Рабочая программа по природоведению для 5 классов
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Рабочая программа по "Природоведению" составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования авторской программы А.А. Плешакова, Н.И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_prirodovedeniyu.docx60.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


гимназия №2 города Чехова Московской области



УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии

_________ М.В.Тарасова

Приказ  № __

от «____»________2012  года


РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА


По природоведению, «Природоведение»

основное общее образование 5в, 5г классы

 Количество часов  68 часовУровень базовый

Учитель    Емельянова Людмила Леонидовна

Программа разработана на основе авторской программы  /Природоведение: программа основного общего образования по природоведению. 5 класс / (А.А. Плешаков, Н.И. Сонин)– 4- изд.- М.: Дрофа, 2009. – 8с.


Пояснительная записка.

Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования авторской программы А.А.Плешакова, Н.И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Цели и задачи курса

            Основная цель курса «Природоведение» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

        

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

        

  1. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  1. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  1. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  1. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.  

Структура программы

Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучения природы», «Вселенная», «Земля»,    «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Практические работы

Проверочные работы  

Авторская программа

Рабочая программа

Тема 1. Изучение природы

3

3

3

0

Тема 2. Вселенная

14

14

1

1

Тема 3. Земля

18

18

2

1

Тема 4. Жизнь на Земле

14

14

4

1

Тема 5. Человек на Земле. Методы изучения природы

16

16

1

1

ИТОГО

65 + 3ч резерв

65+3ч резерв

11

4

Резервное время можно использовать на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.

Гимназический компонент в планировании выделен курсивом.

       Повышенный уровень способностей учащихся гимназических классов способствует углублению изучения отдельных тем.

       В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе дополнительно выделена рубрика «Практические работы».

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих

5 класс.

В результате изучения курса природоведения ученик должен:

Знать / понимать:

  1. естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
  2. многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
  3. как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
  4. строение живой клетки (главные части);
  5. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  6. беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
  7. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  8. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  9. как человек появился на Земле (на уровне представлений);
  10. как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
  11. изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  12. важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  13. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  2. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  3. указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  4. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  1. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  2. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  3. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  4. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  5. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  6. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  7. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  8. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  9. следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  2. измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  4. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  5. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Учебно-методический комплект:

Программа

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология.  5-11 классы. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2011.

Основная литература

Базовый учебник

Плешаков А.А., Сонин Н.И.  Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.-  М.: Дрофа, 2011 г.

Методическое пособие для ученика

  1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2011.

Инструмент по отслеживанию результатов

 работы

  1. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М: Дрофа, 2003.
  2. Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс – М.: Интеллект-Центр, 2001.
  3. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Крылова О.Н. – Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. – М.: Экзамен, 2010.
  5. Парфилова Л.Д. – Контрольные и проверочные работы  по природоведению: 5 кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
  6. Парфилова Л.Д. – Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
  7. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2002.
  8. Сивоглазов В.И. и др. – Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» – М.: Дрофа, 2004.
  9. Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. “Природоведение 5 кл.” - М.: Дрофа, 2001.

Учебно-методические пособия

для учителя

  1. Захаров В.Б. и др. – Правильные ответы на вопросы учебника «Природоведения, 5 класс – М.: Дрофа, 2006.
  2. Иванова Т.В. и др. Природоведение 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Природоведение5кл.”. – М.: Дрофа, 2001.
  3.  Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград: Учитель, 2003.
  5. Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод.пособие к учебнику  А.А. Плешакова, Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2007.                            
  6. Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.
  7. Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Природоведение. 5 класс. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
  8. Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
  9. Сергеева Б.Ф. и др.  – Рабочая тетрадь  по природоведению – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  10. Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.
  11. Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002.
  12. Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

Электронные издания:

  1. Интерактивная модель Солнечной системы
  2. Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)
  3. Современные чудеса света («Новый диск»)
  4. Хочу все знать: Земля и Вселенная
  5. Хочу все знать: Растительный мир
  6. Экология
  7. 10.http://www.edu.ru/  Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.
  8. 11.http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  9. 12.http://fcior.edu.ru/  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  10. 13.http://katalog.iot.ru/index.php  Образовательные ресурсы сети Интернет – каталог
  11. 14.http://window.edu.ru/  Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  12. 15.http://rusedu.ru/  Архив учебных программ и презентаций
  13. 16.http://www.openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество Открытый класс.
  14. 17.http://univertv.ru/  Школьные уроки в видеоформате.

календарно-тематическое планирование

№ урока

п / п

№  урока      

  по теме

Тема  урока

Тип урока

Код  КЭС

Код  КПУ

Осваиваемые

Учебные действия

(умения)

  Домашнее

     задание

Дата проведения

План

Факт

Прим.

