Статья на тему:"Использование арт – терапевтических технологий в работе с умственно отсталыми детьми."
статья

Нежильченко Нина Александровна

Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.

Она представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2021.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Использование арт – терапевтических технологий в работе с умственно отсталыми детьми.

Автор: Нежильченко Нина Александровна

учитель высшей категории

ГБОУ школа №613 Московского района

 г. Санкт-Петербург

Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.

Она представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения.

Ее привлекательность объясняется тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

    Арт-терапия имеет образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.

    Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

Функциями арт-терапии являются:

1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.

2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

Применение арт-терапевтических технологий допустимо на всех возрастных этапах школьного обучения, включая подростковый возраст. Чем лучше развиты речь и мышление ребёнка, тем шире арсенал применяемых средств. Особенности развития сенсорной, двигательной сферы учитываются во вторую очередь, для обеспечения ребенка соответствующим материалом для творческой деятельности.

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

  • изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
  • имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию,;
  • музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
  • сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
  • кинезитерапия — воздействие через танцевальные движения;
  • коррекционная ритмика (воздействие движениями), хореотерапия;
  • игровая терапия и т. д.

Арттерапевтические подходы и техники зависят от возраста ребенка и особенностей его психического развития.

При работе с умственно отсталыми детьми могут быть использованы все существующие артметодики, стимулирующие развитие психики ребенка, в том числе речи, но в упрощённой, более элементарной форме. Однако даже простые задания не только развивают познавательную сферу ребенка, но и дают ему ощущение собственной значимости, ценности. Характерной особенностью работы с детьми с умственной отсталостью является то, что внешняя активность взрослого здесь гораздо выше.

А теперь немного подробнее о каждом из направлений арт-терапевтических технологий.

Коррекция средствами изобразительного искусства может быть представлена в виде игры, предполагающим несложную работу с материалом, включая использование песка, глины, наливание разных красок на лист бумаги. Это позволяет активизировать детей и развивать их сенсомоторные навыки. При этом необходимо подробнейшее предварительное знакомство с изобразительными средствами, поскольку у умственно отсталых детей при попытках работать с незнакомыми, непривычными материалами может возникнуть тревога и нужна индивидуальная помощь.

В коррекционную работу включаются темы и упражнения, направленные на развитие высших психических функций. Применяются несложные техники для совместной групповой работы, чтобы дети постепенно усваивали навыки социального взаимодействия. Для стимуляции развития воображения и высших психических функций можно использовать разнообразные  игры и упражнения: «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Виды спорта», «За столом», «Дневные события». Необходимо нарисовать или вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные события, участниками которых были дети; при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.

Словесные формы взаимодействия с ребенком в виде обсуждения его продукции и чувств, с этим связанных, возможны лишь в минимальной степени из-за неспособности детей к рефлексии. Однако необходимо предпринимать попытки такого взаимодействия, т.к. ребенок может вербализовать скрытую сильную эмоцию. Необходимо стимулировать и речевые комментарии ребенка к продуктам изобразительной деятельности.

Работа в рамках музыкотерапии имеет для этой категории детей очень большое значение. Прослушивание музыкальных произведений непосредственно воздействуют на нервно-психическую сферу, оптимизируют психовегетативные реакции. Вместе с тем пассивное прослушивание музыки как таковой у этих детей вызывает затруднения. Пассивное слушание возможно лишь при засыпании, во всех остальных случаях восприятие мелодии и ритма сопровождается мимическими движениями, отбиванием такта и пр.

Постепенно, по мере прослушивания музыки даже дети с выраженными интеллектуальными нарушениями становятся в состоянии сосредоточенно слушать ее в течение 10-15 мин, они научаются концентрировать свое внимание. Наиболее приемлема для прослушивания классическая или народная музыка, она особенно благотворно воздействует на детей, «упорядочивает» их психику. Быстрые и веселые детские песни вызывают у детей с умственной отсталостью не только подъем настроения, но и неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную активность.

Музыка может использоваться и для сопровождения изобразительной деятельности, что также повышает эффект действия средств искусства. Наличие даже выраженных двигательных нарушений не является противопоказанием к занятиям, поскольку рисовать можно как угодно и чем угодно.

