикой своего выполнения, и более игровым характером, и введением элементарных, доступных детям навыков концентрация и релаксации, дыхательных упражнений, но тем не менее не могут претендовать на звание "хатха-йоги" и в силу своей упрощенности, и в силу слишком огромного понятия, вкладываемого в слово "йога" и недоступного ни физическим возможностям, ни психике детей, мы их назвали системой игрового стретчинга, считая, что присущие стретчингу растяжки могут оправдать включение наших упражнений в его систему. Упражнения на растягивание мышц широко применяются в системе массажа, самомассажа, в лечебной физкультуре, особенно для коррекции двигательных расстройств; нарушениях мышечного тонуса. Популярные упражнения стретчинга и как средство достижения релаксации. Эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы, материальные
расходы. Их можно выполнять в детских учреждениях и дома, в группах и индивидуально.
Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, снижается опасность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего oрганизма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупреждать многие заболевания, т.к. воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывается естественная сопротивляемость организма.
Сочетание динамических и статичных физических упpaжнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является, лучшим методом тренировки для выработок силы, выносливости, координации движений.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т. к. человеческое тело само по себе достаточно универсально. Самоманипулирование своим телом в медленном, а значит, безопасном ритме дает наиболее эффективные результаты. Медленные движения воздействуют на мышцы и суставы по всей их глубине. Упражнения стретчинга позволяют, почти не отнимая времени, творить чудеса. Не нужен будет ни мануальный терапевт, ни другие врачи.
Статичные упражнения стретчинга взывают не только воздействие на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма, в том числе свертываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т.д. Все это связано с изменением коркового процессов в связи с возникновением в коре головного мозга области двигательного анализатора очага возбуждения, поддерживаемого, с одной стороны, формированием волевых импульсов, с другой - возбуждениями, приходящими от работающих мышц.
Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать с 4-х лет. И очень важно заниматься с детьми дошкольного возраста, так как дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или иммитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом уроке дается новая сказка-игра, в которой дети превращается в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения.
Программа работы с детьми имеет свою специфику в зависимости от возраста, но везде учитывается объем необходимой физической нагрузки для нормального протекания физиологических процессов. Упражнения каждого занятия подбираются с учетом пропорциональной занятости всех групп мышц. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально- психические напряжения.
Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяют в короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее настроение. Форма и последовательность упражнений таковы, что если данная группа мышц недостаточно развита, упражнения попросту невозможно выполнить, т.е. само тело регулирует уровень нагрузки.
Освоение упражнений стретчинга развивает мышечное чувство, умение определять напряжение в своем теле, расслабляться. А на методах концентрации внимания и расслабления мышц целиком основаны и аутогенная тренировка, и изометрическая гимнастика, и все виды психорегуляции.
У детей исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, возникает, по определению И.П.Павлова, "мышечная радость", сознанию которой помогают вводимые в занятия элементы ритмики, игровых и современных танцев, позволяющих обучить детей культуре движения, раскованному владению своим телом, пластике жеста.
Помимо общего оздоровительного эффекта умение управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.
Система упражнений стретчинга по характеру своего подхода к оздоровлению человека ближе к восточным оздоровительным методикам, чем к традиционной западной физкультуре, основанной на культе движения, внешнего воздействия на тело, спорта как средства выражения своих достижений. Еще со времен древней Греции в этой системе преобладает дух соревнования, профессионализма, самоутверждения перед другими. В свое время религиозный культ тела древних греков сменился опять же религиозным культом уничтожения плоти у христиан. Масса крайностей в отношении культуры тела, развития его способностей осталась и у нас, от полного пренебрежения к своему телу до культуризма, от различных систем бега до увлечения медитативными техниками. Система стретчинга не отрицает различные виды спорта, но дополняет их.