                                        Часть 1.

                                        Введение (3 час.)

        1                    

Урок 1

Науки о природе

Изучение нового

1

 1.1.

Знать: знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий.

Уметь: называть основные объекты природы. Определять различные природные процессы и явления.

Стр.6-14, в.1-4

03.09.

        2

Урок 2

Методы изучения природы Практическая работа №1

«Знакомство с оборудованием  для научных исследований»

Практическая работа №2«Выбор способа измерения: определение способа измерения величин, использование  различных единиц измерения, отбор (или конструирование) необходимых измерительных приборов"

Комбинированный

1

 1.1

Стр.15 – 20

05.09. 2012

        3

Урок 3

Практическая работа №3

«Великие естествоиспытатели»

комбинированный

Стр.21-22

(Дать определения, повторить  основные понятия на с.22)

10.09.2012

                                        Часть 2.

                                        Тема: Вселенная (14час.)

     4

Урок 1

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Изучение нового

1

1.1

Сформировать у учащихся представление о строении Вселенной, развитие взглядов на модель Вселенной, её видение в древности.

Уметь: находить в разных источниках информацию

Стр.24-25

12.09.2012

5

Урок 2

 Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею

комбинированный

1

1.1

Продолжить формировать у школьников представлений о строении Вселенной, познакомить их с системами мира Аристотеля и Птолемея.

Стр.26-28

17.09.2012

6

Урок 3

Н. Коперник, его модель Вселенной.

комбинированный

1

1.1

Познакомить учащихся с системой мира, созданной Н. Коперником; показать её отличия от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Стр.29-30

19.09.2012

7

Урок 4

Учение Джордано Бруно и Галилео Галилея.

комбинированный

1

1.1

Сформировать у учащихся представление о развитии учения Н. Коперника итальянскими учёными Дж. Бруно и Г.Галилеем.

Стр.30-32

(подготовить

сообщение)

24.09.2012

8

Урок 5

Солнечная система и её  состав. Планеты земной группы.

комбинированный

2

2.1

Дать первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении; познакомить учащихся с планетами земной группы.

Уметь: выделять существенные признаки планет земной группы

Стр.34-36

(подготовить

сообщение)

26.09.2012

9

Урок 6

Земля и её соседи.

комбинированный

2

2.1

Продолжить формировать у школьников представлений о планетах земной группы, познакомить уч-ся со спутником Земли-Луной и планетой Меркурий.

Стр.37- 38

01.10.2012

10

Урок 7

Планеты - гиганты и маленький Плутон.

Урок - игра

2

2.1

Познакомить уч-ся с планетами–гигантами, их местом в составе Солнечной системы, отличительными признаками. Дать сравнительную характеристику Юпитера и Сатурна. Познакомить уч-ся с Плутоном.

Стр.39- 42

(подготовить сообщение)

02.10.2012

11

Урок 8

Небесные тела. Астероиды и кометы. Метеоры и метеориты.

комбинированный

2

2.1

Сформировать у школьников представление об  астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы.

Знать: астероиды и кометы являются небесными телами, что космическое пространство не является пустотой, о наличие в межпланетном пространстве мелких тел и космической пыли.

Стр.43-46

15.109.2012

12

Урок 9

Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда.

Практическая работа № 4

«Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд»

комбинированный

2

2.1

Знать:Дать учащимся первоначальное представление о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде.

Записать наблюдения суточного движения Солнца и звезд.

Уметь: составлять и объяснять схему «Положение Земли в Солнечной системе

Стр.48 - 49 (Подготовить сообщение о звездах)

17.10.2012

     13

Урок 10

Многообразие звёзд.

комбинированный

2

2.1

Дать учащимся представление о звёздах, как о гигантских пылающих шарах, находящихся на очень больших расстояниях от нашей планеты, их многообразии.

Стр.50 (стихи о звездах).

22.10.2012

     14

Урок 11

Созвездия.

Комбинированный

2

2.1

Уметь:находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея, Кассиопеи.

Стр.50 - 51

24.10.2012

     15

Урок 12

Галактики.

Световой год.

Комбинированный

2

2.1

Стр.50-51

29.10.2012

     16

Урок 13

Галактики. Многообразие Галактик.

Повторения, систематизация и обобщения знаний, закрепления умений

2

2.1

Подготовить сообщения.

( повторить стр. 24 – 52; дать определения, повторить  основные понятия на стр. 52)

31.10.2012

     17

Урок 14

Контрольная работа №1.Проверочная работа по теме «Вселенная».