Среди видов арттерапии для психологической коррекции используется кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия). По мере развития детей танцы могут усложняться и использоваться не только для развития моторики, чувства ритма, но и для совершенствования социального взаимодействия на невербальном уровне, для выработки позитивного образа собственного тела. Заниматься танцами могут дети с грубыми двигательными нарушениями, даже не передвигающиеся самостоятельно, т.к. ритмическая активность, участие в общегрупповом процессе благотворно сказывается и на их эмоциональном состоянии.

Велики возможности сказкотерапии. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Для прослушивания и обсуждения используются народные, литературные, авторские сказки. Основные способы работы со сказками:

        Использование сказки как метафоры.

        Рисование по мотивам сказки.

        «Почему герой так поступил?»

        Проигрывание эпизодов сказки.

        Использование сказки как притчи-нравоучения.

        Переделка или творческая работа по мотивам сказки.

При работе со сказками музыкотерапия и драматизация могут использоваться как вспомогательные технологии.

 Коррекция средствами драматического искусства будет использоваться с учетом речевого развития школьников. Правильно организованная коррекционная работа способствует развитию речи, обогащению словарного запаса. Она позволяет учиться невербальному выражению эмоциональных состояний, развивает психические функции, способность к коллективному взаимодействию, моторику. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и проблемы ребенка. Для детей очень важно, чтобы спектакли разыгрывались для публики. Наличие зрителей мобилизует их, повышает самооценку.

Драматизации возможны не только с помощью живых актеров, но и с помощью кукольного театра. Важно, чтобы костюмы актеров, куклы были выразительными, вызывали положительные эмоции, желание работать с ними.

Во всех случаях коррекционно-развивающая работа строится по фиксированному сценарию, поскольку возможности импровизации у детей невелики, но любая их конструктивная активность заслуживает поощрения, ее нельзя оставлять без внимания и тем более пресекать.

 Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих рас-стройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. Игротерапия направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Игра является и особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки, т.к. внимание ребенка во время игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается.

Игротерапия хороша еще и тем, что ребёнок сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости. Игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

В игротерапии применяют три основных вида игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры.

  Мы можем сделать вывод, что применение арттерапевтических технологий  в коррекционной работе позволяет получить следующие результаты:

1.        Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.

2.        Облегчает процесс коммуникации.

3.        Дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров.

4.        Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.

5.        Оказывает дополнительное влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний.

Список литературы и интенет-ресурсов:

  1. Никитин В.Н. Арт-терапия. Учебное пособие/Никтин В.Н. —М.:Когито-Центр, 2014.—460 стр., 82 илл.
  2. Аверин В.А. Психология детей и подростков-Аверин В.А.— СПб., 1994. — 379 стр.
  3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
  4. Копытин А.И. Системная арт-терапия. Спб.: Питер, 2001. 216с.
  5. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

  1. Ю. Б. Гатанов. Курс развития творческого мышления (для детей 5(6) - 8лет): методоическое руководство/Ю. Г. Гатанов.—издание 3-е.—СПб: ИМАТОН, 2013.—60 с.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов врачей и специалистов, работающих с детьми/Киселева М.В.—СПб. : Речь, 2006.— 160 стр, илл.
  3. https://varmine.ru/stati/konsultirovanie/znachenie-art-terapii-vsovremennoj-praktike-psihologa
  4. https://ru.wikipedia.org
  5. https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-detey-s-ovz/
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/03/13/monotopiya
  7. https://socsp.ru/docs/33
  8. https://5psy.ru/obrazovanie/profilaktika-podrostkovogo-suicidazanyatie-trening.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

В статье ставится проблема поиска новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Анализируются отличительные особенности детей  со сложной структурой ...

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с умственно отсталыми детьми.

Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо - речевое развитие детей, в том числе ...

Статья «Коррекционно – воспитательная работа с умственно – отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития по социальной адаптации в детском доме»

Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личност...

Сообщение Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно-отсталыми детьми»

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настояще...

«Использование сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми»

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. ...

Конспект семинара-практикума для педагогов. Тема: Особенности профориентационной работы с умственно отсталыми детьми.

Семинар-практикум для педагогов.Цель: Оказание методической помощи педагогам в вопросе профориентационнойработы с умственно отсталыми детьми....