Восточные оздоровительные системы учитывают саморегулирующие способности организма, как единого целого, даже при болезнях учат вначале восстанавливать нарушенное равновесие организма, его активность, нормализовывать деятельность функциональных и регулирующих систем жизненно важных органов, усиливать защитные силы организма, повышать его устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Чтобы добиться хорошего физического здоровья, надо добиться психического равновесия. В Тибете лечение начинается с перестройки мышления, формирования здоровых понятий, доброжелательного отношения к людям и окружающей среде. Чтобы сохранить здоровье, надо нормализовать внутренний гомеостаз человека, восстановить потенциал его нервной системы, жизненных сил,
Близки нам в медицине Тибета и требования к правильному положению тела человека в пространстве, осанке, при которой позвоночник всегда должен быть прямым, т.к. он является антенной, принимающей информацию из космоса. При правильном положении позвоночника восстанавливается нервная система, улучшается настроение, повышается работоспособность, нормализуется работа сердца, легких, исчезают неврозы.
Гармония движений с окружающим миром, концентрация внимания на определенных участках тела снимают нервно-мышечное напряжение и восстанавливают равновесие жизненных энергий, тело делается легким и жизнерадостным. Главные требования к движениям - плавность и ритмичность. В оздоровительных системах Китая (цигун-терапия, У-шу, Шиацу) тоже главное внимание уделяется целостности организма, как сложной саморегулирующейся системе, находящейся в динамическом равновесии с окружающей средой.
Для сохранения здоровья необходима правильная циркуляция энергии ци. Различные зажатости, искривления создают пробки в энергетических каналах или других системах физического тела. Поддержание правильной осанки, чередование движения и покоя, саморегуляция и поддержание спокойного психического состояния, познание человеком самого ce6я - непременное условия этих систем.
Система упражнений в китайских оздоровительных методиках основана на наблюдение за повадками змей, птиц, зверей. Во всех упражнениях движения плавные, чередующиеся с фазами покоя. Главный упор в упражнениях делается на гибкость позвоночника, т.к. энергия накапливается именно в нем, в области поясницы. Накопив энергию, нужно при помощи других упражнений, контроля сознания, мысли распределить ее по всему телу. Главные заповеди У-шу - спокойствие сознания, раскрепощенность тела, контроль энергии и ее упорядочение, развитие духовных способностей.
Система Шиацу считает, что организм человека обладает способностью к самовосстановлению, т.е. организм сам старается справиться с различными нарушениями в своей работе, нужно только поверить в его естественные силы, помочь мобилизовать защитные функции. А это во многом связано с работой и мышц, т.к. если мышцы сокращаются неправильно, нет должного расслабления их, возникают нарушения в костно-суставном аппарате, расстройства в кровеносных, лимфатических сосудах, нервах. Чтобы предотвратить неправильное сокращение и перегрузку мышц, рекомендуются растяжки, улучшающие кровоснабжение и питание тканей органов, энергетический тонус человека.
Йоготерапия известна практически всем, имеет массу поклонников и много популяризирующей ее литературы. Я сочла возможным включить в свою систему 3 обязательных элемента гимнастики йогов:
1. Чередование статических напряжений и расслаблений определенных участков тела.
2. Концентрация внимания на том участке тела, на который воздействует упражнение.
3. Включение упражнений на дыхание.
Освоение любого вида хореографии связано с определённой тренировкой тела. Систематические занятия танцем соразмерно развивают фигуру, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность.
Упражнения на развитие равновесия более, чем другие связаны с эмоциональным состоянием, чувством страха, тревоги, боязни. Поэтому тренировка в этих упражнениях не только освобождает детей от излишней мышечной «закрепощенности», делая их движения свободными, но и воспитывает уверенность, способность подавлять страх высоты, увеличивает порог раздражения вестибулярного аппарата.
Методика предлагаемых упражнений основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее,
оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.
Широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), метод театрализации, где педагог – режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводятся в виде сказочных путешествий ( в зоопарк, на морское дно, в лес), фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными.
Использование ритмики на занятиях обусловлено необходимостью осуществления координации недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Это связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психологическое самочувствие, совершенствованием координации движений, формированием красивой походки. Повышается уверенность в себе, коммуникативная активность, доброжелательность внимательность к другим. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями.