Урок контроля и проверки знаний и умений.

2

2.1

Знать: горные породы (магматические, осадочные, метаморфические), минералы, полезные ископаемые, месторождения.

Повторить.

05.11.2012

Часть 3.

                                        Тема: Земля (18 часов).

18

Урок 1

Как возникла Земля. Гипотезы возникновения Земли.

Формирование новых знаний.

2.1

2.1

Уметь: сравнивать различные гипотезы возникновения Земли

Стр.54-56

07.11.2012

     19

Урок 2

Современные взгляды на возникновение Земли.

Комбинированный

2.1

2.1

Знать: современные взгляды учёных на эту проблему.

Стр.57-59 (вопросы устно).

12.11.2012

     20

Урок 3

Внутреннее строение Земли.

Комбинированный

2

2.2

Уметь:объяснять по схеме внутреннее строение Земли

Стр.60

(рисунок)

14.11.2012

     21

Урок 4

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Маленькая экскурсия в мир камней.

практикум

2

2.2

Уметь: распознавать горные породы и минералы.

Составить три вопроса по  изученной теме.

26.11.2012

     22

Урок 5

Вещества и явления в окружающем мире.

Многообразиеявлений природы.

Практическая работа №5

«Описание и сравнение признаков 2-3 веществ».

Урок  применения

знаний и умений

Стр.64 - 71

28.11.2012

     23

Урок 6

 Природные явления. Землетрясения.

Комбинированный

2

2.2

Знать и понимать географические явления и процессы в литосфере

Стр.72- 74

     24

Урок 7

Вулканы и гейзеры.

Комбинированный

2

2.2

Знать и понимать географические явления и процессы в литосфере

Стр.74 -76

03.12.2012

     25

Урок 8

Суша планеты. Евразия, Африка, Австралия

Комбинированный

2

2.2

Уметь: определять материки и океаны по картам атласа

Стр. 78-80

05.12. 12

     26

Урок 9

Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида.

практикум

2

2.2

Уметь: определять материки и океаны по картам атласа

Стр. 81-84

10.12.2012

27

Урок 10

Атмосфера Земли.

практикум

2

2.5

Знать: и понимать географические явления и процессы в атмосфере

 Стр. 85-86

12.12.2012

     28

Урок 11

Погода. Климат. 

Комбинированный

2

2.5

Различать и сравнивать понятия погоды и климата

Уметь: объяснять примеры приспособления человека

к особенностям того или иного климата. Зависимость состояния  здоровья от погоды, метеорология.

Стр.86- 87

17.12.2012

      29

Урок 12

Практическая работа № 6

«Наблюдение погоды. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

практикум

Уметь: применять на практике метод наблюдения в природе

Подготовить сообщения.

19.12.2012

30

Урок 13

Ураганы. Смерчи.

комбинированный

2

2.5

Стр.88 - 90

24.12. 12

      31

Урок 14

Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.

комбинированный

2

2.4

Знать: определение понятия гидросферы и ее составных частей

Стр.91 - 92 (круговорот воды в природе)

26.12. 12

      32

Урок 15

Воды суши.

*Практическая работа.

«Подписать моря, омывающие Россию, крупнейшие реки».

Практикум

2

2.4

Стр. 93 - 96

07.01.2013

      33

Урок 16

Знакомая и незнакомая Земля

комбинированный

2

2.1

Стр. 97 -100

09.01.13

      34

Урок 17

Обобщающий урок по теме «Земля»

Повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

2

 Повторить стр.54-100

(Дать определения, повторить  основные понятия на стр.100)

14.01.2013

      35

Урок 18

 Контрольная работа №2. Проверочная работа  по теме: «Земля».

Урок контроля и проверки  знаний и  умений.

2

Контроль знаний по теме: «Земля»

Повторить.

16.01.2013

                                        Часть 4.

                                        Тема: Жизнь на Земле (14час.)

      36

Урок 1

Планета Земля. Развитие жизни на Земле.

Изучение нового

2

2.6

Знать и понимать: разнообразие растений и животных.

Стр. 102-103

21.01.2013

37

Урок 2

Животные прошлого.

*Практическая работа.

«Изучение ископаемых останков организмов».

практикум

2

2.6

Знать и понимать: разнообразие растений и животных.

Стр.104-106

23.01.2013

38

Урок 3

Живые клетки. Методы их изучения. Их строение.

*Практическая работа.

«Изучение строения клетки растения с помощью микроскопа».

практикум

2

2.6

Познакомить уч-ся с клеточным строением организмов, сформировать знания о оболочке, цитоплазме и ядре как главных частях клетки. Дать понятия «половые клетки». 

