Рабочая программа по природоведению для 5 класса по УМК Д.И. Трайтака
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена в соответствии с авторскими рекомендациями учебно-методического комплекта Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой . Содержание рабочей программы соответствует Федеральным образовательным стандартам , структура соответствует методическим требованиям. Данная программа апробированна в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5kl.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету «Природоведение. 5 класс», государственной программой для общеобразовательных учреждений Природоведение (естествознание), 5 класс. Авторы: Д.И. Трайтак, А.Е. Андреева из сборника «Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (авт. сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.: «Мнемозина», 2008.
Количество часов по базисному плану –70 часов из расчёта 2 часа в неделю. В план не включены экскурсии так как, в городе нет условий для их проведения: отсутствуют обсерватории, политехнический музей, метеостанция, зоопарк, ботанический сад. В рабочей программе предусмотрено одна лабораторная работа и 16 практических работ.
Базовый учебник: А.Е. Андреева Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008.
«Природоведение» является пропедевтическим курсом для дисциплин предметной области «Естествознание», изучаемых в основной образовательной школе. Этот курс обладает мощным образовательным и воспитательным потенциалом, интегрирующим начальные знания по биологии, географии, физике, астрономии, химии и экологии.
Обучающие задачи:
- Развитие у учащихся основных знаний о многообразии природных объектов и явлений, о взаимосвязи живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на природу;
- Формирование начальных знаний о методах науки;
- Развитие умений по применению усвоенных знаний и полученных навыков при решении учебных и практических задач;
- Формирование начальных исследовательских умений: проводить наблюдения, ставить простейшие опыты, осуществлять измерения, описывать полученные результаты, формулировать выводы;
- Формирование элементарных умений по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи.
Развивающие задачи:
- Развитие у учащихся интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, классифицировать, давать определения понятий;
- Развитие интереса к изучению природы, умственных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач.
Воспитательные задачи:
- Развитие у учащихся ценностного отношения к природе и своему здоровью;
- Воспитание эстетического восприятия природы;
- Формирование у школьников понимания необходимости согласовывать поведение и деятельность человека в природе с экологическими нормами и правилами;
- Развитие ответственного отношения к собственному здоровью и формирование здорового образа жизни.
В данной программе перед учащимися раскрывается новый аспект изучения природы – познание целостности и единства живой и неживой природы на основе изучения особого (биокосного) тела природы – почвы. В содержании данного учебного курса раскрыта ключевая роль почвы в жизни биосферы и человека, что особенно важно в условиях современного экологического кризиса и перехода человечества к стратегии устойчивого развития.
Содержание программы включает шесть разделов:
Разделы | Количество часов |
I. Познание природы человеком | 9 |
II. Планета Земля | 10 |
III. Многообразие природных явлений | 12 |
IV. Природная среда. Почва как среда жизни | 18 |
V. Почва – основа жизни на планете | 12 |
VI. Здоровье и безопасность жизни человека | 5 |
Повторение | 4 |
Итого | 70 |
Содержание программы.
Раздел 1
Познание природы человека (9ч.)
Как человек получает информацию о мире. Цвет как важнейшее свойство тел. Радуга. Как животные воспринимают цвет.
Звук как средство общения и получения информации. Ультразвук, инфразвук. Эхо. Примеры использования современных технологий.
Рождение научных представлений о мире. Как представляли устройство мира в древности.
Звездное небо. Созвездия. Как ориентироваться по звездам.
Науки о природе. Единство живой и неживой природы. Представления о строении веществ. Язык химии. Вещества в окружающем мире. Простые и сложные вещества. Состояния веществ.
Понятие о свойствах веществ. Смеси. Использование их человеком.
Рождение науки о почве. В.В. Докучаев – создатель учения о почве.
Практические работы:
«Знакомство со справочными пособиями, СD-энциклопедиями. Поиск информации в сети Интернет»
«Нахождение полярной звезды на ночном небе и определение некоторых созвездий Северного полушария на карте. Фотографирование области ночного неба».
«Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек»
«Ознакомление с лабораторным оборудованием и правилами его безопасного использования. Составление «Правил безопасного поведения на уроках природоведения»
Лабораторная работа: «Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов)»
Раздел 2
Планета Земля (10ч.)
Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. Земля – планета Солнечной системы.
Форма и строение Земли. Земная кора. Минералы и горные породы. Изверженные и горные породы. Известняки.
Оболочки Земли. Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Понятие о живом веществе.
Почва – особое природное тело. Строение почвы. Почвы песчаные и глинистые. Почвенные растворы. Представление о круговороте веществ и энергии.
Практические работы:
«Определение сторон света по Солнцу (компасу и часам ). «Ознакомление с образцами горных пород и минералов (по коллекции минералов) «Сравнение свойств почвы и горных пород по образцам» |
«Определение структуры почв»
Раздел 3
Многообразие природных явлений (12ч.)
Изучение природных явлений. Классификация природных явлений.
Различные физические явления. Их использование человеком. Электрические и магнитные явления в природе.
Примеры превращения веществ. Понятие о биологических явлениях.