Здесь следует обратить внимание на индивидуальный подход: детям более спокойным – ритмическая музыка, а детям с повышенной возбудимостью – упражнения с успокаивающей лирической мелодией. Детей вялых, апатичных надо учить двигаться с полной амплитудой, предельным напряжением мышц, четко, быстро.
Во время проведения игр под музыку перед педагогом стоит задача научить воспитанников создавать музыкально-двигательный образ. Для умственно отсталых детей необходимо возбудить в них желание двигаться, когда звучит музыка. Для этого в начале целесообразно предложить им задания подражательного характера под мелодию, характерную для данного образа. Педагог должен сказать название, которое определяло бы характер движения (зайчик – подпрыгивание, лошадка – прямой галоп, кошечка – мягкий шаг).
Объясняя задание, педагог не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить – «будете двигаться», а не «бегать», «прыгать», «шагать»). Если дети неверно реагируют на данную мелодию, педагогу следует постепенно подводить их к правильному решению. Такой подход способствует преодолению скованности, стеснения, придает уверенность в своих силах.
При импровизации педагогу очень важно следить за мимикой детей. Надо, чтобы дети умели не только движением, но и выражением лица передавать настроение и характер изображаемого ими образа.
Игровой танец требует и волевого проявления, т.к. ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи, согласуя свои действия с музыкой и образом.
Рекомендуется разучивать не более 3-4 танцев в течение учебного года. При всех движениях необходимо приучать ребенка следить за правильностью занятой позы, воспитывать хорошую осанку.
Формирование движений ребенка должно производиться в строго определенной последовательности. Начинаем с головы, затем занимаемся руками, потом туловищем и ногами.
Следующий этап – совместные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом, тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой, коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. Формировать движения ребенка с его верхних отделов к нижним, от туловища по направлению к конечностям.
Основная цель данных упражнений – научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Музыкальное сопровождение используется для стимуляции двигательной и эмоциональной активности детей.
Упражнения методики стретчинга возникли, в основном, на базе упражнений лечебной физкультуры. Но их отличие от ЛФК в том, что большая статика выполнения, более игровой характер, введение элементарных, доступных детям навыков концентрации и релаксации, дыхательные упражнения.
Статичные упражнения стретчинга вызывают не только воздействие на глубинные мышцы организма, но и в том числе на свертываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т.д.
Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально-психологические напряжения.
У детей исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, возникает «мышечная радость», сознанию которой помогают вводимые в занятия элементы ритмики, игровых и современных танцев, позволяющих обучить детей культуре движения, раскованному владению своим телом, пластике жеста.
Система упражнений стретчинга по характеру своего подхода к оздоровлению человека ближе к восточным оздоровительным методикам, чем к традиционной западной физкультуре, основной на культуре движения, внешнего воздействия на тело, спорта, как средства выражения своих достижений. Система стретчинга не отрицает различные виды спорта, а дополняет их.
Главные требования к движениям – плавность и ритмичность.
Упражнения стретчинга позволяют без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т.к. воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывают естественную сопротивляемость организма.
Упражнения на развитие равновесия более, чем другие связаны с эмоциональным состоянием, чувством страха, тревоги, боязни. Поэтому тренировка в этих упражнениях не только освобождает детей от излишней мышечной «закрепощенности», делая их движения свободными, но и воспитывает уверенность, способность подавлять страх высоты, увеличивает порог раздражения вестибулярного аппарата.
Методика предлагаемых упражнений основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.
Широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), метод театрализации, где педагог – режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводятся в виде сказочных путешествий ( в зоопарк, на морское дно, в лес), фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными.
Использование ритмики на занятиях обусловлено необходимостью осуществления координации недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Это связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психологическое самочувствие, совершенствованием координации движений, формированием красивой походки. Повышается уверенность в себе, коммуникативная активность, доброжелательность внимательность к другим. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями.
Комплекс мероприятий по игровому стретчингу предусматривает:
- преодоление нарушений физического развития и моторики, пространственной организации движений;
- формирование правильной осанки;
- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера;
- поддержание устойчивости физической работоспособности на достигнутом уровне;
- развитие памяти последовательных движений и цельных двигательных комплексов, внимания к своим движениям и действия других;
- развитие умений выполнять движения по словесной инструкции.