Знать: главные части клетки.

Объяснять процесс деления клетки, знать виды клеток

Стр. 107-109

28.01.2013

39

Урок 4

Большой мир маленьких клеток.

*Практическая работа.

«Рассматривание готовых микропрепаратов клеток».

практикум

2

2.6

Стр.110-112

30.01.2013

      40

Урок 5

Разнообразие живого на Земле.

Одноклеточные организмы.

*Практическая работа.

 «Изучение одноклеточных организмов».

Комбинированный

2

2.6

Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; познакомить с основными царствами живой природы.

Знать:группы царств живой природы

Стр.113-114

04.02.2013

      41

Урок 6

Многоклеточные растения и грибы.

Практическая работа №7.

«Рассматривание различных групп растений. Грибы».

Практикум

2

2.6

Познакомить уч-ся с разнообразием грибов и растений, показать их отличительные черты, роль в природе.

Стр.114 - 117

06.02.2013

      42

Урок 7

Среды обитания организмов.

Комбинированный

2

2.6

Сформировать представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред; раскрыть особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней. 

Стр.118- 119

11.02.2013

      43

Урок 8

Организмы различных сред обитания.

Практическая работа № 8.

«Знакомство с организмами различных сред обитания».

практикум

2

2.6

Уметь: определять приспособления растений и животных к среде обитания

Стр.120-122

13.02.2013

      44

Урок 9

Жизнь на разных материках.

Комбинированный

2

2.8

Знать и понимать: особенности материков и океанов.

Стр.123-128

25.02.13

      45

Урок 10

Природные зоны Земли.

Комбинированный

2

2.7

Знать и понимать: особенности природных зон.

Стр.129-132

27.02.13

      46

Урок 11

Растения различных природных зон.

Практическая работа  №9. «Особенности растений различных природных зон».

практикум

2

2.8

Знать и понимать: разнообразие растений и животных.

Стр.133-134

04.03.2013

47

Урок 12

Жизнь в морях и океанах.

*Практическая работа.

«Рассматривание коллекции влажных препаратов морских животных».

практикум

2

2.6

Знать: Мировой океан и его части, географические особенности природы морей и океанов

Стр.135-138

06.03.2013

       48

Урок 13

Обобщающий урок

«Что мы узнали о живой природе».

Обобщение знаний , закрепление умений

2

Знать и понимать: особенности живой природы.

Уметь: описывать и объяснять разнообразные явления в окружающей среде

 Повторить стр. 102 - 139

(Дать определения, повторить  основные понятия на стр.140).

11.03.2013

        49

Урок 14

Контрольная работа №3.Проверочная работа по теме: «Жизнь на Земле».

Урок контроля и проверки  знаний и  умений.

2

Контроль знаний по теме: «Жизнь на Земле»

Повторить.

13.03.2013

Часть 5.

                                        Тема: Человек на Земле (16час.)

      50

Урок 1

Как человек появился на Земле

Комбинированный

Знать и понимать: разнообразие растений и животных.

Стр.142-144

18.03.13

      51

Урок 2

Жизнь наших далеких предков.

дискуссия

Знать и понимать: разнообразие растений и животных.

Стр.145-148

20.03.13

      52

Урок 3

История географических открытий. Открытие Америки.

Комбинированный

1

Стр.149

25.03.13

      53

Урок 4

Открытие Австралии и Антарктиды.

Изучение нового

1

Знать и понимать: смысл теоретических категорий и понятий.

Стр.150-151

Подготовить сообщение.

27.03.13

      54

Урок 5

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

Урок-путешествие

1

Знать и понимать: смысл теоретических категорий и понятий.

Стр.152-153

Подготовить сообщение.

01.04.13

      55

Урок 6

Как человек изменил Землю.

Комбинированный

1

Знать и понимать: смысл теоретических категорий и понятий.

Стр.155-156

Подготовить сообщение.

03.04.13

      56

Урок 7

Три  «подарка» человека самому себе и своей планете.Практическая работа №10. «Экологические проблемы своей местности».

Комбинированный

2

2.8

Знать и понимать: особенности природы материка.

Уметь: использовать имеющиеся знания

Стр.157-159

Подготовить

сообщение.

15.04.2013

     57

Урок 8

Жизнь под угрозой.

Комбинированный

2

2.6

Знать и понимать: разнообразие растений и животных.

Уметь: использовать имеющиеся знания

Стр.161-162

Подготовить сообщение.

17.04.2013

58

Урок 9

Не станет ли Земля пустыней.

Комбинированный

2

2.6

Знать и понимать: разнообразие растений и животных.