Погодные явления. Влияние погоды на организм человека.
Выветривание горных пород. Понятие о коре выветривания. Образование отложений. Понятие о почвообразовании.
Движение воды по поверхности Земли и в почве. Испарение воды и природные явления, связанные с испарением. Почвенные капилляры. Их свойства.
Образование болот и их охрана. Образование торфа. Заболачивание почв. Эрозия почв.
Практическая работа:
«Влияние погодных условий на самочувствие человека»
Раздел 4
Природная среда. Почва как среда жизни.(18ч.)
Разнообразие живых организмов и причина его сокращения. Понятие о виде. Понятие о царствах животных. Свойства живых организмов.
Понятие о средах жизни, природной среде и экологических факторах. Примеры приспособленности организмов к условиям в различных средах. Почва как среда жизни. Распространение почв на Земле.
Практические работы:
«Знакомство с местными видами растений»
«Влияние влажности почвы на прорастание семян»
«Влияние влажности почвы на состояние растений»
|
Раздел 5
Почва – основа жизни на планете (12ч.)
Понятие о плодородии почвы. Целина и залежь. Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие и улучшающие состояние почвенного покрова. Истощение почв. Применение удобрений. Понятие о системах земледелия. Приемы выращивания культурных растений. Понятие о мелиорации. Почвозащитное земледелие. Факторы среды и земледелие.
Роль почв в биосфере. Загрязнение почв. Охрана почв.
Практическая работа:
«Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями».
Раздел 6
Здоровье и безопасность жизни человека (5ч.)
Влияние образа жизни на здоровье человека. Вредные привычки. Их влияние на организм. Борьба с ними.
Комфортные условия среды жизнедеятельности человека. Правила поведения в природе. Поведение в опасных ситуациях. Простейшие способы оказания первой помощи. Правила безопасности при работе с огнем и электроприборами.
Практические работы:
«Измерение роста и массы человека, конструирование ростомера» «Способы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи при травмах». «Неотложные меры при укусах ядовитых животных. Первая помощь при отравлении грибами и ядовитыми растениями» |
Перечень практических и лабораторных работ
1. | П/Р «Знакомство со справочными пособиями, СD-энциклопедиями. Поиск информации в сети Интернет» |
2. | П/Р «Нахождение полярной звезды на ночном небе и определение некоторых созвездий Северного полушария на карте.». |
3. | П/Р «Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек» |
4. | П/Р «Ознакомление с лабораторным оборудованием и правилами его безопасного использования. Составление «Правил безопасного поведения на уроках природоведения» |
5. | Л/Р «Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов)» Инстр. по ТБ |
6. | П/Р «Определение сторон света по Солнцу (компасу и часам ). |
7. | П/Р «Ознакомление с образцами горных пород и минералов (по коллекции минералов) |
8. | П/Р «Сравнение свойств почвы и горных пород по образцам» |
9. | П/Р «Определение структуры почв» |
10. | П/Р «Влияние погодных условий на самочувствие человека» |
11. | П/Р «Знакомство с местными видами растений» |
12. | П/Р «Влияние влажности почвы на прорастание семян» |
13. | П/Р «Влияние влажности почвы на состояние растений» |
14. | П/Р «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями». |
15. | П/Р «Измерение роста и массы человека, конструирование ростомера» |
16. | П/Р «Способы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи при травмах». |
17. | П/Р «Неотложные меры при укусах ядовитых животных . Первая помощь при отравлении грибами и ядовитыми растениями» |
|
Всего – 17, из них одна лабораторная работа |
Учебно – тематическое планирование
Всего-70ч.; в неделю 2 ч.
По плану:
Лабораторных работ -1
Практических- 16
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений (авт. сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.: «Мнемозина», 2008.
Учебник- Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008.