В игровой стретчинг можно включать танцевальные игровые композиции, которые обогащают детей яркими образными движениями.
Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Очень важно обратить внимание на:
1. Сочетание общеразвивающих гимнастических упражнений с элементами народных танцев, диско, ретро, поп и т.д.
2. Введение в занятия игровых и гротесковых движений.
3. Высокая динамичность и разнообразие.
4. Большая эмоциональная насыщенность за счет высокой экспрессии движений, активной роли преподавателя на занятиях, подбора соответствующего музыкального ритма.
5. Расширение двигательных возможностей и повышение культуры движения.
6. Побуждение к эмоциональному самовыражению, двигательному творчеству.
7. Коллективный характер занятий, позволяющий совместно переживать радость движения и общения.
Здесь следует обратить внимание на индивидуальный подход: детям более спокойным – ритмическая музыка, а детям с повышенной возбудимостью – упражнения с успокаивающей лирической мелодией. Детей вялых, апатичных надо учить двигаться с полной амплитудой, предельным напряжением мышц, четко, быстро.
Во время проведения игр под музыку перед педагогом стоит задача научить воспитанников создавать музыкально-двигательный образ. Для умственно отсталых детей необходимо возбудить в них желание двигаться, когда звучит музыка. Для этого в начале целесообразно предложить им задания подражательного характера под мелодию, характерную для данного образа. Педагог должен сказать название, которое определяло бы характер движения (зайчик – подпрыгивание, лошадка – прямой галоп, кошечка – мягкий шаг).
Объясняя задание, педагог не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить – «будете двигаться», а не «бегать», «прыгать», «шагать»). Если дети неверно реагируют на данную мелодию, педагогу следует постепенно подводить их к правильному решению. Такой подход способствует преодолению скованности, стеснения, придает уверенность в своих силах.
При импровизации педагогу очень важно следить за мимикой детей. Надо, чтобы дети умели не только движением, но и выражением лица передавать настроение и характер изображаемого ими образа.
Игровой танец требует и волевого проявления, т.к. ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи, согласуя свои действия с музыкой и образом.
Рекомендуется разучивать не более 3-4 танцев в течение учебного года. При всех движениях необходимо приучать ребенка следить за правильностью занятой позы, воспитывать хорошую осанку.
Формирование движений ребенка должно производиться в строго определенной последовательности. Начинаем с головы, затем занимаемся руками, потом туловищем и ногами.
Следующий этап – совместные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом, тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой, коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. Формировать движения ребенка с его верхних отделов к нижним, от туловища по направлению к конечностям.
Основная цель данных упражнений – научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Музыкальное сопровождение используется для стимуляции двигательной и эмоциональной активности детей.
Организация проведения занятий
Занятия состоят из 3–х частей.
Цели: вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребенка, содействовать развитию физических качеств и формированию движений.
В 1 (вводной части) задача – подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. Сюда входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.
Во 2 (основной части) дети обучаются новым упражнениям, закрепляют старые. Здесь используются упражнения стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка, воспитываются физические качества ребенка. Начинается основная часть упражнениями на растяжку позвоночника. Упражнения начинаются с исходных положений. Они могут быть вертикальными или горизонтальными.
После растяжки дети садятся на коврики, сохраняя правильную осанку при сидении (спина прямая, голова приподнята, плечи опущены и слегка отведены назад). Когда дети сели, педагог начинает сюжетно-ролевую игру.
Дети учатся быстро переключать внимание, сделав упражнение, быстро садятся в позу для слушания.
На каждом занятии дети делают 9-10 упражнений на различные группы мышц. Упражнения должны чередоваться, чтобы была равномерная нагрузка на все тело ребенка. Педагог может вести счет в начале выполнения упражнения, но одновременно с музыкой, а заканчивать упражнения дети должны самостоятельно, ориентируясь только на темп и ритм музыки. Смена движений должна происходить одновременно со сменой музыки и соответствовать ее музыкально-ритмическому образу.