Уметь: использовать имеющиеся знания

Стр.163-165

22.04.2013

59

Урок 10

Важнейшие экологические проблемы.

Урок -диалог

2

2.6

Знать и понимать: разнообразие растений и животных.

Уметь: использовать имеющиеся знания

Стр.156 -165

24.04.13

      60

Урок 11

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

 Практическая работа: №11. «Правила оказания первой помощи».

Комбинированный

2

2.6

Знать и понимать: разнообразие растений и животных.

Уметь: использовать имеющиеся знания

Стр.166-169

29.04.2013

      61

Урок 12

Ядовитые животные.

Комбинированный

2

2.6

Знать и понимать: разнообразие животных.

Стр.170

Подготовить сообщение.

06.05.2013

      62

Урок 13

Ядовитые растения.

Комбинированный

2

2.6

Знать и понимать: разнообразие растений.

Стр.171

Подготовить сообщение.

08.05.2013

      63

Урок 14

Первая помощь.

Комбинированный

2

2.6

Знать и понимать: разнообразие растений и животных.

Стр.169

13.05.2013

      64

Урок 15

Обобщающий урок по теме: «Человек  на Земле».

Обобщение знаний , закрепление умений

Стр. 142 - 173

15.05.2013

      65

Урок 16

Контрольная работа №4.

Проверочная работа по теме: «Человек  на Земле».

Урок контроля и проверки  знаний и  умений.

2

2.1

Повторить.

20.05.2013

      66

Обобщающий урок по теме: «Вселенная».

Обобщение знаний , закрепление умений

2

2.1

Стр.6-52

22.05.2013

      67

Обобщающий урок по теме: «Земля».

Обобщение знаний , закрепление умений

2

2.6

Знать и понимать: разнообразие растений и животных.

Стр.54-100

27.05.2013

      68

Обобщающий урок по теме: «Жизнь на Земле».

Обобщение знаний , закрепление умений

2

2.6

Знать и понимать: разнообразие растений и животных.

Стр.102 - 139

29.05.2013

График письменных работ

дата

По классам

Вид работы, ее название

Тема курса

05.09.2012

5в,5г

Практическая работа №1

«Знакомство с оборудованием  для научных исследований»

 Изучение природы

05.09.2012

5в,5г

Практическая работа №2

«Выбор способа измерения: определение способа измерения величин, использование  различных единиц измерения, отбор (или конструирование) необходимых измерительных приборов"

 Изучение природы

10.09.2012

5в,5г

Практическая работа №3

«Великие естествоиспытатели»

Изучение природы

17.10.2012

5в,5г

Практическая работа № 4

«Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд»

Вселенная

05.11.2012

5в,5г

Контрольная работа №1.

Проверочная работа по теме «Вселенная».

Вселенная

28.11.2012

5в,5г

Практическая работа № 5.

«Описание и сравнение признаков 2-3 веществ».

Земля

19.12.2012

5в,5г

Практическая работа №6

«Наблюдение погоды. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

Земля

16.01.2013

5в,5г

Контрольная работа №2.

Проверочная работа  по теме: «Земля».

Земля

06.02.2013

5в,5г

Практическая работа №7.

«Рассматривание различных групп растений. Грибы».

Жизнь на Земле

13.02.2013

5в,5г

Практическая работа № 8.

«Знакомство с организмами различных сред обитания».

Жизнь на Земле

04.03.2013

5в,5г

Практическая работа  №9.

«Особенности растений различных природных зон».

Жизнь на Земле

13.03.2013

5в,5г

Контрольная работа №3.

Проверочная работа по теме: «Жизнь на Земле».

Жизнь на Земле

15.04.2013

5в,5г

Практическая работа №10.

«Экологические проблемы своей местности».

Человек  на Земле

29.04.2013

5в,5г

Практическая работа: №11.

«Правила оказания первой помощи».

Человек  на Земле

20.05.2013

5в,5г

Контрольная работа №4.

Проверочная работа по теме: «Человек  на Земле».

Человек на Земле

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                      СОГЛАСОВАНО

 Протокол заседания                                                                                                                                                Заместитель директора по УВР

Кафедры естествознания                                                                                                                                         ________________Пошивай Т.В.

От 29.08.2012  № 1  31.08.2012 г.

Руководитель кафедры

________ Бантюкова И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению для 5 класса по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И....

Рабочая программа по природоведению 5 класс.Автор Овчарова.

Рабочая программа и тематическое планирование  составлены по  учебнику Овчаровой....

рабочая программа по природоведению 5 класс

рабочая программа по природоведению 5 класс...