№ Урока п\п | № Темы урока | Название разделов и тем |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 1 2 3 4 | Раздел I. Познание природы человеком (9ч) Информация о мире. Цвет - важнейшее свойство тел. Звук – средство общения и получения информации. Рождение научных представлений о мире. Звёздное небо. Созвездия. Науки о природе. Единство живой и неживой природы. Строение вещества Язык химии. Простые и сложные вещества Разные состояния веществ. Свойства веществ. Смеси. Наука о почве. В.В. Докучаев – создатель учения о почве. Раздел II. Планета Земля (10ч) Строение Солнечной системы. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. Форма, строение. Земная кора. Минералы и горные породы. Осадочные и магматические горные породы. Оболочки Земли. Биосфера. Живое вещество. Почва – биокосное природное тело. Строение почв. Почвы песчаные и глинистые. Почвенный раствор – часть природных вод планеты. Круговорот веществ. Раздел III. Многообразие природных явлений (12ч) Изучение и классификация природных явлений. Физические природные явления и их использование человеком. Электрические и магнитные явления в природе. Превращение веществ. Биологические явления. Погодные явления. Влияние на человеческий организм. Выветривание горных пород. Кора выветривания. Образование отложений. Почвообразование. Движение воды по поверхности Земли и в почве. Испарение воды и природные явления. Почвенные капилляры, их свойства. Образование болот, их охрана. Образование торфа. Заболачивание. Эрозия почв. Раздел IV. Природная среда. Почва как среда жизни (18ч) Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Свойства живых организмов, отличающих их от тел неживой природы. Понятие о природной среде и экологических факторах. Почвенные обитатели. Жизнь животных в почве. Осенние изменения в жизни почвенных животных. Зимний «покой» в жизни почв. Весенние явления. Летняя засуха. Воздух как составная часть природной среды. Вода в почве и её роль в жизни растений. Почвы «тёплые» и «холодные». Распространение почв на земном шаре. Взаимосвязь климата и почв. Почвы тундры. Почвы таёжной зоны. Чернозёмные почвы. Луговые почвы. Солончаки и солонцы. Раздел V. Почва – основа жизни на планете (12ч) Понятие о плодородии почвы. Истощение почвы. Целина и залежь. Удобрения. Виды удобрений. Приемы выращивания культурных растений. Мелиорация. Почвозащитное земледелие. Факторы среды и земледелие. Почему необходимо беречь почву? Роль почв в биосфере. Человек на Земле. Загрязнение почв. Понятие о здоровой, больной и мёртвой почвах. Раздел VI. Здоровье и безопасность жизни человека (5ч) Влияние образа жизни на здоровье человека Помощь пострадавшему. Правила поведения в природе. Влияние факторов среды на здоровье человека. Рациональное питание. Повторение (4ч.) Планета Земля. Почва – основа жизни на планете Человек и природа Летнее задание |
ТРЕБОВАНИЮ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
- Свойства (физические и химические) тел природы;
- Основные методы изучения природы;
- Основные оболочки Земли;
- Свойства живых организмов и их отличия от тел неживой природы;
- О многообразии организмов как условия сохранения устойчивости жизни на Земле;
- Основные характеристики погоды, факторов среды, влияющих на организм человека;
- Сущность понятия «здоровый образ жизни»;
- Правила и меры по сохранению здоровья человека;
- Основные экологические проблемы своей местности и причины их возникновения;
- Редкие и охраняемые виды растений и животных;
- Правила и законы охраны природы.
Учащиеся должны уметь:
- Узнавать наиболее распространенные виды растений и животных своей местности;
- Приводить примеры физических явлений. Превращений веществ, приспособлений растений и животных к условиям среды обитания;
- Определять на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- Находить несколько созвездий Северного полушария с помощью звездной карты;
- Описывать собственные наблюдения и опыты (их цель, условия проведения и полученные результаты), формулировать выводы;
- Определять черты сходства и различия при сравнении природных объектов (не менее по 3-4 признакам);
- Описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ;
- Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- Находить определения терминов в справочной литературе;
- Кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- Следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
- Оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях
Учебно – методическое обеспечение:
1.А.Е. Андреева Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008.
2.Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.)
3.Рабочая тетрадь Андреева А.Е.) 2. Методическое пособие (Андреева Н.Д.)
4.С.В. Суматохин. «Биология/Экология: Животные». Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы
Средства обучения: таблицы, лабораторная посуда, микроскопы, гербарии, коллекции
Список литературы для учителя:
1.Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864с.
2.Вронский, В.А. Прикладная экология : уч. пос. / В.А. Вронский. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 512с.
3.Горностаев, Г.Н. Энциклопедия природы России: Насекомые /
Г.Н. Горностаев. – М.: Просвещение, 1999. – 560с.
4.Растения и животные Тамбовской области: кадастр и мониторинг. Сборник научных трудов. – Мичуринск, 2002. – 139с.
5.Реки Тамбовской области: Каталог / Под ред. Н.И. Дудника. – Тамбов, 1991 – 47с.
Список литературы для ученика:
1.Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;
2.Акимушкин И. И.Исчезнувший мир.- Смоленск, Русич, 1999.- 192 с.- («Занимательный мир»).
3.Акимушкин И.И. Проблемы этологии.- Смоленск, Русич, 1999.- 192 с.- («Занимательный мир»).
4.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) КН.1. - М: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;
5.Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М: Агропромиздат, 1991. - 336с.
6.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.-334 с.
1CD приложение к учебно-методическому комплекту
1. Биология. 1С: Репетитор.
2. Биология. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
Интернет-ресурсы
1.http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
2.http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
3.http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****
4.http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.***
Муниципальное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа№7»
рассмотрено: согласовано:
На заседании ШПОУ заместитель директора
Протокол №_________ по учебной работе
от «___»______20___г. _______________________
руководитель ШПОУ
___________________ «_____»________20_____г.
Рабочая программа
по природоведению
5 кл.
составитель:
Ковалева Галина Евгеньевна,
учитель биологии I категории
Мичуринск, 2011
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2.Содержание учебного материала.
3.Учебно – тематический план.
4.Требования к уровню подготовки учащихся.
5. Учебно – методическое обеспечение.
6.Список литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Природоведение 5 класс.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего обр...
Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)
Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программапо математике 5 класс ФГОС
Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...