Время выполнения всех упражнений 9-10 минут. 1 минуту между упражнениями дети учатся сидеть прямо.
В 3 (заключительной части) занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности. Проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку, танцевальные игры, позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание.
Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем и организованно (не обязательно в строгом построении) уходят из зала.
Время проведения одного занятия для детей дошкольного возраста 30 минут, для детей младшего школьного возраста – 45 минут.
Вводная часть: младшие группы – 2-4 минуты
Средние группы – 3-5 минут
Старшие группы – 4-6 минут
Младшие школьники – 5-10 минут
Основная часть: младшие группы -15 минут
Средние группы – 20 минут
Младшие школьники – 20-25 минут.
Заключительная часть: младшие группы – 5-10 минут
Средние группы – 4-6 минут
Старшие и подготовительные группы – 4-6 минут
Младшие школьники – 5-10 минут.
Длительность каждой части занятия для умственно отсталых детей определяется педагогом совместно с врачом с учетом двигательных и интеллектуальных возможностей.
Упражнениями можно заниматься индивидуально или в группе. Обязательно учитывать возрастные особенности детей.
В своей группе я провожу занятия в чистом, проветренном помещении, где дети занимаются на ковриках.
Управление вниманием начинается с концентрации на реальных ощущениях, восприятиях (мышечных, зрительных, слуховых).
Скорректировать, усилить мышечные ощущения, удержать внимание ребенка на их осознании помогают своевременные комментарии по ходу занятия, определяющие названия ощущений, их локализацию, ассоциативный образ.
В каждом занятии обязательно сочетание динамических (разминка, танец) и статических (упражнения) форм работы мышц. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно укреплять путем растягивания и расслабления. Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц. Не следует выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц. Растягивание должно быть не резким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойство и неприятных ощущений. Движения мягкие, медленные, контролируемые телом. Работа с одними мышцами влияет на тонус других (биосвязь с мозгом).
Основные принципы занятий:
1.Наглядность, показ физических упражнений, образный рассказ, подражание, имитация известных детям движений.
2. Доступность. Обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному.
3. Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения.
4. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений.
5. Индивидуальный подход. Учет особенностей возраста, особенностей каждого ребенка.
6. Сознательность. Понимание пользы упражнения.
Требования к стретчингу:
1. При положении суставов в крайне разогнутом, согнутом, приведенном положениях – не покачиваться. Растягивать связки и мышцы только за счет статического давления.
2. Все движения должны находиться в пределах индивидуального диапазона подвижности суставов.
3. Прекратить упражнения сразу при проявлении острых болевых ощущениях.
4. Убедиться в безопасности занятия.
5. Не выполнять упражнения подряд на сходные группы мышц.
Эффективность занятия определяется показателем общего состояния ребенка в конце года, его адаптацией к нагрузке, координацией движений, тонусом мышечной системы.
Те дети, которые занимались в течение 4-х лет по методике «Игровой стретчинг» хорошо овладевают учебными навыками, когда переходят в 1-й класс. Движения их стали более скоординированными, целенаправленными. Они стали более улыбчивыми, доброжелательными к окружающим. В достаточной степени развита мелкая моторика. К концу года стало меньше обращений к психиатру. Дети стали меньше болеть соматическими заболеваниями. Они научились концентрироваться на реальных ощущениях, восприятиях. У некоторых детей снизилось эмоционально-психологическое напряжение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
В статье ставится проблема поиска новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Анализируются отличительные особенности детей со сложной структурой ...
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с умственно отсталыми детьми.
Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо - речевое развитие детей, в том числе ...
Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами
Работа с детьми – олигофренами и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...
Статья «Коррекционно – воспитательная работа с умственно – отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития по социальной адаптации в детском доме»
Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личност...
Сообщение Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно-отсталыми детьми»
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настояще...
«Использование сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми»
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. ...
Статья на тему:"Использование арт – терапевтических технологий в работе с умственно отсталыми детьми."
Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.Она представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и о...